СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Судомоделирование для старших школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение системой знаний, умений и навыков, необходимых в работе с чертежами и чертежными инструментами для изготовления лодок из различных материалов.

Просмотр содержимого документа
«Судомоделирование для старших школьников»





Управление образования

администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества Хвалынский» города Хвалынск Саратовской области






Принята на заседании Утверждаю:

педагогическиого совета Директор «МОУ ДО ДДТ «Хвалыснкий»

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский» ______________________ А.И.Резников

Протокол №1 от «29» июля 2020 г. Приказ №____ от «_____» __________









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПРОГРАММА

«Судомоделирование»

(техническая направленность)


Возраст учащихся: 8-18 лет

Срок реализации: 4 года





А Автор – составитель:

Лисенкова Елена Анатольевна

педагог дополнительного образования

первой квалификации

тор – составитель:

Лисенкова Елена Анатольевна

педагог дополнительного образования

первой квалификации

Автор – составитель:

Лисенкова Елена Анатольевна

педагог дополнительного образования

первой квалификации



Автор – составитель:

Рысистов Николай Федорович

педагог дополнительного образования








Хвалынск - 2020 г


  1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Судомодельный спорт – это технический вид спорта, который в настоящее время приобрел особую популярность, привлекая в свои ряды все новых и новых членов. Конструируя модель, спортсмен совершенствует свое техническое мастерство и мышление, а в процессе работы над моделью познает технологические приемы работы по металлу, дереву, пластмассам, формирует волю, глазомер, закаляется физически.

Обучающийся в теории и на практике узнает, что собой представляет закон Архимеда, что такое остойчивость корабля, прочность его узлов и деталей, технологию их изготовления. Все это является хорошим внешкольным дополнением таких предметов, как физика, математика и черчение.

Уровни освоения программы: стартовый и базовый.

Стартовый уровень предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение умений и навыков по овладению основными видами технического творчества в судомоделировании.

Базовый уровень предполагает углубленное изучение судомоделирования, формирование умений у обучающихся самостоятельно создавать творческие работы.

Продвинутый уровень предполагает углубленное изучение судомоделирования, формирование умений у обучающихся самостоятельно создавать авторские творческие работы.

Уровень определяется педагогом по итогам входной диагностики. Обучающиеся имеют возможность осваивать учебный материал на любом из трех уровней в зависимости от подготовленности, индивидуальных способностей и возможностей, личностных качеств, от результатов участия в конкурсах, выставках, фестивалях. В течение учебного года по итогам текущих диагностик и на основании результатов участия обучающегося в конкурсах, выставках, а также в коллективно-творческой жизни объединения учащиеся имеют возможность перейти на более высокий уровень обучения.

Предметом изучения является:

Овладение системой знаний, умений и навыков, необходимых в работе с чертежами и чертежными инструментами для изготовления лодок из различных материалов.

Новизна программы заключается в том, что впервые предлагается обучение детей изготовлению действующих моделей судов и кораблей в контексте разновозрастной группы, для работы в кружке и создать дух преемственности в объединении.

Актуальность программы обусловлена тем, что деятельность в объединении даёт возможность проявить себя в роли автора создаваемой модели каждому обучающемуся, способствуя развитию личности, способной к техническому самопроявлению.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ технического творчества является то, что эта программа позволяет:

новичкам, только что пришедшим заниматься судомоделированием, получать первоначальные навыки работы с инструментами, материалами и чертежами;

изготовить простейшие модели;

научиться запускать их в бассейне, доводя их до завершения, исходя из их возможностей;

получить первый опыт участия в соревнованиях – запуская модели в бассейне.

Опытным ребятам:

углубить, совершенствовать свои знания, умения, навыки, полученные на первоначальном периоде обучения.

В процессе освоения программы у обучающихся развивается кругозор, фантазия, пространственное мышление, настойчивость в решении задач. Общее техническое развитие, любовь к творческому труду, в старании и уважении к чужому труду. Практические задания способствуют развитию формированию и развитию умений и навыков, необходимых для создания собственных, эксклюзивных моделей.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, работая по данной программе, прививает детям навыки работы с чертежами и чертёжным инструментом, работе с различным столярным инструментом и слесарными то же. Работе на станочном оборудовании. Развивает кругозор, фантазию, эстетические наклонности детей. Кроме этого, она раскрывает для обучающихся мир технического творчества, приоткрывает занавес научной фантастики и научно-технического прогресса, что  в свою очередь не проходит бесследно при выборе профессии.

В основу занятий положен дифференцированный подход к обучению, предусматривающий задания постепенного усложнения в группах детей разного уровня.

Программа разработана на основе принципов: доступности, наглядности, системности, преемственности.

Форма организации деятельности преимущественно фронтальная, но  иногда групповая и индивидуальная работа,  например,  при выполнении изделий для выставок детского творчества,  коллективная творческая деятельность является одним из эффективных способов обучения.

Допускаются смешанные формы 1 и 2 года обучения, т.к. многие разделы их программ совпадают по темам, но повторяются во 2 и последующих годах обучения на более сложном уровне.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность детей. Теоретическая часть занятия компактна, включает в себя необходимую информацию по теме.

Приёмы, которые используются на учебных занятиях  - объяснительно-иллюстративные, практические, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Методы контроля: зачеты, тестирование, анкетирование, соревнования.

Подведение итогов по результатам освоения материала по программе проводится в конце каждого года обучения в форме конкурса, где проверяются и оцениваются полученные обучающимися знания и практические умения. Кроме этого, яркой результативностью программы является постоянное участие воспитанников в Городских выставках детского технического творчества.

 

Адресат программы:

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8– 18 лет.

 

Возрастные особенности обучающихся.

В 8-10 лет обучающиеся отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Доброжелательное отношение и участие старших ребят в совместных проектах вносит оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

В 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Обучающийся стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте обучающиеся склонны к творческим играм. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли наставника и, таким образом.

В 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами педагога. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

В 16-18 лет – юношеский возраст.

Обучающиеся имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но еще сохраняется неустойчивая самооценка.


Срок реализации образовательной программы - 4 модуля (4 года обучения). 

Форма обучения – очно-дистанционная. Предполагается реализация программы в очной форме, но допускается перевод очных часов в дистанционные в случае необходимости.

