СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внешкольного мероприятия "Импрессионизм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий навеян посещениев выставки художников  в Музее изящных искусств им. А.С. Пушкина в г. Москве

Учится и играется легко

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внешкольного мероприятия "Импрессионизм"»

1 слайд

Ведущий (Никакой игры. Официально. Исключительно на французском языке)

История импрессионизма охватывает всего 12 лет. С первой выставки 1874 года до последней, восьмой, в 1886 году.

Импрессионизм- художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX века.

Центром мировой художественной жизни стал Париж.

Главным событием культурной жизни является ежегодная выставка живописи и скульптуры- Салон. Стать участником Салона не просто. В состав жюри входят последовательные приверженцы академического направления в живописи. Жюри отвергает работы многих художников.

Конфликт погасил Наполеон III: он разрешил выставить отвергнутые работы на другой выставке- «Салоне отверженных».



2 слайд



Чтец (вдумчиво, размеренно 40 секунд)

Они вернули яркий цвет,
Творить манеру на пленэре,
Они смешали с цветом свет,
Мазками полотно одели.

Пейзаж весь в лёгких запятых.
Передаётся так движенье,
В штрихах, как вроде бы простых,
Но раздающих настроенье.

Запечатлев реальный мир,
Всю мимолётность впечатлений,
Они, выхватывая миг,
В нас плещут сонмом ощущений.

Теперь этюд картиной стал.
Заслуга импрессионистов
Писать без исправлений в залп
Талантливо и очень быстро.





3 Слайд: Писарро «Оперный проезд»

Группа ПАРИЖАН

Кто бывал в Париже бесчисленное множество раз всегда испытывает заново трепет восторга. Париж! Столица Европы, столица искусств и город влюблённых. Что делает его таким чудесным? По правде говоря, это вечная тайна. Возможно, дело в характере французов. Им свойственно чувство свободы и терпимость, лёгкое и весёлое отношение к жизни.

Громыхают парижские фиакры, омнибусы, а по тротуару спешат прачки, прижимая к бокам корзины с отглаженным бельём, мастеровые, художники в блузах, с сырыми ещё полотнами, дельцы в чёрных котелках, домохозяйки и красавицы в длинных, волочащихся юбках, с тонкими талиями и в маленьких, надвинутых на лоб шляпках, украшенных перьями.

Монмартр залит лучами солнца. Во всех кафе едят слоёные рожки и пьют кофе. Открываются зеленные, мясные и молочные лавочки. Буйный поток жизни захлёстывает Монмартр: мелькают чёрные и красные куртки гарсонов, из подъездов выходят горничные, преуспевающие дельцы торопятся в свои конторы.



Что за волшебник Париж, что за фокусник солнечный свет, превращающий горничную в королеву, старые дома в роскошные замки, а нищего бродягу в великолепного вельможу. Музыканты и художники любят Париж, его пёстрый калейдоскоп радостей и бед, их пьянит его колдовской воздух, они очарованы музыкой большого города, они молоды и бесконечно счастливы.

И разве большая беда, что в кармане не звенит ни один сантим и что в холостяцкой мансарде не ждёт ни обед, ни ужин. Зато на плече есть ящик с красками, кистями, холстом и можно встать на любом углу, начать работать – и через час- два всё богатство Парижа будет ваше. Они художники, а искусство – это вечный праздник.



На город спускаются ранние мягкие сумерки, ряды домов отливают розовато – жемчужным блеском. В кафе загораются газовые рожки, через окна и двери доносятся звуки музыки.

Кафе «Гербуа» было подлинно парижским. В тёплую погоду столики выставляли наружу, под навес, для дождливых же, холодных дней был уютный просторный зал. Можно было сидеть весь вечер - ничего не заказывая.



4 слайд Танец

























Группа ПАРИЖАНЕ

Здесь в кафе собиралась творческая молодёжь – богема. Идейным вождём и вдохновителем был Эдуар Мане, вокруг которого, помимо его воли, собрались художники и музыканты, критики и литераторы. Он стал главой группы «непокорных», которых в насмешку прозвали «бандой Мане».

Этих людей разделяло очень многое: не только несходство темпераментов, но и происхождение, воспитание, культура и, даже, политические взгляды. Объединяла же их ненависть к официальному «академическому» искусству, чуждому современной жизни. Судьба художника полностью зависела от того, допущен ли он в «Салон», получил ли он награды.

Академики поддерживали лишь послушных, заурядных, ловких и чинили препятствия всякому, кто хоть как-то проявил свою индивидуальность. Но искусство – это жизнь, а жизнь обуздать нельзя. Жертвы академизма начинали выражать недовольство, назревал бунт.

Эдуар Мане взял на себя смелость впустить свежий воздух – пленер, в затхлую атмосферу Салона. Его юная живопись светлая и мажорная, наполненная воздухом и солнцем, открыла путь к новому видению мира. Пусть эти картины с первого взгляда смущали и озадачивали, но и волновали они до глубины души.

Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Клод Мане, Сезанн, Писарро, Сислей. Дега – каждый из « непокорных» выберет свой путь… но сейчас они молоды и полны идей. Они наслаждаются погожим днём, скоростью, пьянящим вольным воздухом, игрой воды, заливающим землю солнцем.

Как поделиться этим счастьем с другими? Как сделать так, чтобы и другим тоже захотелось лишний раз взглянуть на небо? На небо, на струящиеся волны, скользящие по воде лёгкие лодочки – на всю эту жизнь, текущую день за днём по волнам жизни



5 слайд Моне

Вбегает «Газетчик». У него в руках последний выпуск газеты «Шаривари».

Газетчик Читайте газету «Шаривари»! Самые свежие новости! Открыта квантовая теория света! Белый свет состоит из семи основных цветов! Изобрели новый вид красок, которыми можно будет пользоваться прямо из тюбиков! В НАШЕМ ГОРОДЕ ОТКРЫЛСЯ   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН! СЕНСАЦИЯ! СКАНДАЛЬНЫЕ РАБОТЫ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ!

Ведущий (официально, можно на фр.языке) Уважаемые дамы и господа!  Прошу вас на выставку независимых художников. Появления этого реалистического направления не случайно и было вызвано, прежде всего, изменениями в экономике, политике и социальной сфере.








Группа ПАРИЖАНЕ

«Впечатление. Восход солнца» - так назвал свою картину Клод Моне. Впервые представленная на выставке «непримиримых» она была осмеяна критикой, как и все остальные картины. Кто мог подумать, в мае 1874 года, что слово «импрессион» (впечатление) однажды брошенное, как оскорбление, будет повторяться, как вызов и надолго определит историю новой живописи.

С первых дней выставочные залы наводнила шумная, возбуждённая толпа. Ирония, насмешки, скандальное прозвище, тут же подхваченное публикой, вот и всё, чего импрессионисты добились за месяц выставки, от которой они много ждали. Отныне им станет ещё труднее что-нибудь продать. Надежды, которыми они себя тешили, рухнули.





Группа ПОСЕТИТЕЛИ ВЫСТАВКИ

Инсценировка обмена мнениями группы ПОСЕТИТЕЛИ ВЫСТАВКИ ( 2-ой- защитник, 1-,3-,4-й- критики)

1-й посетитель - Какое безобразие! Где же здесь сюжет? Ни одной линии, все сливается.

2-й посетитель -  А мне нравится. Здесь какой – то фокус. Если стоишь близко к картине, то все краски сливаются, но стоит отойти, проясняется сюжет картины.

3-й посетитель Какой сюжет??? Что это за мазки! Ни одной линии, вся картина пестреет какими – то пятнами.

4-й посетитель - Вы видели этих сумасшедших? Они бегают с огромными холстами и пишут прямо на улице, им, видите ли, нужно пространство!

2-й посетитель - Не будем забывать, что вначале все мастера – новаторы шокируют.

