СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия со студентами в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (школа 2000...) по теме "Логарифм.Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Занятие по теме «Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы» спроектировано по технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон (школа 2000...).

Работа содержит: конспект и презентацию.

Содержание занятия соответствует образовательной программе.

Тип занятия: открытие нового знания.

Основная цель занятия: сформировать понятие логарифма, изучить основные свойства логарифмов и способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.

Тема «Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы» в соответствии с календарно-тематическим планом, рабочей программой осваивается студентами первого курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство»).

Сценарий данного занятия разработан для участия в Международном педагогическом конкурсе "Учу учиться". 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия со студентами в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (школа 2000...) по теме "Логарифм.Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы"»

ОО (регион, город, поселок и др.): Липецкая область, Хлевенский район, село Конь-Колодезь, улица Берёзовая аллея, дом 74

Наименование ОО: ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»

Ф.И.О. директора ОО: Кудаев Александр Егорович

Ф.И.О. ответственного за инновационную деятельность в ОО:_---________________

Ф.И.О. консультанта: Аксёнова Инна Васильевна

Ф.И.О. педагога: Ярцева Ольга Алексеевна

Электронный адрес педагога: [email protected]

Номинация: Сценарий занятия со студентами в ТДМ

Предмет: Математика

Класс/курс: 1 курс

Тема: «Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы».

Тип занятия*(2 часа): открытие нового знания

Основные цели:

сформировать понятие логарифма, изучить основные свойства логарифмов и способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.

Дидактические материалы: Башмаков М. И. Математика. – 400 с.(Начальное и среднее профессиональное образование). М: КНОРУС, 2014.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, учебники, индивидуальные карточки, эталон №1, эталон №2, эталон №3.

Краткая аннотация к работе:

Занятие по теме «Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы» спроектировано по технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон (школа 2000...).

Работа содержит: конспект, презентацию и технологическую карту.

Содержание занятия соответствует образовательной программе.

Тип занятия: открытие нового знания.

Материал урока способствует развитию интереса к учению, тесно связан с жизнью, так как понятие логарифма имеет широкое практическое применение.

Основная цель занятия: сформировать понятие логарифма, изучить основные свойства логарифмов и способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.

Тема «Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы» в соответствии с календарно-тематическим планом, рабочей программой осваивается студентами первого курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство»).

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать и принимать мнения своих однокурсников.

Личностные результаты:

- самоопределение, умение использования полученной информации для решения образовательных задач.

Дидактические материалы: Башмаков М. И. Математика. – 400 с.(Начальное и среднее профессиональное образование). М: КНОРУС, 2014.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, учебники, индивидуальные карточки, эталон №1, эталон №2, эталон №3.


Ход занятия:

I Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно-значимом уровне готовности к учебной деятельности (продолжение работы над основными свойствами степеней).


Формируемые УУД:

Личностные результаты: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.


Слайд №2

Преподаватель:

- Представьте себе стаю хищных птиц, увидевших добычу. Почему птицы сразу не нападают на добычу?

Слайд №3

- Почему они кружат над добычей по кругу, точнее по спирали?

Возможные ответы обучающихся:

- Изучают добычу, чтобы убедиться, что она не представляет опасности.

- Птицы лучше видят, если смотрят не прямо на добычу, а чуть в сторону.

Преподаватель:

- Ряд явлений природы помогает описать именно логарифмическая зависимость. Одним из наиболее наглядных примеров является логарифмическая спираль.

- Где ещё можно увидеть логарифмическую спираль?

Обучающиеся приводят примеры логарифмической спирали.

Слайд №4

  • Раковины многих моллюсков, улиток и рога горных козлов закручены по логарифмической спирали.

  • По логарифмической спирали закручена галактика, которой принадлежит Солнечная система.

  • «Величина» звезды определяется как логарифм её физической яркости.

  • Да что и говорить, даже клавиши рояля расположены по логарифмической линейке!




Преподаватель:

- Итак, понятие логарифма имеет широкое практическое применение.

Какова значимость изучения данного понятия?

Обучающиеся:

- Мне «надо» знать понятие логарифма.

Обучающиеся:

- Я «хочу» узнать, что такое логарифм, потому что мне это интересно.

Преподаватель:

- Понятие логарифма связано с решением показательных уравнений.

Обучающиеся:

- Я «могу» решать показательные уравнения, значит, у меня всё получится.

II Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

  1. Экспресс-опрос по теме «Степени с действительным показателем».

