Сценарий внеурочного мероприятия «На златом крыльце сидели»
Содержание
1 Пояснительная записка………………………………………………….. | 3 |
2 Основная часть…..………………………………………………….….... | 4 |
2.1 Название и форма проведения мероприятия….………………… | 4 |
2.2 Краткое описание участников мероприятия……………………… | 4 |
2.3 Цель и задачи мероприятия.…………………….………………… | 5 |
2.4 Продолжительность проведения……………………….…………. | 5 |
2.5 Ход проведения мероприятия….......……………………………… | 5 |
3 Список использованных источников…..……………………………… | 11 |
| |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Пояснительная записка
Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта. Это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознается их роль в жизнедеятельности общества. Ведь традиционность – это передаваемость определенных ценностей и опыта от поколения к поколению. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», - говорил русский художник Васнецов. Я полностью согласна с этим высказыванием и поэтому поставила перед собой цель - рассмотреть хотя бы небольшой комплекс народных традиций и обрядов; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни, ведь наши предки - отражение давно минувших дней. В ходе классного часа мы выясним какие из традиций потеряли свою актуальность и исчезли, а какие дошли до нас. А чтобы понимать их душу и характер, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат окружающей действительности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана. Обычаи и традиции любого народа — это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля.
Каждый народ своим существованием обогащает её и совершенствует.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Поэтому данная работа будет занимать одно из главных мест в моей работе как классного руководителя, периодически меняя тематику, формы и методы работы, но содержание будет оставаться тем же. Причём в данном мероприятии я буду непосредственно использовать вилегодский говорок для большей погруженности к истокам. Слова и выражения на вилегодском говоре составлялись под контролем руководителя клуба «Вилегодская изба» Русановой Валентины Александровны. «Вилегодская изба. Наследие предков»-помещение в Павловском Доме культуры, оформленное как Вилегодская изба с её убранством, утварью, старинным крестьянским духом, – один из привлекательнейших объектов туристического маршрута на Вилегодской земле. Здесь проводят народные календарные праздники, выставки, обряды и игры. Программа «Наследие предков» включает встречу гостей в деревенской избе, где можно узнать, что такое красный угол, середь, увидите настоящий русский самовар, попрясть на куделе, покачать зыбку.
Основная часть
2.1 Название и форма проведения мероприятия
Внеклассное мероприятие «На златом крыльце сидели…».
Форма проведения: творческая познавательная игра.
2.2 Краткое описание участников мероприятия
Я выбрала 5 класс, потому что дети, переходя из начального звена в среднее, уже имеют некоторый запас представлений о русском народном творчестве. Чтобы не потерять связь с этим направлением мы продолжаем его изучать и в среднем звене.
2.3 Цель и задачи мероприятия
Целью моего занятия является создание условия для того, чтобы расширить представления о культуре и образе жизни Вилегодского района и повторить жанры русского народного творчества.
Исходя из поставленной цели, планируемые результаты занятия следующие:
В сфере личностных УУД:
- способствовать развитию интереса к культуре Вилегодского района, традициям, привитие любви к русскому народному творчеству.
В сфере регулятивных УУД:
-определить тему занятия с помощью учителя
-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.
В сфере познавательных УУД:
-уметь отвечать на вопросы, поставленные учителем.
-развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
В сфере коммуникативных УУД:
-формировать умение работать в группе, сотрудничать
-участвовать в диалоге, слушать и понимать других
-уметь выражать свои мысли в устной речи.
2.4 Продолжительность проведения: 45 минут.
2.5 Ход проведения мероприятия
1. Организационный момент. (2-3 мин.)
(Презентация)
Декорации: русская печь с ухватом и штенником, на магнитной доске скатерть. Ведущая одета в Вилегодский народный костюм.
Ведущая:
«Добрый день, доброго здоровьича! Какие баские робята сегодня собрались!!! А я то, сёдни утром вспомнила, что на повоз в Ильинско иду, невкой до поры собралась, да понеслась. Полушалок с пивичи спал, космы по крыльчам разметались, да на ровном месте как хлобызнулась....Чуть покроче была бы, дак всё бы лючки –ладом было бы. Чуть чуть похинькала, вздынулась, да и опять побежала, чуть на автобус не опоздала, хорошо водитель уноровчивый оказался, я паклями своими замахала, он и остановился, так я к вам и добралась.»