1-й посетитель - Рисунок на обоях в зачаточном виде и то выглядит более законченным, чем эта, с позволения сказать, марина!»

3-й посетитель - Да и вообще, все эти художники «представляют о цвете тоже, что некоторые бредни Вагнера в музыке.

1-й посетитель - Эти художники «впечатления» производят то же впечатление, что и кошка, которая вздумала бы прогуляться по клавишам фортепиано, или обезьяна, завладевшая ящиком с красками!

2-й посетитель - Картины написаны в смеющейся гамме. Свет заливает их полотна, и все в них радость, ясность, весенний праздник.

3-й посетитель - Это кошка, которая вздумала бы прогуляться по клавишам фортепиано, или обезьяна, завладевшая ящиком с красками













Группа ЖУРНАЛИСТОВ (отчаянно пишут в блокноты, говорят язвительно, с сарказмом)

1-й Журналист- Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения

2-й Журналист- От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса»

3-й Журналист- Люди у них похожи «на трупы в морге»

1-й- Морис Дрюэн, газета  «Фигаро». Мой вопрос господину Э. Дега: О чём ваши работы, господин Дега?

2-й- Фели Круа  Сатирическая газета «Утка на цепи». Клод Моне, как вам удается сообщить своим портретам такую резвость?

3-й - Андре Ампер, газета «Мир». Господин Э. Мане, ваши картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» неприличны. Вам нравится шокировать публику?



Группа ПАРИЖАНЕ

Почему же так агрессивно была встречена эта жизнерадостная и трепетная живопись, что испугало зрителей?

Здесь была правда, в каждом полотне звучит неповторимость мига жизни. С полотен импрессионистов исчезла коричневая подливка, в которой плавала живопись Европы не одно столетие, исчезли ровные и тонкие красочные слои. Каждый мазок здесь явственно виден, он не стыдится и не прячется, каждое прикосновение кисти, каждый её удар входит в ритм изображённой натуры.

Они открыли воздух, свет и ветер, атмосферу и солнце. Они увидели, что мир пронизан неисчислимыми струями пульсирующего воздуха.









Группа ИСКУССТВОВЕДЫ

( о картине Моне) «Впечатление. Восход солнца». Красный шар без лучей выплывает из-за облака, окрашивая небо и залив, отражаясь трепещущей дорожкой на поверхности воды. Влажный туман смягчает силуэты предметов. Кругом все зыбко. Границы между небом и рекой едва уловимы. Еще минута – утренний туман рассеется и все примет другой вид

(о картине Мане) Фигура маленького музыканта помещена в абстрактную временную среду, окутана мягким оливково-серым маревом. Наряженный в яркую одежду мальчик подносит стремительным жестом флейту к губам – художнику удается идеально передать мгновенность этого движения.



(о картине«Бар в Фоли-Бержер») Интересная картина - - самобытная и оригинальная. В центре – молодая девушка-продавщица с печальным взглядом на фоне огромного  зеркала, в котором отражается многолюдный зал, пестрая толпа посетителей, горящие люстры, барная стойка и сама девушка, к которой подходит представительный господин. Пространство бара, отражающееся в нем, расширяется, вовлекая в себя зрителя. Это многоцветная, сияющая, иллюзорная среда притягивает к себе взгляд, заставляя потерять представление о том, где реальность, а где отражение. Девушка по центру является единственным связующим звеном между этими двумя мирами, только она одна настоящая в этом Зазеркалье.



(о картине «Зонтики») Это выхваченное мгновение из жизни французской улицы.  Симпатичные парижанки, миловидные дети, безмятежное настроение. Каждая фигура - эталон женской красоты. В этом магия художника.

Слайд

Твой взор загадочный как будто увлажнён.

Кто скажет, синий ли, зелёный, серый он?

Он то мечтателен, то нежен, то жесток,

То пуст, как небеса, рассеян и глубок.

Танец под музыку Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»




Группа ИСКУССТВОВЕДЫ


Стены кафе были украшены картинами непризнанных художников. Именно здесь в спорах и беседах родилась идея синтеза искусств. Музыка, живопись, литература, поэзия могут заимствовать друг у друга не только термины.

Эта идея была подхвачена молодым композитором Клодом Дебюсси. Он тоже попытается создать новый музыкальный язык, способный выразить самые сокровенные движения души.


Импрессионисты- художники вдохновили поэтов.



Слайд (Ван Гог Звёздная ночь над Роной

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!


Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

(Фет)

Слайд Руанский собор

Парижа я люблю осенний, строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
И небо серое, и веток переплеты —
Чернильно-синие, как нити темных вен.


Мосты, где рельсами ряды домов разъяты,
И дым от поезда клоками белой ваты,
И из-за крыш и труб — сквозь дождь издалека
Большое Колесо и Башня-великанша,
И ветер рвет огни и гонит облака
С пустынных отмелей дождливого Ла-Манша.
( М. Волошин)

СЛАЙд (Клода Моне «Мост Ватерлоо» )

С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

«Милый! Мой милый!» - Светло,

Сладко от беглого взгляда.


Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.


Слухом невольно ловлю

Лепет зеркального лона.

«Милый! Мой милый! Люблю» -

Полночь глядит с небосклона.

(Бальмонт)



Слайд Ван Гог Звёздная ночь

Неясная радуга. Звезда отдаленная.
Долина и облако. И грусть неизбежная.
Легенда о счастии, борьбой возмущенная.
Лазурь непонятная, немая, безбрежная.

Зарница неверная. Печаль многострунная.
Цветы нерасцветшие. Волненье бесцельное.
Мечта заповедная, туманная, лунная.
И Море бессонное, как сон - беспредельное.

Виденья прозрачные и призрачно-нежные.
Стыдливого ангела признанья несмелые.
(Бальмонт)



















Слайд

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..


Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

(Тютчев)

Группа ИСКУССТВОВЕДЫ

Импрессионизм - это целая эпоха во французском искусстве второй половины XIX века. Появившись вначале в живописи, поэзии, он позднее распространился на скульптуру, музыку, литературу, театр.

Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую до них не замечали художники. Они обратили внимание на изменчивость солнечного света, краски предметов, мерцание воздушной среды. Они довели до совершенства искусство закрепления мимолетного, изобретя новую живописную технику



Они смело порвали с традицией, восстали против общепринятых канонов, проявили интерес к современному миру, человеку.

На долю художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира.



Мы с вами в долгу перед художниками этого направления, потому что уже более века человечество смотрит на природу и человека их глазами


Как вспоминают его друзья: «Он скорей бы согласился стать фальшивомонетчиком, чем писать три нотных строчки, если не чувствовал страстного желания это сделать… Он был предельно чувствителен к мнению немногих, но высокомерно равнодушен к симпатиям толпы».

В сочинении музыки Дебюсси уподоблял себя алхимику; извлечение из тишины тех чарующих звуков, которые ласкают слух в его произведениях, было для него сродни магическому действу.





Портрет Жанны Самари соткан из красочных переливов, сияющих теплым светом на ее лице, шее, груди, платье. Блестящие голубые глаза и красные губы притягивают взгляд. В портрете все струится и вибрирует за исключением темных точек глаз. Они одни, эти темные окна бездонной женской души кажутся чем-то единственно реальным и незыблемым среди алмазной россыпи красок.

«Бал в Мулен де ла Галетт» - самая крупная жанровая картина в импрессионизме. Главная тема картины - танцующая, веселящаяся толпа, типичные фигуры и лица завсегдатаев парижских увеселительных садов. В пестром мелькании фигур, жестов и лиц, в веселом мчащемся потоке красочных пятен недорогих нарядов, в солнечных бликах, заставляющих их  сверкать и переливаться в единой световой воздушной атмосфере, мажорном ритме  созвучном настроению, охватившему собравшихся здесь людей, создан образ, перерастающий сиюминутность.

