СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера, посвященного военной теме в творчестве Владимира Высоцкого.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературного вечера, предназначен для учащихся 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера, посвященного военной теме в творчестве Владимира Высоцкого.»

Сценарий литературного вечера, посвященного военной теме в творчестве Владимира Высоцкого.


Среди нехоженых путей

Один путь – мой.

Среди невзятых рубежей

Один – за мной.

В.Высоцкий


Оформление зала: на краю сцены – стул с прислоненной к нему гитарой, у края сцены слева или справа экран, на который проецируются военные фотографии, портреты Владимира Высоцкого.

Сцена. Полумрак. За столом компания молодых людей. Невыразительный разговор: на модные темы. Один бренчит на гитаре на «блатных» аккордах, напевая что-то из раннего Высоцкого:

Я недавно гулял по столице,

Двух прохожих случайно зашиб,

И попавши за это в милицию…


Д е в у ш к а: Слушай, а ты что-нибудь серьезное можешь? Уже невозможно этот репертуар слушать…

О д и н и з р е б я т: Да наш Орфей только это и может, дальше «Гоп-стоп» не двигается.


Разговор в таком духе продолжается. Затем гитарист замолкает и начинает тихо, постепенно усиливая голос:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигает.


Песня звучит на пределе. Свет гаснет. На сцене те же ребята, но уже в роли ведущих.


  1. ый ведущий. Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления – в столичном ли Доме ученых, на Ленских приисках, в студгородке Нью-Йоркского штатского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде.

  2. ой ведущий. Его не везде понимали.

Голос Высоцкого. Включается запись фрагмента концерта.

  1. ой ведущий. Они никак не могут понять, почему человек с набухшими жилами поет дома, что это? Что его так беспокоит? Особенно они не понимают, зачем песне заниматься этими проблемами.

  1. ый ведущий. Действительно, о чем можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость…Об этом он и пел.

  2. ой ведущий. Нуждались и нуждаемся в очищении. От лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости и не выводится из организма. Высоцкий же был и остается противоядием от лжи, барьером против лицемерия.

  1. ый ведущий. Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека не воевавшего.

О д и н из ч т е ц о в: Есть в Киеве школа, где на стене класса висел портрет, вернее, обычная фотография из выпускного альбома. На ней – мальчишка, выпускник 80-го года, погибший в Афганистане. Под его фотографией – знакомые до боли, обжигающие слова: Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…

Звучит песня «Он не вернулся из боя». Исполняют учащиеся (или демонстрируется фрагмент из концерта Высоцкого). В дальнейшем

  1. ый ведущий. Слова невоевавшего Высоцкого – почему? Ведь песен о войне так много.

  2. ой ведущий. Может потому, что ребята, которые воевали в Афганистане, выросли на Высоцком, воспитывались на его песнях, слушая их, задумывались о жизни, смерти и подвиге. И он им более понятен, доверие к нему стопроцентное. Потому что он был честен: черное называл черным, а не серым или розовым. И оправдывали его доверие там, в Афганистане, там, где «чужие слова» и где «ненужные встречи», там, где так понятна его песня «В темноте».

Темнота впереди – подожди!

Там стеною закаты багровые,

Встречный ветер, косые дожди,

И дороги, дороги неровные.

Там чужие слова, там дурная молва,

Там ненужные встречи случатся,

Там сгорела, пожухла трава,

И следы не читаются – в темноте…

Там проверка на прочность – бои,

И туманы, и ветры – с прибоями.

Сердце путает ритмы свои

И стучит с перебоями.

Там чужие слова, там дурная молва,

Там ненужные встречи случаются,

Там сгорела, пожухла трава,

И следы не читаются - в темноте…

Там и звуки, и краски не те,

Только мне выбирать не приходится,

Очень нужен я там, в темноте,

Ничего – распогодится.

Там чужие слова, там дурная молва,

Там ненужные встречи случаются.

Там сгорела, пожухла трава,

И следы не читаются – с темноте…

3-ий ведущий. Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками. Почему?

Ч т е ц. «Ваше любимое место?» - спросили его в анкете. Видевший красоты полумира, он ответил: «Самотёка, Москва». «Ваша любимая песня?» - «Вставай, страна огромная…» Это была песня его детства.

