ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ:
ВОЗМОЖНОСТИ, ДОСТУПНЫЕ КАЖДОМУ СТУДЕНТУ!
Сценарий занятия со студентами в вузовской библиотеке
| Автор-составитель – Лазарев Арсений Иннокентьевич, бакалавр педагогики и психологии |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обеспечение образовательного процесса учебной литературой является важным показателем качества высшего образования. Это требование определено статьей 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Учитывая это требование к вузам, представляется важным информирование студентов о возможностях электронно-библиотечных систем и о их функционале, которые могут обеспечить потребность студентов в литературе, необходимой для успешного обучения.
На платформах электронно-библиотечных систем представлен учебный контент и сервисы для создания курсов, проведения занятий и аттестации студентов в режиме онлайн для высшего и среднего профессионального образования.
Цель – информирование студентов о функциях электронно-библиотечных систем, полезных для организации самостоятельной работы с электронными учебными изданиями.
Задачи:
Сформировать первичные навыки медийно-информационной культуры у студентов при работе с электронно-библиотечными системами.
Дать определение термину «Электронно-библиотечные системы», разъяснить причины развития ЭБС в России.
Продемонстрировать функциональные возможности ЭБС при работе с электронными учебниками.
Аудитория – студенты бакалавриата первых курсов гуманитарных направлений подготовки высшего учебного заведения.
Место проведения – читальный зал университетской библиотеки.
Оборудование – персональный компьютер, проектор в режиме демонстрации электронной презентации.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Преподаватель: добрый день, уважаемые студенты! Рады видеть вас в числе обучающихся нашего университета! Вы выбрали новый для себя путь – путь получения высшего образования и специальности.
Получение образования – это всегда дорога трудностей и открытий, ведь вам предстоит многому научиться, многое познать, получить бесценный опыт! Но, как говорят: «Тяжело в учении, легко в бою!».
Сегодня тема нашего занятия посвящена информационной культуре студента, а именно – мы с вами узнаем, что представляют собой электронно-библиотечные системы и чем они могут быть вам полезны. Передаю слово для выступления нашему университетскому библиотекарю.
Библиотекарь: здравствуйте, дорогие первокурсники! Современный квалифицированный специалист с высшим образованием – это, прежде всего, личность, уверенно владеющая компетенциями информационной культуры, умещая анализировать информацию и работать с научной литературой.
Развитию информационной культуры в максимальной степени способствует системная работа студента с источниками – учебниками, пособиями, монографиями, периодикой, электронными образовательными ресурсами. И здесь ключевую роль играет вузовская библиотека. Не случайно существует небезызвестное выражение: «Если театр начинается с вешалки, то вуз начинается с библиотеки».
На нашей встрече я хотел бы раскрыть тему электронно-библиотечных систем. Электронно-библиотечная система (сокращенно – ЭБС) – это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования обязательный элемент библиотечно-информационного обеспечения учащихся вузов, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе, и соответствующую содержательным и количественным характеристикам, установленным приказом Рособрнадзора от 05.11.2012 г. № 1953.
Проще говоря, это коллекция электронных версий книг, журналов, статей, сгруппированных по тематическим и целевым признакам.
В настоящее время данный термин используется в ряде нормативных правовых актов, изданных Минобрнауки России, для обозначения образовательных электронных информационных ресурсов, отвечающих нормативно определенным требованиям.
Электронно-библиотечная система работает на основе прямых договоров с правообладателями, агрегируя в одном месте большое количество изданий и сотрудничая одновременно с несколькими издательствами. Доступ к ЭБС предоставляется по платным онлайн-подпискам не только библиотекам, но и отдельным пользователям.
Решение о внедрении ЭБС в учебный процесс вузов страны было принято Министерством образования и науки Российской Федерации 30 августа 2010 г., когда состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке.
Преподаватель: какую интересную и важную информацию мы сейчас с вами узнали! Не правда ли, первокурсники?
Студенты: конечно! Это, действительно, интересно!
Преподаватель: А теперь, давайте, узнаем, какие функциональные возможности имеют электронно-библиотечные системы.
Библиотекарь: ЭБС – это виртуальные коллекции учебников и учебных пособий от авторов из ведущих вузов России. Наиболее известными электронно-библиотечными системами в наши дни являются – Юрайт, Лань, Znanium, Book.ru, Университетская библиотека Online, Руконт, IPRbooks, КнигаФонд, Grebennikon, IQlib.
Для использования ЭБС студентам необходимо пройти регистрацию на сайтах. После регистрации студенты смогут:
– Готовиться к занятиям с любого компьютера и мобильного устройства;
– Фиксировать главное с помощью электронных закладок;
– Цитировать материалы в письменных работах;
– Участвовать в акциях издательства для студентов;
– Делиться ссылками на нужные страницы с одногруппниками.
Регистрация на сайтах ЭБС позволяет получить доступ к полным текстам изданий из подписки не только в стенах учебного заведения, но и из любой точки, в которой имеется доступ к Сети Интернет.
Электронно-библиотечные системы имеют такие преимущества как:
– Современные полнотекстовые учебники и учебные пособия;
– Неограниченный круглосуточный доступ из любой точки, в которой имеется подключение к Сети Интернет;
– Специальные возможности – поиск, навигация, цитирование, конспектирование, создание закладок наличие дополнительных аудио-, видеоматериалов, тестов;
– Наличие дополнительных аудио-, видеоматериалов, тестов.
С помощью функции простого поиска можно искать книги по автору, заглавию, ключевым словам. Есть также расширенный поиск и поиск по дисциплинам.
В ЭБС книги можно читать, делать в них закладки, выделять цитаты, делать поиск по документу отдельных слов и фраз.
Можно скачать список найденных книг в форматах Word и Excel. Можно скопировать библиографическое описание книги в буфер обмена и вставить его в список литературы. Можно добавить понравившуюся книгу в «Избранное» и легко вернуться вновь к этой книге уже не производя поиск.
В электронно-библиотечных системах реализованы все возможности работы с личным кабинетом студента. В любой момент студент может открыть свой профиль, отредактировать его при необходимости, увидеть свои закладки и цитаты, посмотреть избранное, историю просмотров книг, понравившиеся книги, взять для изучения гибкий курс, созданный преподавателем.
Преподаватель: невероятные возможности для обучения нам предоставляют электронно-библиотечные системы! Мы также отметим, что университет предоставляет бесплатный доступ ко всем электронным учебникам. Это очень важное обстоятельство, ведь в наши дни стоимость печатных изданий крайне высока, а учебная литература нужна всегда! Давайте поблагодарим нашего библиотекаря за увлекательный экскурс в мир электронных библиотек.
Студенты: большое вам спасибо! Много нового для себя узнали на вашем занятии!
ВЫВОД
В представленном сценарии в краткой форме были раскрыты понятие и функции электронно-библиотечных систем в целом.
Требование к вузам по обеспечению студентов учебной литературой стало поводом для подготовки сценария, в котором раскрыты возможности электронно-библиотечных систем, способные удовлетворить информационные и духовные потребности студентов в обеспечении литературой.
3