Листочек № 4. Работа в парах. - У вас на партах лежат таблицы, заполните таблицу, работая в паре. (Приложение №2) | Корень растения | Корень зуба | Корень слова | Где находится? | | | | Для чего нужен? | | | | Как найти? | | | |
- Кто полностью заполнил таблицу? - Что вызвало затруднение? - Что не знаем? - Хотите узнать? - Какова тема нашего урока? - Сравним, как звучит эта тема в учебнике. Постановка учебной задачи - Ребята, после того как вы узнали новое понятие, как вы думаете, какая учебная задачабудет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться определять корень слова) -Какие вопросы у вас возникают? Что вы хотели бы узнать? -Составим план работы. Учитель фиксирует вопросы на доске: Слайд №3 - Что мы называем корнем слова? - Зачем нужен корень слова? -Как найти корень слова? Кто из вас может дать ответ на эти вопросы? - Что мы делаем, когда встречаем затруднение? - Прочтите, что говорят о корне авторы учебника и заполните столбец «корень слова». Что записали? Листочек №5. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. Слайд №4 На доске появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. – Запишите эти слова. Как они называются? – Что такое однокоренные слова? - Выделите корень дугой.
– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Листочек № 6. Работа в группах. -Запишите цепочку слов. (Приложение №3) - Давайте проверим, у какой группы цепочка слов длиннее. -Как называются такие слова? – Проведём маленький эксперимент. – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? – Что выражает корень в однокоренных словах? – Посмотрите на план, который мы записали в начале урока, сделайте вывод: что такое корень? – Сравните свои выводы с текстом учебника. – Что для вас было новым? Непонятным? | Заполняют таблицу. Выявляют затруднение в заполнении столбца «корень слова». Уточняют тему урока Формулируют задачи урока. Составляют план работы Работают по учебнику. Заполняют в таблице столбец «корень слова». Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова». Записывают однокоренные слова. Представитель каждой группы читает свои записи. Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова». Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе. Делают вывод. Сравнивают свой вывод с текстом учебника. |