СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературной гостиной по творчеству Л.Н. Толстого «Не судите, да не судимы будете…» (суд над героями Л. Н. Толстого)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной гостиной по творчеству Л.Н. Толстого «Не судите, да не судимы будете…» (суд над героями Л. Н. Толстого). В данной разработке повторяется биография писателя, его жизненный путь и герои произведений. Учащиеся анализируют, делают выводы.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной гостиной по творчеству Л.Н. Толстого «Не судите, да не судимы будете…» (суд над героями Л. Н. Толстого)»

Сценарий литературной гостиной по творчеству Л.Н. Толстого

«Не судите, да не судимы будете…»

(суд над героями Л. Н. Толстого)

Составитель: Эннанова Лайла Таировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа-гимназия, детский сад № 25»

г. Симферополя Республики Крым

ОБВИНИТЕЛЬ И ЗАЩИТНИК:

ЗАЩИТНИК: Необходимо красота кругом.

ОБВИНИТЕЛЬ: Где вы видите красоту?

ЗАЩИТНИК: «Необыкновенная красота нынешнего года разбудит мёртвого. Жаркий вечер ночью колышет лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, сразу и синкопами, и тишина, и душистый воздух – и всё это вдруг я заменил, полюбил красоту эту».

Обвинитель: Что вы хотите этим сказать?

Защитник: Я хочу сказать, что все есть в Ясной Поляне – имении Толстого, где он родился, жил и создавал свои шедевры.

Обвинитель: Ах, это вот этот старец, похожий на пахаря. Вы хотите сказать, что он был счастлив и делал счастливыми людей, которые читали его произведения? М-да?

ЗАЩИТНИК: Давайте проведём с вами несколько минут в обществе толстовских героев, и узнаем, «что есть красота, и почему её обожают люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Открывается занавес.

На сцене стол с портретом Толстого, свеча, вокруг – ребята в костюмах, звучит музыка.

ВЕДУЩИЙ: Толстой родился в большой и дружной семье. Родители стремились дать своим детям – Николаю, Сергею, Дмитрию, Льву и Марии – воспитание свободное, гуманное, патриотическое. Самой любимой у них был игра в муравьиных братьев. Её придумал старший – Николенька Толстой.

Николай Толстой: Вы знаете, есть тайна муравьиных братьев. Я написал её на земной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага. Но если эта тайна раскроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга. Но для этого мы должны много работать над собой.

ЗАЩИТНИК: Вы, верно, не знаете о том, что сам Толстой много работал над собой, он даже завёл дневник, последнюю запись в котором сделал в год смерти.

ВЕДУЩИЙ: Из дневниковых записей Толстого.

- Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть советских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего возраста.

- Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

- Бойся праздности и беспорядка.

- Чтобы жить честно, надо рваться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять бросать, и вечно браться и лишаться. А спокойствие душевная подлость.

ОБВИНИТЕЛЬ: Да, я понял надо много работать над собой. Но ведь у самого Толстого не всё всегда складывалось так хорошо, как он писал.

ВЕДУЩИЙ: Пролетело детство, а за ним – беспокойная юность. Лев Толстой – офицер и участник Крымской войны.

ОБВИНИТЕЛЬ: Разве это хорошо, что штатский человек добровольно идет на войну? Кровь, грязь, смерть. А он ищет славы? Мечтает стать адъютантом самого Горчакова. К тому же использует для этого родственные связи.

ЗАЩИТНИК: Да, Толстой – участник боевых действий на Язоновском редуте четвертого бастиона.

ВЕДУЩИЙ: Но именно там, в осаждённом Севастополе, общался с матросами и солдатами, писатель убеждается в том, что истинный патриотизм следует искать не в высших сферах, лиц адъютантов и штабных офицеров, а среди простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны. Свидетель Севастопольской осады, Толстой, пишет цикл рассказов, в которых осуждает войну, принесшую горе и страдание людям.

ЗАЩИТНИК: Прошу пригласить в зал свидетеля Севастопольской обороны.

Отрывок из Севастопольских рассказов.

ОБВИНИТЕЛЬ: Все это так: и красота, что спасёт человечество, и простота. Однако не всегда в жизни побеждает добро, любовь, красота. Вот в романе «Анна Каренина» вашего же Толстого трагически заканчивается жизнь героини. Она погибает.

ЗАЩИТНИК: Да, это так. Но кто виноват в гибели Анны Карениной?

(Входят читатели (1,2), прокурор, адвокат)

ЧИТАТЕЛЬ 1: Эпиграфом романа является библейское выражение: «Мне отмщение, и аз воздам». По-разному можно понимать его смысл. Кто-то поймёт его так: «Не суди, да не судим будешь» или «Не вам дано судить, потому что и вы не без греха». Но можно понять смысл эпиграфа иначе: «Провинившегося перед богом неотвратимо ждёт наказание». За что же наказана Анна?

Для того, чтобы лучше в этом разобраться, вспомним содержание романа.

ЧИТАТЕЛЬ 2: Жена крупного чиновника Каренина, казалось бы, удовлетворена своей жизнью. У неё семья, сын. Сама Анна – женщина обаятельная. Но вот случайная встреча с Вронским, и в её жизнь впервые врывается любовь. Рушатся привычные отношения и связи. Анна не терпит обмана и не желает скрывать от окружающих пришедшее к ней счастье.