-Ребята, а вы знаете как звать то меня?
-Нет (дети)
-А звать меня-Татьяна да свет Игоревна!
-А вы поняли о чём я вам сейчас рассказывала?
Ответы детей
2. Целеполагающий этап. (5-6 мин.)
-Чтобы перейти к занятию я вам буду задавать вопросы, а вы постараетесь на них ответить! Договорились?
Слайд 2: Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Дети: пословица
Слайд 3: Днём спит, ночью летает да мышек пугает
Дети: загадка
Слайд 4: Катилось яблочко мимо сада, мимо сада, мимо града, кто его поднимет, тот и выйдет.
Дети: считалочка
Слайд 5: Коровушка-Бурёнушка, подай молочка, покорми пастушка.
Дети: закличка
-А теперь, ребята, как вы думаете о чём мы с вами будем сегодня говорить? Исходя из того, что я пришла к вам в народном костюме, приветствие было на вилегодском говорке, нас сегодня окружают соответствующие декорации?
Ответы детей: о русском народном творчестве.
- Совершенно верно! Мы сегодня с вами поговорим о русском народном творчестве, в том числе и Вилегодского района.
Слайд 6: Народное творчество - народная мудрость, народное знание... Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и потому, что это наши истоки. Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве нашего края, иначе мы подорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с собой и станем «Иванами, не помнящими родства». Поэтому и классный час я назвала так, как начинается одна из русских народных считалочек «На златом крыльце сидели…» (слайд 7). Он пройдёт в виде игры и мне нужен помощник! (по считалочке выбрать помощника).
-Теперь класс разделится на две команды: «Красны девицы» и «Добры молодцы».
3. Основной этап: (12-13 мин.)
-Первый этап нашей игры-«Загадки».
-А что такое загадки?
Ответы детей.
Слайд 8.: Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с ее помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый: как у него с чувством юмора, догадлив ли он и сообразителен, как поведет себя в трудных обстоятельствах… Загадки пришли к нам из древности. Раньше ребята долгими зимними вечерами любили загадывать друг другу загадки, ведь они понимали: чтобы подружиться с удачей, надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они, кроме физических упражнений, любили испытания на сообразительность. И часто устраивали их друг другу.
-Ребята, а у кого есть бабушки и дедушки, которые живут в деревне?
Ответы ребят.
-Наверное, самое любимое место в деревянном доме - русская печь - тёплая, добрая. А какие вкусные пирожки бабушка достаёт из печи!!!
-Ой, я ведь для вас тоже что вкусненького приготовила! (достаёт из печи штенник ухватом).
-Держи, хватай, да смотри не обожгися!!!(из чугунка ребята достают бумажки с загадками, друг другу не показывают).
Ребята по командам поочереди загадывают загадки. За правильный ответ помощник выдаёт жетон.
-Молодцы ребята! Все умеете отгадывать загадки.
- Следующий этап- «Пословицы»! Что такое пословицы?
Ответы ребят.
- Слайд 9: У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
- А я то к вам так торопилась, что все пословицы рассыпала, помогите мне их собрать!
На доске заранее прикреплены начало пословиц. Задача ребят на перегонки верно собрать вторую половину пословицы. Чья команда быстрее справится с заданием, та и получает жетон.
-Молодцы!
Слайд 10: звонок скайпа.
Учитель: Ой, а кто это нам звонит, дак это же Василисушка Премудрая, наверно приготовила вам вопросики и хочет проверить вас на смекалку.
Видео с Василисой Премудрой.
В.П.: Здравствуй, дорогая Татьяна свет Игоревна, здравствуйте ребята! Как только прознала, что ты проводишь игру с ребятами из 5 класса, сразу же решила поучаствовать и задать ребятам вопросы. Ребята, готовы?
Мне интересно узнать: а знакомы ли вы с народными обычаями ? Знаете ли вы истоки старинных поговорок?
