Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Сценарий внеурочного занятия
для учащихся 3-4 классов
«Исследуем воздух»
Разработала: Александрова
Евгения Витальевна
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №65»
г. Чебоксары
- Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на нашем экспериментариуме!
- А кто из вас знает, какой праздник отмечается 8 февраля?
- День Российской науки!
- Да, ребята.
История праздника
День российской науки отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности.
История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств.
Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд.
На протяжении многих лет академия меняла свое название, однако цель оставалась неизменной. Во времена Советского Союза ее переименовали в Академию наук СССР, а после распада союза она стала Российской Академией наук, возродив звание высшего научного заведения.
К 275-летию со дня основания Академии было решено учредить праздник «День российской науки».
Наша страна дала миру множество уникальных имен и научных открытий, которые сыграли большую роль в развитии человеческой цивилизации. М. Ломоносов, К. Циолковский, И. Павлов, Д. Менделеев и многие выдающиеся ученые, перевернувшие мир своими достижениями.
Наука – это сила, дающая прогресс, движение, развитие во всех сферах жизни: медицина, образование, экономика, производство. Достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество.
- Мы с вами сегодня побудем в роли молодых учёных, будем исследовать и делать новые открытия!
- А чтобы узнать, что мы сегодня будем исследовать, я предлагаю вам отгадать загадку.
- Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
- Правильно, тема нашего исследования «Воздух».
- Какую цель мы поставим перед собой?
(возможные варианты ответов детей)
- Цель нашего занятия?
- Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня ответим?
-План занятия
- что такое воздух
- влияние воздуха на организм
- эксперимент
- Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы. У вас на столах лежат карточки с определённой буквой - «т» или «п». У кого на карточке написана буква «т», садитесь за 1 лабораторный стол, а у кого «п» за 2.
Группа «т» называется теоретики, а группа «п» - практики.
- Какие у нас есть правила работы в группе?
- Молодцы, работаем вместе и помогаем друг другу.
- Сейчас я раздам вам задание, в нём написано, что вам необходимо сделать.
- Прочитайте задание. Первая группа, можете приступать.
- Группа практиков, вам предстоит работать с лаб-диском. Вы ознакомились с правилами работы? Молодцы, тогда можете приступать к исследованию. (используют лаб диск и планшет)
- Во время работы не забываем сидеть правильно, голову сильно не наклоняем.
- Не забываем про правила работы в группе, помогаем друг другу, каждый вносит вклад в работу.
(замеряем температуру дважды, в зависимости от задания.
До проветривания и после)
- Сейчас я предлагаю собрать научный консилиум, чтобы поделиться нашими наработками.
- Группа теоретики, представьте свою работу.
(С места, либо у доски)
- Ребята, а вам было удобно сидеть до проветривания или после?
- Отлично, значит мы можем понять, что проветривать помещение необходимо.
- Ребята, а как вы думаете, воздух чистый или чем-то загрязнён?
- Чем?
- А чего у нас больше всего дома?
- Да, пыли.
- А как вы думаете, пыль вредит нашему организму?
Пыль — это не только грязь у нас дома. Пыль вредит нашему здоровью. В пыли содержатся токсины и тяжелых металлов, и, вдыхая обычную домашнюю пыль, мы находимся в состоянии интоксикации, то есть отравления организма.
- А что у нас может появиться от пыли? (аллергия)
Но самый распространенный вред бытовой пыли — это аллергия. Одни источники утверждают, что аллергия на пыль наблюдается у каждого десятого жителя Земли. Но некоторые полагают, что от нее страдает около 40% людей.
- Как вы думаете, почему же пыль вызывает аллергию? Все дело в ее составе. Споры плесени и пыльца растений являются аллергенами. Но растения цветут лишь раз в году, а пыль окружает нас постоянно.
Однако аллергию на пыль чаще всего вызывает не флора, а пылевые клещи, точнее, продукты их жизнедеятельности.
- А что нужно делать, чтобы избежать этого?
- Делать дома влажную уборку – вытирать пыль со всех полок, шкафов и своевременно мыть полы, чтобы пыль не скапливалась.
- Давайте посмотрим, как выглядит пыль. Посмотрите в наш микроскоп, как выглядит пыль? Она имеет цвет?
- Итак, какой вывод мы можем сделать?
- Как называлась тема нашего исследования? Мы достигли цели нашего занятия?
- Какие правила мы запомнили, чтобы сохранить наше здоровье?