СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Удивительный мир химии" 5-7 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Удивительный мир химии" 5-7 класс»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курбская средняя школа» Ярославского муниципального района




Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7классов

«Удивительный мир химии »






















Работу выполнил:

учитель химии

высшей категории

Яркушина Галина Александровна


















2020г

Цель: заинтересовать учащихся неизвестной ещё им наукой химией, вызвать интерес и стремление познавать явления, развивать универсальные учебные действия.
Задачи: познакомить обучающихся с условиями возникновения и прекращения горения; научить правильному, безопасному обращению с огнём; показать разрушающую силу огня и последствия пожаров, удивить возможностями науки через демонстрацию опытов.

Слайды:

- репродукция картины «Последний день Помпеи» К. Брюллова

- запрещающие знаки: «Не разжигать костров», «Не курить»;

- предупреждающий знак: «Пожароопасно»;

- виды костров.



Демонстрационные опыты:

- «самовозгорание костра»

- «взаимодействие магния с водой»

- окрашивание пламени солями различных металлов

- «дым без огня»

- «извержение вулкана»

- «горение угля в натриевой селитре»

- «огонь-художник»

-«несгораемый платочек»

- «мешочек с деньгами не горит»

- «несгораемая нить»

- «волшебный кувшин»


Ход внеклассного мероприятия

Учитель:

Обучаясь в начальной школе, вы изучали такой предмет как окружающий мир, будучи взрослее биологию, географию, физику, т.е. предметы, которые знакомили вас с окружающей природой и явлениями. Химию вы начнете изучать только в 8 классе, а сегодня мои ассистенты познакомят вас с миром веществ.


Ассистент (старшеклассник):

Химия везде, химия во всём:

Во всём, чем мы дышим, во всём, что мы пьём,

Во всём, что мы носим, во всём, чем стираем.

Что же ещё мы про химию знаем?

Знаем немного. Пока! Но потом

Эту науку изучим, поймём.


Учитель:

Сейчас мы поговорим о таком явлении, которое может быть другом, помощником и злым врагом. Чтобы узнать, о чем пойдёт речь, попробуйте отгадать загадку:


Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага,
С беспощадною силой ужасной. (Огонь)

При отсутствии правильного ответа используется загадка-подсказка:


Я живу внутри печи 
И варю супы с борщами, 
Выпекаю калачи. 
Я даю тепло для дома, 
Но во мне всегда, поверь, 
Пострашней раскатов грома 
Кровожадный спрятан зверь. ( Огонь)


А кто из вас знает легенду о Прометее, который впервые принес людям огонь?


Ассистент (старшеклассник): знакомит ребят с легендой о Прометее.


Учитель:

Сначала люди не умели получать огонь, они создавали условия для его сохранения. Как называется хранилище для огня? (Очаг). Кто знает, что означает слово «Очаг»? (Это слово означает «дом»). Впервые дом человек построил не для себя, а для огня, чтобы уберечь его от дождя и ветра.


Беседа: Зачем людям нужен огонь? Докажите, что он наш друг.


Учитель:

Подумайте, что нужно для того, чтобы костёр горел.

Беседа с ребятами, в ходе которой выясняются три условия горения.

(наличие горючего вещества: дрова, торф, уголь, газ, солома ит.д.;

кислорода - вещества необходимого для горения;

наличие источника тепла, который нагреет топливо до температуры воспламенения).

Учитель:

Изучая химию, вы узнаете, что зажечь костер можно и без спичек.

Опыт: «самовозгорание костра» (демонстрирует учитель). В фарфоровую чашку помещаем кристаллический перманганат калия. Смачиваем концентрированной серной кислотой. Затем чашку ставим на асбестовую сетку или металлический поддон. Вокруг её укладываем древесные стружки (так чтобы зрителям чашки было не видно). При этом стружки не должны попасть в чашку. Смачиваем кусок ваты спиртом и выжимает несколько капель над чашкой. Руку быстро убираем. Обращает внимание на языки вспыхнувшего пламени.


Беседа: виды и назначение костров, как правильно разводить костер (приложение).


Всегда ли водой можно воспользоваться при тушении огня?


Есть такие вещества, горение которых нельзя прекратить с помощью воды. Некоторые раскаленные вещества горят в воде. Например, способность магния гореть как в воде, так и в атмосфере углекислого газа существенно усложняет тушение пожаров, при которых горят конструкции из этого металла и его сплавов.


Опыт: «взаимодействие магния с водой» (демонстрирует учитель). Ленту магния поджечь и опустить в стакан с водой. Другой вариант опыта: раскалить магний в ложечке для сжигания веществ и отпустить в воду. Присутствующие видят яркую вспышку. Данное явление использовалось ранее для освещения помещения при фотографировании объектов.