ПРОКУРОР: Всё так. Но Анна погибла. Так кто же всё-таки в этом виноват? Муж? Вронский? Окружающие? За что наказывает Анну Толстой?

ЧИТАТЕЛЬ 1: За разрушение семьи.

ЗАЩИТНИК: Но ведь семья создана без любви и лишь формально закреплена церковью. Пожалуй, слишком велико наказание для человека, не знавшего любви.

ЧИТАТЕЛЬ 2: Значит, муж виноват в этом.

ОБВИНИТЕЛЬ: Он-то при чем? Ведь восемь лет они прожили счастливо.

ЗАЩИТНИК: Да восемь лет прожила Анна с бездушным, самодовольным, эгоистичным человеком. Каренин не даёт Анне развода и тем самым лишает её материнских забот о сыне, которого она так любила.

ОБВИНИТЕЛЬ: Тогда зачем же изменяла ему?

ЧИТАТЕЛЬ 1: Любовь – всепоглощающее чувство. Настоящая, сильная любовь к Вронскому ослепила Анну. Каждый нюанс общения с ним, каждая мелочь становится единственным предметом, занимающим думы и рождающим сомнения, переживания. Не пришёл, когда собирался прийти? – Значит, больше не любит. Приезжает он от матери по первой же посланной вслед записке – любит по-прежнему. Предупреждает, чтобы до вечера не ждала? Всё ясно: разлюбил и хочет отделаться! И так на каждое его слово, жест, движение: любит – не любит, взлёт – падение, любовь – смерть. Хочет удержать упрёки, а они рвутся наружу. Хочет скрыть ревность, а она выливается недостойными сценами.

ПРОКУРОР: Да, но тогда не Вронский виноват. Он-то несомненно любит Анну. Но понять её, понять её взлёты и падения, упреки по каждой мелочи, конечно, не может. Ведь кроме любви он живёт обыкновенной жизнью: общество, друзья, родные, дела, обязанности. Любовь Анны душит его, да и не только. Общество, например:

ЗАЩИТНИК: Что общество? Общество, как раз и не прощает её этой любви. Светское общество поощряет тайные измены, но вот настоящую, открытую любовь, оно не принимает: Бетти Тверская отказывает Анне от дома, злющая Карташова устраивает скандал, едва Анна появляется в соседней с ней театральной ложе, отворачиваются знакомые, даже близкие. Не стало просто человеческого общения.

ОБВИНИТЕЛЬ: Значит, причиной гибели Анны явилось то, что было вначале её счастьем – любовь? Невероятно, противоестественно!

ЗАЩИТНИК: Не внешние обстоятельства погубили её, те вложили в её гибель свою долю. Не Каренин толкнул, но и он, лишив её радости материнства, приложил руку. И уж, конечно, не Вронский, но и он тоже.

ЧИТАТЕЛЬ 1: Все вокруг словно сговорились, чтобы загнать Анну в узкий, душный мирок любви, который и погубил её.

ЧИТАТЕЛЬ 2: Жить только любовью и только для любви нельзя. Любви требуется простор, воздух нормального человеческого бытия, полноправная жизнь, с деятельностью и общением.

ЧИТАТЕЛЬ 1: Иначе, жизнерадостный, сердечный, добрый и общительный человек, самозабвенно отдавшийся великому чувству, превратился в раздражённое, глубокое, несчастное существо.

ЧИТАТЕЛЬ 2: Это главный закон любви, и нарушение его жестоко мстит: приходит усталость, ненависть, смерть.

Звучит стихотворение А. Кочеткова

«С любимыми не расставайтесь!»

ОБВИНИТЕЛЬ: А я всё же утверждаю, что ваш Толстой безжалостный, а его герои – несчастные люди.

ВЕДУЩИЙ: В последних произведениях своих Толстой мало пишет о смерти. Оступившиеся однажды герои меняются путём внутреннего перерождения, воскрешения и тогда они приходят к мысли о том, что надо быть добрыми: смиряться, прощать, любить.

ОБВИНИТЕЛЬ: Я понял, прощать надо всех бесконечное число раз. Прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виноваты и потому могли бы наказать или исправлять.

ВЕДУЩИЙ: И действительно, несколько столетий казнят и наказывают людей, которые признают преступниками. Что же перевелись они? Нет, а количество их только увеличилось. Теми преступниками, которые развращают наказание, и еще теми преступниками, которые наказывают людей.

ЧИТАТЕЛЬ 1: Общество и порядок существуют потому, что люди всё-таки желают и любят друга.

ЧИТАТЕЛЬ: Как не старались люди уродовать землю, как не забивали её камнями, чтобы ничего не росло на ней, как не счищали всякую пробивающуюся травку, как не дымили каменным углем и нефтью – возрождение красоты – весна была весною.

ЧИТАТЕЛЬ 2: Вот об этом и писал в своих великих творениях замечательный мастер Л. Н. Толстой.

Он был сплетением всех корней

России, ствол её и крона,

Певец её трудов и дней,

Её сермяга и корона.

В нём встретились, схлестнулись в нём

Её дворянство и крестьянство,

В непостоянстве день за днем-

Ее живое постоянство.

Туляк в нем видит земляка,

Родную душу парижанин.

Рабочая его рука

Своею мощью поражает,

Своею нежностью, своей

Неутомимостью, и, право,

Из-за кустов его бровей

Глядит колюче наша слава.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!