СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера. Диалоги о Василии Макаровиче Шукшине.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий предназначается не только для 11-классников. Главное, чтобы ученики прочитали те произведения, о которых идёт речь в сценарии. Важно, чтобы зрители тоже принимали участие в разговоре.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера. Диалоги о Василии Макаровиче Шукшине.»

Литературный вечер. Диалоги о Шукшине.

Оформление вечера традиционно: портрет писателя, живые цветы рядом с портретом, на слайде высвечиваются стихи Е. Евтушенко о В. Шукшине. В ходе вечера на экране демонстрируются фотографии с изображением разных эпизодов из жизни писателя, фрагменты из фильма «Калина красная».

На сцене полукругом расположены стулья. Сбоку стоит журнальный столик, на нём книги В. Шукшина. Рядом кресло – место ведущего (взрослого).

Ученики заняты в диалогах, исполняют роль критиков, знатоков творчества Шукшина, внимательных и доброжелательных читателей, чтецов.

ВЕДУЩИЙ. Сегодня в этом зале нас всех объединяет одно: интерес к творчеству Василия Макаровича Шукшина.

На нашем литературном вечере мы поспорим о тех вопросах, которые В. Шукшин поставил и решать которые он завещал нам. Мы поговорим об уроках В. Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество зовёт к спору, к обсуждению. На нашем вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки их статей, стихи и песни.

ЧТЕЦ.

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина. Кондаков.

ЧТЕЦЫ. (Из автобиографии В. Шукшина)

- Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители - крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) – колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно реабилитирован.

- В 1943 году окончил сельскую семилетку… Работал в колхозе, потом, в 1946 году ушёл из деревни. Работал в Калуге,.. во Владимире,.. на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван служить во флот… служил на Чёрном море, в Севастополе. Воинское звание – старший матрос, специальность – радист. После демобилизации приехал домой.

- Во все времена, везде много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодёжи…

ЧТЕЦ. (Из статьи В. Шукшина «Монолог на лестнице»)

«Учитель я был, честно говор, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно. (Я преподавал русский язык и литературу.) Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».

ВЕДУЩИЙ. Есть река на Алтае – Катунь. Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьёт их в холодную грудь крутой яростной волной, рвётся из гор. А то вдруг присмиреет в долине - тихо, слышно, как гуси кричат, как утки в затоне плывут к островам. Отдыхает река. Чистая, светлая, каждую песчинку на дне видно, каждый камешек.

Текст читается на фоне песни «Заморозки». Стихи и музыка А. Круппа.

ЧТЕЦ. (Из воспоминаний В. Шукшина.)

«Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии…

Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас взглянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…»

ЧТЕЦ. «Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, решалась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич…

Председатель комиссии иронически спросил:

- Белинского знаешь?

- Да, - говорю.

- А где он живёт сейчас?

В комиссии все затихли.

- Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать. Что Белинский «помер». Ромм всё это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза… Мне везло… на умных и добрых людей.

ВЕДУЩИЙ. «Мне везло на умных и добрых людей»… Стоит задуматься над этой фразой. Анализ даже лежащих на поверхности биографических фактов, кажется, не даёт повода так думать. Другой на месте В. Шукшина мог всю жизнь проклинать судьбу, ожесточиться. Но В. Шукшин – человек в высшей степени совестливый, умеющий критически относиться к себе и с пониманием – к другим.

ЧТЕЦ. Я хочу прочитать стихи нашего земляка - костромича Леонида Попова. Мне кажется, что позиция поэта в главном перекликается с жизненной линией писателя В. Шукшина.

Поздно: учиться «петь и танцевать»,

Шаркать подошвой по жаркому кругу.

Стыдно: поклоны впрок раздавать,

Пылко влюбляться в столичную вьюгу,

Верить пожатью казённой руки,

Честью платить за натужную милость,

Время: свои подытожить долги,

Благо достаточно их накопилось.

Время: припомнить былые грехи,

Чтоб понапрасну душа не гордилась.

Время: вчитаться в чужие стихи,

Чтоб от своих голова не кружилась.

Время: последнюю выгрести медь,

Но до копейки за всё расплатиться

И до рассвета успеть умереть,

Чтоб на рассвете свободным родиться! Л. Попов

ВЕДУЩИЙ. Хотелось бы услышать мнение участников нашего вечера о произведениях писателя, о тех проблемах, которые он ставит перед читателями.

(Спор участников вечера о проблеме города и деревни в творчестве Шукшина)

- Позвольте мне высказать своё мнение. В. Шукшин, конечно, писатель хороший. Но! Ему свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно.