Катина обладает одной особенностью: Ренуар не позволяет нашему глазу задерживаться на отдельных деталях композиции, взгляд как бы скользит, не цепляясь за частности, улавливая лишь общую атмосферу открывшегося ему зрелища. Именно так человек видит в реальной жизни, когда бросает первый взгляд на что-то заинтересовавшее его.

Учитель-экскурсовод: теперь, я надеюсь, вы смотрите уже другими глазами на эти полотна. Кто же эти люди, создавшие их? Я предлагаю вам пообщаться с ними на пресс-конференции. Господа художники, займите свои места за столом, (учащимся предлагают занять свои места во 2-й рабочей зоне) Господа журналисты, вы можете задать свои вопросы. Представьтесь, пожалуйста!

1-й журналист:  «Морис Дрюэн, газета  «Фигаро». Мой вопрос господину Э. Дега: Какова тематика ваших работ, господин Дега?»

2-й журналист: «Фелисите Круа  Сатирическая газета «Утка на цепи». Клод Моне, как вам удается сообщить своим портретам такой живой облик?»

3-й журналист: «Андре Ампер, газета «Мир». Господин Э. Мане, ваши картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» неприличны. Вам нравится шокировать публику?» и т. д.

(«Художники-импрессионисты» дают ответы, опираясь на рассказ учителя – экскурсовода и те знания, которые   они приобрели во время подготовке  к занятию.)

3-я часть

Учитель-экскурсовод: Уважаемые посетители! Предлагаю вам в книге отзывов оставить свои впечатления от выставки. Напишите на цветной бумаге, которую вы найдете на партах,  синквейн на тему одной из картин  салона импрессионистов. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строк без рифмы. (Звучит музыка К. Дебюсси  «Паруса», ученики составляют синквейн и приклеивают листочки в «Книгу отзывов».)
Учитель:  – Ну что же, нам пора возвращаться в XXI век. Для нас 1 выставка картин художников-импрессионистов уже история. Подумайте и скажите, почему же импрессионистов называют живописцами счастья?

(Ответы.)

И глядя на эту палитру цветов в книге отзывов можно смело сказать, что художники-импрессионисты – живописцы счастья. А в память о нашем путешествии останется вот эта работа нашего юного художника, творчество которого, возможно, в будущем будут изучать  новые поколения, знакомясь с искусством XXI века. («Художник» представляет свою работу.)

 

(Импрессионизм в музыке)

Слайд: Писарро «Оперный проезд»

Кто бывал в Париже бесчисленное множество раз всегда испытывает заново трепет восторга. Париж! Столица Европы, столица искусств и город влюблённых. Что делает его таким чудесным? По правде говоря, это вечная тайна. Возможно, дело в характере французов. Им свойственно чувство свободы и терпимость, лёгкое и весёлое отношение к жизни.

Громыхают парижские фиакры, омнибусы, а по тротуару спешат прачки, прижимая к бокам корзины с отглаженным бельём, мастеровые, художники в блузах, с сырыми ещё полотнами, дельцы в чёрных котелках, домохозяйки и красавицы в длинных, волочащихся юбках, с тонкими талиями и в маленьких, надвинутых на лоб шляпках, украшенных перьями.



На город спускаются ранние осенние сумерки, ряды домов отливают розовато – жемчужным блеском. В кафе загораются газовые рожки, через окна и двери доносятся мягкие звуки музыки.

Кафе «Гербуа» было подлинно парижским. В тёплую погоду столики выставляли наружу, под навес, для дождливых же, холодных дней был уютный просторный зал. Можно было сидеть весь вечер - ничего не заказывая. Здесь встречалась артистическая молодёжь – богема. Идейным вождём и вдохновителем был Эдуар Мане, вокруг которого, помимо его воли, собрались художники и музыканты, критики и литераторы. Он стал главой группы «непокорных», которых в насмешку прозвали «бандой Мане».

Этих людей разделяло очень многое: не только несходство темпераментов, но и происхождение, воспитание, культура и, даже, политические взгляды. Объединяла же их ненависть к официальному «академическому» искусству, чуждому современной жизни. Судьба художника полностью зависела от того, допущен ли он в «Салон», получил ли он награды.

Академики поддерживали лишь послушных, заурядных, ловких и чинили препятствия всякому, кто хоть как-то проявил свою индивидуальность. Но искусство – это жизнь, а жизнь обуздать нельзя. Жертвы академизма начинали выражать недовольство, назревал бунт.

Эдуар Мане взял на себя смелость впустить свежий воздух – пленер, в затхлую атмосферу Салона. Его юная живопись светлая и мажорная, наполненная воздухом и солнцем, открыла путь к новому видению мира. Пусть эти картины с первого взгляда смущали и озадачивали, но и волновали они до глубины души.

Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Клод Мане, Сезанн, Писарро, Сислей. Дега – каждый из « непокорных» выберет свой путь… но сейчас они молоды и полны идей. Они наслаждаются погожим днём, скоростью, пьянящим вольным воздухом, игрой воды, заливающим землю солнцем.

Как поделиться этим счастьем с другими? Как сделать так, чтобы и другим тоже захотелось лишний раз взглянуть на небо? На небо, на струящиеся волны, скользящие по воде лёгкие лодочки – на всю эту жизнь, текущую день за днём по воле волн.

Слайды: К.Моне «Барка», «В лодке»

Звучит произведение: Клод Дебюсси «В лодке»



Слайд: Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

«Впечатление. Восход солнца» - так назвал свою картину Клод Моне. Впервые представленная на выставке «непримиримых» была осмеяна критикой, как и все остальные картины. Кто мог подумать, в мае 1874 года, что слово «импрессион» (впечатление) однажды брошенное, как оскорбление, будет повторено, как вызов и надолго определит историю новой живописи. С первых дней выставочные залы наводнила шумная, возбуждённая толпа.

«Эти художники «впечатления» производят тоже впечатление, что и кошка, которая вздумала бы прогуляться по клавишам фортепиано, или обезьяна, завладевшая ящиком с красками».

Ирония, насмешки, скандальное прозвище, тут же подхваченное публикой, вот и всё, чего импрессионисты добились за месяц выставки, от которой они много ждали. Отныне им станет ещё труднее что-нибудь продать. Надежды, которыми они себя тешили, рухнули.

Почему же так агрессивно была встречена эта жизнерадостная и трепетная живопись, что испугало зрителей? Здесь была правда, в каждом полотне звучит неповторяемость мига жизни. Вот что взбесило парижских мещан. С полотен импрессионистов исчезла коричневая подливка, в которой плавала живопись Европы не одно столетие, исчезли ровные и тонкие красочные слои. Каждый мазок здесь явственно виден, он не стыдится и не прячется, каждое прикосновение кисти, каждый её удар входит в ритм изображённой натуры. Они открыли воздух, свет и ветер, атмосферу и солнце. Они увидели, что мир пронизан неисчислимыми струями пульсирующего воздуха. Было бы неверно и наивно думать, что никто до импрессионистов не решал проблемы цвета. Они многому учились у старых мастеров, копируя шедевры в залах Лувра. Большое влияние на творчество « непокорных» оказало японское искусство с его скупыми линиями и локальным цветом, плоской перспективой и философской поэзией.

Стоит зима – и вдруг, совсем нежданно,

Между деревьями увидел я цветы, -

Так показалось мне…

А это хлопья снега,

Сверкая белизной, летели с высоты!

(японский поэт Ки-но Цураюки )



Слайды: Андо Хиросиге «Мост Тайко-баси в Мэгуро и холм Юхино ока»

Утагава Кунисада «Весенний снег в Уэно»

Звучит музыка: К. Дебюсси «Снег танцует».



Стены кафе были украшены картинами непризнанных художников. Именно здесь в спорах и беседах родилась идея синтеза искусств. Музыка, живопись, литература могут заимствовать друг у друга не только термины. Эта идея была подхвачена молодым композитором Клодом Дебюсси. Он тоже пытается создать новый музыкальный язык, способный выразить самые сокровенные движения его души. Как вспоминают его друзья: «Он скорей бы согласился стать фальшивомонетчиком, чем писать три нотных строчки, если не чувствовал страстного желания это сделать… Он был предельно чувствителен к мнению немногих, но высокомерно равнодушен к симпатиям толпы».

