СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока русского языка

по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)

Тема: «Корень как часть слова»

Автор: Кочетова Марине Вазгеновна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3 г.Семикаракорска»

Описание материала: предлагаю вам конспект урока русского языка для 2 класса по программе «Начальная школа XXI века», тема «Корень, как часть слова». Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, обучающих детей по данной программе. Это конспект обучающего характера, направленный на усвоение знаний о корне как части слова.

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности обучающихся по усвоению корня как части слова.

Задачи:

предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи обучающихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – принимать установленные правила нахождения корня в родственных (однокоренных) словах;

б) познавательных – строить небольшие высказывания в устной форме;

в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию;

 личностные УУД – способствовать учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Оборудование:  учебник «Русский язык» часть 1, компьютер, экран, проектор, презентация, картинки – модели осенних листьев, раздаточный материал:  таблицы, «Деревья успеха»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)»

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1

Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

(1 мин)


Звучит тихая мелодия (прилагается на диске), вокруг – картинки осенних листьев.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Послушайте красивые строчки из стихотворения поэта К. Бальмонта

Слайд № 1 (Приложение №1)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

- О каком времени года говорится? Что говорится о деревьях?

- Вот и сегодня к нам на урок прилетели листочки с деревьев из нашего леса и устроили ЛИСТОПАД. Весь урок в нашем классе будут летать эти листочки и предлагать нам задания, с которыми, я думаю, мы с вами успешно справимся


Обучающиеся слушают, настраиваются на урок



2

Каллиграфическая минутка (2 мин)


Листочек № 1Минутка чистописания

– Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.


-Отгадайте загадку

Весной – веселит, летом – холодит,

Осенью – питает, зимой – согревает

- Назовите в слове «дерево» непарный согласный звук

Давайте красиво пропишем:

РрРрРрроророрлрлрл



Работа в тетрадях.

3

Словарно-орфографическая работа (5 мин)


Листочек № 2Словарная работа

Слайд №2

- От каких деревьев листочки упали нам на классную доску?


- Назовите. (Берёза, осина, рябина.)

Что общего у этих слов?


- Чем отличаются слова?


- Запишите их названия, поставьте в словах ударения, выделите безударные гласные.


Читают слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Находят общее в словах.

Находят отличия в словах.

Записывают слова в свои тетради.

4


Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

(4 мин)


Листочек № 3

-Отгадайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

-По каким признакам догадались, что это корень?

- Какие значения имеет это слово?



Отгадывают загадку.


Высказывают свои предположения.


5


Открытие «новых знания»

(10 мин)


Листочек № 4. Работа в парах.

- У вас на партах лежат таблицы,  заполните таблицу, работая в паре.

(Приложение №2)



Корень растения

Корень зуба

Корень слова

Где находится?




Для чего нужен?




Как найти?







- Кто полностью заполнил таблицу?

- Что вызвало затруднение?

- Что не знаем?

- Хотите узнать?

- Какова тема нашего урока?

- Сравним, как звучит эта тема в учебнике.

Постановка учебной задачи

- Ребята, после того как вы узнали новое понятие, как вы думаете, какая учебная задачабудет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться определять корень слова)

-Какие вопросы у вас возникают? Что вы хотели бы узнать?

-Составим план работы.

Учитель фиксирует вопросы на доске:

Слайд №3

- Что мы называем корнем слова?

- Зачем нужен корень слова?

-Как найти корень слова?

Кто из вас может дать ответ на эти вопросы?

- Что мы делаем, когда встречаем затруднение?

- Прочтите, что говорят о корне авторы учебника и

заполните столбец «корень слова». Что записали?

Листочек №5.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Слайд №4

На доске появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

– Запишите эти слова. Как они называются?

– Что такое однокоренные слова?

- Выделите корень дугой.



– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Листочек № 6. Работа в группах.

-Запишите цепочку слов. (Приложение №3)

- Давайте проверим, у какой группы цепочка слов длиннее.

-Как называются такие слова?

– Проведём маленький эксперимент.

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол.

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова?

– Что выражает корень в однокоренных словах?

– Посмотрите на план, который мы записали в начале урока, сделайте вывод: что такое корень?

– Сравните свои выводы с текстом учебника.

– Что для вас было новым? Непонятным?



Заполняют таблицу. Выявляют затруднение в заполнении столбца «корень слова».





Уточняют тему урока


Формулируют задачи урока.


Составляют план работы





Работают по учебнику.

Заполняют в таблице столбец «корень слова».








Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова».

Записывают однокоренные слова.

Представитель каждой группы читает свои записи.

Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова».



Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.



Делают вывод.


Сравнивают свой вывод с текстом учебника.

6


Физминутка

(3 мин)

Листочек № 7

«Танец с опавшими листьями под музыкальный видеоролик»

(прилагается на диске)

Дети танцуют


7


Первичное закрепление нового материала

(10 мин)



Листочек №8. Выполнение заданий учебника

- Прочитайте слова под картинками на странице 81. Что объединяет эти слова?

- Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова?

(Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой)

2. Выполнение упр.1.

- Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь.

Гриб – грибок – грибник (Общая часть – гриб, это корень слов.Слова являются родственными.)

Город – городок – пригород (Общая часть – город, это корень слов.Слова являются родственными.)

Правда – правдивый – неправда (Общая часть – правд, это корень слов.Слова являются родственными.)

Лес – лесной – лесок (Общая часть – лес, это корень слов.Слова являются родственными.)

Бросить – бросок – выбросить (Общая часть – брос, это корень слов.Слова являются родственными.)

Трава – травяной – травушка (Общая часть – трав, это корень слов.Слова являются родственными.)

Рыба – рыбак – рыбный (Общая часть – рыб, это корень слов.Слова являются родственными.)


- Выпишите 2 любые цепочки слов, обозначьте корни.


3. Выполним упр.3. учитель читает текст.


- Ребята, нам необходимо найти однокоренные слова и формы одного и того же слова.

- Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? - Как называется главная часть слова?




Работа с учебником.








Работа в тетрадях и у доски.

















Формулируют вывод

8

Домашнее задание

(1 мин)


Листочек №9. Домашнее задание

По выбору: выполнить упражнение №3 или упражнение 4. с.82-83 (упражнения разноуровневые)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание


9

Рефлексия деятельности. Итог урока. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

(3 мин)


-Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!


- Чему научились на уроке?

- Всё ли понравилось на уроке?

- Кого бы вы похвалили?

- Проанализируйте и оцените свою работу на уроке


Листочек №10.Дерево успеха. (Приложение №4)

-Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

-Я очень довольна вашей работой. Урок окончен. Давайте похлопаем себе за хорошую работу. Спасибо всем!





















Анализируют свою работу на уроке









Проводят самооценку





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!