СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия "Кубанская казачья ярмарка" для учащихся 1-11 классов

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия "Кубанская казачья ярмарка" для учащихся 1- 11 классов

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия "Кубанская казачья ярмарка" для учащихся 1-11 классов»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА 

КУБАНСКАЯ КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА 


Девочка – ведущая (в казачьем костюме): - Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу Кубанскую казачью ярмарку! 

Мальчик – ведущий (в казачьем костюме): - В старину, у нас, на Кубани, очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! 

Ведущая: Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими. 

Ведущий: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во рам Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки. 

Ведущая: На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! 

Ведущий: Хотите побывать на старинной казачьей ярмарке? 
(Зрители отвечают хором «Да»!) 

Ведущий: Тогда, Зазывала – собирай народ! 

Зазывала (мальчик в костюме балаганного Петрушки): 
   Гости желанные, званные и незваные! 
   Худые и тучные, весёлые и скучные! 
   Все скорей спешите к нам! 
   Рады всяким мы гостям! 

Ведущий и ведущая (вместе): Народ собирается, ярмарка открывается! 

1-й лотошник: Есть на ярмарке игрушки, 
Расписные погремушки! 

2-й лотошник: Есть ватрушки, бублики, 
Приготовьте рублики! 

3-й лотошник: Предлагаю свой товар, 
Не за рубль, не за два! 
Отдаю за добру сказку, 
За весёлую присказку! 

Девочка – казачка: А частушки подойдут? 

3-й лотошник: Запевай, послушаем! 

Частушки
Девочка – казачка
Я сидела на окошке, 
Ехал милый мой на кошке! 
Стал к окошку подъезжать, 
Не смог кошку удержать! 


На болоте, на снегу, 
Укусил комар блоху! 
Сидит заяц на берёзе 
Умирает со смеху! 

3-й лотошник: Добрэ дивчина спивае! 
Мини б таку в куреню! 
За харошэ старанье 
Я ей серьги подарю!  (С поклоном дарит девочке – казачке серьги). 


Сценка «Цыган и казак»

(На сцену выходит Цыган с лошадью – изображение головы или лошади на палке, - которую он держит в руке). 

Цыган (обращается к казаку): 
Здравствуй, Иван Петрович! 
Как живёшь – поживаешь? 
Часто ли хвораешь? 

Казак: Здорово! А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты? 

Цыган: Не бойся, я не доктор! Я цыган Мора из хора! 
Пою басом, запиваю квасом! 

Казак: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай! 
Говори, что надо, да мимо проваливай! 

Цыган: Мой знакомый Фома, который совсем без ума, 
Говорит, что тебе хорошая лошадь нужна! 

Казак: Это, брат, дело! 
Мне лошадь давно заводить приспело! 
Только, хороша ли лошадь? 

Цыган: Не конь, а диво! 
Бежит, дрожит, спотыкается, 
А упадёт – не поднимается! 

Казак: Ого! Вот так лошадь! А какой масти? 

Цыган: Пегая, с пятнами, с гривой лохматой, 
Сама кривая, горбатая, 
Аглицкой породы, 
Поведёшь через огороды, 
Шоб люди не смеялись! 

Казак: Да, погляжу, лошадь совсем молодая – 
Ни одного зуба во рту нет! 

Цыган: А зачем тебе лошадь с зубами? 
Зубов нет, меньше будет есть! 

Казак: Знаешь что, Мора из хора? Иди-ка ты со своей лошадью по добру – по здорову подальше отсюда, пока тебе бока не обломали! 

(На сцену выбегает девочка – казачка, в руках у неё крынка для сметаны). 

Казачка с крынкой: Ой, добри люды, поможить, пидскажить, хто тут 
смытаной торгуе? Наварыла я галушок, козаку, так вин, вражина, биз смытаны есты ны хоче! 

Песня «Галушки» или Песня___________________________

Голос за сценой: Маруська! дэ ж твоя смытана? Довго буду ждаты? 

Казачка с крынкой: Ой, родымый, бижу, тороплюсь, спотыкаюсь! 
Дай Бог, щоб смытану ны пролыть!  