В сочинении музыки Дебюсси уподоблял себя алхимику; извлечение из тишины тех чарующих звуков, которые ласкают слух в его произведениях, было для него сродни магическому действу. Находясь в постоянном поиске, он использует древние лады: фригийский, лидийский, пентатонику, состоящую из 5 звуков. Публику, привыкшую к Моцарту, Бетховену, Гайдну и Франку, среди которой, разумеется, были весьма тонкие ценители, нововведения Дебюсси совсем сбили с толку. Один из них счёл произведения композитора «озадачивающими, полными очарования и своеобразия… однако дьявольски трудными». Первым сочинением, получившим признание и славу, стала музыка к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых Фавна». Эта музыка способна заставить слушателя испытать всю гамму эмоций: от тоски и тревоги до легкомысленной жизнерадостности и нежности. Фавн, в римской мифологии бог лесов ,полей, пастбищ и животных. О нём всегда говорили с уважением, ибо он считался хранителем стад.

Лето. Палящее солнце стоит прямо над головой, ослепляя своим сиянием. Раскалённый воздух похож на колышущееся марево, наполненное приятными ароматами. Иногда доносятся звуки флейты Фавна, зашуршат кусты или раздастся стук копыт по камням. Жужжание пчёл да трепет радужных крыльев бабочек. Ничто не нарушает сна Фавна. Говорят, что во сне он может предсказать судьбу. Сам Дебюсси писал, что « Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна» представляет собой обрывки сновидений, замешкавшихся в флейте Фавна.

Слайд:Лев Бакст «Фавн – Нежинский»

Звучит музыка: К.Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»

Наконец-то в возрасте 33 лет, Дебюсси обрёл свой собственный голос, имя его стало известно. Каждый из нас одинок в этом мире. Окруженные близкими и родными тебе людьми, мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца, но они не знают, как принять их. Потому мы одиноко бредём по жизни, бок о бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими.

«Чёрным по белому». Два слова в заголовке загадочны, но, кажется, вполне отвечают той мрачности и бесцветности, которая, по мнению Дебюсси, опустилась не только над Европой, но и над всей культурной жизнью накануне Первой Мировой войны. Он без страха смотрит в лицо жестокому будущему, грозившему разрушением общества и страданиями каждого человека в отдельности. Сам смертельно больной он с оптимизмом смотрит в будущее.

Звучит музыка: К. Дебюсси «Чёрным по белому»



После страшных разрушений и потерь, жизнь входит в привычное русло. На Елисейских полях и улицах Парижа гуляют няни с детьми и влюблённые пары.

Прекрасные парижанки. Какие они? Брать Гонкуры утверждали, что красоту парижанки невозможно определить. Мопассан говорил: «что они никогда не стареют, обладая поразительной жизненной силой, каким-то неисчерпаемым запасом сопротивляемости, они в течении 20 лет остаются всё такими же. Поражают особенной, присущей именно француженкам грацией и изяществом». Шарль Бодлер воспевал парижанок по-своему:

Твой взор загадочный как будто увлажнён.

Кто скажет, синий ли, зелёный, серый он?

Он то мечтателен, то нежен, то жесток,

То пуст, как небеса, рассеян и глубок.

Слайды: Э.Мане «Девушка на скамейке»

О.Ренуар «Портрет Жанны Самари», «Причёсывающаяся Девушка», «У моря»

Звучит музыка: К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»



По примеру любимого им Шопена, Дебюсси сочинил цикл из 12 прелюдий для фортепиано. Но заголовок каждой пьесы он поместил в самом конце. Поэтому до последнего аккорда оставаясь в неведении относительно замысла композитора, слушатели, свободные в своих ассоциациях, воспринимали в первую очередь чисто музыкальную, звуковую сторону произведения. Прозвучавшее произведение носит поэтическое название «Девушка с волосами цвета льна».

На вершине Монмартрского холма, среди садов и огородов возвышались две старинные ветряные мельницы. Хозяева здесь устроили танцевальный зал. Это был большой 4-хугольный сарай с низким потолком и эстрадой для оркестра. Танцевальные залы получили имена – «Ле Мулен де ля Галлет» и «Мулен Руж». Уставшие от ужасов войны парижане желали развлекаться, на смену опере приходит оперетта, в литературе - детектив. Монмартр с каждым днём завоёвывал себе славу. По вечерам залы «Элизе», Ша Нуар», «Мирлитона» переполнены.

Слайд: О.Ренуар «Мулен де ла Галлет»

Знаменитые актёры, литераторы, известные журналисты, дамы света и полусвета, богатые буржуа, именитые гуляки, купающиеся в золоте и долгах, спешили сюда полюбоваться, как Валентин Бескостный танцует кадриль со своей партнёршей Ла Гулю, послушать стихи и песенки знаменитых французских шансонье.

Здесь Дебюсси познакомился и подружился с пианистом кабаре Эриком Сати. Любовь музыканта к мюзикхоллу нашла отклик в душе композитора, именно здесь он впервые услышал модный танец рэгтайм, завезённый из Америки, где темнокожие музыканты, подражая своим белым господам, пытались исполнять польки, кадрили, но только со своими темпераментными африканскими ритмами. Это были первые шаги джаза.

Слайд: О.Ренуар «Танец в Буживале», «Танец в городе»

Звучит музыка: С. Джоплин «Артист эстрады»

Возможно это случайное совпадение, но родиной джаза был Новый Орлеан – «Париж на Миссисипи», населённый выходцами из Франции и Испании, танцующий, веселящийся, поющий. Город, в котором с помощью музыки был преодолён расовый барьер. Музыка белых и негритянская музыка смешались на «пятачке». У негров всякое чувство выплёскивается музыкальной стихией, стихией всесильной, с ней не совладать. Она подхватывает и несёт, как на волне. Неистовая прелесть голосов, ритмические хлопки рук и эти вскрики, от которых дрожь и холод по телу. Ранний джаз играли марширующие оркестры, где исполнителями были негры. Именно такой оркестр слушал в Лондоне Дебюсси и под впечатлением этой самобытной музыки с её свежими, яркими гармониями, необычными ритмами, с завыванием волынки, неугомонными флейтами-пикколо, он написал пьесу «Кукольный Кэк-уок». Это своеобразная пародия на заносчивых белых господ, с нарочито важной походкой, с помахиванием тростью и чопорным приподниманием шляп.

Слайд: Тулуз Лотрек «Танцующий шоколад»

Звучит музыка: К.Дебюсси «Кукольный Кэк-уок»



Джаз объединил в себе «дикую» красоту и силу выражения негритянской культуры, со строгостью и благородством классической европейской культуры. Он стал своеобразным протестом, бурей чувств. Путь его был тернистым, пришлось выдержать нелёгкую борьбу с закостенелым академическим искусством.

Оторванные от родной земли, на невольничьих рынках Южной Америки, негры навсегда теряли жён, мужей, родителей, детей. Белым работорговцам даже не приходило в голову, что негритянка-мать страдает также как они, потеряв своего ребёнка, что сестра и брат также нежно любят друг друга, как если бы они были белыми людьми.

Живой товар погружен на пароход и по великой американской реке Миссисипи, которую называли рекой плача, везёт он свой печальный груз. Землю окутала душная южная ночь, сияющая миллионами прекрасных ангельских глаз. Но далёкое небо безмолвно, от него нельзя ждать ни помощи , ни сочувствия. А над колышущимися волнами реки звучит песня. Поют несколько групп, каждая о своём, но вместе всё сливается в одну единую , красочную экстатическую молитву, в этом завораживающем хоре отчаяния и боли.

