СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока "Орфоэпия" 5 класс Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет дать понятие «орфоэпии» и « орфоэпической нормы», научиться работать с орфоэпическим словарём. В процессе работы на уроке при данных видах деятельности обучающиеся начнут правильно произносить слова.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока "Орфоэпия" 5 класс Русский язык»


Сценарный план урока русского языка «Орфоэпия» в 5классе




Подготовила Антонова Марина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Солдатская средняя

общеобразовательная школа» Горшеченского района













2016 г

Сценарный план урока по русскому языку в 5 классе по теме «Орфоэпия»

(с использованием орфоэпического словаря)


Данный урок составлен по учебнику « Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова и др. 2015 г.

Цели урока:

  1. Дать понятие «Орфоэпии» и « орфоэпической нормы».

  2. Развить понятие «орфоэпия» и предмет её изучения.

  3. Знакомство с орфоэпическими словарями.

  4. Развитие орфоэпических навыков.

  5. Научиться работать с орфоэпическим словарём.

  6. Научиться правильно произносить слова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с разделами науки о русском языке.

Двигаться дальше мы не можем без проверки домашнего задания, давайте проверим правильность выполнения упр. 313, с которым вы работали дома ( на доске заранее выполнено задание одним из учеников, остальные проверяют и оценивают его работу. На доске записаны предложения с иноязычными словами, произношение которых регулируется орфоэпическими нормами.)( см. приложение №2 , слайд №1).

2.Переход к теме урока.

-Ребята, выполняя это упражнение, вы обратили внимание на то, что произношение данных слов указано на полях учебника? Как вы думаете, почему? ( ученики высказывают свои версии, основная из них – произношение данных слов не всем известно).

-А как вы думаете. Какой раздел науки о языке может рассматривать правильность произношения слов? (фонетика?)

Давайте это узнаем, решив ребус ( на доске появляется ребус, в котором зашифровано слово « орфоэпия») см. приложение №1.

Сейчас давайте запишем в тетрадях число и новую тему, слово из нашего ребуса, а пока вы пишите, подумайте о том, что может обозначать этот термин ( ученики дают свои версии, но правильной среди них нет).

-Давайте прочитаем правильное определение этого термина. Внимание на экран ( на слайде появляется термин и определение) см. приложение №2 – слайд 2). Запишите в тетрадь определение « Орфоэпия».

3. Целеполагание.

Сейчас нам нужно определить с вами цели нашего урока , подумайте и скажите, что нам нужно научиться сегодня делать? ( на доске на листе написаны несколько предполагаемых целей урока, ученики выделяют главные из них ( см. приложение№ 1)).

4. Самоопределение.

В соответствии с выбранными целями, мы должны определить « шаги», которые помогут нам освоить новую тему ( ученики высказывают предположения, корректируемые учителем, и преступают к выполнению заданий).

5. Знакомство с теоретическим материалом учебника.

-Чтение, обсуждение теории из параграфа 62 ( чтение диалога).

-Скажите, о каких орфоэпических нормах мы уже сегодня говорили в начале урока? ( слайд №3, см. приложение№2 ) Какие нормы стали для нас новыми? ( слайд №4, см. приложение№ 2 ). Запишите в тетрадь по 2 примера.

6. Знакомство с орфоэпическими словарями.

- К сожалению, часто мы не знаем, как правильно произносить слово, особенно иноязычное, поэтому существуют специальные словари, орфоэпические словари, в которых указано как произносить то или иное слово, не нужно стесняться заглядывать в них ( учитель демонстрирует несколько словарей, имеющихся в школьной библиотеке). В нашем с вами учебнике тоже есть орфоэпический словарик, он находится на стр. 173- 174, откройте его.

- Внимательно рассмотрите словарную статью из орфоэпического словаря. Обратите внимание на пометы около слов ( учитель объясняет значение помет). Запишите в тетрадь для примера одну словарную статью с пометами ( ученики записывают одну статью).

7. Первичное закрепление ( упр. 316).

Давайте воспользуемся словариком из учебника и выполним с его помощью упр. 316, комментированное письмо по цепочке ( каждый ученик имеет возможность проверить свои знания, учитель корректирует работу на местах).

8. Физкультминутка.

9.Работа в группах по индивидуальным карточкам.

Ну вот теперь вы готовы с серьёзной самостоятельной работе, мы разделимся на 2 группы. Каждая из групп получит индивидуальное задание. Ваша задача будет состоять в том, чтобы выявить правильность произношения указанных слов , используя при необходимости орфоэпический словарь, составить с этими словами предложения ( см. слайд №5 приложение №2). Время на работу ограничено. По моему сигналу группы обменяются карточками и проверят правильность выполнения задания друг у друга( учитель раздаёт карточки и словари. Ученики начинают работать )( см. приложение № 1).

10. Взаимопроверка работы в группах. Оценивается не только правильность выполнения задания. Но и умение оценить работу другой группы, оригинальность составленных предложений.

11.Словарная работа.

А сейчас настало время для словарной работы. На стр.145 в рамочке представлены слова с непроверяемыми безударными гласными, запишите их в свои словарики и запомните их написание.

12. Рефлексия.

Вот и подходит к концу наш урок, мысленно вернитесь назад. Подумайте, достигли ли мы целей. Которые поставили перед собой в начале урока. Все ли « шаги» мы сделали верно? ( ученики анализируют работу на уроке и приходят к выводу, что все цели достигнуты и « шаги» были определены верно) ( см. слайд №6 приложение№ 2).

13.Подведение итогов урока и выставление оценок.

14. Объяснение домашнего задания ( упр. 319)

Всем спасибо за интересный урок, вы все хорошо потрудились, узнали много нового на уроке и обогатили свой багаж знаний. Надеюсь, что теперь вы все слова будете произносить правильно. До свидания.





















ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1.



А-О РЭП и Я

( орфоэпия)



КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

Баловать, банты, звонит, свекла, скучный, облегчит, квартал, каталог, конечно, торты, щавель, пустячный.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Слайд №1.

Слайд № 2



Слайд №3






Слайд №4




Слайд №5






Слайд №6





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!