СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа в 5 классе Автор : Музаева Марет Хамзатовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «а» класса МБОУ «Фрунзенская СОШ». ТЕМА: 12 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа в 5 классе

 Автор : Музаева Марет Хамзатовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «а» класса МБОУ «Фрунзенская СОШ».

ТЕМА: 12 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.          

Просмотр содержимого документа
«классный час о конституции ЧР»

Сценарий классного часа в 5 классе

Автор : Музаева Марет Хамзатовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «а» класса МБОУ «Фрунзенская СОШ».

ТЕМА: 12 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

ЦЕЛЬ:

Составить представление о Конституции, символике Чечни,

дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна,

способствующих воспитанию патриотизма.

Познакомить учащихся 5 класса с историей праздника.

Воспитывать бережное отношение к символам Чеченской Республики.


Методы: рассказ учителя, беседа с учащимися.

Оборудование: Конституция ЧР, аудиозапись гимна, герб, флаг,

карта Чечни.

План классного часа:

1.Организационный момент.

2. Основная часть: а) Гимн, б) Флаг, в) Герб, г) История Конституции,

д) Определение Конституции

3. Заключительная часть.

Учитель: - Ребята, сегодня наш классный час начался с гимна ЧР. Как вы думаете, почему?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 23 марта, который наступит скоро, - это торжественный день для всех нас)

Учитель: -Что вы знаете о гимне?

( Государственный гимн является символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства. Государственный гимн транслируется телерадиоканалами: в новогоднюю ночь, в дни гос. праздников.)

Учитель: -Когда исполняют Государственный гимн ?

( Во время торжественных церемоний и других мероприятий , проводимых государственными органами, например, при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным Главой республики, при открытии и закрытии сессий парламента, при открытии памятников, при вручении наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний.)




Шатлакхан Илли

 

Дешнийн автор - Кадыров Хож-Ахьмад
Мукъаман автор - Бексултанов Iумар

 

 

Харцоно ц1е тесна хийла хьо ягарх,
Нохчийчоь ца йоьжна, г1аьттина яха.
Кавказан ткъес хилла, маршонан ага,
Хьан лаьттан сий дина яхь йолчу наха.


Барт болу хьан къаьмнаш – мах боцу беркат!
Хьо йоцург, Нана яц, нохчийн халкъ хьаста.
Тхан дехар, тхан дерзар Даймехкан кхерчахь,
Декъалдар доьхуш ду, Далла беш хастам.


Башламан баххьашка дайн синош дуьссу.
Органа тулг1ено ненан мотт буьйцу.
Исбаьхьа совг1ат хьо, азаллехь делла!
Шатлакхан илли ду тхуна ницкъ белларг!


Къинхьегам, хьан хьуьнарш хазделла шайна,
Хьалкъаца лерам бар кхаъ хуьлда хьуна.
Машаран г1аролехь ирсан некъ тайна,
Сий долуш Нохчийчоь ехийла тхуна!


Учитель: -Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

( Прослушивание гимна)

Учитель: - Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Учитель:- Государственный гимн существует во всех современных государствах.

Государство , прославляемое в Гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания.

Учитель: - Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Учитель: Что такое Государственный флаг?

( Это официальный символ гос. власти, олицетворяющий суверенитет государства)

Учитель: - Какие цвета у Чеченского флага? (белый, зеленый, красный, желтый).

Учитель: - Что означают эти цвета? (Флаг Чеченской Республики

Описание

Композиция флага Чеченской Республики состоит из трех горизонтальных и одной вертикальной полос. Вдоль древка проходит белая полоса с золотым орнаментом, остальное полотнище занято зеленой, белой и красной полосами разного размера, расположенными в указанном порядке сверху вниз. Флаг имеет соотношение сторон 2 к 3 ширина к длине соответственно. Полноразмерные флаги Республики обрамляются золотой бахромой по всему периметру полотнища.