Формы проведения и организации занятий:

Групповые, индивидуальные, теоретические, практические, консультации, беседы, экскурсии. Из данных форм проведения занятий преобладает - индивидуальная форма, так как каждый ребёнок создает свою неповторимую модель. В некоторых случаях предполагается и коллективная форма работы, например, когда несколько обучающихся по желанию делают одну модель.

 

Режим занятий:

Занятия строятся из расчёта: в группах первого года обучения 2 раза в неделю по 2 часа или 144 часа в год, второго и последующих – 3 раза в неделю по 2 часа.

Данная программа модифицирована для учреждения дополнительного образования – МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский» в соответствии с нормативными документами

1.Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).

4. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года И 273-ФЗ.

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

6. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП. Буйлова Л.Н. - Москва, ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», 2015.

7. Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования. - Москва, ГАОУ ВО «МГПУ», АНО ДПО «Открытое образование», 2016.



Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование устойчивого интереса к техническому творчеству и судомодельному спорту, развитие мотивации к продуктивной творческой деятельности, создание условий для реализации и самореализации обучающихся.

Задачи программы:

обучающие: обучать основам технологии в разработке и изготовлении моделей, правилам соревнований по судомодельному спорту всех классов моделей.

воспитательные: оказывать содействие в формировании личности обучающихся, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, настойчивость в достижении намеченной цели.

развивающие: развивать изобретательность и устойчивость к поисковой и творческой деятельности, стремление разработать, и изготовить модель по собственному замыслу.



Планируемые результаты.

Ожидается, что в конце первого года обучения, обучающиеся должны знать:

- технику безопасности и правила работы с инструментами и приспособлениями;

- историю парусного флота;

- виды линий, разрезов, масштабы, названия углов, правила построения чертежа;

- технологию изготовления яхты;

- виды лакокрасочных материалов, способы покраски и полировки моделей;

- технологию изготовления моделей, копий и технологию обработки деталей на токарном станке;

- правила запуска и регулировки модели.

должны уметь:

- работать с рубанком, рашпилем, наждачной бумагой;

- уметь собрать модель и приготовить её к покраске;

- отформовать корпус, покрасить, и отполировать модель;

- запускать, и регулировать модели.



Ожидается, что в конце второго года обучения, обучающиеся должны знать:

- классы радиоуправляемых моделей и устройство дистанции;

- виды композитивных материалов;

- технические характеристики и изготовление винтов;

- марки двигателей;

- правила подключения и пользования аппаратурой;

- правила поведения на воде;

- правила проведения соревнований.



должны уметь:

- читать чертежи модели, выполнять расчеты;

- вносить изменения в чертеж модели;

- отформовать матрицу, корпус модели;

- выбрать соответствующие материалы;

- изготовить редуктор;

- собрать модель, заводить двигатель, запускать и управлять моделью, правильно проходить дистанцию.



Ожидается, в конце третьего года обучения, обучающиеся должны знать:

- циклы работы двигателя;

- термодинамические процессы, происходящие в двигателе;

- эффективность различных компонентов, влияющих на качество топлива;

-проектирование винта для скоростной модели с использованием компьютерной программы, расчет мощности двигателя по полученным данным;

- тактику ведения гонок, приемы быстрого старта.

должны уметь:

- снять технические характеристики с двигателя;

- составить топливо с определенными свойствами;

- работать на компьютере; - самостоятельно работать на старте; - форсировать двигатель;

- грамотно готовить модель к соревнованиям.



Ожидается, в конце четвёртого года обучения, обучающиеся должны знать:

- циклы работы двигателя;

- термодинамические процессы, происходящие в двигателе;

- эффективность различных компонентов, влияющих на качество топлива;

-проектирование винта для скоростной модели с использованием компьютерной программы, расчет мощности двигателя по полученным данным;

- тактику ведения гонок, приемы быстрого старта.



должны уметь самостоятельно:

- снять технические характеристики с двигателя;

- составить топливо с определенными свойствами;

- работать на компьютере;

- самостоятельно работать на старте;

- форсировать двигатель;

- грамотно готовить модель к соревнованиям.



Формы организации образовательного процесса

В процессе обучения по данной образовательной программе используются следующие основные методы и формы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный: беседа, рассказ, лекция;

  • репродуктивный: практические занятия;

  • интерактивный: деловые, ролевые игры, экскурсии;

  • проблемно-поисковый: анализ конкретных ситуаций;

  • игровой: соревнование, дидактические игры.


Срок освоения программы 4 года, которые делятся на четыре модуля (1, 2, 3, 4 годы обучения).

Первый модуль является вводным и направлен на первичное знакомство с основами судомоделирования. Второй - на базовую подготовку детей, третий и четвертый посвящены подготовке творческих проектов, определяются содержанием программы и должны обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе.



Уровень программы первого года обучения – стартовый, второго года обучения – базовый, третьего и четвертого года обучения – продвинутый.



Формы диагностики образовательных результатов



Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется на зачетных занятиях.

опрос (устный, письменный)

контент-анализ образовательного продукта

смотр знаний, умений и навыков



Входной контроль определяет уровень знаний, умений, навыков на начало учебного года.

Текущий контроль определяет степень усвоения обучающимся программного материала, уровень подготовленности обучающегося к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее обучение.



Форма контроля:

- индивидуальный план воспитанника, в котором фиксируются стартовые возможности, творческая результативность в течение года, краткая характеристика обучающегося на конец года.

Подведение итогов образовательной деятельности осуществляется в соответствии с системой оценки.



Оценка результатов деятельности производится по полугодиям в виде зачетных теоретических и практических занятий представлена в индивидуальной карте обучающегося.







Содержание программы



Учебный план

Первый год (модуль) обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Формы

Контроля

/аттестации

Очно

ДО


Теория

Практ.