Сценка «Кум да кума»

Кум: Здорово Кума! Как поживаешь? Много добра накупила? 

Кума: День добрый, Куманёк! Товару мне хватает! Недаром говорят: худо жить тому, у кого пусто в дому! Вот я и стараюсь, ведь всяк дом хозяйкой держится! 

Кум: Ой, Кума! Горазда ты похваляться! Как говорят – рано встала, да мало напряла! 

Кума: А ты, Куманёк, в гости приходи! Поглядишь как мы живём: щи лаптем не хлебаем! 

Звучит русская народная песня «Куманёк» Песня_________________________

На сцене появляется продавец верёвок и канатов, они весят у него на плече, на шее. 

Продавец верёвок: Подходи, налетай!

Товар не залежалый!
Верёвки пеньковые, канаты смолённые! 
В огне не горят, в воде не тонут! 

(К продавцу подходят казаки). 
Старый казак: Дорого ли стоит товар? 
Мне верёвка нужна пеньковая, 
Да чтоб была крепкая, да новая! 

Продавец: По знакомству недорого возьму: 
Давай триста! 

Старый казак: Что так дорого просишь? 
Даю две с полтиной, 
Да в придачу дубину с горбиной! 

Продавец: Мало! Прибавь хоть детишкам на молочишко! 

Старый казак: Ну, ладно, добавлю ещё пятак, но возьму товар не просто так. Сначала проверю его крепость. 

(Обращается в зал к зрителям): 
Эй, сынки мои, любезные! 
Пётр, Иван, Данила и Андрей! 
Идите сюда скорей! 
Силушку молодецкую потешите, 
Людей добрых повеселите, 
Меня, старика, порадуете своей удалью! 

Игра «Перетягивание каната». - Музыка «Ой, при лужку»


Старый казак (после окончания игры-соревнования): 
Ну, сынки, любо мне было на вас посмотреть! 
Добрый сын – отцу радость! 

Продавец: Каков казак – отец, таков и сын – молодец! 

Казачка: Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать! 
Вот и моя Марьянка, мала, да уже хозяюшка! 
По ярмарке весь день ходила, 
Ни про кого не забыла! 
Покажи, дочка, что купила? 

Марьянка (достаёт из лукошка и показывает всем): 
Родному батюшке – кушак, 
Чтоб подпоясывался в боях! 
Любимой матушке – платок, 
Посередине – золотой цветок! 
Братьям – соколам, по новым сапогам! 
Маленьким сестрицам – 
По новым рукавицам! 

Казачка: Ну, а себе, доченька, что приглядела? 

Марьянка: Да я бы Вам, матушка, песню спела, 
Тут, на ярмарке, услышала и дюже она мне понравилась. 

Казачка: Где песня льётся, там легче живётся! 
Спой, дочка, пусть все послушают! 

Казак: А мы не только послушаем, но и подпоём. 
Хорошая песня дух бодрит! 

Старый казак: Без корней нет дерева, без песни нет народа! 
Ну-ка, запевай, красавица! 

Песня «Дочка казака» или Песня ________________________

(На сцене появляется Цыган, вместо лошади у него в руках котёнок. Он очень довольный, гладит котёнка, подходит к казаку, которому хотел продать лошадь). 

Сценка «Цыган и казак»
Цыган: Слышь, Иван Петрович, лошадь я свою продал! 

Казак: Да, ну! Не брэшишь? 

Цыган: Правда, покуда её до дома довели, она и сдохла. 
Но я - то тут ни при чём! Я её живую продавал! 

Казак: Ну, а тэпэр, бачу, котёнка продаешь? 

Цыган: Бог с тобой, Иван Петрович! Какой же это котёнок? 
Это горный барс! Купи, не пожалеешь! 

Казак: Ой, цыган Мора из хора, сгынь з моих глаз долой, 
А ны то, погоню тэбэ дранной митлой! 
(Цыган быстро убегает со цены). 


Сценка «Барин на ярмарке»


Извозчик. Расступись, народ! 
Лошадь Барина везет! 


Мальчик-ведущий. А Барин-то торопится: 
Боится, что ярмарка закроется. 
Не успеет все купить 
Да живот себе набить. 


Извозчик Тррррууу…. Приехали! 