- Вот посмотрите, в рассказе «Сураз» В. Шукшин каждый поступок Спирьки Расторгуева сочувственно объясняет. Этот деревенский парень – преступник по своей сути – окружён авторским вниманием и пониманием.

- А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову относился с пониманием и сочувствием. Это верная писательская позиция: понять дела человеческие, войти в душу героя. Вот если бы В. Шукшин оправдывал Спирьку Расторгуева…

- Это верно. Писатель должен понимать своих героев, это так. Но его сочувствие и понимание не должно быть избирательным. А если В. Шукшин сочувствует деревенскому Спирьке, но не сочувствует городскому Сергею Юрьевичу – с этим согласиться невозможно. А в рассказе «Материнское сердце» хороший Витька Борзенков так бы и остался хорошим: женился бы в деревне на скромной хозяйственной девушке, но город его испортил и судьбу его сломал.

- Не надо факты передёргивать! Город – это всего лишь место действия рассказа. А причина несчастий Витьки не в городе, а в нём самом. Мать ему прямо говорит об этом: пьяный дурак дураком становится. Так что город тут ни при чём.

- И всё-таки В. Шукшин социально ограничен деревенской темой.

- Неправда!

- Не перебивай, пожалуйста. Сам – с семнадцати лет горожанин. Учился в вузе, а о студентах ничего интересного не написал.

- Даёшь роман о студентах!

- Дай мне договорить. Он был писателем, режиссёром, артистом, а о жизни интеллигенции – ни слова. Одна деревня, деревня, деревня. Там - его милые деревенские «чудаки», а в городе живут «бяки», «энергичные люди», которые паразитируют за счёт государства.

- Так оно и есть. В деревне люди добрее, проще. Нет в них ненависти этой - исподтишка. В деревне весь человек на виду. Его же с детства все знают. Никто там поэтому нос друг перед другом не задирает. И относятся они к людям по-доброму.

- Да, добренькие в деревне люди. К свои м они добрые. Из своей деревни. А случись чужой человек – та же неприязнь, то же недоверие.

Посмотрите, в рассказе «Срезал» деревенские мужики почти с одинаковым недоверием относятся и к чете Журавлёвых, приехавших из города, и к Глебу Капустину, который родом из другой деревни. Они натравливают их друг на друг и смотрят на это со стороны.

Пусть подерутся, пусть поругаются, а нам забава.

- Вот видишь, оказывается, не ко всем деревенским жителям В. Шукшин с сочувствием относится. Не зря же он говорил: «И в деревне есть такие, что не приведи господь!» Это сам В. Шукшин писал. Наверно, он знал деревню

- А что в этом плохого, что он пишет о деревне? Он знает её лучше – вот о ней и пишет. Возьмём для примера рассказ «Волки». Два героя, зять Иван и тесть Наум, оба деревенские жители, но относится к ним В. Шукшин по- разному. И не потому вовсе, что один родом из этой деревни, а другой – из той. В. Шукшин испытывает своих героев, ставит их в сложную жизненную ситуацию, перед лицом опасности. Когда за ними погнались волки, оба испугались, но Наум от страха стал трусом и предателем, а Иван оказался деятельным и смелым человеком.

ВЕДУЩИЙ. Главное для В. Шукшина – не где человек живёт, и как он живёт и какой это человек. Это же несерьёзно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об учёных, об интеллигенции. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин имел мужество.

В. Шукшину хватало смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа «Обида» раздался горестный крик Сашки Ермолаева: «До каких пор мы будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завёз, не забросил на парашютах…»

(Спор продолжается. Идёт разговор о внешней грубости и внутренней беззащитности героев В. Шукшина.)

- В. Шукшин дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это верно. Но какие-то стороны его правды лично я не принимаю. Его правда иногда бывает грубой и необузданной. Вот в пьесе «До третьих петухов» обидела Баба Яга Ивана, а он в ответ на обиду кричит» «А ху-ху не хо-хо, бабуленька?» Эта реплика режет слух, она очень груба. Когда такие слова звучат со сцены, меня коробит.

- Чистоплюйство какое-то…

- Верхоглядство…

- А тебе бы хотелось, что Иван говорил интеллигентно, как диктор на телевидении: «Извините, уважаемая Бага Яга, с вопросом о строительстве коттеджика обратитесь в стройуправление».

- Поверила бы ты тогда, что это герой из народной сказки? Нет, конечно.

- В народе так не говорят.

- Надо в корень смотреть. В душу человеческую надо вглядеться. Ведь за грубостью Ивана скрывается его беззащитность. Не циничная пустота души, а беззащитность.

- Да, он грубит. Но он не может иначе защищать своё человеческое достоинство. Это не вина его, а беда.