Звучит музыка: Д.Гершвин «Прелюдия №2»

Нам, европейцам непонятна богатая, эмоциональная палитра африканских ритмов. С помощью сухих, казалось бы, лишённых протяжённости звуков можно создать настоящий шедевр. Вслушайтесь в эти «говорящие» барабаны. Голоса их то размеренные и неторопливые, то лихорадочно быстрые. Что это? Вопрос – ответ? И вот уже, там – на далёкой родине, в Африке, летят звуки барабанов, разнося над джунглями, радостные и тревожные вести с помощью сверкающей мозаики ритмов.

Звучит музыка: Д.Гершвин «Прелюдия №1»

«Джаз – это музыка… Он пользуется теми же нотами, что и Бах…» - говорил создатель Рапсодии в блюзовых тонах» Джордж Гершвин. Всего за три недели был написан этот шедевр симфонического джаза. Первый исполнитель дирижёр Уолтер Дамрош заметил: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет и они смогут насладиться пищей, без риска обжечь языки. Дж. Гершвину удалось решить проблему. Подобно принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил её принцессой, невзирая на бешеную злобу её сестёр».

Гершвин смог стать единственным белым запевалой в негритянском хоре. Он смешался с обитателями юга, бродил у негритянских лавок, останавливался у церквей, долгими часами сидел, глядя как здесь танцуют, вслушивался в говор, брань, уличные песни. И вот незабываемые по мелодизму темы слетают с клавишей рояля, даря нам все чувства и страсти этой грешной земли.

Звучит музыка: Д.Гершвин «Рапсодия в блюзовых тонах»

Монмартр залит лучами утреннего солнца, запахами просыпающегося Парижа. Во всех кафе едят слоёные рожки и пьют кофе. Открываются зеленные, мясные и молочные лавочки. Буйный поток жизни захлёстывает Монмартр: мелькают чёрные и красные куртки гарсонов, из подъездов выходят горничные, преуспевающие дельцы торопятся в свои конторы. Что за волшебник Париж, что за фокусник солнечный свет, превращающий горничную в королеву, старые дома в роскошные замки, а нищего бродягу в великолепного вельможу. Музыканты и художники любят Париж, его пёстрый калейдоскоп радостей и бед, их пьянит его колдовской воздух, они очарованы музыкой большого города, они молоды и бесконечно счастливы.

И разве большая беда, что в кармане не звенит ни один сантим и что в холостяцкой мансарде не ждёт ни обед, ни ужин. Зато на плече есть ящик с красками, кистями, холстом и можно встать на любом углу, начать работать – и через час- два всё богатство Парижа будет ваше. Они художники, а искусство – это вечный праздник.

Слайды: К.Моне «Бульвар Капуцинов»

О. Ренуар «Качели», «Лягушатник»

Звучит музыка: Д.Шостакович «Чай вдвоём»



Импрессионисты стремились выразить средствами искусства то впечатление, которое они испытывали, созерцая процесс жизни, тончайшее взаимодействие ее разнообразных проявлений.

Наша встреча завершена, спасибо!

Возжаева Елена Александровна, преподаватель МБУ ДО КГО «Кушвинская музыкальная школа» Страница 10

Пресса писала: (раздать по группам)

«Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения»

« От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса»

Люди у них похожи « на трупы в морге»

Хотите увидеть эти картины?  

                                                                             Слайд. Бульвар Капуцинок

Тогда перенесёмся в 1874 год, в Париж, в художественную столицу Европы. Именно здесь, на бульваре Капуцинок, в ателье фотографа Надара, весной состоялась выставка картин группы художников, среди которых были

                                                                                        Слайд. Портреты художников

Клод Моне, Эдгар Дега. Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро.

           Они были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, имели за плечами свыше 15 лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира. Жюри Художественного салона (выставки, поддерживаемой правительством) постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству.  

«Нагромождением гнусностей»называли критики картины молодых художников. А что увидите вы?

На фоне музыки К.Дебюсси проходит видеоряд с картинами художников –импрессионистов.ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обмен впечатлениями( радость, гармония, красота, необычность, умиротворенность)

Учитель:

Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой?

(ответы учеников: потребительское отношение к искусству, не было четкости, все расплывчато,не понимали как все новое и т.д.)

Учитель:

В чём заключается новаторство молодых художников, как  они обогатили искусство? (особенности нового направления фиксируйте в конспекте ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2 часть Операционно-познавательная

К.Моне «Впечатление. Восход солнца»

Что было ново и непривычно в этой картине? Как её следовало рассматривать?

(ответы учеников  Гавань, окутанная легким туманом. Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над водной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все подернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В легкой ряби моря подрагивают серый берег и темные лодки.)

Учитель: Критик одной из газет, увидев картину Моне «Впечатление. Восход солнца», насмешливо назвал молодых художников «импрессионистами». Ироничное прозвище, помимо воли автора, дало название целому художественному направлению, с которыми мы знакомимся сегодня на уроке.( запись темы урока в конспект)

Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публика же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «мазню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подобных картин. «Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику.

Кастаньяри: «Они воспринимают природу так, что она получается  какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка. Она чарует. Какое быстрое восприятие и какая приятная работа кисти! Следует признать, всё делается обобщённо, но как метко!»

Работа в группах.

Задание.

Выявить  особенности художественного языка импрессионистов и заполнить конспект.

  1. Рассмотрите иллюстрации работ художников-импрессионистов.

  2. Ответьте на вопросы

  1. Как следует рассматривать полотна импрессионистов?

  2. Нужна ли импрессионистам палитра?

  3. Какой цвет предмета, и какой цвет его тени.

  4. В рамках какого направления существовал импрессионизм – романтизма или реализма?

  5. Где импрессионисты  должны были создавать свои картины?

Обсуждение. Комментарии учителя. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Запись в конспекте

1.Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.

2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.

3. Очертания предметов нечётки.

4. Красочная палитра высветлена.

5. Они писали чистым, несмешанным цветом.

6.Каков цвет предмета, такого цвета и его тень.

7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод.

8. Импрессионисты  писали картины на открытом воздухе, на пленере.

Учитель: Интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли поэты, музыканты,скульпторы.

Задание группам.

Задание 1.

1.Рассмотрите иллюстрации работ известных скульпторов. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

2.Определите какие работы выполнены  импрессионистом.

3.Ответ обоснуйте.

Задание 2.

1.Прочитайте стихотворение Осипа Мандельштама «Импрессионизм». ПРИЛОЖЕНИЕ 5

2.Подумайте, какие картины увиденные нами, могли произвести такое впечатление на поэта.

3.Какие особенности импрессионистической манеры подметил поэт?

3 часть Рефлексия

Практическая часть.

Вы-импрессионисты. Музыка Дебюсси

Задания группам

1 группа: из предложенных открыток, где вперемежку репродукции импрессионистов и традиционных художников, отобрать работы импрессионистов.ИЛИ нарисовать рисунок в стиле импрессионизма.  

2 группа: из полосок цветной бумаги выложить цветную гамму в стиле импрессионистов. Можно специально вложить черный цвет. Дети должны догадаться и не использовать его в работе.

Продолжи «Импрессионизм –это……..»

Учитель:На долю художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме. О своеобразии Э.Мане, Камиля Писсарро, О.Ренуара, Э.Дега  мы поговорим на следующих уроках.

Литературный эпиграф: "Настоящий художник выражает то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями века” (Огюст Роден).

