МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Занятие по развитию речи в старшей группе
с использованием технологии ТРИЗ
«На помощь Радуге».
Выполнила: воспитатель ВКК
Драчук Г.А.
Барабинск-2024г.
Конспект занятия в старшей группе «НА ПОМОЩЬ РАДУГЕ»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи: учить правильно согласовывать части речи, расширять и обогащать словарный запас, развивать умение удерживать в памяти усложненные вербальные инструкции, составлять предложения по образцу, воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности.
учить правильно согласовывать части речи, активизировать словарный запас, развивать умение удерживать в памяти усложненные вербальные инструкции, составление предложения по образцу.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое».
Интеграция видов деятельности: социально – коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Материал и оборудование: экран, мультимедийная презентация, мешочек с камнями, радужная дорожка, баночки с водой, фломастеры, бумажные салфетки, предметные картинки, цветные стекла, радужные животные, цветные домики, разноцветные шары, зайчики-подсказки, тарелочки, разноцветный мяч.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много у нас гостей. Давайте помашем им рукой.
Встали в круг. А сейчас мы с вами поприветствуем друг друга.
Колокольчик наш звенит.
На занятие кто спешит?
Галина тут (показываю на себя и звоню в колокольчик. Передаю детям, и они называют себя).
Воспитатель: Ребята, а вы любите чудеса? А какие чудеса бывают в природе?
Дети: бабочки, божьи коровки, радуга и т.д
Воспитатель: А что такое радуга. Кто знает?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все правы. Это природное явление, это игра света.
Дети скажите, вы видели радугу? А какая она – РАДУГА? (яркая, разноцветная, красивая, семицветная, чудесная) А когда мы можем увидеть на небе радугу? (когда во время дождя светит солнце). А весной бывает радуга? А на что похожа радуга?
ИГРА «На что похожа?»
Дети: (на коромысло, на мост, на улыбку, дугу, на месяц, на огромную арку).
Воспитатель: А сколько цветов у радуги?
(посмотрите на экран)
Что это? (Радуга). Но что-то случилось с радугой? Что с ней не так?
Дети: нет цветов, она не разноцветная, не цветная…
Воспитатель: радуга, почему ты грустишь?
На экране радуга говорит:
Ох, ребята, как же мне не грустить, слезки мне горькие не лить. Все (цвета) на радуге пропали. Помогите, мне их вернуть.
Воспитатель: Ребята, что случилось? Что же нам делать? Как помочь Радуге вернуть все цвета?
Дети: отправиться на поиски радуги.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы вернуть радуге её цвета, нам надо попасть в радужную страну.
Воспитатель: Вы готовы?
Дети: Да, готовы
Воспитатель: А для этого нам надо произнести волшебные слова. Давайте закроем глаза и все вместе произнесём: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
(Дети и воспитатель закрывают глаза и произносят волшебные слова)
Воспитатель: вот мы и попали с вами в радужную страну, посмотрите, как здесь красиво! Ребята, а кто знает, что обозначают эти слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? (Ответы детей).
А помогать нам в поисках цветов радуги будут радужные зайчики. Если мы все сделаем правильно, то, что произойдет?
Дети: снова появится разноцветная радуга.
Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, а вот и первые зайчики нас встречают, какого цвета? красный и оранжевый.
Воспитатель: А что они для нас приготовили, посмотрите, что вы видите?
Дети: дорожка, тропинка
Воспитатель: Какая она?
Дети: яркая, разноцветная, радужная.
Воспитатель: правильно ребята, это радужная тропинка.
Воспитатель: зайчики предлагают нам пройти по дорожке и по мостику, но не просто, а с движениями. Давайте я начну.
Воспитатель: Какие вы молодцы.
Воспитатель: вот мы и вернули красный и оранжевый цвета радуги. (на экране появляется)
Воспитатель: Ребята, а кому мы с вами помогаем?
Воспитатель: Ребята, а какие следующие два цвета радуги? (желтый и зеленый)
А вот и наши радужные зайчики нас встречают. Что же они нам приготовили?
Столы перед нами.
Воспитатель: ой, ребята посмотрите, что вы видите?
Дети: картинки
Воспитатель: правильно ребята, картинки, похожие на капельки дождя, и они не разукрашены. Но ободочки посмотрите у них какого-то определенного цвета. Назовите, какие цвета у ободочков? (дети по очереди называют, а воспитатель, дает им стекла разноцветные).