Сам. работа

Теория

Практ


1

Вводное занятие. Охрана труда

2

2


0

0

0

Беседа

2

Материалы и инструменты

4

2

2

0

0

0

Опрос

3

Общие понятия о теории кораблестроения

4

4


0

0

0

Беседа

4

История развития судостроения

6

6


0

0

0

Беседа

5

Устройство корпуса корабля

4

4

8

0

0

0

Опрос

6

Приемы обработки древесины

10

2

8

0

0

0

Опрос

7

Изготовление корпуса корабля из дерева. Долбленый корпус. Наборный корпус

10

2

10

0

0

0

Опрос

8

Изготовление кильблоков

10


8

0

0

0

Опрос

9

Силовая установка судомодели – копии корабля

10

2

0

0

0

0

Опрос

10

Электродвигатели, используемые на судомоделях

4

4

0

0

0

0

Опрос

11

Источники питания, используемые на судомоделях

4

4

0

0

0

0

Опрос

12

Приемы изготовления деталировки для моделей-копий

20

4

16

0

0

0

Опрос

13

Доводка корпуса модели под окраску

16


16

0

0

0

Опрос

14

Методы окраски моделей

4

4

0

0

0

0

Опрос

15

Изготовление гребных винтов, рулей и других деталей

16

2

14

0

0

0

Опрос

16

Монтаж электросхем модели

4

1

3

0

0

0

Опрос

17

Приемы запуска прямоходных моделей кораблей и лодок

6

0

6

0

0

0

Соревнования


Организация и проведение соревнований

10

1

9

0

0

0

Соревнования


Итого:

144

44

100

0

0

0





Второй год (модуль) обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Формы

Контроля

/аттестации

очно

ДО


Теория

Практ.

Сам. работа

Теория

Практ


1

Вводное занятие. Охрана труда

2

2

0

0

0

0

Беседа

2

Материалы и инструменты

8

2

6

0

0

0

Опрос

3

Общие понятия о теории кораблестроения

4

4

0

0

0

0

Беседа

4

История развития судостроения

6

6

0

0

0

0

Беседа

5

Устройство корпуса корабля

4

4

0

0

0

0

Беседа

6

Приемы обработки древесины

10

2

8

0

0

0

Опрос

7

Приемы работы с пластиком

6

2

4

0

0

0

Опрос

8

Модели простейших яхт. Чемпионатные яхты. Курсовая карта

34

4

30

0

0

0

Опрос

9

ДВС для судомоделей

18

6

12

0

0

0

Опрос

10

Аппаратура радиоуправления. Устройство и принцип действия

10

2

8

0

0

0

Опрос

11

Приемы изготовления деталировки копий

34

4

30

0

0

0

Опрос

12

Радиоуправляемые глиссера

10

2

8

0

0

0

Опрос

13

Радиоуправляемые яхты

8

2

6

0

0

0

Опрос

14

Изготовление гребных винтов, рулей и других деталей

10

4

6

0

0

0

Опрос

15

Приемы запуска моделей прямоходных кораблей и подводных лодок

20

2

18

0

0

0

Опрос

16

Вождение радиоуправляемых моторных моделей

14

0

14

0

0

0

Опрос

17

Погодготовка судомоделей к соревнованиям

18

0

18

0

0

0

Соревнования


Итого:

216

48

168

0

0

0



Третий год (модуль) обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Формы

Контроля

/аттестации

очно

ДО


Теория

Практ

Сам. работа

Теория

Практ


1

Вводное занятие. Охрана труда

2

2

0

0

0

0

Беседа

2

Классификация спортивных моделей кораблей для бассейна

2

2

0

0

0

0

Опрос

3

Спортивные копии кораблей

54


50

0

0

0

Опрос

4

Радиоуправляемые глиссера ФСР-Е

36

6

30

0

0

0

Опрос

5

Специальные модели ЕХ

20

0

20

0

0

0

Опрос

6

Подводные лодки для бассейна

28

6

22

0

0

0

Опрос

7

Приемы запуска моделей прямого курса и подводных лодок в бассейне

20

0

20

0

0

0

Опрос

8

Вождение радиоуправляемых копий кораблей и глиссеров ФСР-Е

22

0

22

0

0

0

Опрос

9

Организация и проведение соревнований

32

12

20

0

0

0

Соревнования


Итого:

216

28

184

0

0

0



Четвертый год (модуль) обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Формы

Контроля

/аттестации

очно

ДО


Теория

Практ

Сам. работа

Теория

Практ


1

Вводное занятие. Охрана труда

2

2

0

0

0

0

Беседа

2

Модели – копии кораблей больших классов

40

4

36

0

0

0

Опрос

3

Модели подводных лодок

40

4

36

0

0

0

Опрос

4

Радиоуправляемые глиссера различных классов

40

4

36

0

0

0

Опрос

5

Радиоуправление, используемое на моделях

12

6

6

0

0

0

Опрос

6

Методы работы со стеклопластиком

10

2

8

0

0

0

Опрос

7

Доводка промышленных ДВС

30

4

26

0

0

0

Опрос

8

Обучение вождению радиоуправляемыми моделями

24

0

24

0

0

0

Опрос

9

Организация и проведение соревнований

18

2

16

0

0

0

Соревнования


Итого:

216

28

188

0

0

0





Содержание учебного плана



Содержание курса первого года обучения

Вводное занятие

Теория

Знакомство с новыми членами секции. Ознакомление ребят с правилами поведения в судомодельной лаборатории и требованиями по охране труда.

Судомоделизм, как технический вид спорта. Значение речного и морского флота для России. Ознакомление с порядком работы секции. Демонстрация и запуски судомоделей.

Материалы и инструменты

Теория

Ознакомление начинающих учащихся с инструментом, который им предстоит использовать в работе и местами его расположения в мастерской. Общие понятия о материалах, которые используются в судомоделизме. Стеклопластик - основной материал судомоделиста. Краски и клеи, используемые в судомоделизме. Техника безопасности при обращении с материалами.

Практика

Начальное обучение работе на настольном токарном и сверлильном станках.

3.Общие понятия о теории кораблестроения

Теория

Закон Архимеда. Водоизмещение корабля. Мореходные качества судна - плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, качкость и управляемость.

История развития судостроения и судомоделизма

Теория

История развития корабельных движителей - весло, парус, гребные колеса, винт. Развитие судостроения и его влияние на географические открытия. Развитие судомоделизма.

Устройство корпуса корабля

Теория

Терминология. Основные сечения корпуса судна. Теоретический чертеж. Понятие о прочности и конструкции корпуса. Основные детали корпуса корабля.

Приемы обработки древесины

Теория

Слоистость некоторых пород дерева и приемы обработки, а также расположение деталей на заготовках в зависимости от слоистости.