Барин. Ух, запыхался да вспотел! 
Вовремя успел. 
Дай, думаю, на ярмарку погляжу, 
Дома ведь не усижу. 
Здесь такое веселье, 
Балаганы и карусели. 
Хочу чего-нибудь приобресть 
Да вкусно поесть. 

Продавцы хором предлагают Барину свой товар. 

1й продавец. Пироги, булки, калачи, 
Только-только из печи. 
Вкусны, румяны, горячи! 


2 й продавец. А у меня товар загляденье, 
Одно объеденье. 
Пряники печатные, 
Очень ароматные. 
Как только подойдете, 
Сразу возьмете. 
Попробуйте, подходите, 
Да язык не проглотите! 


Барин. Ай да продавцы! 
Как стараются, 
Аж глаза разбегаются. 
Все купить хочу. 
Сейчас заплачу, 
А на обратном пути захвачу. 
Это беру, это беру... все беру! (Барин дает продавцам монеты. Накладывает угощенья в корзинку)

Девочка-ведущая. Эй, Барин, смотри, не разорись, 
Вовремя остановись! 
Праздника без пляски нет, 
Будет танец «Удалец». 

1-й продавец. 
Ну-ка, Барин, попляши, 
Больно ножки хороши! 


Музыка «Чернорорэць идэ Чернорочку вэдэ» (барин пляшет)

Барин. Ох, напелся, наплясался, 
На целый год впечатлений набрался. 
Эй, извозчик! 


Извозчик. Я здесь, Барин! 

Барин. Пора в обратный путь! 


Продавцы (хором). Барин, товар не забудь! 
Барин объезжает продавцов и собирает товар. 

Мальчик-ведущий.  Барин-то наш прибарахлился, 
Да чуть не разорился. 
Вон как надрывается. 
А у лошади ноги заплетаются, 
Того гляди, свалится. 


Девочка-ведущая. Счастливо тебе, Барин, 
До дому добраться, 
Нигде не поломаться. 


Барин (из последних сил). Спасибо .... 

Мальчик-ведущий: - На нашей веселой ярмарке найдется место и игре, и пляске, и песне. Давайте-ка все дружно сыграем в игру «Бег в мешках» Есть удальцы? Приглашаем желающих мальчишек.

Игра «Бег в мешках».

Девочка-ведущая:- Собирайся, народ, в развеселый хоровод! Мальчишки, молодцы, а девчонки еще лучше! Поиграем в игру «Золотые ворота»!

Игра «Золотые ворота».

Девочка- ведущая: Ой, вы гости, господа!
Купцов здесь немало, у них много товара! 
Кубань наша – красавица, богатым урожаем славится! 

Казак: Чтобы урожая добиться, 
Каждому колоску надо поклониться! 
У казака доход не растёт без забот! 


Казачка: Приглашаем всех скупить все товары!


Проводится ярмарка- продажа хлебобулочных изделий. Жюри подводит итоги.


Награждение победителей.



Казачка: Казак на Кубани – хлебопашец, 
Хлеб насущный своим трудом добывает, 
Но и Родину беречь не забывает! 

Старый казак: Казаку честь – Родину беречь, потому что казаку всегда мила родная сторона! Чужой ему не надо, но свою никому не отдаст! 

Ведущая: Чтобы мир и покой был на Кубанской земле, 
Чтобы праздники и ярмарки не переводились 
И все на них веселились! 

Ведущий: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки – казаки – кубанцы, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели! 

Казак: Казачьему роду – нет переводу! 
А значит, и казачья песня никогда на Кубани не смолкнет! 

Песня «Кубанские казаки» или Песня______________
   


















































СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА 


ПРОВОДЫ КАЗАКА – ЛИНЕЙЦА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ 

   На сцену выходят девочки в казачьих костюмах, исполняя старинную казачью песню «Во Кубанской, во станице». 

(текст и мелодию песни см. в Приложении). 


1-я казачка: По станице разговоры: 

Скоро казакам на сборы! 

2-я казачка: Кто из молодых ребят 

Едет в этот раз в отряд? 

3-я казачка: Да Громовых сын – Андрюшка! 

