ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОД В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО С
Н.В. (Новокузнецкий
Этапы реализации проекта
1-й этап – подготовительный
- логопедическая диагностика состояния речи детей, имеющих заикание, закончивших тренировочный период.
- формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно – педагогической работы с детьми (консультации «Познакомьте своих детей с профессией журналиста», «Что мы знаем о космосе и космонавтах», привлечение родителей для сбора материала для оформления газеты)
2-этап – основной: реализация основных целей и задач проекта
- изучение литературных источников об истории освоения космоса, подбор фотографий, иллюстраций, буклетов, книг о космосе и космонавтах, выделение наиболее ярких для работы с детьми,
- составление конспектов подгрупповых занятий, бесед,
- разработка схем для составления интервью,
- рекомендации, консультации для родителей, педагогов, включенных в проектную деятельность,
- апробирование данной работы на практике,
Перспективное планирование по реализации основного этапа проекта
№ | дата | Название и содержание совместной деятельности | участники |
1. | 17.03.2016 | «Что такое творчество?» творческие профессии (поэт, писатель, художник, музыкант). Рассматривание демонстрационного материала по теме, беседа о людях, которые трудятся для издания газет, журналов. Выставка газет, журналов. | Дети, учитель-логопед |
2. | 22.03.2016 | «Журналист – профессия творческая» познакомить детей с профессией журналиста. Распределение ролей для предстоящей игры, выбор названия для газеты. Оформление бейджей. | Дети, учитель-логопед |
3. | 24.03.2016 | «Правила поведения журналиста». Закрепление правил приличия через игровое упражнение «Будем знакомы» | Дети, учитель-логопед |
4. | 29.03.2016 30.03.2016 | «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной». Обогащение словарного запаса детей: микрофон, диктофон, блокнот, видеокамера, магнитофон. Оформление блокнотов. Сюжетно – ролевая игра «Телевидение» или «Интервью» | Дети, учитель-логопед, воспитатели подготовительной группы |
5. | 31.03.2016 | «Берем интервью». Составление совместно с детьми схемы интервью. Перенос графического изображения последовательности интервью в блокноты. | Дети, учитель-логопед |
6. | 5.04.2016 – 7.04.2016 | Сюжетно-ролевая игра «Студия журналистов». | Дети, учитель-логопед, воспитатели и дети старшей группы, специалисты ДОУ (старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, педагог-психолог) |
7. | 8.04.2016 11.04.2016 | «Выпуск газеты». Оформление газеты «Синяя звезда», посвящённой Дню космонавтики. Чтение специального выпуска газеты в группе. Подведение итогов. | Дети, учитель-логопед |
3-этап – Заключительный этап
- Обобщение опыта
Сюжетно-ролевая игра «Студия журналистов».
Цель:
- закрепление речевых навыков речи без запинок вне кабинета;
- развитие внимание, память, интеллектуальные и творческие способности;
- воспитание культуры общения и поведения;
- формирование начальных представлений о профессии журналиста.
Правила поведения: Задавать следующий вопрос можно только после того, как вы получили ответ на предыдущий по схеме – интервью (улыбнуться, представиться, задать вопросы из интересующей вас области, поблагодарить за ответ).
Игровые действия: Участники игры распределяют роли: корреспондент газеты «Синяя звезда» - ребенок с заиканием, ассистент – он работает с микрофоном, фоторепортер – осуществляет фотосъемку, секретарь (учитель – логопед) – ведет запись текста интервью. После распределения ролей участники игры оправляются за материалом для специального выпуска газеты, посвященного «Дню космонавтики». Журналисты берут интервью у музыкального руководителя в музыкальном зале, в кабинете старшего воспитателя, педагога дополнительного образования, педагога – психолога, других сотрудников детского сада и у детей старшей группы, получают ответы на свои вопросы, а также, какаю – то интересную информацию о космосе (заранее подготовленные стихи, загадки, фотографии и т. д.). После того как в журналистов поиграли все дети, они делятся своей информацией с другими участниками игры и решают, что из собранного материала попадет на полосы газеты.
Оборудование: Блокноты со схемой интервью, микрофон, фотоаппарат, ручки, карандаши, атрибуты (синие галстуки для участников игры, бейджи с именами).
Ход игры:
Дети заходят в кабинет логопеда.
Учитель - логопед: Мы сегодня не просто ребята, мы - сотрудники газеты “Синяя звезда”. На груди у каждого из вас – таблички. Это бейджики – визитные карточки. Мы пришли на работу в редакцию газеты. Начался рабочий день.
Представьтесь друг другу.
-Я – Даша, корреспондент газеты.
- Я – Лиза, фотокорреспондент газеты.
- Я – Саша, ассистент.
А я – Наталья Васильевна, секретарь газеты.
- Уважаемые коллеги, прошу занять свои рабочие места. Начинаем планерку. Так называется утреннее совещание, на котором мы будем говорить о наших ближайших планах.
Наша газета новая, молодая. Мы с вами готовим к выпуску первый номер газеты “Синяя звезда”, посвященный «Дню космонавтики».
Мы с вами уже начали собирать материал о космосе, предлагаю вам сейчас пообщаться с сотрудниками нашего детского сада, детьми, задать им вопросы, что-то уточнить для себя, а фотографу - сделать новые фотоснимки.
«Журналисты» приходят к одному из сотрудников детского сада и берут у него интервью, использую примерную схему:
- Здравствуйте, меня зовут Даша, я корреспондент газеты “Синяя звезда”, разрешите задать вам несколько вопросов?
…
- Совсем скоро мы будем отмечать «День космонавтики», а вы знаете кто был первым космонавтом?
…
- Какие животные летами в космос до человека?
…
- Какие планеты солнечной системы вы знаете?
…
- Как называется спутник планеты земля?
…
- Каким должен быть настоящий космонавт?
…
- Вы бы хотели побывать в космосе?
…
- На какой планете?
…
- Большое спасибо за ваши ответы, до свидания.
Вернувшись в кабинет логопеда дети делятся собранной.
Анализ итогов реализации данного проекта позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения речевой и коммуникативной компетентности дошкольников с заиканием.