Звучит песня «Вставай, страна огромная».(муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача). Демонстрируется слайд.

  1. ый ведущий. Москва 41-го года. Затемнённая, неприступная, суровая.

  2. ой ведущий. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споет об этом: Ты научил любви, Арбат, а дальше, дальше наше дело…)

  3. ий ведущий. …и маленького Володи Высоцкого.

Ч т е ц ы.

«В июле 1941 года (Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали бомбить Москву. Мы с сыном спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи, громко и выразительно, что-нибудь типа этого: «Товарищ Ворошилов, в нынешний год в Красную Армию брат мой идет…» Однажды после такого «выступления» пожилой мужчина подошёл ко мне, тихо сказал: «Спасибо за сына». И поцеловал мне руку». Так вспоминала мать Высоцкого Ирина Максимовна.

Звучит песня «А на войне, как на войне» (в записи или в исполнении учащихся).

Бросьте скуку, как корку арбузную,

Небо ясное, легкие сны,

Парень лошадь имел и судьбу свою,

Интересную до войны.

А на войне, как на войне,

А до войны, как до войны –

Везде, во всей Вселенной.

Он тихо ездил на коне

В конце войны, в конце войны,

Последней довоенной.

Но туманы уже по росе плелись,

Град прошёл по полям и мечтам,

Для того, чтобы тучи рассеялись,

Парень нужен был именно там.

Там, на войне, как на войне,

А до войны, как до войны –

Везде, во всей Вселенной.

Он лихо ездил на коне

В конце войны, в конце весны,

Последней, довоенной.

  1. ый ведущий. Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии. А вернее, простые и глубокие мысли облёк в форму уличной песни. Указал путь, начал то, что продолжил потом Высоцкий.

  2. ой ведущий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы – охрипший голос солдата. Даже не голос – крик. Несмолкаемый крик, как предвестник беды.

  3. ий ведущий. Они навсегда останутся рядом в нашем сознании, в истории нашей культуры. Они так по-разному сказали о близком.

Ч т е ц ы.

- Буржуазные средства массовой информации, усиленно продвигая сочинения разного рода диссидентов, делали всё для того, чтобы на Западе меньше знали «таких писателей, как Айтматов, Абрамов и ещё десятки других, таких мастеров искусства, как Высоцкий и Окуджав…»

- Мы цитируем книгу Генерального секретаря Французской компартии Жоржа Марше «Надежда сегодня».


Сменяя друг друга, звучат песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» и В.Высоцкого «Так случилось – мужчины ушли»:

Так случилось – мужчины ушли,

Побросали посевы до срока.

Вот их больше не видно из окон,

Растворились в дорожной пыли.

Вытекают из колоса зёрна –

Это слёзы несжатых полей.

И холодные ветры проворно

Потекли из щелей.

Мы вас ждём, торопите коней.

В добрый час, в добрый час,

В добрый час!

Пусть попутные ветры не бьют,

А ласкают вам спины.

А потом возвращайтесь скорей,

Ивы плачут по вас,

И без ваших улыбок

Бледнеют и сохнут рябины.

Мы в высоких живём теремах –

Входа нет никому в эти зданья:

Одиночество и ожиданье

Вместо вас поселилось в домах.

Потеряла и свежесть, и прелесть

Белизна ненадетых рубах.

Даже старые песни приелись

И навязли в зубах.

Всё единою болью болит,

И звучит с каждым днём непрестанней

Вековечный надрыв причитаний

Отголоском старинных молитв.

Мы вас встретим и пеших, и конных,

Утомлённых, нецелых – любых.

Только б не пустота похоронных,

Не предчувствия их.

Мы вас джём, торопите коней.

В добрый час, в добрый час,

В добрый час1

Пусть попутные ветры не бьют,

А ласкают вам спины.

А потом возвращайтесь скорей, ивы плачут по вас,

И без ваших улыбок

Бледнеют и сохнут рябины.


  1. ый ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что слепые в своём фанатичном азарте поклонники Высоцкого затоптали могилу фронтовика на Ваганьковском…

  2. ой ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность.

  3. -ий ведущий. Это говорится для того, чтобы унизить его и отучить нас думать и верить. А ведь нам повезло, что был такой Поэт, открытый и честный.