4-я казачка: Ой, пошли к нему, подружка! 

Едет в дальнюю станицу, 

Надобно нам с ним проститься! 


   Девочки уходят за кулисы под музыку песни «Во Кубанской, во станице». Занавес открывается, перед зрителями казачий курень: стол, лавки, сундук, в углу прялка. 

За прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с Андреем чинят портупею. 

Раздаётся стук в дверь, входит урядник (поклон). 


Урядник: Бог вам в помощь, добрый день! 

Это Громовых курень? 

Мабуть не ждали Вы гостей, 

Да серьёзных новостей? 

Атаман меня прислал, 

Да наказ свой передал: 

Казаку уже шестнадцать, 

Пора службой заниматься! 

Завтра двинемся в дорогу, 

Собирайтесь понемногу! 

До станицы Верхполисской 

Ехать степью нам не близко! 

Прощевайте, я пошёл! 


Мать: Может сядете за стол? (с поклоном) 

Пообедаем гуртом! 


Урядник: Это как ни - будь потом. 

Много дел у нас в Управе. 

Ну, до встрече на заставе! 


Мать (причитает): Ой, Андрюшечка, сыночек! 

Драгоценный голубочек! 

Не хочу тебя пускать, 

Саблей вострою махать! 


Отец (строго): Полно, мать, уже не птенчик, 

А орлом пора взлетать, 

Саблей вострою махать! 


Сестра (ласково): Ой, ты, родненький мой братка! 

Будет там тебе не сладко! 

Потемнеет белый день, 

Опустеет наш курень! (обнимает брата) 


Бабушка (нарочито сердито): Ишь, коза, разголосилась! 

Ничего ведь не случилось! 

(задумчиво, вспоминает): Я, вон, деда провожала (крестится), 

До Кубани добежала. 

Не велел мне горевать, говорил: 

«Так надо, мать!» 

(вздыхает): За Кубань погиб родную, 

За станицу дорогую! 

Внучка, вот уже невеста (вздыхает), 

(бабушка открывает сундук): 

Тут лежит его Черкесска, 

Как вчерась её положил, 

Жаль, до ныне он не дожил! 

Вот, внучок, его папаха! 

Надевай, не ведай страха! 

Дай, тебя благословлю! 


(Бабушка берёт икону, благословляет, затем обнимает внука и целует): 

Дюже я тебя люблю! 


Андрей (обнимает бабушку): 

Ты, бабуня, не печалься, 

Обо мне не огорчайся! 

Ведь сегодня ж не война – 

Ростить воинов страна! 


   (На сцену выходят мальчики в казачьих костюмах, звучит песня «Как у нас было, на Дону», текст и мелодию см. в Приложении). 


Раздаётся стук в дверь (крестятся): 

(Входят крёстные отец и мать): 

Открывайте, кумовья! 


Крёстная мать: Подросли уж сыновья! 

Крёстный отец: Сына мы благословляем, 

Да наказом наставляем: 

Не позорь родителей, 

Да всегда будь бдительным: 

Дюже сну не доверяй, 

Саблю чаще навостряй! 

(крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок – саблю): 

С саблей ты казак, Андрей! 

Пред врагами не робей! 


Отец: Ну, а я вручу Андрею 

Свою личну портупею! 

(надевает на сына портупею): 

Вот теперя ты – казак! 

Что-то застит глаз слеза! 

(смахивает слезу, обнимает сына). 


Крёстная мать: Рушничок я вышивала, 

Про Андрейку вспоминала! 

В добрый час, тебе, сынок, 

Не оставит тебя Бог! 

(отдаёт Андрею рушник). 


Андрей: Благодарствую на том! 

(по очереди кляняется всем): 

Поклонюсь перед отцом, 

Перед матерью, сестрою, 

Перед бабушкой седою. 

Честь семьи я соблюду, 

Дедушку не подведу! 


(Под музыку в курень вбегают девчата). 


Первая: Отчего, Андрюш, не весел? 

Отчего ты нос повесил? 

Вторая: Он за нами заскучал, 

Да чуть плакать не начал! 


Андрей (смеётся): Эх, вы, девки – тарахтелки! 

Расставляйте – ка тарелки, 

Отобедаем гуртом! 

