СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Студентоцентрированное образование как основополагающий принцип болонских реформ в высшей школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происходящее изменение парадигмы образования предполагает переход к ориентированному на результаты  студентоцентрированному подходу, в котором результаты обучения играют основную роль и становятся главным итогом образовательного процесса для студента с точки зрения знания, понимания и способностей, а не на средства и методы обучения, которые используют преподаватели для достижения этих результатов.

Просмотр содержимого документа
«Студентоцентрированное образование как основополагающий принцип болонских реформ в высшей школе»

СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП БОЛОНСКИХ РЕФОРМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ


Студентоцентрированное обучение - основополагающий принцип болонских реформ в высшем образовании, предполагающий смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания на учение как активную образовательную деятельность студента. Роль преподавателя становится направляющей на достижение конкретных, четко поставленных целей и сопровождающей для приобретения определенных компетенций.

Происходящее изменение парадигмы образования предполагает переход к ориентированному на результаты студентоцентрированному подходу, в котором результаты обучения играют основную роль и становятся главным итогом образовательного процесса для студента с точки зрения знания, понимания и способностей, а не на средства и методы обучения, которые используют преподаватели для достижения этих результатов.

Лондонское Коммюнике 2007 года содержит первое упоминание «студентоцентрированного обучения, базирующегося на результатах». Традиционные программы, ориентированные на входные факторы, оказались слишком сфокусированными на преподавателе вместо студента. Изменение фокуса связано с потребностью улучшения учебных программ, а также с при-знанием того факта, что более эффективные и разнообразные стили обучения идут на пользу студентам.

Слайд 1: Болонский процесс: взгляд в будущее

Обратите внимание на слайд, что ожидает нас к 2020 году, т.е через пару лет

Однако результаты обучения не являются решением всех академических проблем, их следует рассматривать как часть набора инструментов, которые в совокупности и при правильном применении могут привести к позитивны изменениям. Результаты обучения вносят свой вклад в различные уровни и аспекты образования. Это не просто прием описания учебной программы, но и способ информирования о внешних опорных точках на региональном, национальном и международном уровнях. Студентоцентрированное обучение поможет студентам сформировать компетенции, необходимые им на меняющемся рынке труда, и позволят стать активными и ответственными гражданами.

Слайд 2:

В отчёте «Тенденции 2010: Десять лет перемен в Европейском Высшем Образовании» описаны следующие тенденции, связанные с введением студентоцентрированного обучения.

• Существует смещение акцентов от преподавателя и того, что преподается, к учащемуся и тому, что изучается.

• Студентоцентрированный подход к обучению включает в себя различные отношения между учителем и учащимся, в силу чего учитель становится помощником (т.е фасилитатором), где ответственность за обучение совместная, и процесс обучения обсуждается.

• Учащиеся рассматриваются как личности – учитывается их опыт, особенности, способности восприятия, интересы и потребности.

• Учащиеся «конструируют» свое собственное содержание посредством активного обучения, рефлексии, а так же посредством находок и открытий.

• Зачастую акцентируется межпредметность с целью достижения более высокого уровня базовых умений и знаний.

• Студент вовлечен в процесс выбора того, что изучать.

• Студентоцентрированное обучение больше ориентируется на результаты, чем на входные факторы.

• Процесс обучения является не только передачей знаний, но и более глубоким пониманием и формированием критического мышления.

• Студентоцентрированный подход способствует развитию смешанных обучающих моделей, где обучение предполагается в течение всей жизни.


Однако студентоцентрированный и учительцентрированный подходы, не обязательно взаимно исключаемые, в большинстве случаев обучение проходит где-то вдоль этого континуума. Важно подчеркнуть, что студентоцентрированный подход не отрицает и не умаляет роль учителя, а изменяет как роль учителя, так и роль ученика. В ходе мониторинга Болонского процесса В.И. Байденко и Н.А. Селезнева определили понятие студентоцентрированного образования в свете компетентностного подхода.

Слайд3

Студентоцентрированное образование - основополагающий принцип болонских реформ в высшем образовании, предполагающий смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания (как основной роли профессорско-преподавательского состава в «трансляции» знаний) на учение как активную образовательную деятельность студента.

Смещение акцента на результаты образования делает студента центральной фигурой образовательного процесса, а его интересы и образовательные потребности – основой для формирования профессионально-образовательной программы. Образовательный процесс, ориентированный на студента, все в большей степени определяется тем, чего хотят достичь обучающиеся. Студент обретает большую самостоятельность в выборе путей освоения учебного материала. Реформирование учебных программ должно обеспечить возможность высококачественных, гибких и индивидуализированных образовательных траекторий.

Слайд 4,5 Право студентов

Признаками студентоцентрированного подхода являются: учет личностных особенностей и потребностей студентов, акцент на самостоятельную

деятельность и рефлексию, повышение личной ответственности за результаты обучения. Основным инструментом этого подхода является деятельностный тип

обучения. Подобное смещение акцентов в образовательном процессе, как было ранее сказано, должно повлечь за собой развитие методического, организационного и технологического обеспечения, а также изменение роли

преподавателя.

Наряду с сохранением своего прежнего ролевого статуса преподаватель призван обеспечить более высокие уровни консультирования и мотивации обучающихся в том, что относится к критическому отбору информации, ее источников, организации адекватных учебных ситуаций, ликвидации выявленных пробелов. Преподаватель в возрастающей мере реализует новую функцию руководителя и консультанта студента в деле приобретения им тех или иных компетенций, становится систематизатором знаний и куратором студентов. В свою очередь образовательный процесс потребует от студентов большей степени вовлеченности, развития своих умений работать с оригинальной информацией, пользоваться разнообразными формами доступа к информации и ее оценке. Современный «студентоцентрированный» подход к управлению образовательным процессом предполагает также формирование партнерских отношений со студентом, поскольку резко повышается самоактуализация студента как будущего профессионала не только в процессе обучения, но и в процессе контроля его результатов. Такие отношения должны характеризоваться ясностью и прозрачностью требований, как к уровню учебных достижений, так и к процедурам контроля, а также наличием «обратной связи» со студентом, доступностью результатов и их анализа для всех заинтересованных сторон. В студентоцентрированном образовательном процессе акценты смещаются с преподавания учебного предмета на активную образовательную деятельность студента, что предполагает использование субъектно-деятельностных образовательных технологий, умение студента самостоятельно оценить успех или неуспех процесса своего образования, вовремя провести коррекцию. Самостоятельность, адекватная самооценка, стремление к самореализации в учебном труде, восхождение к «Я-идеальное», «Я-профессиональное» должны сформировать гражданские качества студента, которые становятся одним из главных итогов образовательного процесса и для молодого специалиста, и для общества.

Слайд 6

Исходя из сказанного, реализация принципа студентоцентрированного обучения предполагает оптимальным такой способ проектирования и организации образовательного процесса, при котором:

- основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых;

- преподаватель выступает в роли педагога менеджера, а не транслятора учебной информации;

- информация используется как средство организации деятельности, а не цель обучения;

- обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Болонский Процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.

2. Болонский процесс: Глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. д-а пед. наук,

профессора В.И. Байденко и д-а тех. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

3. Сазонова З.С., Сидякина Н.Ю. Подготовка менеджеров высоких технологий: студентоцентрированный подход // Высшее образование в России. 2010. № 4. С. 27-33.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!