Слайд №5

Преподаватель:

- Дайте понятие основания степени.

- Что такое показатель степени?

- Перечислите основные свойства степени с действительным показателем.

2. Работа над основными свойствами степеней.

а) Продолжить равенства:

б) Решить устно примеры:

3. Решить показательное уравнение:

а) 5х =25 б) 3х =

5х = 52 3х = 3-2

х = 2 х = –2

– Постройте алгоритм решения показательного уравнения.

Обучающиеся сверяют свой вариант с эталоном.

Слайд №6

Алгоритм решения показательного уравнения ах = в:

1.Представить правую и левую части уравнения в виде степени с одинаковым основанием.

2.Приравнять степени, отбросив основания.

3.Решить полученное уравнение.

– А теперь решите показательное уравнение .

– Докажите, что это задание на затруднение! (Мы не сможем решить показательное уравнение по известному алгоритму.)



III Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.


– Что вы делали, какие знания применяли, решая показательное уравнение 2х = 5? (Пробовали применить известный алгоритм решения показательного уравнения.)

– Где возникло затруднение? (Не могу число 5 представить в виде 2 в какой-либо степени).

– Почему оно возникло? (Потому что я не знаю, каким будет показатель степени, не знаю, как решать показательное уравнение, когда не удается представить правую и левую части уравнения в виде степени с одинаковым основанием.)

IV Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества с одногруппниками, достижение общего решения.

Преподаватель направляет поставить цель проекта, выбрать способ выхода из затруднения.

– Какую цель поставите? (Узнать, как решить уравнение вида ах = в, когда не удается представить правую и левую части уравнения в виде степени с одинаковым основанием. Составить эталон решения такого показательного уравнения и научиться применять его.)

Слайд №7

ПЛАН:

1. Придумать символ, позволяющий записать решение уравнения 2х = 5 (в символе должна быть информация о основании степени и о значении степени).

2. Найти в учебнике определение логарифма.

3. Соотнести свою гипотезу с вариантом символа решение уравнения 2х = 5 в учебнике.

4. Составить эталон решения уравнения вида ах = в согласно новому понятию логарифма числа.

V Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: выполнение действий по эталону, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.

Слайд №8

Определение. Логарифмом положительного числа b по основанию a (a0, a≠1) называется показатель степени, в которую нужно возвести основание a, чтобы получить число b. Обозначение: ах = в, х = logab или logab = х.


Обучающиеся составляют эталон решения уравнения вида ах = в согласно определению логарифма:


Эталон №1

ах = в,

х = logab



Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон).

Преподаватель:

- Итак, что же такое логарифм числа? (Обучающиеся проговаривают понятие логарифма).

Как решить уравнение вида ах = в?

Обучающиеся:

- Найти показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число в.


Преподаватель:

- Давайте вернёмся к уравнению, которое мы не смогли решить.

Слайд №9

Решение задачи, вызвавшей затруднение по эталону№1

Решают уравнение: 2х = 5

х = log25



VI Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель этапа:

применение нового знания в типовых заданиях.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.

1. Решение типовых заданий на новое знание (фронтально).

А) Найти значения логарифмов чисел: log3 81; log5 125

Решение:

log3 81=4, т.к. 34 =81;

log5 125=3, т.к. 53 =125;

Б) Решите уравнение: 3х = 10; 5х = 9

Решение:

3х = 10; 5х = 9

х = log3 10 х = log5 9

2. Решение типовых заданий на новое знание (в группах).

А) Найти значения логарифмов чисел: log2 16; log6 36

Решение:

log2 16=4, т.к. 24 =16;

log6 36=2, т.к. 62 =36;

Б) Решите уравнение: 3х = 6; 5х = 7; 4х = 8

Решение:

3х = 6; 5х = 7 4х = 8

х = log3 6 х = log5 7 х = log4 8


VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Индивидуальная работа по карточкам (решение типовых заданий).

А) Найти значения логарифмов чисел: log4 64; log5 625

Б) Решите уравнение: 2х = 10; 9х = 18

Самопроверка по образцу:

А) 3; 4

Б) х = log2 10 х = log9 18


  1. Коррекция ошибок.

После самопроверки проводят анализ ошибок.

  1. Ситуация успеха.


VIII Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными.

Задания на повторение.

