СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по русскому языку по теме "Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари" для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по русскому языку по теме "Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари" для 5 класса. Сценарий составлен по материалам учебника Т.А. Ладыженской, содержит презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 5 класса»

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе


Тема урока: Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Цель урока:

- создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску знаний об орфоэпических нормах.

Задачи урока:

-дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы;

-формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

-находить и применять изучаемые орфоэпические правила;

-обогащать словарный запас обучающихся;

- воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, бережное отношение к русскому слову.

Планируемые результаты:

Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных форм.

Предметные: Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы: наблюдение, обобщение, систематизация.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник (Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.,2014), орфоэпический словарь.


Сценарий урока:


1. Организационный момент

-Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)


2. Актуализация опорных знаний

На доске написаны слова: стрелки и гвоздики.

-Ребята, нарисуйте эти предметы. Почему рисунков у вас получилось больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете?

(В каждом слове скрыто два слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об ударении)


3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

-Чтобы сформулировать тему урока, покажите стрелками, какой раздел, что изучает в таблице.

Раздел науки о языке

Что изучает

Фонетика

Постановка знаков препинания

Графика

Правила написания слов

Орфоэпия

Предложение и словосочетание

Синтаксис

Звуки речи

Пунктуация

Ударение и произношение слов

Орфография

Знаки письма


4. Этап выявления места и причины затруднения

- Какой термин в таблице для вас новый? (Орфоэпия). Это и есть тема нашего урока. Запишите в тетрадь.

- Определить задачи на урок нам поможет диалог учителя и ученицы в учебнике стр. 143-144

- Итак, какие задачи стоят перед нами на уроке (определять ударение в слове; познакомиться с орфоэпическими нормами; правильно ставить ударения в словах)


5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Еще раз посмотрите в таблицу. Попробуйте сформулировать самостоятельно определение термина орфоэпия, не заглядывая в учебник.

- Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь)

- Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. стр.144 (Чтение определения)

- Какие словари помогут нам определить правильное произношение слова, его ударение? (1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Толковый словарь 3) Орфоэпический словарь)

-Познакомьтесь с орфоэпическим словарем из нашей библиотеки.


6. Этап реализации построенного проекта

- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: квАртал или квартАл. Что такое квартАл?

- Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.


- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?


  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно!

Тренировочные упражнения.

1) Прочитайте правильно слова на экране, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения, чтобы выяснить лексическое значение. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.


- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)


- А теперь нужно решить, каким будет задание к упражнению 315 (устно) (Закончить устно предложения, привести примеры) Внимательно прочитайте предложения и поднимите руку, если вы готовы.


  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задание 1

Расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, километр, документ, свекла, начал, досуг, магазин.

- Проверяем по образцу на экране. По одному называют слово.


Задание 2

- На ваших карточках записаны слова, произнесите их правильно. (Устно по одному). Какое из этих слов отличается произношением. Подчеркните это слово.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.


- Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки.

- В русском языке есть слова заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих этих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.


  1. Физкультминутка

- Ребята, что нужно сделать человеку во время работы, чтобы не устать? (Провести физминутку).

- Если я правильно произнесла слово – вы делаете хлопок руками над головой, если я произнесла слово с ошибкой – вы приседаете Расставьте ударение звонишь, килограмм торта, разные шарфы, кукла красивее, суп из свёклы.


10. Этап включения в систему знаний и повторения

Задание 1. Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1) Твердый согласный перед е. 2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от ледника. (Айс[б`э]рг.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)


Задание 2. Произношение рифмованных слов легче запоминается. Определите в упражнении 317, какие рифмующиеся слова подсказывают правильное произношение выделенных букв?

- Посмотрите на экран и подберите к данным словам рифму. Пары слов запишите в тетрадь.

Образец: столЯр- малЯр

договОр – приговор, уговор

каталОг – потолок

облегчИть – получить

звонИт – говорит

докумЕнт – эксперимент

щавЕль - портфель, дрель


Задание 3. Закрепление изученного.

- Для закрепления изученного выполним мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.


11. Рефлексия.

- Подведем, ребята, итоги урока. Что вас удивило сегодня на уроке?

-Какой совет вы бы дали ребятам, не умеющим ставить ударения правильно?

-Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным?


12. Домашнее задание: §62, упр. 319 (распределить слова в колонки по их произношению).











Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку по Орфоэпии»

Раздел науки о языке Что изучает Фонетика Постановка знаков препинания Графика Правила написания слов Орфоэпия Предложение и словосочетание Синтаксис Звуки речи Пунктуация Ударение и произношение слов Орфография Знаки письма

Раздел науки о языке

Что изучает

Фонетика

Постановка знаков препинания

Графика

Правила написания слов

Орфоэпия

Предложение и словосочетание

Синтаксис

Звуки речи

Пунктуация

Ударение и произношение слов

Орфография

Знаки письма

“ Орфо” - правильный, “эпос” - речь

“ Орфо” - правильный, “эпос” - речь

Загадка Шутник он, невидимка-молоток, Тук! – и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный замок, И появился маленький замок.

Загадка

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! – и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный замок,

И появился маленький замок.

Пропасть Село Хлопок

Пропасть

Село

Хлопок

Орфоэпический диктант  АлфавИт, фарфОр, каталОг, библиотЕка, красИвее, звонИт, киломЕтр, докумЕнт, свЁкла, нАчал, досУг, магазИн.

Орфоэпический диктант

АлфавИт, фарфОр, каталОг, библиотЕка, красИвее, звонИт, киломЕтр, докумЕнт, свЁкла, нАчал, досУг, магазИн.

что чтобы скучный конечно скворечник пустячный яичница гречневый

что

чтобы

скучный

конечно

скворечник

пустячный

яичница

гречневый

Распределительный диктант-игра 1) Твердый согласный перед  е . 2) Мягкий согласный перед  е.

Распределительный диктант-игра

1) Твердый согласный перед  е .

2) Мягкий согласный перед  е.

Подберите к данным словам рифму и запомните ударение в них Образец: столЯр- малЯр договОр – каталОг – облегчИть – звонИт – докумЕнт – щавЕль -  

Подберите к данным словам рифму и запомните ударение в них

Образец: столЯр- малЯр

договОр –

каталОг –

облегчИть –

звонИт –

докумЕнт –

щавЕль -

 

Продолжите предложение

Продолжите предложение

  • Орфоэпия – это…
  • Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.
  • Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.
  • Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.
Рефлексия - Подведем, ребята, итоги урока. Что вас удивило сегодня на уроке? - Какой совет вы бы дали ребятам, не умеющим ставить ударения правильно? -Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным?

Рефлексия

- Подведем, ребята, итоги урока. Что вас удивило сегодня на уроке?

- Какой совет вы бы дали ребятам, не умеющим ставить ударения правильно?

-Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным?

Домашнее задание §62, упр. 319 (распределить слова в колонки по их произношению).

Домашнее задание

§62, упр. 319

(распределить слова в колонки по их произношению).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!