Музыкальный ряд: К.Дебюсси "Лунный свет”, "Послеполуденный отдых Фавна”; М. Равель "Ундина”

Видеофильм: "Азбука искусства. Импрессионизм”

Изобразительный ряд:

  • К. Моне "Впечатление. Восход солнца”

  • Э. Дега "Балерины в голубом”

  • К. Писсарро "Бульвар Монмарт”

  • К.Моне "Сад в Живерни”

  • К.Моне "Водяные лилии”

  • О.Ренуар "Цветочная ваза”

  • О.Ренуар "Портрет Жанны Самари”

  • О. Ренуар " Танец в деревне Буживаль”

  • И.Левитан "Тихая обитель”

  • И. Левитан "Ненюфары”

  • В. Боровиковский "Портрет М.И.Лопухиной”

  • Шишкин "Утро в сосновом лесу”

  • "Е.Н.Кропоткина”. Работа неизвестного автора

Материал для учащихся: карточки с картинами художников- импрессионистов.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: урок – презентация

 Ход урока

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве конца XIX – начала XX века – импрессионизмом. Тема нашего урока: "Импрессионизм как художественное течение в зарубежной живописи и музыке”. (Тема урока записывается в тетрадь)

Учитель читает стихотворение Н.Заболоцкого "Портрет”:

Любите, живопись, поэты, Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы Переносить на полотно…

Учитель: - Как вы понимаете, что такое живопись?

(живопись – означат писать жизнь, то есть писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность)

На прошлом уроке мы с вами изучали реализм в произведениях русских художников. Давайте проанализируем два портрета. Это работа В. Боровиковского "Портрет М.И.Лопухиной” и "Портрет Жанны Самари” О.Ренуара.

Опрос учащихся:

1. Какой вы видите Лопухину? Опишите черты ее характера.

( ответы детей)

2. Рассказ учителя о судьбе М.И.Лопухиной

В доме московской губернаторши В.Ф.Перфильевой поэт Яков Петрович Полонский увидел портрет, который сразу же привлек его внимание. Судя по костюму, позе и даже выражению лица женщины, изображенной на нем, писался он в XVIII веке. Но краски не потускнели, не выгорели, завораживали переливами мягких, нежных тонов. Такой же нежной, словно тающей, была красота женщины с задумчивым взглядом. В этом взгляде были и печаль, и робкая надежда, и мечтательная отрешенность. Перфильева рассказала Якову Петровичу, что на портрете кисти Боровиковского изображена ее родственница Мария Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая. В замужестве она была несчастна и умерла в молодости от чахотки.…И у Полонского сами собой сложились строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз, И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье-тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела. И будет этот взгляд эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Учитель. Переходим к портрету Ж.Самари импрессиониста О.Ренуара. Выясняем значение слова "impression”. "Impression” в переводе с французского означает "впечатление”.

Огюст Ренуар познакомился с актрисой Жанной Самари, когда ей едва исполнилось двадцать лет. Только что с успехом прошел дебют Самари на сцене одного из самых популярных театров Парижа, "Комеди Франсез”, и ее имя не сходило с уст строгих ценителей актерской игры. Художник был тоже ею очарован. Жанна Самари была наделена красотой, которую художник искал всю жизнь. Но, перенося живые черты на холст, он стремился передать не только внешнее сходство, но и ощущение собственного восторга. Не удивительно, что Ренуар был счастлив, когда к нему в мастерскую пришли родители Жанны и попросили написать портрет дочери. Во время работы над портретом О.Ренуар часто посещал спектакли "Комеди Франсез”: ему необходимо наблюдать Жанну и в естественной домашней обстановке и при свете рампы. Долгое время этот портрет находился у мужа Жанны П.Лагарда, потом попал к знаменитому торговцу картинами Дюран – Руэлю и, наконец, был куплен известным русским коллекционером И.А.Морозовым. В 1904 году картина привезена в Россию и с тех пор покидает Москву только на время больших международных выставок. А впервые зрители увидели портрет актрисы в 1877 году, на третьей выставке произведений художников- импрессионистов в Париже. К этому удивительно ясному, нежному, изысканному по цвету портрету современная ему критика отнеслась по – разному. После открытия выставки в журналах появились отрицательные отзывы. Известный в то время критик Леруа назвал портрет "блюдом, приготовленным из ванили, красного крыжовника и фисташек, которое следует есть ложкой”. Но были и другие отзывы. Критик Жорж Ривьер с восторгом писал: "Портрет мадемуазель Самари в высшей степени прекрасен, я бы хотел сказать – так же прекрасен, как и оригинал, и едва ли можно требовать большего от художника. С этим согласятся все”. В портрете молоденькой актрисы Ренуар хотел передать свое первое впечатление от цветущей ее красоты выразил его в звонком звучании зеленых, розовых, голубых тонов. Именно светлые краски юности восхитили Ренуара – синие сияющие глаза Самари, золотисто-рыжие волосы, нежный румянец. Художник чутко уловил состояние легкой задумчивости и в этом коротком миге человеческой жизни раскрыл всю поэтичность женской души.

Анализ произведения О.Ренуара.

Вопросы: Есть ли различия в написании картин? Чем они отличаются? Что можно сказать о цвете? Какое впечатление производит на вас картина О.Ренуара? Какие различия вы можете встретить в природе?

Учащиеся приводят примеры о различии в природе (например, листья на деревьях, цветы, животный мир, люди – индивидуальны и неповторимы).

Учитель. В Париже весной 1874 года группа художников устроила свою выставку. Среди ее участников были: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Берта Моризо (на доске вывешиваются таблички с фамилиями художников). Эти люди были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой. Они имели за плечами свыше пятнадцати лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира. Жюри Художественного салона постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству. Осуждение публики не заставило себя ждать. Художников оскорбительно называли пачкунами, шарлатанами, невеждами. Давайте послушаем, что писала пресса.

Выступления учащихся.

Учитель: Какие же революционные изменения привнесли импрессионисты в живопись? Что они хотели сказать своим современникам? Как их творчество повлияло на дальнейшее развитие искусства?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте для начала совершим воображаемое путешествие в Париж середины шестидесятых годов XIX века и заглянем в кафе Гербуа. Парижские кафе - нечто большее, чем места, где закусывают; это колыбели новой французской культуры. За столиками ведут оживленную беседу, спорят художники, - это будущие импрессионисты. Они бедны, молоды, гениальны и еще не признаны. Здесь можно увиден Эдуара Мане - уважаемого мэтра, идейного вождя всей группы, К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара, Э. Дега. Их объединяет ненависть к официальному искусству и решимость искать правду, не следуя уже проторенному пути.

За спорами, обменом мнениями быстро проходит время. Послушаем, какое творческое кредо исповедует каждый из художников. [2]

Выступают, заранее подготовив роли, учащиеся. 

Творческое кредо каждого художника можно записать в тетрадь.

Учитель: Произведения импрессионистов – результат живого мгновенного впечатления. Художники стремились передать не свое знание о природе, человеке и законах искусства, а непосредственное очарование жизни. Они писали о том, что видели, слышали, ощущали. Авторы таких произведений пользовались чистым цветом, старались не смешивать цвета, не добавлять в картину черных мрачных тонов. Впервые им удалось передать блеск солнечного света, рябь на воде, тишину сада и шум города.
Импрессионисты вышли на открытый воздух. Художники стали зависеть от погоды, а потому работали быстро: резкими мазками накладывали на холст краски чистых цветов – желтого, зеленого, красного, синего. Положенные рядом, они дают в глазах зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, желаемый результат. Метод такой цветовой мозаики получил название оптического смешения цветов. Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло импрессионистам сохранить всю свежесть и яркость натурального цвета. Иногда они смешивали краски с белилами, делая свою цветовую гамму еще более светлой. Импрессионисты ценили очарование неповторимости и красоты каждого момента жизни. Они считали, что любой момент повседневной жизни достоин кисти художника, и рисовали балерин за кулисами, прачек, посетителей в кафе.
Все эти приемы стали новым словом в искусстве живописи.

Просмотр видеофрагмента о работе Клода Моне ("Азбука искусства. Импрессионизм”)

Учитель. Рассмотрим картину К.Писсарро "Бульвар Монмартр”(1897 г.)