Ассистент (старшеклассник):

Огонь очень красивый, если долго смотреть на пламя оно успокаивает человека. Изучая химию, мы научились окрашивать пламя спиртовки в разные цвета


Опыт: окрашивание пламени солями различных металлов (демонстрирует ассистент) Для проведения эксперимента требуется нихромовая проволоч­ка. Ее следует подготовить для демонстрации опыта: промыть в концентрированной соляной кислоте и прокалить в пламени спиртовки. Если пламя при внесении проволочки окрашено, повторить обра­ботку в концентрированной соляной кислоте. Во время демонстрации опыта нужно погрузить проволочку в раствор исследуемой соли и внести в пламя спиртовки. Отметить окраску пламени. Для каждой соли брать новую промытую и прокаленную проволочку. Лучше взять хлориды лития (цвет пламени красный), натрия (желтый), калия (фиолетовый), кальция (сиреневый), меди (сине-зеленый), бария (желто-зелёный).


Ассистент (старшеклассник)

А теперь ещё одна загадка:

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез. (Дым)


Вы слышали русскую пословицу: «Нет дыма без огня»? А я могу показать противоположное, вы увидите дым, но при этом огня не будет.


Опыт: «дым без огня» (демонстрирует ассистент). Взять две колбы. Одну смачиваем в концентрированной соляной кислоте, а другую в концентрированном растворе аммиака. Колбы закрываем пробками. Для демонстрации дыма колбы подносят друг к другу горлышками. В них появляется «дым».

В годы Великой Отечественной войны широко применялись искусственно созданные дымовые завесы. С их помощью обеспечивали прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя, они сыграли важную роль и в Берлинской операции. Дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов.


Учитель:

Беседа:

На уроках химии можно увидеть дым без огня.

А вообще дыма без огня не бывает. Что такое дым?


Огонь может быть злым и опасным.

Приведите примеры таких явлений природы, при которых огонь демонстрирует свою разрушительную силу (Пожары, вулканы).


Слово «вулкан» в переводе с латыни означает «огонь», «пламя». Много ущерба приносят вулканы и пожары. На слайде вы видите извержение вулкана, которое изобразил на картине «Последний день Помпеи» русский живописец Карл Брюллов.

Скажите, чем опасны вулканы?

Мы готовы показать вам извержение химического вулкана.

Опыт «извержение вулкана» (демонстрирует учитель). Дихромата аммония (можно добавить немного порошка магния) насыпаем горкой на термостойкую поверхность (например, на кафельную плитку). Сверху делаем кратер, в который помещаем небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт поджигаем. (Соблюдать осторожность!). Реакция разложения напоминает действующий вулкан. Продукты реакции занимают объем в 2-3 раза больше, чем исходное вещество, они поднимаются в воздух, затем оседают как вулканическая пыль вокруг вулкана. Можно использовать другой вариант проведения опыта: на кафельную плитку поставить выпарительную чашу. Насыпать в чашу дихромат аммония (половину баночки), сделать на вершине горки углубление. В углубление засыпать перманганат калия. Капнуть несколько капелек глицерина, затем перманганата калия. Через несколько минут наш вулкан загорелся. Сам! Без поджигания!


Учитель:

Огонь очень опасен в весенне-летний период, когда люди неумело разводят костры, поджигают траву и не думают о последствиях. Посмотрите, каким агрессивным может стать маленький уголек.


Опыт «сгорание угля в натриевой селитре» (демонстрирует учитель, привлекает ассистента к подготовке угля к опыту). В термостойкую пробирку помещается нитрат калия (или нитрат натрия), расплавляется над пламенем спиртовки, затем в расплав добавляется раскаленный уголёк. Уголь разгорается и прыгает по поверхности расплава


Беседа: правила обращения с легковоспламеняющимися веществами. Поражающие факторы пожара.


Ассистент (старшеклассник): С огнём следует обращаться очень осторожно. Мы научились правильно пользоваться спиртовкой и теперь можем показать вам, что огонь может быть художником. С помощью огня можно делать рисунки и проявлять тайные послания.


Опыт «Огонь-художник» (демонстрирует ассистент) На фильтровальной бумаге делается надпись или рисунок 10 – 20% раствором серной кислоты. После высушивания надпись или рисунок на бумаге не видны. Если лист подержать над пламенем спиртовки, то через некоторое время на бумаге появляется надпись или рисунок черного цвета. Вместо спиртовки можно использовать настольную электрическую лампу или утюг, нагрев которыми осуществляется равномерно и исключает воспламенение бумаги.


