СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника "Широкая масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия содержит в себе описание народных масленичных игр, фольклорный материал, а также описание масленицы по дням недели.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника "Широкая масленица"»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества имени Б.Т.Куропаткина»












Широкая Масленица

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного

и младшего школьного возраста













Составитель

Марина Александровна Воронцова,

методист













Полысаево 2016

Аннотация

Сценарий фольклорного праздника «Широкая Масленица» представляет собой праздничное развлечение, на котором дети знакомятся с традициями праздника, произведениями устного народного творчества, участвуют в играх. Мероприятие способствуют расширению кругозора детей, воспитанию интереса к народным традициям, сплочению детского коллектива. Материал может использоваться для подготовки других мероприятий по этой теме. Сценарий будет полезен широкому кругу педагогов, занимающихся организацией мероприятий с детьми.




























Сценарий фольклорного праздника «Широкая Масленница»


Цель: знакомство с традициями празднования Масленицы

Задачи:

- расширить знания детей о народных праздниках и обычаях;

- развивать коммуникативные способности детей;

- воспитывать интерес к традициям своего народа, чувство сплоченности.

Возраст детей: 6-8 лет

Оборудование: лоток для коробейника с угощеньями, канат, повязки на глаза, колокольчик, яркие платки, обруч, конфеты на нитках, мётлы.

Музыкальное сопровождение: фонограммы русских народных мелодий, звона бубенцов, песен «Светит месяц», «Коробейники», «Перед весной» (хороводная), русская плясовая.

Действующие лица: Ведущий, Масленица


Ход мероприятия


Звучит русская народная музыка.

Ведущий в русском народном костюме:

Заходи, честной народ! Нынче праздник у ворот!

Будем Зиму провожать, Весну звать, да Масленицу величать!

У нас и веселье, у нас и угощенье!

Милости просим!

Ведущий: Сегодня, ребята, у нас с вами русский народный праздник – Масленница. Масленница самый веселый, шумный народный праздник. На Масленицу Зиму прогоняют и Весну встречают. Масленница – это лучшая подруга Весны. На Масленицу принято веселиться, играть, ходить в гости, печь блины и угощать ими друг друга. И так целую неделю! А как Масленицу проводят – так и весна в силу входит!

Давайте Масленицу к нам в гости все вместе позовем!


Ведущий вместе с детьми зовут Масленицу:


Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!


Звенят бубенцы.

Входит Масленица:

Здравствуйте, люди добрые! Пришла я к вам с песнями, с играми, с плясками! Ой, уж весело будет! Спасибо, что встретили, спасибо, что приветили!

Ведущий: Здравствуй, дорогая Масленица! Мы всегда рады повеселиться

на празднике проводов зимы хо­лодной, встречи весны ясной. Надолго ли ты,

Масленица, к нам пришла?

Масленица: Всего- то семь деньков, на неделю. Вы меня Масленицу уважьте, песнями да плясками потешьте. А я вам про каждый день недели расскажу. Как он называется, да что делать положено.

Каждому дню масленичной недели народ название дал: понедельник - встреча. В этот день чучело Масленицы из соломы делали, ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готови­лись встретить весну.


Давайте мы с вами в хороводе станцуем.

Хороводная мелодия «Перед весной»

Вот уж зимушка проходит,

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо.)

Белоснежная проходит.

Люли-люли, проходит,

(Раскрыв руки, кружатся вправо.)

Люли-люли, проходит.

(Раскрыв руки, кружатся влево.)

Снег и холод прочь уводит,

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу влево.)

Весну красную приводит.

Люли-люли, проходит,

(Раскрыв руки, кружатся вправо.)

Люли-люли, проходит.

(Раскрыв руки, кружатся влево.

Затем присаживаются.)

Встанет солнышко пораньше,

(Встают, тянутся руками вверх.)

Светит красное подольше.

Люли-люли, подольше,

(Вытянув руки вверх, кружатся вправо.)

Люли-люли, подольше.

(Вытянув руки вверх, кружатся влево.)

Тёплый луч на снег бросает,

(Дети берутся за руки, сужают и расширяют круг)

От него снежочек тает.

Люли-люли, растает,

Люли-люли, растает.

Почернеет на дорожках,

(Хлопают в ладоши 3 раза справа от себя.)

Побегут ручьи в канавках.

(Хлопают в ладоши 3 раза слева от себя.)

Люли-люли, в канавках,

(Приседают и встают, руки на поясе.)

Люли-люли, в канавках.

Прощай, саночки, конёчки,

(Правая нога отставляется в сторону на носок,

потом на пятку, затем притопы двумя ногами.)

Наши зимние дружочки.

(Тоже самое, но левая нога отставляется в сторону.)

Люли-люли, дружочки,

(Опять правая нога отставляется в сторону.)

Люлю - люли, дружочки.

(Опять левая нога отставляется в сторону

в конце поясной поклон.)


Дети танцуют вместе с Масленицей хороводный танец.

Масленица: Спасибо. По нраву мне, как вы меня встретили. Вторник в народе назывался «заигрыш». В этот день дети и молодежь усаживали в санях чуче­ло, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали ку­шаком, обували в лапти и возили его по дерев­ням. Кроме этого, катались с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, весели­лись, играли, водили хороводы. В этот день начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами в игры народные сыграем.

Звучат народные песни

Играют в игру «Петушки», «Жмурки с колокольчиком».

«Петушки»

Выбирается пара игроков, каждому за пояс сзади заправляется платок. Когда включается музыка, дети начинают кружиться по залу, пытаясь вырвать хвост у соперника, но сохранить свой. Если музыка закончилась, а «хвосты» на месте, то победителей нет.

«Жмурки с колокольчиком»

Обычные жмурки, только вместо хлопков используется колокольчик и играют попарно.