Воспитатель: Ребята, радужные зайчики предлагают нам разукрасить картинки. (Дает образец)
Воспитатель: Шапка была белая, а стала оранжевая. И перевернуть картинку. Это значит, что она разукрашена.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот мы и вернули радуге еще 2 цвета. (на экране появляются)
Воспитатель: Какой пятый цвет радуги? (голубой) Задание какого зайчика мы будем выполнять? (голубого)
Воспитатель: Зайчик нам приготовил красивую поляну. А на поляне разместились разноцветные или радужные животные.
Воспитатель: проходите, присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, бывает зеленый заяц? Красный медведь? Желтая обезьяна?
Всех разноцветных зверушек надо определить по их разноцветным домикам. Но это будет очень легко. Я буду называть вам 2 цвета, один цвет для животного, а другой для домика. Понятно?
Зеленый и красный, --зеленый заяц живет в красном домике.
Оранжевый и зеленый, --оранжевый попугай живет в зеленом домике.
Синий и фиолетовый,---синяя лягушка живет в фиолетовом домике.
Желтый и оранжевый---желтая обезьяна в оранжевом доме
Фиолетовый и желтый.---фиолетовая сова живет в желтом доме.
-Аня, посчитай, сколько красных мишек на полянке.
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли голубой цвет радуги!
Ребята, а какой шестой цвет радуги?
Дети: (синий)
Воспитатель: правильно! И нас с вами ждёт синий зайчик, что же он нам приготовил. На столе лежат камни. Какие они?
Дети: разноцветные, яркие, красочные, радужные.
Воспитатель: возьмите себе по одному камню. Прислоните его к щеке, что можно сказать, какие ощущения?
Дети: камень холодный.
Воспитатель: А какая поверхность у камня гладкая или шероховатая, потрогайте руками.
Воспитатель: А какие еще бывают камни?
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, синий зайчик хочет с нами поиграть в игру. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Дети стоят в кругу. Я вам буду говорить слова, а вы должны сказать его противоположное значение.
Теплый-холодный
Гладкий-шершавый
Большой-маленький
Широкий-узкий
Мокрый-сухой
Тяжелый-легкий
Чистый-грязный
Черно-белый-разноцветный
(с радужным мячом)
Воспитатель: Молодцы! И мы нашли синий цвет радуги! Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги? (Фиолетового) Нам осталось узнать, что предлагает нам фиолетовый зайчик.
Воспитатель: фиолетовый зайчик предлагает нам с вами размять ручки, пальчики.
Психогимнастика
Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами (руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной (Нарисовать волну рукой.)
И немножко надо мной. (Дотронуться до головы.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно самим сделать радугу?
Воспитатель: зайчик предлагает вам провести опыт.
Опыт 1: Радужные опыты с водой
Наливаем немного воды на блюдце. А теперь берем фломастеры и на салфетке нарисуем радужные точки. Сначала красным фломастером, потом оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Опускаем салфетку в стаканчик, ребята, что мы видим? Вода быстро стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из скучно-бело-бумажной в радужно-веселую.
Воспитатель: у нас получилась радуга! У всех- весёлая, яркая и красивая.
Вот какая красивая и большая радуга у нас получилась! (на экране появляется радуга)
В радужной стране снова всё хорошо. И солнечные зайчики благодарны нам за то, что мы вернули им чудо- радугу!
На этом наше радужное странствие закончено. И нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снова закроем глаза и повторим наши волшебные слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (Дети и воспитатель закрывают глаза и произносят волшебные слова)
РЕФЛЕКСИЯ:
Вот мы снова с вами в детском саду! - С каким природным явлением мы сегодня познакомились?
Ребята, что мы с вами делали в радужной стране?
Дети: помогали радуге вернуть ей цвета
Воспитатель: А с помощью чего помогли?
Дети: с помощью игр и опыта
Воспитатель: у нас получилось?
Дети: да, получилось.
Воспитатель: что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: с кем бы вы хотели поделиться новыми знаниями?
Дети: С мамой, с папой, с друзьями, с бабушкой, дедушкой.
Воспитатель: -Ребята, Радуга и солнечные зайчики передали вам в знак благодарности небольшие подарки. Выносит мешок, а оттуда радужные шарики вылетают.
Давайте попрощаемся с гостями. До свидания.