Девчата хором: Да уж это мы смогём! 


Первая: А пока готовим стол, 

Мы чего-нибудь споём! 


   (Звучит старинная казачья песня «Не ходи, ты, хлопчик», поют все, две пары, казак и казачка, танцуют кадриль. Текст и мелодию см. в Приложении). 


(Раздаётся стук в дверь, входят хлопцы, друзья Андрея). 


Первый: Кто тут гарно так спевает, 

На веселье приглашает? 

Второй: Слышно всем, издалека! 

Провожают казака! 

(обращается к Андрею): 

Ты, Андрюха, не журись, 

Да домой скорей вернись! 

Третий: Мы тебе кинжал вручаем, 

И наказ напоминаем: 

Такая доля казака – 

Разить врага наверняка! 

Первый: Чтобы дом свой защитить, 

Сильным должен казак быть! 

Чтоб станицы охранять, 

Должен на коне скакать 

Лихо, как стрела в полёте! 


Маленький казачёк обращается к Андрею: 

Может, и меня возьмёте? 


Первая казачка: Ты до сборов не дорос, 

Маленький остался, 

На коня тебя сажать 

Урядник оказался! 


(Все смеются). 


Отец Андрея: Ну-ка, цыц, мне, хохотушки! 

Вам бы только всё игрушки! 

Незаметно год пройдёт, 

И казак наш подрастёт! 

(гладит по голове маленького казачёнка). 



Отец (обращается к Андрею): 

Что ж, сынок, сбирайся в путь! 

Всё, что слышал – не забудь! 

На прощание, гуртом, 

Песню для тебя споём! 


   (Звучит современная казачья песня «Споём, казаки», исполняют все участники инсценировки. Текст и мелодию песни см. в Приложении). 




ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА 


   (На сцене, с декорацией казачьего подворья, находятся Хозяин и Хозяйка в казачьих костюмах). 

Хозяин: Приветствуем, Вас, добрые люди! 

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! 

(На сцену выходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах, среди них «старый казак», маленькие казачата, всего человек 5-6). 

Хозяин: Просим в курень! Красному гостю – почётное место! 

Хозяйка: Будьте как дома, присаживайтесь! 

Хозяин и Хозяйка (вместе): Милости просим! 

   (На сцену выходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)). 

Атаман: Слава Кубани! 

Все казаки (хором): Героям слава! 

Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники! 
Мир Вам, соседи! 

Хозяин: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рад тебя видеть в своём курене! С добром к нам пожаловал, аль с печалью? 

Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине? 

Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам! 

Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо-дорого слушать такие речи! 

Казачонок (обращается к Атаману): Господин Атаман! Дозволь слово молвить! 
Атаман: Ну, що там у тебя, малец, нагорело? Говори! 

Казачонок: Прошение прийми от нас, казачат! 

(Передаёт Атаману свёрнутое Прошение). 

Атаман: Добре, счас прочтём! О чём таком просят наши хлопцы тай девчата. 

(Читает): «Прошение». «Господин Атаман! Просим тебя провести смотрины наших хлопцев и девчат, тай посвятить их в казачата, бо хотим мы быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!» 
Ну, шо сказать? Достойное Прошение составили! Тай где ж те хлопцы и девчата, шо казачатами хотят стать? 
А ну, Хозяин, зови их сюда! 

(Под музыку старинной казачьей песни «Ой, при лужку» выходят дети, сначала девочки, потом мальчики в казачьих костюмах). 

Атаман: Гляньте, гости дорогие! Яки гарны хлопцы тай девчата повырастали! Назовитесь, чьи вы будете? 

1-й мальчик: Я сын казака Иванова – Сашко. 

2-й мальчик: Я сын казака Краснова – Василь. 

1-я девочка: Я дочь казака Ярошенко – Марьянка. 

2-я девочка: Я дочь казака Громова – Настя. 

Атаман: Я так разумею, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, щоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями да шутками, плясками да прибаутками. А вы готовы гостей повеселить? 

1-й мальчик: Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только згак, господин Атаман! 

Атаман: Даю приказ – песню запе-вай! 

(Дети исполняют старинную казачью песню «На горе-то калина»). 