Практика

Строгание, долбление и пиление древесины. Столярные приспособления и инструмент.

Изготовление корпуса корабля из дерева

Теория

Чтение чертежей.

Практика

Изготовление шаблонов. Долбление и разборные корпуса, особенности изготовления. Приёмы работы со стамеской. Изготовление стапелей.

Изготовление кильблоков

Практика

Изготовление из оргстекла. Изготовление из дерева.

Силовая установка модели - копии корабля

Теория

Устройство дейдвудной трубы и гребного вала.

Практика

Особенности изготовления дейдвудной трубы и гребного вала. Приёмы соединения гребного вала и вала мотора. Установка в корпус модели.

Электродвигатели, используемые на судомоделях

Теория

Электродвигатели, используемые на моделях. Конструкция и принцип работы. Приёмы установки.

Источники питания, используемые на судомоделях

Теория

Устройство и принцип действия. Типы аккумуляторов.

Практика

Проведение тренировочных циклов. Установка в корпусе корабля.

Приёмы изготовления деталировки для моделей-копий

Теория

Основные цвета, применяемые для окраски кораблей и судовых устройств и средств. Практика

Начальное освоение работы с деталировкой при изготовлении своей первой модели. Основные приёмы, используемые для изготовления надстроек. Приёмы изготовления вооружения для моделей военных кораблей. Методы изготовления швартовых устройств, шлюпочных устройств и спасательных средств. Грузовые, специальные и прочие устройства. Дельные судовые вещи. Навигационное оборудование и средства связи. Отделка модели. Нанесение грузовых марок, марок углубления и тоннажных марок. Нанесение названий и других надписей.

Доводка корпуса модели под окраску

Практика

Нанесение шпатлёвки. Выравнивание поверхности. Приёмы работы со шпатлёвкой разных типов.

Методы окраски моделей

Теория

Виды красок, используемых для окраски моделей.

Практика

Методы нанесения и сушки. Монтаж трафаретов. Шлифовка поверхностей.

Изготовление гребных винтов, рулей и других деталей трансмиссии

Теория

Гребной винт. Основные технические характеристики. Виды рулей. Гельмпортовая труба, румпель, баллер. Дейдвудная труба.

Практика

11риёмы изготовления пайкой, литьём или формовкой из пластика. Методы доводки винта. Кавитация на лопастях и борьба с ней. Приёмы изготовления рулей, подруливающих устройств, гельмпортовой трубы, румпеля, баллера. дейдвудной трубы, полумуфты гребных валов.

/ 6. Монтаж электросхем модели

Теория

Простейшие электросхемы, используемые на моделях. Типы аккумуляторов и двигателей для моделей.

Практика Приёмы пайки.

Приемы запуска прямоходных моделей корабля и подводных лодок

Практика

Начальные тренировки на клубном бассейне. Настройка модели на прямой курс с помощью рулей. Временные устройства для автоматической остановки модели после прохождения дистанции. Приемы запуска моделей подводных лодок. Настройка подводных лодок для старта с позиционного положения.

Организация и проведение соревнований

Теория

Знакомство с Положением о соревнованиях. Правила участника.

Практика

Проведение Клубных соревнований на личное первенство. Подготовка наиболее талантливых членов объединения участию в соревнованиях более высокого ранга.

Содержание курса второго года обучения

В водное занятие

Теория

Знакомство с новыми членами секции. Ознакомление ребят с правилами поведения в судомодельной лаборатории и требованиями по охране труда.

Судомоделизм, как технический вид спорта. Значение речного и морского флота для России. Ознакомление с порядком работы секции. Демонстрация и запуски судомоделей.

Материалы и инструменты

Теория

Ознакомление начинающих учащихся с инструментом, который им предстоит использовать в работе и местами его расположения в мастерской. Общие понятия о материалах, которые используются в судомоделизме. Стеклопластик - основной материал судомоделиста. Краски и клеи, используемые в судомоделизме. Техника безопасности при обращении с материалами.

/ 7рактика

Начальное обучение работе на настольном токарном и сверлильном станках.

3.Общие понятия о теории кораблестроения

Теория

Закон Архимеда. Водоизмещение корабля. Мореходные качества судна плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, качкость и управляемость.

История развития судостроения и судомоделизма

Теория

История развития корабельных движителей - весло, парус, гребные колеса, винт. Развитие судостроения и его влияние на географические открытия. Развитие судомоделизма.

Устройство корпуса корабля

Теория

Терминология. Основные сечения корпуса судна. Теоретический чертеж. Понятие о прочности и конструкции корпуса. Основные детали корпуса корабля.

Приемы обработки древесины

Теория

Слоистость некоторых пород дерева и приемы обработки, а также расположение деталей на заготовках в зависимости от слоистости.

Практика

Строгание, долбление и пиление древесины. Столярные приспособления и инструмент.

Приёмы работы со стеклопластиком

Теория

Знакомство с изготовлением стеклопластиковых выклеек.

Практика

Подготовка стеклоткани. Методы и приёмы выклейки корпусных деталей. Подготовка болванки. Обработка готовых выклеек под окраску. Методы работы с листовым стеклопласти ком.

Модели простейших яхт

Теория

Чемпионатные яхты. Курсовая яхта. Типы парусов. Паруса и оснастка маломерных судов. Действие паруса. Центр парусности. Центр бокового сопротивления.

Основные термины, принятые правилами управления судна под парусом: наветренный и подветренный борт, галс, лавировка. Курсовая карта. Бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд.

Постройка ветровых яхт. Отличия в классификации яхт. Требования к классам ДЕ, ДМ, ДХ и ДТО.

Практика

Изготовление болванки и выклейка корпуса яхты. Изготовление киля и руля яхты, отливка балласта.

Монтаж в корпусе узлов крепления киля и руля. Изготовление и монтаж палубы с узлами крепления штагов, вантов и степса мачты.

Изготовление мачты и гика. Приёмы изготовления парусного вооружения. Сборка и окраска яхгы. Настройка модели на воде.

Двигатели внутреннего сгорания

Теория

Устройство и принцип работы ДВС. Знакомство с методами форсировки и конвертирования ДВС для судомоделей.

Практика

Сборка и разборка ДВС с обязательной маркировкой деталей.