Слайд №13

  1. Выполните задание и объясните решение по образцу:

Образец: Log464 =3, т.к. 43 = 64

  1. Log525 =…..;

  2. 6) Log749 …;

  3. log5125 =..; 

  4. Ln1 = …...;

  5. Lg100 =…..;

  6. log5 1 = …..;

  7. Log28 = ….

2. Выписать из учебника:

- основные свойства логарифмов;

- формулу перехода от одного основания логарифмов к другому.

- узнать, что такое десятичные и натуральные логарифмы.

- научиться вычислять значения несложных логарифмических выражений.

- получить основное логарифмическое тождество.

Обучающиеся работают с учебником: с. 161-163, Башмаков М. И. Математика. – 400 с.(Начальное и среднее профессиональное образование). М: КНОРУС, 2014.

Выписывают из учебника свойства логарифмов:

при любом a 0, a≠1и любых положительных x и y выполнены равенства:

  • loga 1 = 0.

  • loga = 1.

  • loga xy = logx + logy.

  • log= logx - loga y.

  • logxp = p logx

для любого действительного p.

Выписывают формулу перехода от одного основания к другому:

если a0,a≠1,b0,c0,c≠1, то верно равенство


logab =


В частности, если a0,a≠1,b0,b≠1, то верно равенство logab=1/logba.

Слайд №10

Преподаватель:

- Проверьте по слайду.

Студенты проверяют, все ли свойства и формулы записаны в тетради.

  1. Преподаватель дает понятие десятичного логарифма.

Слайд №11

Десятичным логарифмом называется логарифм, основание которого равно 10. Обозначается символом lg:

log10 = lg b

Например: log10 = lg 7

Студенты записывают понятие десятичного логарифма в тетрадь.

  1. Преподаватель дает понятие натурального логарифма.

Слайд №12

Натуральным логарифмом называется логарифм, основание которого равно числу е, математической константе, являющейся иррациональным числом, к которому стремится последовательность

а= (1 + 1/n)n при n → +∞.

Иногда число e называют числом Эйлера или числом Непера. Значение числа е с первыми пятнадцатью цифрами после запятой следующее:

е = 2,718281828459045... .

Натуральный логарифм обозначается символом ln:

log= ln b

Например: log= ln 5

Обучающиеся записывают в тетрадь формулы:

log10 = lg b

log= ln b

Операцию нахождения логарифма числа называют ЛОГАРИФМИРОВАНИЕМ.

Решите примеры согласно тождеству:

  1. log36 = ; 5 log51,2 = ; 4 log45,27 =

  1. Выполнение заданий по образцу:

  1. 10Lg4 = …...;

  2. 5Log62 = ….;

  3. Log77 + Log216 = …;

  4. Log749 +log5125 =……; 

  5. Lg100 – log5 1 = …..;

  6. Log381*log2 8= …….

7) Log77 + Log216 = …;

8) Log749 +log5125 =……; 

9) -=…..

Образец:

1) log31=0, так как 30=1;

2) log44=1, так как 41=4;

3) log62 + log618= log6(2 ·18)= log636=2, так как 62=36;

4) log330- log310= log3= log33=1, так как 31=3;

5) log553=3 log55=3·1=3;

6) log1664= = log464=·3=1,5


Преподаватель:

- Вернёмся к определению логарифма и подставим в уравнение ах = в значение х, то есть х = logab. Запишите полученное равенство.

Обучающиеся записывают равенство:

а logab = в. Данное равенство называется основным логарифмическим тождеством.

Составим эталон №2:


Эталон №2

ах = в

а logab = в


IX Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа: соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы на занятии.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

Организация учебного процесса:

– Что нового узнали на занятии?

– Какую цель мы ставили в начале занятия?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на занятии?

– Кто считает, что было трудно на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Слайд №14

Обучающиеся заполняют оценочный лист

Преподаватель:

- Поставьте себе оценку и объясните почему.


Оцените себя

+ или ?

Я доволен своей работой на уроке


Я достиг цели


Я справился с затруднением


Материал был мне доступен


Мне было интересно


Я был активен


Домашнее задание мне кажется лёгким



Если студент оценивает себя ниже, чем он заслуживает, то преподаватель предлагает ещё поработать на следующем уроке, чтобы получить более высокую оценку.

Постановка домашнего задания с комментированием

Слайд №15

с. 161-163, Башмаков М. И. Математика. – 400 с.(Начальное и среднее профессиональное образование). М: КНОРУС, 2014.

Найдите значение выражения:

1)

2)

3)

Какие формулы или свойства логарифмов будете использовать для решения?

Студенты называют свойства логарифмов, которые будут использовать при выполнении домашнего задания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!