Учащиеся проводят художественный анализ картины К.Писсарро "Бульвар Монмартр”:

Писсарро изображает излюбленное место парижан – бульвар Монмартр. Влажный воздух обволакивает дома, деревья, людей, движущиеся экипажи, силуэты которых едва намечены тонкой кистью художника. Солнечные лучи пробиваются сквозь облака, сизые прозрачные тени играют на стенах здания. Голубизна неба отражается в лаковых верхах экипажей и в розово-серых бликах листвы. Художник выбрал необычную точку зрения. Взгляд сверху дает возможность показать многоликую толпу, движение.

Мы ощущаем любовь художника к этим бульварам, улицам, людям. Он часто обращался к жанру городского пейзажа, ибо город для художника - это не просто место проживания человека, - это часть его жизни.

Учитель читает стихотворение М.Волошина "Парижа я люблю…”

МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН

Парижа я люблю осенний, строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
И небо серое, и веток переплеты —
Чернильно-синие, как нити темных вен.

Поток всё тех же лиц, — одних без перемен,
Дыханье тяжкое прерывистой работы,
И жизни будничной крикливые заботы,
И зелень черную и дымный камень стен.

Мосты, где рельсами ряды домов разъяты,
И дым от поезда клоками белой ваты,
И из-за крыш и труб — сквозь дождь издалека

Большое Колесо и Башня-великанша,
И ветер рвет огни и гонит облака
С пустынных отмелей дождливого Ла-Манша.
1909

Учитель. В центре внимания сегодня на уроке – импрессионистское описание природы в живописи и музыке. Выполним следующее задание.

Учащимся раздаются карточки с картинами художников – импрессионистов. Задание: отразить свои впечатления от картины: а) в письме к другу; б) в статье в газету; в) сочинить небольшое стихотворение.

Во время выполнения задания звучит музыка К.Дебюсси "Лунный свет”

Оценивание ответов учащихся.

Учитель. В 80-90- е гг.XIX века идеи импрессионизма и его творческие приемы нашли свое выражение и во французской музыке. Два композитора - Клод Дебюсси и Марис Равель – наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах- эскизах с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. В их произведениях показан мир человеческих переживаний, передается красота окружающего мира и радость жизни. Оба они любили народную музыку – французскую, испанскую, восточную. В фортепианных миниатюрах К.Дебюсси ("Остров радости”, "Лунный свет”, "Сады под дождем”), а также в его оркестровых пьесах удивительно переданы одухотворенные картины природы. В творчестве Маиса Равеля отразилась более поздняя эпоха. Рисунок его сочинений острее, резче, краски более четкие и контрастные. В лучших фортепианных пьесах Равеля господствует переливчатость звуков, навеянных живой природой ("Игра воды”, "Печальные птицы”, "Лодка среди океана” и др.)

Ваши впечатления от сегодняшнего урока? Что вам понравилось, а что нет? Если бы вы были художниками, то в какой манере вы бы писали?

Домашнее задание. Устное сообщение об одном из художников или музыкантов с описанием одного произведения.

Учитель: Импрессионисты вместе учились, работали, выставлялись, боролись и страдали. Всеобщая враждебность не могла поколебать их убеждения. Вступив в конфликт с обществом, они на долгие годы попали в железные лапы нищеты, но один из них не поступился искусством для достижения своего благополучия. И этот бой они выиграли.

Учитель читает эпиграф к уроку - слова О. Родена.

Каким было искусство импрессионистов?

Его можно назвать жизнерадостным и светлым, ибо оно, как правило, не отражало мрачных сторон жизни. Импрессионисты хотели открыть своим современникам глаза на красоту окружающего мира и повседневной жизни. И, тем не менее, для современников революционность их искусства была очевидна.

Какие же революционные изменения принесли импрессионисты в живопись?

Они смело порвали с традицией, восстали против общепринятых канонов, проявили интерес к современному миру, человеку.

Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую до них не замечали художники. Они обратили внимание на изменчивость солнечного света, краски предметов, мерцание воздушной среды. Они довели до совершенства искусство закрепления мимолетного, изобретя новую живописную технику

Импрессионизм - это целая эпоха во французском искусстве второй половины XIX века. Появившись вначале в живописи, поэзии, он позднее распространился на скульптуру, музыку, литературу, театр.

Мы с вами в долгу перед художниками этого направления, потому что уже более века человечество смотрит на природу и человека их глазами.



  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець

Просмотров: 1200 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Они вернули яркий цвет,
Творить манеру на пленэре,
Они смешали с цветом свет,
Мазками полотно одели.

Пейзаж весь в лёгких запятых.
Передаётся так движенье,
В штрихах, как вроде бы простых,
Но раздающих настроенье.

Запечатлев реальный мир,
Всю мимолётность впечатлений,
Они, выхватывая миг,
В нас плещут сонмом ощущений.

Теперь этюд картиной стал.
Заслуга импрессионистов
Писать без исправлений в залп
Талантливо и очень быстро.
-
Сергей Прилуцкий, Алатырь, 2015

Импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого художники сосредотачиваются на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая острые социальные проблемы.

Импрессионизм оставил богатое наследие в живописи. В первую очередь это интерес к проблемам цвета и нестандартным техникам. Импрессионизм выразил стремление к обновлению художественного языка и разрыву с традицией, как протесту против кропотливой техники мастеров классической школы.





имволизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник стихов Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В сонете «Поэтическое искусство» Верлен провозгласил требование «музыки прежде всего» и сам культивировал в своей поэзии принцип «музыкальности». А это означало повышенное внимание к материи стиха, его звуковой инструментовке, стремление к передаче психологического состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения. В России поэтами-импрессионистами были Афанасия Фет, Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский. Элементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.



Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,



В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный русский поэт, чей творческий путь длился более полувека. Он был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося в Европе в конце XIX века. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля.

Его интересовал не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет изображал внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правд

Слова, несущие значение цвета: серебряный – белый,  свет ночной - голубоватый, пурпур - красный, янтарь - желтый, заря – алый. Цветовая палитра есть и в стихотворении «Вечер» (золотыми каймами, голубым и зеленым огнем).

Читая стихотворение «Шепот, робкое дыхание…», можно заметить, как переход от холодной цветовой гаммы к теплой помогает передать изменчивость мира и чувств лирического героя. Замена глагольных форм назывными предложениями в этом стихотворении также является проявлением импрессионизма.

Стихотворение «Вечер» дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях. Проиллюстрировать это стихотворение можно картиной «Стог сена в Живерни» Клода Моне [].

ще одним свойством проявления импрессионизма в лирики Фета является музыкальность его стихотворений. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции, прежде всего, воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета, и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова, "Сад весь в цвету" А. Аренского, "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского, "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок…" Н. Римского-Корсакова, "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

П.И. Чайковский, считавший Фета гениальным лириком, видел в особой мелодичности основную черту его поэтической индивидуальности: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

В стихотворении «Свеж и душист твой роскошный венок…» Фет развивает одну тему, повторяя все время одну и ту же фразу:

Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.



Свеж и душист твой роскошный венок,
Ясного взора губительна сила,-
Нет, я не верю, чтоб ты не любила:
Свеж и душист твой роскошный венок.



Свеж и душист твой роскошный венок,
Счастию сердце легко предается:
Мне близ тебя хорошо и поется.
Свеж и душист твой роскошный венок.

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!


Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь над Роной» прекрасно иллюстрирует это стихотворение [].

альмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт. Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом «ость»: мимолетность, безбрежность, всегласность и т.д. Устремляясь, подобно другим символистам, к «синтезу искусств», Бальмонт наполняет русский стих беспрецедентной музыкальной инструментовкой, напористым потоком аллитераций и ассонансов, т.е. созвучиями согласных и гласных:

С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

«Милый! Мой милый!» - Светло,

Сладко от беглого взгляда.



Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.



Слухом невольно ловлю

Лепет зеркального лона.

«Милый! Мой милый! Люблю» -

Полночь глядит с небосклона.