Приёмы запуска и обкатки новых моторов. Методы крепления моторов на моделях. Виды топлива и присадок к нему. Охрана труда при работе с ДВС и ГСМ.

Аппаратура радиоуправления. Устройство и принцип действия

Теория

Знакомство с устройством и принципом действия. Рекомендации по построению систем дистанционного управления. Диапазоны частот, используемые в судомоделизме. Кодирование и декодирование сигналов.

Основы дистанционного управления. Резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, колебательный контур. Основные неисправности, которые возникают в используемой в клубе аппаратуре и методы их поиска и устранения. Начальное обучение работе с помощью индикатора амплитудно-частотных характеристик «ТЕСТ».

I Практика

Приёмы настройки аппаратуры на максимальную мощность.

Приёмы изготовления деталировки для моделей-копий

Теория

Основные цвета, применяемые для окраски кораблей и судовых устройств и средств. Практика

Начальное освоение работы с деталировкой при изготовлении своей первой модели. Основные приёмы, используемые для изготовления надстроек. Приёмы изготовления вооружения для моделей военных кораблей. Методы изготовления швартовых устройств, шлюпочных устройств и спасательных средств. Грузовые, специальные и прочие устройства. Дельные судовые вещи. Навигационное оборудование и средства связи. Отделка модели. Нанесение грузовых марок, марок углубления и тоннажных марок. Нанесение названий и других надписей.

Радиоуправляемые глиссера

Теория

Классификация глиссеров, участвующих в соревнованиях. Формы корпусов в зависимости от особенностей спортивного применения.

Практика

Методы изготовления корпуса скоростного глиссера. Компоновка модели. Система водяного охлаждения и отсоса воды из корпуса. Обеспечение непотопляемости модели. Монтаж силовой установки. Монтаж системы управления. Питания и выхлопа. Отделка и окраска корпуса глиссера. Наладка на воде.

Радиоуправляемы яхты

Теория

Классификация яхт, участвующих в соревнованиях. Методы компоновки систем управления в яхтах.

Практика

Изготовление шкотовой машинки и блока управления ею. Монтаж отсеков для аппаратуры и питания. Проводка и монтаж узлов управляемых типов. Сборка и окраска яхты. Наладка на воде.

Изготовление гребных винтов, рулей и других деталей трансмиссии

Теория

Гребной винт. Основные технические характеристики. Виды рулей. Гельмпортовая труба, румпель, баллер. Дейдвудная труба.

Практика

Приёмы изготовления пайкой, литьём или формовкой из пластика. Методы доводки винта. Кавитация на лопастях и борьба с ней. Приёмы изготовления рулей, подруливающих устройств, гельмпортовой трубы, румпеля, баллера, дейдвудной трубы, полумуфты гребных

Приемы запуска прямоходных моделей корабля и подводных лодок

Практика

Начальные тренировки на клубном бассейне. Настройка модели на прямой курс с помощью рулей. Временные устройства для автоматической остановки модели после прохождения дистанции. Приемы запуска моделей подводных лодок. Настройка подводных лодок для старта с позиционного положения.

Вождение радиоуправляемых моделей

Теория

Форма дистанций для радиоуправляемых моделей фигурного курса.

Практика

Начальное обучение вождению на тренажере. Приемы прохождения дистанции, обеспечивающие достижение максимального результата. Тренировки на воде. Отработка приемов запуска двигателей и их регулировка.

/ 7. Подготовка судомоделей к соревнованиям

Практика

Расконсервирование, чистка, зарядка аккумуляторов и установка аппаратуры. Пробные тренировочные запуски.

Содержание курса третьего года обучения

/. Вводное занятие

Теория

История развития судомоделизма. Макеты Петра I. Судомоделизм как спорт. Классификация моделей.

Модели копии кораблей больших классов Ф2А, Ф2В и Ф2С

Теория

Особенности конструкции, компоновка, методы получения наибольшего сходства с оригиналом.

Спортивные копии кораблей

Теория

Технические требования к спортивным копиям кораблей.

Практика

Методы изготовления корпуса и надстройки. Работа с деталировкой. Силовые и рулевые системы копий.

Радиоуправляемые глиссера ФСР-Е

Теория

Классификация глиссеров, участвующих в соревнованиях. Формы корпусов в зависимости от особенностей спортивного применения.

Практика

Методы изготовления корпуса скоростного глиссера. Компоновка модели. Системы водяного охлаждения и отсоса воды из корпуса. Обеспечение непотопляемости модели. Монтаж силовой установки. Монтаж системы управления, питания и выхлопа. Отделка и окраска корпуса глиссера. Наладка на воде.

Специальные модели ЕХ

Теория

Технические требования к моделям ЕХ.

Практика

Методы изготовления корпусов с высокой точностью хода. Приёмы запуска.

Подводные лодки для бассейна EL

Теория

Условия соревнований и технические требования к моделям EL.

Практика

Изготовление резиномоторов. Настройка и приёмы запуска моделей EL.

Приемы запуска моделей прямого курса и подводных лодок в бассейне

Теория

Условия соревнований.

Практика

Настройка прямого хода модели. Корректировка курса модели при отклонении или циркуляции. Настройка погружения и всплытия.

Вождение радиоуправляемых копии кораблей и глиссеров ФСР-Е

Практика

Форма дистанций для радиоуправляемых моделей фигурного курса. Начальное обучение вождению на тренажёре. Приёмы прохождения дистанции, обеспечивающие достижение максимального результата. Тренировки на воде. Отработка приёмов запуска двигателей и их регулировки.

Организация и проведение соревнований

Подготовка моделей к соревнованиям. Участие в чемпионатах области.

Содержание курса четвертого года обучения

Вводное занятие

Теория

Гидродинамика и модели кораблей. Сообщение об итогах работы в предыдущем учебном году, о спортивных достижениях членов объединения.

Модели - копии кораблей больших классов

Теория

Модели-копии кораблей больших классов Ф2А, Ф2В и Ф2С. Особенности конструкции. Практика

Компоновка и методы получения наибольшего сходства с оригиналом.

Модели подводных лодок

Теория

Особенности конструкции.

Практика

Компоновка и методы получения наибольшего сходства с оригиналом.