Другой вариант опыта: готовится 20 – 30 мл насыщенного раствора нитрата калия (нитрат натрия гигроскопичен, поэтому использовать его не рекомендуется). С помощью заточенной деревянной палочки этим раствором делают на листе плотной бумаги какой-либо рисунок (ширина линий рисунка может составлять до 5 мм). На рисунке не должно быть пересекающихся линий. Сделанный рисунок высушивают. При демонстрации опыта приготовленный заранее рисунок укрепляют в вертикальном положении. К началу каждой линии рисунка прикасаются тлеющей лучиной. По тем местам бумаги, где был нанесен раствор селитры, медленно движется хорошо видный в темноте огонек, и рисунок как бы «проявляется».


Учитель:

Беседа: Как можно потушить огонь? Чтобы горючий материал перестал гореть, нужно нарушить одно из условий, без которых огонь не может существовать:

1) охладить горящий предмет – залить огонь водой;

2) прекратить доступ кислорода – засыпать песком, накрыть плотной тканью, изолировать горючий материал от воздуха пеной.

Всё это есть в нашем кабинете химии (демонстрирует местонахождения).


Какие запрещающие и предупреждающий знаки вы знаете ? Что они означают? Почему в лесу опасно разводить костры? (Много горючих материалов.)


Почему нельзя в лесу оставлять битое стекло? (Стекло, как линза, фокусирует солнечные лучи, собирает тепло, нагревает траву, веточки способные гореть.)


Как нужно вести себя, чтобы не было беды? (Учащиеся ещё раз вспоминают условия возникновения и прекращения горения).


Мои ассистенты уже изучают химию и готовы показать вам фокусы. Если вы старательно отнесётесь к изучению учебных предметов, то затем сами сможете стать фокусниками.


Ассистент: Да мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами!

Следует отметить, что большинство веществ горят. Но мы сделали некоторые предметы домашнего обихода несгораемыми.


Не пытайтесь повторить наши эксперименты дома, т.к. вы еще не изучали предмета химии и можете устроить пожар.


Опыт «несгораемая нить»

До мероприятия толстую нить пропитывают насыщенным раствором поваренной соли при комнатной температуре, затем просушивают. Делают это 3-4 раза. Затем нить окончательно просушивают и подвешивают её на лапку штатива. К нижней части привязывают груз (можно использовать гайку). Спичкой поджигают нитку внизу. После того как огонь погаснет, подвешенный предмет падает.


Как вы думаете, почему нить не загорается?


Объяснение процесса: при горении кристаллы поваренной соли спекаются, в результате чего получается несгораемая нить. Пропитка тканей растворами неорганических солей повышает их устойчивость к огню, и поэтому такая пропитка используется для повышения огнестойкости горючих материалов.


После того как мы сделали несгораемую ниточку, мы решили сделать несгораемый платочек.


Опыт «несгораемый платочек» (демонстрирует ассистент). Заранее до мероприятия носовой хлопчатобумажный платочек смочить водой, воду слегка отжать. Смочить спиртом и положить в закрытый сосуд. Платок продемонстрировать присутствующим, а затем спичкой или лучиной поджечь платок на асбестовой сетке. Держа горящий платок тигельными щипцами, показывают его присутствующим. После того как пламя погаснет (до этого момента трогать платок руками нельзя), демонстрируют совершенно целый платок.


Как вы думаете, почему платок не сгорел?


Объяснение процесса: испарение с поверхности платочка воды требует больших затрат теплоты, но теплоты, которая выделяется при горении спирта недостаточно до полного испарения воды. В результате чего влажная ткань не загорается.


Потом мы сшили мешочек и положили туда деньги. Даже мешок с деньгами в наших руках не захотел гореть.

Опыт «мешочек с деньгами не горит». Пять – десять старых пятикопеечных монет (или кусочек меди) помещают в батистовый мешочек и нагревают его на пламени спиртовки. Мешочек с деньгами не горит.


В чем же тут причина?


Объяснение процесса: тепло от пламени спиртовки сразу передается меди (медь – хороший проводник тепла), и ткань не успевает загореться.


Но больше всего нам нравится наш удивительный кувшин. Он творит чудеса. Давайте посмотрим.


Опыт «волшебный кувшин»

На столе 3 стакана и кувшин из темного стекла (непрозрачный). В первом стакане фенол-фталеин (чуть на дне, несколько капель), во втором – щелочь (конценрированный раствор), в третьем - кислота. Демонстрируем пустой кувшин, перевернув его вверх дном. Заливаем при детях его водой из-под крана. Наливаем воды во все стаканы поровну (растворы во всех стаканах бесцветны). Выливаем содержимое первого и второго стаканов в кувшин (т. е сливаем фенол-фталеин и щелочь, при этом цвет раствора в кувшине измениться на малиновый, но дети этого не видят, т.к. стенки сосуда непрозрачны), шепчем волшебные слова. Выливаем из кувшина в первый и второй стаканы (зритель видит окрашенный раствор). Видим восхищение присутствующих. Выливаем из всех стаканов содержимое в кувшин (т.е. сливаем из двух сосудов окрашенные растворы, а из третьего бесцветный). Снова произносим волшебные слова. Разливаем во все стаканы (присутствующие видят, что во всех стаканах снова растворы стали бесцветными).