Символика

Зеленый, белый и красный – традиционные чеченские цвета, а золотой орнамент на вертикальной белой полосе – национальный орнамент Республики. В классической геральдике выбор цветов трактуется как природа и возрождение (зеленый), мир и добрые помыслы (белый), мужество и сила (красный), богатство и вечность (желтый).

История

Первым неофициальным флагом Чечни было зеленое полотнище, в нижней части которого изображались равноразмерные полосы красного, белого, красного и зеленого цвета в порядке сверху вниз. Современный флаг Чеченской Республики был принят в 2004 году и законодательно утвержден в 2008 году. А первый вариант неофициального флага перешел в использование местного футбольного клуба «Терек»)


Учитель:- Где вывешивают государственный флаг ? ( на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

Учитель: -А помните ли вы последовательность расположения цветов Чеченского флага?

Задание.  Раскрасьте флаг Чечни в своих листах. ( заранее приготовленные заготовки)

Учитель: Что такое Государственный герб ? ( официальная эмблема государства. Это главный символ любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью Государственного флага.


Учитель - Посмотрите на герб ЧР. Что он представляет собой?( Герб выполнен на основе круга в двухмерной плоскости. Цветовое решение основано на четырех цветах: красный, желтый, синий и нейтральный белый. Во внутренней части белого круга изображен Символ Единства, Вечности в виде национального чеченского орнамента, окрашенного в красный цвет. Стилизованные горы, историческая башня вайнахов и нефтяная вышка окрашены в синий цвет. Композиционное решение квадрат в круге. Желтые колосья пшеницы на синем фоне симметрично обрамляют внутренний круг, символизируя богатство чеченского народа. В верхней части колосья венчают полумесяц и звезда, окрашенные в желтый цвет на синем фоне. На внешнем завершающем круге изображен красный узор из орнаментов в чеченском национальном стиле на желтом фоне. Внешняя окантовка герба - синего цвета)

Учитель : - Где помещается Государственный герб? (на бланках законов, указов и распоряжений Главы Республики, на зданиях палат, Правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов , Прокуратуры, официальных представительств за границей, на гербовых печатях , на знаменах и флагах Вооруженных Сил, на орденах и медалях)

 

Учитель :- Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн – это символы государственной власти, которые закреплены в Конституции ЧР.

Учитель:- Что такое Конституция ? ( Основной Закон государства)

Учитель: - Верно , Конституция — основной закон ; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории ЧР политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В этом году ей исполняется 12 лет. Конституция ЧР была принята 23 марта 2003 года.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? ( Да . Имеет. Человек имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством.)

Учитель:- И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Учитель: -  Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Учитель: - Верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Учитель:-  Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. А у нас в школе ученики имеют права и обязанности?

( Ученики имеют право:

На уважение человеческого достоинства;

На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.

Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;

Право на выбор образовательного учреждения;

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

На получение образования на родном языке;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

На получение дополнительных образовательных услуг;

На свободное посещение мероприятий;

На охрану здоровья;

На перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности учеников в школе:

выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

бережно относиться к имуществу;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.)

Учитель: - А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Учитель:-  Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной.

Подумайте , какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?

(должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю).

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Учитель: - Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.


Учитель : - Дополните до фразы.

знать (права) 

выполнять (обязанности) 

любить (свою Родину) 

охранять (территорию) 

беречь (природу) 

гордиться (культурой, языком) 

приумножать (богатства) 

Игра «Да! Нет!»

Учитель: Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Чечня – наша Родина?

Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

Нет!

– Защищён ли человек законом?

Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

Да!


Учитель: Давайте и мы примем закон для нашего класса. Это ваше домашнее задание : придумать закон для нашего класса.

Литература:

1.Конституция ЧР.

2.Письмо Министерства образования РФ « Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» / Народное образование, 2001, № 4

Ресурсы:

http://tsvetyzhizni.ru/detki/letnie-zagadki.html

http://www.somb.ru/downloads/fulltexts/method_guides/2008/symbols_sng/Russia/Regions/resp/chech.htm

http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!