Вариант: обычные жмурки, но осаленный присоединяется к голящему и так до неповоротливости цепочки.

Масленица: Третий день среда – лакомка. Во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались напитки, каленые орехи, медовые пряники. В это день зятья-папы приходят на блины к тещам – маминым мамам. В это день блины – первое угощенье. А как вы думаете, почему блины круглые? (Блин символизирует солнышко). Какие бывают блины? С чем их едят? (ответы детей).

Давайте и мы с вами полакомимся.

Звучит мелодия – Коробейники.

Масленица: Раньше на Руси ходили по ярмаркам коробейники. Разные товары продавали. Да покупателей зазывали:

Яблоки, фрукты, бери не стесняйся,

За так угощайся!

Кральки, бублики

Не жалей рублика!


Оладушки, оладушки

Для деда и для бабушки,

Для малых ребяток,

Для милых внучаток!

Пословицу скажи

И хоть все возьми!


Не за деньги за отгадку

Отдаю шоколадку!

Загадку отгадай

И подарок получай!

У нас конкурс! Для детей и взрослых: отгадай загадку, пословицу скажи, скороговорку проговори и угощение бери!

Проводится конкурс «Коробейники»

Пословицы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить — только небо коптить.

Поленишься — и хлеба лишишься.

На полатях лежать, так и ломтя не видать.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Кто рано встает, тому Бог подает.


Скороговорки: Перекипяти компот! Похвала пахлаве! Хвала халве!

Вариант: Можно загадать загадки

Масленица: Четверг называли «широкий», «загул», самый веселый! В это день

играть и веселиться положено. Четверг назывался широкий, или разгуляй-

четверток. Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице,

разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хорово­ды. Парни и

девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на

больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше

скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках,

гуля­ньях, которые сопровождались песнями, час­тушками, плясками.

Приходили ряженые. В этот день принято было устраивать знаменитые

кулачные бои. На этих гуляньях устраивались самые разнообразные

увеселения и зимние народные забавы - борьба, кулачные бои, медвежьи

представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания

снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве возводились

временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в

маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая

веселое представление, акробатов, фокусников и куплетистов.

Тут же ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными

блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались

гармошки, кружились карусели.

В городах устраивали балы, маскарады, в теат­рах давали дневные

спектакли. Особенно попу­лярным было катание по улицам в нарядных санях

с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, продава­ли чай,

блины, сладости.

Давайте и мы с вами поиграем, силу молодецкую покажем.

Игра «Воробушек»

Выбирается пять-шесть детей, на полу раскладывается обруч — гнездо. Масленица поет песню:

Воробушек-воробушек,

Где твоё гнёздышко?

В гнёздышке воробьиха ждёт.

Не готовит, не прядёт,

Чив-чив-чив-чири,

Кого хочешь, забери!

После этих слов Масленица дотрагивается до кого-то из детей и бежит с этим ребёнком до «гнёздышка». Кто ус­пел первым заступить в «гнездо» — гот и выиграл. С деть­ми старше 6 лет можно провести эту игру как парную.

Варианты игр: «Перетягивание каната», «Лазание по столбу за призом» (на обруч можно привязать конфеты на нитках, поднять на высоту); шуточное метание метлы (забросить метлу, как можно дальше).


Масленица: А сейчас у нас будет русский перепляс. Попляшем, удаль русскую покажем!


Звучит русская плясовая мелодия. Дети пляшут.


Масленица: Пятница, пятый день Масленицы, называется «те­щины вечерки». Теперь уж папа ваш, ребята, должен в гости мамину маму — вашу бабушку — позвать. И блинами угос­тить, конечно же. На шестой день, в «золовкины посиделки», если у папы есть сестры, то ваша мама, ребята, делает им подарки .


Масленица: А в седьмой день уже прово­ды Масленицы настают. В этот день кострами снежные горки топили — весне прийти помогали.

В воскресенье народ прощался с Масле­ницей. И день этот называли

проводы, проще­ный день. Сооружали снежные городки: доволь­но высокий

снежный забор, вокруг него, пони­же главного забора, несколько рядов

снежной насыпи. Все эти сооружения поливали водой, чтобы они замерзли

на морозе и стали прочней. В воскресенье происходило взятие таких

городков. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день

продолжались до вечера, ког­да в заключение всех затей провожали

Масленицу, то есть сжигали чучело, ее изображаю­щее, за деревней, на

ближайшей горке, именно там, где и встречали Масленицу.

Все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, со­седей.

Воскресенье - последний день масленицы. В народе этот день называют - прощеное воскресенье.

Ведущий: Запомните это, ребята. И в прощеное воскресение попросите прощение у своих родных и друзей.

Масленица: Хорошую встречу и добрые прово­ды вы мне подготовили. Пела и плясала, больно я устала. Я гуляла с вами, теперь села в сани.

Ведущий: Пришла Масленица с ветерком, одарила нас блинком. Пришла, думали на семь годков, оказалось на семь деньков.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да с оладьями.

Блины масляные,

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Масленица: Спасибо, что меня с добром встретили, с честью проводили! Чем богаче Масленица – тем богаче год!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

Масленница угостит,

Никого не обделит.

Угощает всех блинами

Масленица: Блинами угоститеся, со мною вы проститеся!

Прощайте!

Масленница уходит.


Ведущий и дети: «Маслени­ца, прощай! А на тот год опять приезжай!»















Список литературы


1.Ватаман, В. П. «Воспитание на традициях народной культуры» [Текст] / В.П. Ватаман.- М.: Учитель, 2007. - 125 с.

2. Зеленова, Н. Г. «Мы живём в России» [Текст] / Н.Г.Зеленова, Л.А. Осипова.- М.: Скрипторий, 2010. - 107 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!