Радиоуправляемые глиссера различных классов

Теория

Классификация глиссеров, участвующих в соревнованиях. Формы корпусов в зависимости от спортивного применения.

Практика

Методы изготовления корпуса спортивного глиссера. Компоновка модели. Системы водяного охлаждения и отсоса воды из корпуса. Обеспечение непотопляемости модели. Монтаж силовой установки. Монтаж системы управления, питания и выхлопа. Отделка и окраска корпуса глиссера. Наладка на воде.

Радиоуправление, используемое на моделях

Теория

Аппаратура радиоуправления. Устройство и принцип действия. Рекомендации по построению систем дистанционного управления. Диапазоны частот, используемые в судомоделизме. Кодирование и декорирование сигналов. Основы дистанционного управления. Резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, колебательный контур.

Основные неисправности, которые возникают в используемой в клубе

аппаратуре и методы их поиска и устранения.

Практика

Начальное обучение работе с помощью индикатора амплитудно-частотных характеристик «ТЕСТ». Приемы настройки аппаратуры на максимальную мощность.

Методы работы со стеклопластиком

Теория

Свойства стеклопластика.

Практика

Приемы работы со стеклопластиком. Изготовление стеклопластиковых выклеек. Подготовка стеклоткани.

Доводка промышленных двигателей внутреннего сгорания

Теория

Устройство и принцип ДВС.

Практика

Сборка и разборка ДВС с обязательной маркировкой деталей. Методы форсировки и конвертирования ДВС для судомоделизма. Системы выхлопа и шумоглушения, применяемые на судомоделях. Изготовление специальных судомодельных двигателей, не боящихся воды. Приемы запуска и обкатки новых моторов. Методы крепления моторов на моделях. Виды топлива и присадок к нему. Техника безопасности при работе с ДВС и ГСМ.

Вождение радиоуправляемых моделей

Практика

Форма дистанций для радиоуправляемых моделей фигурного курса. Начальное обучение вождению на тренажере. Приемы прохождения дистанции, обеспечивающие достижение максимального результата. Тренировки на воде. Отработка приемов запуска двигателей и их регулировки.

Организация и проведение соревнований

Теория

Знакомство с Положением о соревнованиях. Правила участника.

Практика

Подготовка моделей к соревнованиям. Подготовка наиболее талантливых членов объединения участию в соревнованиях более высокого ранга.





II Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение программы

При работе с обучающимися используются в основном традиционные методы работы.

Обычные занятия в мастерской по изготовлению моделей иногда прерываются короткими лекциями по теме. В выходные дни проводятся тренировочные запуски моделей.

Обучающиеся принимают участие в детских конференциях и семинарах, проводящихся в МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский».

В течение учебного года каждый обучающийся выполняет не менее одной законченной работы, что позволяет судить о приобретенных навыках и полученных теоретических знаниях.

Участие в выставках, конкурсах и соревнованиях не ниже городского, районного и областного уровня с привлечением независимой судейской коллегии, позволяет наиболее объективно оценить качество законченной работы и позволяет наметить конкретные мероприятия по повышению индивидуального мастерства учащихся.

В процессе занятий в судомодельном объединении с обучающиеся приобретают в большом объеме навыки ручного труда, осваивают обработку дерева, металла, пластика и других материалов, как с помощью ручных инструментов, так и на станках.

Обмен опытом работы с коллегами производится на областных семинарах и непосредственно на собственной базе.


Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение:

- учебный кабинет; столы, стулья, демонстративная доска; компьютер, принтер; набор линеек и угольников для работы на доске; набор деревянных линеек и угольников; набор графитных карандашей; готовальня; циркуль; транспортир; ластик; бумага для черчения А3, А4, ватман, белая и цветная бумага для принтера; клей ПВА, ножницы; папка с файлами; тетрадь в клетку; белый и цветной картон; фломастеры; цветные карандаши.

Информационное обеспечение:

- информационная и справочная литература, диагностические методики для определения полученных знаний у обучающихся, наглядные тематические пособия, дидактический и раздаточный материал в соответствии с разделами программы. демонстрационные работы; схемы (геометрические фигуры, трафареты для изготовления моделей, шаблоны фигур); тематические загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, задания, конкурсы, викторины; иллюстрационный материал к тематическим занятиям; работы обучающихся.





Занятия с обучающимися проводятся в специально оборудованной мастерской, где имеются все необходимые для реализации программы обучения станки и инструменты. Испытательные и тренировочные запуски проводятся на озере рядом с городом Хвалынском и в бассейне ФОК.

Для реализации программы в объединении имеются все необходимые материалы (дерево, металл, клей, ДВС. крепеж и т.д.) и инструменты, а также сверлильные, токарные и деревообрабатывающие станки.

Методическая литература для работы объединения (журналы семи наименований, книги по теме) хранятся в шкафах в мастерской объединения.

Реализация программы предусматривает использование современных педагогических технологий:

- технология индивидуального обучения,

- технологи группового обучения,

- технология дифференцированного обучения,

- технология развивающего обучения,

- технология игровой деятельности,

- технология коллективной творческой деятельности,

- здоровье - сберегающая технология.

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения

- компьютерные технологии.

Кадровое обеспечение.

Программу могут реализовать специалисты, имеющие высшее образование или педагоги, прошедшие курсы переподготовки.

Список литературы

Литература для педагога

  1. Бибикин И.А. «Организация проведения соревнований судомоделистов» - М.; Просвещение, 2001г.

  2. Горский В.А. «Техническое конструирование» - М.; Просвещение, 2003г.

  3. Дрегалин А.М. «Азбука судомоделизма» -СПб; ООО «Издательство Полигон», 2003г.

  4. Журавлева А.П. «Что нам стоит флот построить». Патриот, 1990г.

  5. Катцер С. «Флот на ладони». Судостроение, 1980г.

  6. Колесо А.И. «Корабли и суда военно-морского флота» - м.; ВИМО РФ, 2001г.

Колотиков В.В. «Техническое моделирование и конструирование» - Просвещение, 2003г.

  1. Курти О. «Постройка моделей судов» - Л.; Судостроение, 2000г.

  2. Муравьев Б.П. «Справочник боцмана» - М.; Воениздат, 2001г.

  3. Тульянц Э.К. «Учите детей мастерить». Просвещение, 11984г.