  1. ый ведущий. Лучше прислушаемся к фронтовикам – им-то неведома погоня за модой.

Ч т е ц ы.

- Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым выходил я из окружения под Оршей?

- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал ещё год…

- Так писали фронтовик Владимиру Высоцкому.

1-ый ведущий. Как он мог это знать?

2-ой ведущий. Откуда эта оборванная до крови правда, которая рвётся из его военных песен?

3-ий ведущий. Откуда это пронзительно своё видение мира?

Голос Высоцкого: То, что слышу сейчас, - «он сказал: «Поехали!...» - это всё понятно. Он так действительно сказал. Но зачем же рифмовать то, что было? Нужно найти какой-то философский смысл этих вещей. А так - на заказ – не получается.

(Монологи Высоцкого)

  1. ый ведущий. Наверное, и невозможно написать на заказ песню такую, как «Звёзды».

Мне этот бой не забыть нипочём.

Смертью пропитан воздух,

А в небосклоне бесшумным дождём

Падали звёзды.

Вот покатилась, и я загадал:

Выйти живым из боя…

Так свою жизнь я поспешно связал

С глупой звездою.

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться…

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце.

Нам говорили: «Нужна высота!»

И «Не жалеть патроны!»

Вон покатилась вторая звезда

Вам на погоны.

Звёзд этих в небе, как рыбы в прудах,

хватит на всех с лихвою.

Если не на смерть – ходил бы тогда

Тоже героем.

Я бы звезду эту сыну отдал,

Просто на память…

В небе висит, пропадает звезда –

Некуда падать.


  1. ий ведущий. Самые прекрасные строчки изнашиваются, выдыхаются от слишком частого их применения.

  2. ий ведущий. Все мы свидетели того, как стирались высокие слова, тускнели идеалы.

1- ый ведущий. Но строчки Михаила Кульчицкого, которые мы можем отнести и к Высоцкому, от этого звучат ещё первозданнее:

Не до ордена.

Была бы Родина…

2-ой ведущий. А вот ещё одно доказательство жизненности его военных песен. Послушайте, как перекликаются они со стихами Константина Симонова, Александра Твардовского, поэтов, проживших войну вместе с народом.


Читается стихотворение К.Симонова «Безымённое поле»:

Опять мы отходим, товарищ,

Опять проиграли мы бой.

Кровавое солнце позора

Заходит у нас за спиной…


  1. ый ведущий. Июль. 1942 года.

  2. ой ведущий. А вот песня «Мы вращаем землю, написанная через десятилетия, но тем не менее достойная воинского салюта.

От границы мы землю вертели назад,

Было дело - сначала.

Но обратно её закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала.

Наконец-то нам дали приказ наступать,

Отбирать наши пяди и крохи,

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не взошло на Востоке.

Мы не мерили землю шагами,

Понапрасну цветы теребя,

Мы толкали её сапогами,

От себя, от себя.

И от ветра с востока пригнулись стога,

Жмётся к скалам отара,

Ось земную мы сдвинули без рычага,

Изменив направленье удара.

Не пугайтесь, когда не на месте закат,

Судный день – это сказки для старших,

Просто землю вращают, куда захотят

Наши сменные роты на марше.

Мы ползём, бугорки обнимаем,

Кочки тискаем, не любя.

И коленями землю толкаем

От себя, от себя.

Здесь никто не нашёл, даже если б хотел,

Руки кверху поднявших,

Всем живым – ощутимая польза от тел,

Как прикрытье используем павших.

Этот глупый свинец всех не сразу найдёт.

Где настигнет – в упор или с тыла.

Кто-то там впереди навалился на дот,

И земля на мгновенье застыла.

Я ступни свои сзади оставил,

Мимоходом о мёртвых скорбя,

Шар земной я вращаю локтями

От себя, от себя.

Кто-то встал в полный рост,

И отвесив поклон,

Принял пулю на вздохе,

Но на запад, на запад ползёт батальон,

Чтобы солнце взошло на востоке.

Животом по грязи, дышим смрадом болот,

Но глаза закрываем на запах.

Нынче солнце по небу нормально идёт,

Потому что мы рвёмся на запад.

Руки-ноги на месте ли, нет ли,

Как на свадьбе, росу пригубя,

Землю тянем зубами за стебли

На себя, на себя.