Какая услуга называется « медвежьей»? ( Согласно басне Крылова медведь, пожалев мужика, которому на нос сел комар, двинул его со всего маху.)
« Делу время и потехе час». Что это такое? ( Эти слова написал царь Алексей Михайлович в качестве эпиграфа к книге « Соколиная охота».)
О ком говорят: « ума палата»? ( Ясно, что о том, у кого не много ума. Слово палата в старом русском языке означало светлое помещение в большом каменном здании. Потом это слово также стало означать официальные учреждения: Оружейная палата, Гранатовая палата и т. д. обычно в таких палатах заседали государственные мужи – бояре, а позднее – чиновники, они « думали думу», заботились о пользе народа и государства. Выражение « ума палата» указывает на человека, умного, как собрание мудрецов. Однако теперь выражение приобрело иронический смысл и его чаще всего вспоминают, когда говорят вовсе не о умных людях.)
« У семи нянек дитя без глаза ( глазу)». Что это такое? ( Бывает, очень много людей пекутся об одном деле, а толку нет. Это случается, если все «няньки» начинают кивать друг на друга и ведут себя безответственно.)
« Ученье свет, а не ученье тьма». ( Без знаний человеку не прожить.)
Василиса Премудрая-Молодцы ребята!
Ведущая- Ох и молодец Василисушка, вот и проверила на сколько ребята знают не только старинные поговорки, но и их истоки.
-Конечно пришло время поиграть. Раньше бабушки и дедушки не только по сугробам взлётывали, но и любили играть в игры, кукол мастерили сами, кукол то ведь не было-сами всё делали: из рясок, да соломы или полена.
Мастер-класс-изготовление куклы.
А ещё очень любили играть в игру колечко-колечко!Поиграем?!
Игра «Колечко-колечко»
Ведущая: Славно поиграли!!Ребята, когда я к вам ехала со мной случай один произошёл. А какой вы должны будете отгадать сами!
Командам раздаются тексты на Вилегодском говорке(2-3 минуты).
Текст:
- Поглядела как ты брякнулась, дак глядя на тябя издали чуть все черева не надорвала от смеха. Но не долго ты вошкалась, быстрёхонько соскочила, вдругоредь шары-то не выворачивай, под ноги гляди, ступью шагай-то. Ну –ко не шибко сбаракала кожу-то?
-Ой! Не тереби-ко меня. Давай стюнись, чо дико-то баешь. Ты тоже не бася меня, сама-то эка бойчатка.
-Не переживай, всё будет лючки ладом!
4.Рефлексия.(3-4 мин.)
Ведущая-Вот и пришло время подвести итог нашей игры. Подсчитывают жетоны и поздравляют победителя. Приз-связка сушек. Помощнице -яблоко наливное.
Ведущая: Спасибо вам, добрые молодцы и красны девицы. Задачу - вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой - жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов — в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа отыскиваются крупинки - золотинки народного мастерства. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «добрым молодцам» уроки.
Я надеюсь, что вам понравилось наше мероприятие. И по традиции на Вилегодской стороне гостей без чая с картофельными шанежками и колобушками не отпускали. Давайте накроем свой стол: кому понравился классный час тот прикрепляет к нашей скатерти(на доске ватман в виде народной скатерти) чай, шаньги, а кому не понравился, черный хлеб, да соль. Наша игра подошла к концу, надеюсь, вы отдохнули, а главное – извлекли хороший урок , который пригодится вам в дальнейшей жизни. А завершим мы его словами президента РФ В.В.Путина: «Сила России внутри нас, внутри нашего народа!»(слайд 20).
На память я вам дарю книгу «Вилегодский говорок»
-Всего вам доброго, спасибо за внимание!
Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/d/y3CZRxw13SBtTD
Список использованных источников.
1 Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.,с.25-30
2 Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки / ред. В.Н. Морохин. - М.: Высшая школа, 2001. - 399 c.3 Шемшурина А.И. Добру откроется сердце. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа - Пресс.2012 - 96 с.
3 Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство. - М.: Художественная литература, 2016. - 590 c.5 Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2013, №6, с.42-47.
12