  4. Щетанов Б.В. «Судомодельный кружок». Просвещение, 1983г.

  5. Клуб юных мореходов под редакцией Троспольского. Издательство СГУ, 1976г.

  6. Моделист-конструктор. Журнал 1955-2003гг.


Литература для детей

  1. Быховский И.А. «Петровские корабли». Судостроение, 1982г.

  2. Гроденский Г. «А разве голубые дороги бывают?». Детская литература, 1982г.

  3. Дремлюга А.И. «Юному судомоделисту». Киев, 1983г.

  4. Дыгало В. «История корабля». Изобразительное искусство, 1991г.

  5. Житков Б. «Морские истории». Приволжское издательство, 1988г.

  6. Заворотов В.А. «От идеи до модели». Просвещение, 1988г.

  7. Зверев Б.И. «Страницы военно-морской летописи России». Просвещение, 1990г.

  8. Леонтьев Е. «Ветер наполняет паруса». Физкультура и спорт, 1978г.

  9. Миль Г. «Электрические приводы для моделей». ДОСААФ, 1986г.

  10. Павлов А.П. «Твоя первая модель», ДОСААФ, 1979г.

  11. Соболев Л. «Морская душа». Рассказы.

  12. Станюкович. Морские рассказы.

  13. Чижевский Б. «Моряками становятся в море». Детская литература, 1982г.

  14. Шпаковский В.О. «Для тех, кто любит мастерить». Просвещение, 1990г.

  15. Шапиро Л.С. «Самые быстрые корабли». Судостроение, 1981г.

Оценочные материалы.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения программы. В процессе мониторинга изучаются характеристики образования детей на соответствующих уровнях изучения дополнительной общеобразовательной программы образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики. Изучение результативности работы педагога строится на основе: входной, текущей и итоговой (результат каждого периода обучения) педагогической диагностики развития каждого обучающегося. В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым по совершенствованию его индивидуальных особенностей.

С целью мониторинга умений обучающихся разработаны формы контроля УУД, проводимые в начале обучения по данной программе (Сентябрь), в сечении всего учебного года и в конце учебного года (Май). Качество УУД обучающихся оценивается по трем уровням:

 низкий – обучающиеся требуют постоянного внимания со стороны педагога, работу выполняют на репродуктивном уровне.

 средний – в большей степени работают самостоятельно, но копируют образец модели.

 высокий – обучающиеся работают самостоятельно, по собственным замыслам, вносят изменения в действие и оформление модели, креативный уровень.


Вид результата

Проверяемые результаты

Форма контроля


Предметные

Теоретические знания (в соответствии с планируемыми предметными результатами каждой ступени каждого года обучения)

опрос; самостоятельная работа; педагогическое наблюдение,

Практические знания (в соответствии с планируемыми предметными результатами каждой ступени каждого года обучения)

коллективные просмотры работ, выставки, анализ работ.




Метапредметные

Творческий (креативный) подход к решению доступных технологических задач


собеседование; педагогическое наблюдение; тестирование.

Способность к обобщению, развитие абстрактного мышления

Умение планирования своих действий и контроль за их протеканием.

Уметь оценивать результаты своей деятельности

Умение согласованно работать в группе

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия


Личностные

Мотивация занятий. Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса обучающегося.

собеседование; педагогическое наблюдение; тестирование.

Творческий потенциал ребёнка

Ответственность, упорство в достижении поставленных целей

Уровень социальной адаптивности, автономности и нравственной воспитанности


Диагностический инструментарий

Мониторинг уровня подготовки обучающихся

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский» г. Хвалынска Саратовской области

на «____»__________20___г

Объединение ____________________________________________________________________

Количество воспитанников ________________________________________________________

Количество воспитанников, принявших участие в мониторинге _________________________

№ п/п

Умения и навыки

Необходимый уровень

Повышенный уровень

Максимальный уровень

Теоретическая подготовка

1

Теоретические знания, предусмотренные программой




2

Владение специальной терминологией




Практическая подготовка

3

Практические

умения и навыки,

предусмотренные программой




4

Владение специальным оборудованием и оснащением




5

Творческие навыки




Основные общеучебные компетентности

6

Учебно-интеллектуальные

Умение решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту




7

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности.




8

Умение вести наблюдение за окружающим миром




9

Коммуникативные

Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками




10

Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений




11

Соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения




12

Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место




13

Планировать, организовывать работу, распределять учебное время




14

Аккуратно, ответственно выполнять работу




15

Соблюдения в процессе деятельности правила ТБ





Итого:





Итого в %




Педагог объединения ________________/________________________/




Диагностическая карта

мониторинга результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе

в МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский» г. Хвалынска Саратовской области

Объединение ______________________________________

Дополнительная образовательная программа _________________________________________

Год обучения _________________________ Группа № ____________________ Педагог



Фамилия, имя воспитанника


1


2


3


4


5


6


Сроки


диагностики

Показатели



1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие


Теоретическая подготовка








Теоретические знания, предусмотренные программой








Владение специальной терминологией








Практические

умения и навыки,

предусмотренные программой








Владение специальным оборудованием и оснащением








Творческие навыки








Учебно-нтеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу








Пользоваться компьютерными источниками информации








Осуществлять учебно-исследователь-скую работу








Коммуника-тивные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей








Выступать перед аудиторией








Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения








Организа-ционные

Организовывать свое рабочее (учебное) место








Планировать, организовывать работу, распределять учебное время








Аккуратно, ответственно выполнять работу








Соблюдения в процессе деятельности правила ТБ








№ ребенка

(см начало таблицы)


1


2


3


4


5


6


Учрежденческий уровень








Городской уровень








Муниципальный уровень








Региональный уровень








Всероссийский уровень








Международный уровень









Уровень развития умений и навыков.

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения

Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения.


Анализ работы объединения ____________________________________________________________________

_____________группы _______года обучения ______________учебного года

Фамилия, имя, отчество руководителя______________________________________________________


всего

чел.