2-й мальчик: Песню мы спели, Батько Атаман! Теперь хотим посоревноваться с девчатами в ловкости! Апанас! Где ты? Неси мешки! 

(Проводится подвижная игра: прыжки в мешках, соревнуются в быстроте девочки и мальчики по очереди). 

Атаман: Победителям дарю по моченному арбузу! 
Проигравшим – по горсти семячек! 

(Раздаёт детям свои «подарки»). 

Хозяин: Позволь, господин Атаман, ребятне подмогнуть? Песню спеть, ту, которую наши деды пели, уходя на военную службу. Нехай мальцы подпевают, если им эта песня люба! 

Атаман: Давай, спевай! И я тебе подмогну! 

(Хозяин запевает старинную казачью песню «Как у нас было, на Дону». Начиная со 2-го куплета поют все дети, вместе с Хозяином и Атаманом). 

Атаман: Молодцы, детвора! Согрели мою душу тем, что знаете и храните наши старинные казачьи песни! Ведь песня – отрада для души казака! Дед мой говорил так: злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит, будь внучок, настороже с тем человеком, который петь не любит! Вот такая казачья мудрость дедом мне передана. А здесь я вижу, что все песню любят, а значит, живут с открытой душой! 

1-й мальчик: Батька Атаман! Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды! Дозволь нам пляску, дай казачью кадриль закрутить! 

Атаман: Хозяева дорогие! Разрешите кадриль? Земля у вас не провалится, когда казаки в пляс пойдут? 

Хозяин: Нехай пляшут! Казак должон уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в казачьей пляске! 

Атаман: Айда, братья-казаки в пляс! 

(Под музыку старинной казачьей песни «Не ходи ты, хлопчик» исполняется казачья кадриль, парами, мальчик с девочкой). 

Атаман: Ну, и сильны наши хлопцы и девчата в пляске! Сколько удали да сноровки показали! А задора сколько! Я еле устоял на месте, чуть сам в пляс не пошёл! 

1-я девочка: Позволь, Батька Атаман, тебе подарок сделать! Старались, сами вышивали этот кисет для тебя! Моя бабушка всегда говорит: кисет для казака в военном походе – это кусочек родного дома. Поглядит он на кисет в дальней стороне – сразу дом, жинку, детей своих вспомнит! 

(С поклоном передаёт Атаману кисет). 

Атаман: Благодарю тебя от всей души, дочка! Дай Бог тебе здоровья, а твоим ручкам золотым – сноровки да умения! 

(Обнимает девочку, гладит по голове.) 

Атаман: А теперь время пришло хлопцев испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все мои загадки! 

(Атаман заправляет концы своего башлыка под ремень, выходит на середину сцены). 

Атаман: Что это означает, когда казак по станице идёт, вот так заправив концы башлыка? 

(Один из мальчиков отвечает Атаману). 

Атаман: Правильно! Это означало, что казак спешит, он выполняет важное задание Атамана и никто не должен его задерживать и отвлекать от дела. 

Атаман: А что это означает, когда концы башлыка казак забрасывает за спину? 

(Один из мальчиков отвечает Атаману). 

Атаман: Правильно! Раз концы башлыка за спиной, значит казак сейчас вольный, на отдыхе, значит можно к нему подойти и погутарить. 

Хозяин: Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять! Становитесь в хоровод – впереди казак Федот! 

(Все дети становятся в круг, исполняется старинная казачья песня «Трава, моя, трава» - 3 куплета). 

Хозяйка: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки! Марьянка, начинай! 

(Девочки по очереди исполняют куплеты частушек), например: 

Караул! Караул! 
Казак Миша утонул! 
Не в болоте, не в реке – 
Просто в кислом молоке! 

Я сидела на окошке, 
Ехал казачок на кошке! 
Стал к окошку подъезжать, 
Не смог кошку удержать! 

Казаченьки-казаки, 
Удалы головушки! 
Долго будете стоять 
Вы от нас в сторонушке? 

Хозяин: Ну, шо хлопцы зажурылись? Не дело казаку унывать! Казак завсегда должон быть впереди, такая его доля! Подумаешь, шо девчата соловьём заливаются, зато они рубать лозу не умеют. А мы им счас покажем, шо такое шашка, когда она в казачьей руке очутилась! 

