Урок русского языка во 2 классе
«Глагол. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №51» Шевченко Н.Г.
Тема
Глагол. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Педагогические цели
Способствовать развитию речи, умения составлять рассказ по репродукции картины художника; создать
условия для формирования умения выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Личностные
результаты
Осознают эстетические потребности и ценности
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые выказывания в устной и письменной форме; логические –осуществляют анализ картины.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Чистописание
хи ха хо хл хлеб
Выполняют письмо по образцу:
Хлеба в обед в меру бери, хлеб драгоценен - его береги.
Вырабатывают каллиграфический почерк. Найди глаголы, докажи часть речи.
III. Проверка выполнения домашнего задания.
Роль глаголов
в речи (упр. 125)
Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения
Отвечают на вопросы
Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий
IV. Постановка учебной задачи: О какой части речи говорим на уроке, какие еще части речи знаете.
Слушают одноклассников. Принимают учебную задачу, сформулированную учителем и обучающимися.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Развитие речи. Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (упр. 127)-
– Рассмотрите репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
- Послушайте сообщение об авторе.
АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ Саврасов родился 24 мая 1830 года в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия АртемьевичаСаврасова. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году. Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
– Прочитайте вопросы к картине, ответьте на них.
– Составьте по картине рассказ. Запишите его
На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» я вижу прилет первых весенних птиц – грачей . Пейзаж очень простой, скромный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством . Художник показывает нам приближение весны . В полях растаял снег. Местами видна оттаявшая земля. Но нет ещё яркого солнца . Небо затянуто голубовато-белыми облаками. На переднем плане картины я вижу грачей, которые вьют гнёзда для того, чтобы вывести птенцов . Те, которые уже соорудили гнёзда, выбрали для своих жилищ странные берёзки. Они очень корявые и ветвистые, на них ещё нет листвы . Мне картина очень нравится, потому что художник показал красоту ранней весны, пробуждение природы. Он вложил в картину всю свою душу.
VI. Закрепление знаний и способов действий. Глаголы (№ 126)
– Прочитайте. Спишите, вставляя в предложения пропущенные глаголы из слов для справок
Вставляют в предложения пропущенные глаголы из слов для справок
Выбирают глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания и вставляют в предложения.
Сочинение
На картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» я вижу прилет первых весенних птиц- грачей. Пейзаж простой, навевающий легкую грусть. Все обыденно, но вызывает трогательные .волнующие чувства.
Художник показывает нам приближение весны. В полях растаял снег. Местами видна оттаявшая земля. Но нет еще яркого солнца. Небо затянуто голубовато-серыми облаками.
На первом плане картины я вижу грачей, которые вьют гнезда. Они делают их уютными, теплыми. чтобы вывести птенцов.Для своих жилищ они выбрали странные, корявые березки, на которых нет еще листвы.
Картина очень понравилась тем, что я увидел пробуждение природы. Красоту ранней весны.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Чему новому научились сегодня на уроке?
– Что получилось хорошо?
– Что вызвало затруднения?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
VIII. Домашнее задание.
Сообщение о глаголе .Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.