«Влага»,

Картина французского живописца Клода Моне «Мост Ватерлоо» является потрясающей иллюстрацией к этому стихотворению [].

Мастерское обыгрывание звуков Л и У создает здесь звуковой образ мягко плещущей воды, подобный некоторым эффектам импрессионистической музыки, и одновременно вызывает в памяти текучие извивы живописи и архитектуры стиля модерн.

Бальмонт трудился ради того, чтобы в литературном сознании читателей ру

Осип Мандельштам

Импрессионизм

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.

Он понял масла густоту, —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

А вот и осень снова закружила

Елена Эрато

А вот и осень снова закружила,
Бросая листьев горсти наугад,
Вот и берёза тоже загрустила,
Горит рябина красным, как закат.
Да только ветер что-то напевает,
Едва касаясь у осени ресниц,
Желанье мысли просто отпускает,
Зовёт в дорогу погрустневших птиц.
И дождь осенний, словно наважденье,
Когда приходит пасмурный рассвет,
Листьев опавших лёгкое движенье
Меняет всё на красно-жёлтый цвет.
Несмелый луч украдкою коснётся,
Озаряя кроны старых тополей,
Пряча взгляд, неловко улыбнётся,
Росой блеснёт - и спрячется скорей.
Сентябрь листья разрисует без остатка,
Теперь художник - только он один,
Уже с такой осенней жёлтой хваткой
Фантазии видны его картин.
Хризантем в саду благоуханье,
Цветов таинственной осенней красоты,
Чуть уловимое их нежное дыханье
Шелестит отчаяньем мечты.
Щедро золотом нас осень осыпает,
Это всё - как будто в дивных снах,
Ювелиром и волшебницей бывает,
Ярким образом в поэмах и стихах.





Художники - импрессионисты

Сергей Прилуцкий

Они вернули яркий цвет,
Творить манеру на пленэре,
Они смешали с цветом свет,
Мазками полотно одели.

Пейзаж весь в лёгких запятых.
Передаётся так движенье,
В штрихах, как вроде бы простых,
Но раздающих настроенье.

Запечатлев реальный мир,
Всю мимолётность впечатлений,
Они, выхватывая миг,
В нас плещут сонмом ощущений.

Теперь этюд картиной стал.
Заслуга импрессионистов
Писать без исправлений в залп
Талантливо и очень быстро.
-
Сергей Прилуцкий, Алатырь, 2015



Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.


Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая -

И снова все кругом замрет.


Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой -

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу...

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.


Теперь уж тишина другая:

Прислушайся - она растет,

А с нею, бледностью пугая,

И месяц медленно встает.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навел на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес.

0, мертвый сон осенней ночи!

0, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне;

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит;

Сова и та молчит: сидит

Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,

Сорвется с шумом с высоты,

Взмахнувши мягкими крылами,

И снова сядет на кусты

И смотрит круглыми глазами,

Водя ушастой головой

По сторонам, как в изумленье;

А лес стоит в оцепененье,

Наполнен бледной, легкой мглой

И листьев сыростью гнилой...


Не жди: наутро не проглянет

На небе солнце. Дождь и мгла

Холодным дымом лес туманят,-

Недаром эта ночь прошла!

Но Осень затаит глубоко

Все, что она пережила

В немую ночь, и одиноко

Запрется в тереме своем:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив...


Трубят рога в полях далеких,

Звенит их медный перелив,

Как грустный вопль, среди широких

Ненастных и туманных нив.

Сквозь шум деревьев, за долиной,

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

И звучный гам их голосов

Разносит бури шум пустынный.

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы

Встают столбами на заре,

Леса багряны, недвижимы,

Земля в морозном серебре,

И в горностаевом шугае,

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу встречая,

Выходит Осень на крыльцо.

Двор пуст и холоден. В ворота,

Среди двух высохших осин,

Видна ей синева долин

И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:

Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;

Туда и Осень поутру

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору

Раскрытый терем свой оставит.


Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.

Как будут странны в этот белый,

Пустынный и холодный день

И бор, и терем опустелый,

И крыши тихих деревень,

И небеса, и без границы

В них уходящие поля!

Как будут рады соболя,

И горностаи, и куницы,

Резвясь и греясь на бегу

В сугробах мягких на лугу!

А там, как буйный пляс шамана,

Ворвутся в голую тайгу

Ветры из тундры, с океана,

Гудя в крутящемся снегу

И завывая в поле зверем.

Они разрушат старый терем,

Оставят колья и потом

На этом остове пустом

Повесят инеи сквозные,

И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные

И хрусталем и серебром.

А в ночь, меж белых их разводов,

Взойдут огни небесных сводов,

Заблещет звездный щит Стожар -

В тот час, когда среди молчанья

Морозный светится пожар,

Расцвет полярного сиянья.



Бунин

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами -

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.


Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают.


И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.


Константин Бальмонт

Челн томленья



Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется.
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря веет в бездне вод.





Кушнер Сирени

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!





ервую картину импрессионистов в Россию привез коллекционер Сергей Щукин. И именно об этой картине Осип Мандельштам написал стихотворение «Импрессионизм».
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.



Благодаря тонкому вкусу и смелости Щукина, Россия стала обладательницей коллекции шедевров французского импрессионизма и постимпрессионизма. Когда случилась война и следом за ней революция, Щукин эмигрировал, передав всю свою коллекцию, которая, вместе с собранием Морозова, составили коллекции модернистского французского искусства Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Особняк Трубецких в Большом Знаменском переулке.

Щукин купил особняк Трубецких в Большом Знаменском переулке и, распродав хранившиеся там княжеские собрания оружия и картин передвижников, стал покупать западную живопись. С 1897 года, купив первую картину Клода Моне — «Сирень на солнце», не остановился. Он купил, помимо Моне, ещё Альфреда Сислея, Мориса Дени, Жана-Франсуа Рафаэлли. В домовой церкви Щукина висели Огюст Ренуар и Пабло Пикассо. У него было восемь полотен Поля Сезанна, четыре — Винсента Ван Гога, шесть — Анри Руссо. Шестнадцать работ
Поля Гогена висели в столовой так плотно, что непонятно было, где кончается один холст и начинается другой. Свой дом, для которого Матисс создал панно «Танец» и «Музыка», картину «Красная комната», Щукин в 1909 году превратил в общедоступный музей и сам водил экскурсии.

«Сирень на солнце». Клод Моне.

Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Федор Иванович обладал гениальной способностью поймать и передать в точно найденном слове мгновенные впечатления и изменения в настроении человека и природы, тончайшие состояния души. Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..



Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

«Тени сизые смесились…»,



К этому стихотворению хорошо подходит чудесная картина современной американской художницы-импрессионистки Эрин Хансен [].

В мировой поэзии никто не превзошел Тютчева в абсол

Лирический герой Бальмонта стремится раствориться в мироздании, возвести в культ изменчивость, мимолетность чувств. Такие ощущения лучше всего передаются импрессионистической техникой. Впечатления ценны в своей неясности. Их объединяет не логика, а ассоциации:

Неясная радуга. Звезда отдаленная.
Долина и облако. И грусть неизбежная.
Легенда о счастии, борьбой возмущенная.
Лазурь непонятная, немая, безбрежная.

Зарница неверная. Печаль многострунная.
Цветы нерасцветшие. Волненье бесцельное.
Мечта заповедная, туманная, лунная.
И Море бессонное, как сон - беспредельное.

Виденья прозрачные и призрачно-нежные.
Стыдливого ангела признанья несмелые.
Стремление к дальнему. Поля многоснежные,
Застывшие, мертвые,- и белые, белые.

«Неясная радуга»,

Проиллюстрировать это стихотворение можно картиной «Радуга» русского художника-импрессиониста Архипа Ивановича Куинджи [].

Стихи Бальмонта во многом выросли из стихов Фе

Федор Тютчев

Как неожиданно и ярко…

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как-то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

1865 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!