(Исполняется игровой элемент «Рубка лозы». Затем Хозяин и один из мальчиков имитируют сабельный бой. Всё это происходит под музыку старинной казачьей песни «Кубанские казаки»). 

Атаман: Дорогие гости! Как на ваш погляд, лихо казаки рубились? 

Гости: Добре! Лихо! Молодцы! 

Атаман: Вот и я так разумею, что негоже таким хлопцам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Лихость да сноровка у них есть, наши казачьи обычаи знают и почитают, да к тому же добре поют и пляшут, словом, дух казачий в них живёт! 
Братья-казаки! Согласны вы с атамановым словом? Достойны эти хлопцы и девчата казачьего звания? 

Гости: Достойны! Любо! Добре! 

Хозяин: Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, нехай птенцы вырастают в орлов! 

Атаман: Ну, раз так, раз всем вам приглянулись эти хлопцы и девчата, буду говорить своё атаманово слово, наш казачий наказ! 
Хозяин: Тихо всем! Атаман гутарить будет! 

(Атаману подносят наказ, написанный на большом свёрнутом листе бумаги, он разворачивает и громко читает): 

Атаман: «Казачьему роду – нет переводу! 
Слава, тебе, Господи, что мы – казаки! 
Казаком надо не родиться, 
Казаком надо стать! 
Казаком быть – значит Родину любить! 
Первое дело для казака – землю родную беречь!» 

(Обращается к детям): 

Вот, дети мои, древний наказ наших предков-казаков, его должен знать и в сердце своём хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять! 

(Затем Атаман обращается к мальчикам): 

Повторяйте за мной слова нашей казачьей клятвы: 
«Слава Кубани, героям слава! 
Клянусь, что буду верным сыном матушки – России! 
Клянусь, что не подведу братьев – казаков! 
Клянусь, что буду чтить заветы наших предков – 
Кубанских казаков! 

(Мальчики, все вместе, повторяют вслед за Атаманом). 

Атаман: Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки! 

Хозяйка: И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю! 

Атаман: Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене. Чтобы этот день запомнился вам на всю жизнь, примите мои атаманские подарки! 

(Хозяин дарит мальчикам наборный казачий пояс, а Хозяйка надевает девочкам завески – красочно вышитые фартуки). 

Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман! 

Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман! 

Атаман: На прощание, станичники мои дорогие, давайте споём нашу казачью походную песню, а казачата пусть подпевают! 

(Исполняется современная казачья песня «Споём, казаки». Музыка В. Захарченко, текст и мелодию песни см. в Приложении). 


Пояснение к сценарию праздника ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА 


   Сценарий рассчитан на учащихся средних классов. Проведение фольклорного праздника «Посвящение в казачата» может быть приурочено ко Дню защитника Отечества (23 февраля). 
   Песенный репертуар праздника должен быть разучен предварительно участниками инсценировки во внеурочное время. В то же время, заключительная песня «Споём, казаки» (муз. В. Захарченко) должна быть знакома всем детям, чтобы в финале праздника все присутствующие хором исполнили эту песню, то есть, её разучивание может быть включено в песенный репертуар уроков музыки. 
   Роли Атамана, Хозяина и Хозяйки должны исполнять старшие школьники, например учащиеся 10-11 классов. Остальные действующие лица инсценировки (казачата, гости) рассчитаны на исполнение учащимися средних классов. На эти роли желательно подобрать детей с выразительной мимикой, громким голосом, с артистическими задатками. 
   Фольклорный праздник в школе не должен ограничиваться лишь показом инсценировки «Посвящение в казачата». Желательно, чтобы ко дню проведения фольклорного праздника была подготовлена выставка, пусть небольшая, детских поделок, рисунков, связанных с тематикой Кубанского казачества. Перед инсценировкой может быть проведён небольшой концерт художественной самодеятельности, где будут исполнены народные песни и танцы, в том числе и казачьи. В качестве зрителей инсценировки должны быть обязательно приглашены учащиеся начальных классов, помимо учащихся средних классов. 



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!