- Так же беззащитен перед нашим судом Павел Попов, герой рассказа «Страдания молодого Ваганова». Стоит только вспомнить его заявление в суд, оно же наполовину состоит из бранных слов. Но даже молодой, неопытный юрист Ваганов проникается к Попову с сочувствием.

- А я не проникаюсь. Мне не нравится Попов. Не нравится и писатель, который доводом в споре провозглашает силу кулака. Этот Попов на женщину руку поднял, а вы все воспылали к нему с любовью. Я не могу считать удар табуретом по голове аргументом в споре.

Когда шукшинских героев охватывает «трясун» и они готовы крушить правых и виновных, бегать по городу с пестиком, как в рассказе «Други игрищ и забав», или с молотком, как в «Обиде», сочувствовать им страшно.

- Слушая тебя, можно подумать, что В. Шукшин предлагает нам бегать за своими обидчиками с оружием. Не нужно так оглуплять В. Шукшина.

- Если так рассуждать, то получится, что В. Шукшин призывает обливать бюрократов чернилами, как делает Колька Скалкин в рассказе «Ноль-ноль целых». А ведь это не так.

ВЕДУЩИЙ. В. Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.

Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить душу читателя, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал: «Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения интимные – письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, а ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба, благодарен будет, всплакнёт у телевизора, умилённый, и ляжет спать со спокойной душой». В. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

ЧТЕЦ.

В искусстве уютно быть сдобною булкой французской,

Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,

Черняшкою той, без которой немыслим народ…

Когда мы взошли, на тяжёлой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

В уюте уже не ужиться,

И сердце как сокол,

Как связанный Разин Степан… Е. Евтушенко. «Памяти Шукшина».

(Можно использовать аудиозапись песни «Сон Стеньки Разина» в исполнении Ж. Бичевской.)


ЧТЕЦ. Шли по стране его прекрасные фильмы: «Живёт такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная». Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шофёры, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнала себя в его героях и полюбила В. Шукшина.


ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. (к участникам спора на сцене). Чем лично вас удивил, поразил В. Шукшин как человек, как художник? Чем интересен вам В. Шукшин?

- Мне нравится, как просто В. Шукшин умеет рассказать о самом важном: «Надо человеком быть, а не сшибать полтинники». Как хорошо сказано и просто…

- В. Шукшин знал жизнь и умел рассказать о ней ярко, с чувством юмора. Мне нравится, что В. Шукшин борется за достоинство человека. Призывает нас не мириться со злом.


ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. Что хотел сказать В. Шукшин в «Калине красной», убивая своего Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни? Да?

- Он хотел сказать, наверное, что воровской мир очень жесток. Что от него не так-то просто отделаться…

- Мне кажется, что В. Шукшин хотел сказать, что за всё в жизни надо платить. Иметь возможность уважать себя и чувствовать к себе уважение людей – на это порой уходит вся жизнь. Не одно поле надо вспахать, не один поступок надо совершить. И Егор это понял.

ВЕДУЩИЙ. При жизни В. Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо, начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».

ЧТЕЦ.

Он не вышел ни званьем, ни ростом,

Не за славу, не за плату, -

На свой необычный манер, -

Он по жизни шагал над помостом –

По канату, по канату,

Натянутому, как нерв!

Посмотрите! Вот он без страховки идёт!

Чуть правее наклон – упадёт, попадёт!

Чуть левее наклон – всё равно не спасти!..

Но, должно быть, ему очень трудно пройти

четыре четверти пути.

И лучи его с шага сбивали,

И кололи, словно лавры.

Труба надрывалась, как две!

Крики «браво» его оглушали,

А литавры, литавры –

Как обухом по голове!..

Он смеялся над славою бренной,

но хотел быть только первым.

Такого попробуй угробь!

Не по проволоке над ареной –

Он по нервам – нам по нервам –

Он шёл под барабанную дробь!

Посмотрите! Вот он без страховки идёт!

Чуть правее наклон - упадёт, пропадёт!

Чуть левее наклон – всё равно не спасти!

Но – замрите! Ему остаётся пройти

Не больше четверти пути. В. Высоцкий. «Канатоходец».


- Я хочу прочитать стихотворение, относящееся к нашему спору и к жизненной позиции В. Шукшина.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Мера окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – ка умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя. Ю. Левитанский.

ЧТЕЦЫ. (Из рабочих записей В. Шукшина).

- «Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь».

- «Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!»

- «Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то хорошо. Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то плохо».

Исполняется песня «О жизнь моя, не уходи». Слова А. Жигулина, музыка В. Белецкого.


ВЕДУЩИЙ. Нет с нами больше писателя – В. Шукшина. Но остались его фильмы, его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет задуматься о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!