Слушаем стихотворение А.Твардовского «Я знаю, нет моей вины…» и стихотворение В.Высоцкого «О погибшем друге»:

Всю войну под завязку я всё к дому тянулся;

И хотя горячился, воевал делово.

Ну, а он торопился, как-то раз не пригнулся –

И в войне взад-вперёд обернулся,

За два года – всего ничего!

Не слыхать его пульса с сорок третьей весны.

Ну а я окунулся в довоенные сны.

И гляжу я дурея, и дышу тяжело…

Он был лучше, добрее,

Добрее, ну а мне повезло.

Я за пазухой не жил, не пил с господом чая,

Я ни в тыл не стремился, ни судьбе под подол,

Но мне женщины молча намекают, встречая:

Если б ты там навеки остался, ,

Может, мой бы обратно пришёл.

Для меня не загадка их печальный вопрос –

Мне ведь тоже не сладко,

Что у них не сбылось.

Мой ответ подвернулся:

- Извините, что цел!

Я случайно вернулся, вернулся, вернулся,

Ну а ваш не сумел…

Я кругом и навечно виноват перед теми,

С кем сегодня встречаться

Я почёл бы за честь.

И хотя мы живыми до конца долетели,

Жжёт нас память и мучает совесть

У кого, у кого она есть.


Голос Высоцкого: Пишу песни о войне, конечно, не ретроспекции, о ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их сегодня можно петь, что люди из тех времён, ситуации из тех времён, а в общем и идеи, и проблемы – наши, нынешние.

Расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же, как и вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. (Монологи Высоцкого)


  1. ый ведущий. Нас могут беспокоить эти песни?

  2. ой ведущий. По одному из социологических исследований 68% старшеклассников в шкале ценностей на первое место поставили деньги.

  3. ий ведущий. Наше поколение сравнивают с ростком, который искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для него - норма.

  1. ый ведущий. Можем ли мы понимать эти песни? Хотим ли?

Все втроём. Да. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос: а смог бы я тогда, и отвечаем на него всю жизнь…

Ч т е ц ы .

- Он недопел, не досказал всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце отказало от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдёт

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер. Да.

- И всё же он поёт

И песни не дадут нам жить спокойно…

- Никита Михалков. Стихотворение «Памяти Высоцкого».


  1. ый ведущий. Они заставляют нас думать о дружбе, о дружбе в первозданном смысле этого слова. О ней и песня «Их восемь – нас двое».

Их восемь, нас - двое,

Расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть.

Серёга, держись,

Нам не светит с тобою,

Но козыри надо равнять.

Я этот небесный квадрат не покину,

Мне цифры сейчас не важны.

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит, и шансы равны…

Мне в хвост вышел «мессер»,

Но вот задымил он,

Надсадно завыли винты,

Им даже не надо крестов на могилы,

Сойдут и на крыльях кресты…

Я – первый, я – первый,

Они под тобою,

Я вышел им наперерез,

Сбей пламя, уйди в облака,

Я прикрою,

В бою не бывает чудес.

Сергей, ты горишь,

Уповай, человече,

Теперь на надёжность строп.

Нет, поздно, и мне вышел «мессер» навстречу…

Прощай, я приму его в лоб.

Я знаю, другие сведут с ними счёты,

Но, по облакам скользя,

Взлетят наши души, как два самолёта,

Ведь им друг без друга нельзя.

Архангел им скажет: «В раю будет туго,

Но только ворота – щёлк.

Мы с другом попросим – впишите нас с другом

В какой-нибудь ангельский полк.

И я попрошу бога, духа и сына,

Чтоб выполнил волю мою,

Пусть вечно мой друг защищает мне спину,

Как в этом последнем бою.

Мы крылья и стрелы попросим у бога,

Ведь нужен нам ангел-ас,

А если у них истребителей много,

Пусть впишут в хранители нас.

Хранить – это дело почётное тоже,

Удачу нести на крыле,

Таким, как при жизни мы были с Серёжей,

И в воздухе, и на земле.


  1. ой ведущий. Они учат смотреть на любовь не как на минутное развлечение. Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь…- вот как!