из них

Возрастной состав

Год обучения

Мальчиков

Девочек

8-10 лет

11-12 лет

13-15 лет

16-18 лет

I год

II год

III год


IV год

V год и более

Начало года













Окончание I полугодия













Конец года















Ожидаемый результат (по программе) _________________________________________________________________
_________________________________________________________________


Формы проведения промежуточной аттестации (на 1 января) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Освоили первый этап обучения _________чел. (_________%)


Дата заполнения______________ Подпись руководителя__________________



Формы проведения итоговой аттестации (на 31 мая) ________________________________________________________________ __________

Освоили весь этап обучения ____________ чел. (_________%)


Дата заполнения______________ Подпись руководителя__________________


Количество часов

Цифровые показатели по

контингенту


запланировано

проведено

% подвижности

% сохранности

Групповые





индивидуальные




Выводы:___________________________________________________________________


Дата заполнения______________ Подпись руководителя__________________


Результаты вносятся в специальные формуляры – «Протокол контрольных знаний» и «Протокол аттестации обучающихся».


Протокол контрольных знаний

По программе

Ф.И.О. педагога__________________________________________

Группа обучающихся_______________________

Форма контрольного занятия _______________________________

Тема контрольного занятия ________________________________

Дата занятия _____________________________________________

Протокол аттестации обучающихся

Ф.И.О. педагога__________________________________________

Форма проведения аттестации ______________________________


№ п/п

Ф.И.О. обучающихся

Уровень усвоения программного материала

Теория

Практика

высокий

достаточ-ный

низкий

высокий

достаточ-ный

низкий

1








2









ИТОГО







Дата ___________ Подпись____________










Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Юный техник»

№ п/п

Ф.И. детей





Теоретическая подготовка ребенка

Практическая подготовка детей

Общеучебные умения и навыки детей

Освоение дополнительной образовательной программы (в баллах)

Уровень освоения

Теоретические знания

Владение специальной терминологией

Практические умения и навыки

Владение специальным оборудованием и технологиями его использования при моделировании

Творческие навыки

Учебно-интеллектуальные

Учебно-коммуникативные умения: слушать и слышать педагога и др.

Учебно-организационные умения и навыки

в полном объеме

частично

не владеет

в полном объеме

частично

не владеет

в полном объеме

частично

не владеет

в полном объеме

частично

не владеет

в полном объеме

частично

не владеет

в полном объеме

частично

не владеет



























1
























2
























3
























4
























5
























6
























7
























8
























9
























10
















































11
























12
























13
























14
























15
























Уровни освоения программы: низкий от 9 до 15 баллов;

средний от 16 до 19 баллов;

высокий от 20 до 24 баллов.







Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

Первый год обучения.

Месяц

Дата

Количество часов

Форма занятия

Название раздела, темы

Место проведения

Формы аттестации, контроля



2

Беседа. Практическое занятие.

Вводное занятие. Охрана труда

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Собеседование. Педагогическая диагностика.




2

Беседа. Практическое занятие.

Основные виды материалов, применяемые в моделировании.

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Общие понятия о теории кораблестроения

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос.



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Общие понятия о теории кораблестроения

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос.



2

Беседа. Практическое занятие.

История развития судостроения

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Собеседование.




2

Беседа. Практическое занятие.

Устройство корпуса корабля

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение



2

Беседа. Практическое занятие.

Приемы обработки древесины

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение



2

Практическое занятие.

История развития судостроения

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

Практическое занятие.

Устройство корпуса корабля

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение



2

Беседа. Практическое занятие.

Приемы обработки древесины

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Групповой опрос



2

Практическое занятие.

Изготовление корпуса корабля из дерева. Долбленый корпус. Наборный корпус

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

2

Практическое занятие.

Силовая установка судомодели – копии корабля

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

Практическое занятие.

Изготовление кильблоков

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»


Педагогическое наблюдение



2

Практическое занятие.

История развития судостроения

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение



2

Беседа. Практическое занятие.

Устройство корпуса корабля

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»


Самооценка учащихся



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Приемы обработки древесины

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Изготовление корпуса корабля из дерева. Долбленый корпус. Наборный корпус

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Изготовление кильблоков

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Силовая установка судомодели – копии корабля

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

Беседа. Практическое занятие.

Изготовление корпуса корабля из дерева. Долбленый корпус. Наборный корпус

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

Практическое занятие.

Изготовление кильблоков

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

2

Практическое занятие.

Силовая установка судомодели – копии корабля

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Самооценка учащихся



2

Практическое занятие.

Электродвигатели, используемые на судомоделях

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

Беседа. Практическое занятие.

Источники питания, используемые на судомоделях

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

2

Практическое занятие.

Приемы изготовления деталировки для моделей-копий

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Самооценка учащихся



2

2

2

Практическое занятие.

Приемы изготовления деталировки для моделей-копий

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

2

Практическое занятие.

Доводка корпуса моделей под окраску

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Приемы запуска прямоходных моделей кораблей и подводных лодок

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

Практическое занятие.

Организация и проведение соревнований

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Самооценка учащихся



2

2

Практическое занятие.

Приемы изготовления деталировки для моделей-копий

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

2

Практическое занятие.

Доводка корпуса моделей под окраску

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

Беседа. Практическое занятие.

Методы окраски моделей

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Изготовление гребных винтов, рулей и других деталей

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

Практическое занятие.

Организация и проведение соревнований

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

2

Практическое занятие.

Приемы изготовления деталировки для моделей-копий

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

2

Беседа. Практическое занятие.

Доводка корпуса моделей под окраску

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

Беседа. Практическое занятие.

Приемы запуска прямоходных моделей кораблей и подводных лодок

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

Беседа. Практическое занятие.

Организация и проведение соревнований

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

2

Беседа. Практическое занятие.

Изготовление гребных винтов, рулей и других деталей

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

Беседа. Практическое занятие.

Доводка корпуса моделей под окраску

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

2

2

Беседа. Практическое занятие.

Изготовление гребных винтов, рулей и других деталей

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

2

2

Беседа. Практическое занятие.

Монтаж электросхем моделей

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

Беседа. Практическое занятие.

Приемы запуска прямоходных моделей кораблей и подводных лодок

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




2

Практическое занятие.

Монтаж электросхем моделей

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Анализ работ



2

2

2

2

2

2


Беседа. Практическое занятие.

Приемы запуска прямоходных моделей кораблей и подводных лодок

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Опрос



2

Беседа. Практическое занятие.

Организация и проведение соревнований

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Каб «»

Педагогическое наблюдение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!