  2. ий ведущий. И осознавать, что на краю обрыва, заглядывая в глаза смерти или, говоря проще, в критической ситуации, человек должен и может оставаться человеком – это тоже мы поняли, слушая Высоцкого. Хотя бы «Чёрные бушлаты»:

За нашей спиною остались паденья, закаты,

Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлёт,

Мне хочется верить, что чёрные наши бушлаты

Дадут мне возможность сегодня увидеть восход.

Сегодня на людях сказали:

«Умрите - геройски»,

Попробуем, ладно,

Увидим, какой оборот.

Я только подумал, чужие куря папироски,

Тут, кто как умеет, мне важно увидеть восход.

Особая рота, особый почёт для сапёра.

Не прыгайте с финкой на спину мою из ветвей.

Напрасно стараться,

Я и с перерезанным горлом

Сегодня увижу восход до развязки своей.

Прошлись по тылам, держась,

Чтоб не резать их сонных.

И вдруг я заметил, когда «прокусили» проход,

Ещё несмышленый, зелёный, но чуткий подсолнух

Уже повернулся верхушкой своей на восход.

За нашей спиной в шесть тридцать

Остались, я знаю,

Не только паденья, закаты,

Но взлёт и восход.

Два провода голых, зубами скрипя, защищаю.

Восхода не видел, но понял –

Вот-вот и взойдёт.

Уходит обратно, на нас,

Поредевшая рота, что было неважно,

А важно – лишь прорванный форт,

Мне хочется верить,

Что грубая наша работа

Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход.


  1. ый ведущий. И понятия: честь, совесть, долг – это ведь тоже мы поняли. А вот он объяснил, что:

И во веки веков, и во все времена

Трус-предатель всегда презираем,

Враг есть враг, и война всё равно есть война,

И темница тесна, и свобода одна,

И всегда на неё уповаем…

2- ой ведущий. И, наверное, о многом говорит нам, наследникам Великой Победы, его «Песня о новом времени», которую написал тогда, в послевоенные годы, мальчишка-проказник, с открытым ртом слушавший рассказы о войне.

1-ый чтец. «Без памяти нет совести», - утверждает академик Лихачёв.

3- ий ведущий. Благодаря Высоцкому, мы учимся помнить, пропускать память через сердце. Этому помогает и эта его песня:

Наше время иное, лихое,

но счастье, как встарь, ищи!

И в погоню летим мы за ним,

Убегающим вслед.

Только в этой вот скачке

Теряем мы лучших товарищей,

На скаку не заметив,

Что рядом товарищей нет.

И ещё будем долго

Огни принимать за пожары мы,

Будет долго зловещим

Казать нам скрип Сапогов,

Про войну буду книги

С названьями старыми,

И людей будем долго делить

На своих и врагов.

А когда отгрохочет,

Когда отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут

Под нами скакать,

И когда наши девушки

Сменят шинели на платьица,

Не забыть бы тогда,

Не простить бы и не потерять.


  1. ый ведущий. Нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или о море. Есть о жизни, о мужестве, о готовности идти в разведку.


Пока звучит песня «Давно смолкли залпы орудий», ведущие и чтецы кладут гвоздики к гитаре, а зал встаёт, чтобы почтить память невоевавшего солдата Владимира Высоцкого и всех героев его военных песен.


Давно смолкли залпы орудий.

Над нами лишь солнечный свет.

А чем проверяются люди,

Если войны уже нет?

Приходится слышать нередко

Сейчас, как тогда:

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

Нет или да?»

Не ухнет уже бронебойный.

Нет быть похоронной под дверь.

И кажется всё так спокойно.

Негде раскрыться теперь.

Но всё-таки слышим нередко

Сейчас, как тогда:

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

Нет или да?»

В полях обезврежены мины,

Но мы не на поле цветов.

Вы поиски, звёзды, глубины

Не сбрасывайте со счетов.

Поэтому слышим нередко

Сейчас, как тогда:

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

Нет или да?»


  1. ый ведущий. А ты знаешь, с кем идти в разведку?

  2. ой ведущий. Ты сам-то готов идти в разведку?

  3. ий ведущий. Пойдут ли в разведку с нами?


В начале и в конце вечера могут прозвучать такие песни В.Высоцкого о войне, как «Горное эхо», «Разведка боем», «Аисты», «Письмо», «Песня о земле», «Песня о том, кто не стрелял» и другие.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!