Учитель:

Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся, что они вам понравились! Химия – это волшебная наука, с ее помощью можно творить всевозможные чудеса.

Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте, постарайтесь хорошо учиться и приходите в наш кабинет изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!



Используемые источники:

1. http://meditation-portal.com/kakie-est-vidy-kostrov/

2. http://kajlas.ru/mif-o-prometee-chitat-kratkoe-soderzhanie-s-foto-i-video-o-prikovannom-titane-znachenie-frazeologizma-prometeev-ogon/

3. http://www.pojarnayabezopasnost.ru/doc/urok-puteshestvie-v-ognennuyu-stranu-pril-3.pdf


4. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.


5. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005



Приложение

Какие есть виды костров



Разжечь костер для бывалого туриста – пара пустяков.  Следует наломать сухие веточки возле ствола дерева: сосна,  береза – все пойдет. Возле ствола они всегда сухие. Для  затравки нет лучшего материала, чем скомканная газета.  После того как загорелись мелкие ветви, надо добавлять  более толстые сухие веточки.

Пищей для костра являются дрова. И от того, чем вы будете  «кормить» костер, зависит, насколько эффективно и  комфортно вы будете его использовать. Никогда не рубите  на дрова живые деревья: они очень плохо горят. Сырые ветки  тоже горят только лишь для того, чтобы сделать дымовую  завесу от комаров.

Самые лучшие дрова – сосновые. Они ярко горят и практически не оставляют углей и золы. Жечь хвою очень опасно: разлетающиеся искры могут стать источником лесного пожара, в крайнем случае они прожгут полог палатки. Березовые дрова хороши только те, которые высохли, лишились коры и не упали на землю. Упавшая береза, оставшаяся в бересте, сгнивает за два года и гореть в костре не будет. Пихтовые дрова редко бывают не гнилыми и поэтому для костра не годятся. Осины, высохшие на корню, – хорошие дрова, но всегда следует помнить, что от осины разлетаются искры.  В степи, даже если нет поблизости деревьев, всегда можно найти кусты жимолости или кизильника и использовать на дрова отмершие сухие ветки. Когда огонь разгорится, можно класть более толстые дрова. Если огонь слабый, можно попробовать осторожно раздуть его, размахивая картонкой.

Способов устройства костра много. Следует помнить, что огонь в походе разжигают для приготовления пищи. При большом костре повесить или снять котелок проблематично. Распылавшийся костер представляет большую опасность и может послужить причиной пожара.

Вечером, перед тем как ложиться спать, огонь необходимо затушить – это закон, поскольку вечером ветер раздувает оставшиеся уголья и вновь разгоревшийся костер может натворить немало бед. Перед уходом с места ночевки костер должен быть надежно потушен – залит водой, засыпан землей или песком.









Виды костров

1. Костер «Пирамида» дает большое пламя. Он пригоден для быстрого обогрева людей, просушки одежды, но быстро прогорает.

2. Костер «Траншея»используется для приготовления пищи в ветреную погоду на открытой местности. Чтобы оборудовать такой костер, надо вырыть в грунте канавку необходимой длины и ширины, позволяющей установить над ней походные котлы. Вырытая канавка должна располагаться по ветру и иметь широкий конусообразный скос с наветренной стороны.
Оборудуя такой костер, не забывайте заботиться о снятом дерне.
Костер «Траншея» удобен тем, что не требует большого количества дров. В холодную погоду, оказавшись в лесу без спального мешка, с его помощью можно оборудовать место для отдыха. Для сохранения тепла после прогорания дров закройте яму деревянными чурбаками, тонким слоем земли и травой. Сверху нетрудно будет сделать удобную, теплую постель.


3. Костер «Ямка». Чтобы оборудовать костер такого типа, необходимо вырыть в грунте яму. Для сохранения тепла дно ямы целесообразно выложить камнями. На таком костре можно вскипятить воду, приготовить пищу, запечь в золе жаркое.


4. Костер «Звездочка».Для разжигания такого костра понадобятся толстые сухие дрова. Выложите их звездой или веером, как это показано на рисунке. По мере прогорания дрова сдвигают к центру. Такой костер может очень долго гореть.
5. Костер «Заборчик» («Нодья»).Для оборудования этого типа костра нужно вбить в землю четыре колышка, между которыми уложить дрова в виде забора. Костер поджигается снизу. Он может долго гореть, выделяя при этом много жара, если уложить вперемежку сухие и сырые дрова. Такой костер очень удобен для сушки одежды.



6. Костер «Рефлектор» представляет из себя смешанный вариант костров «Нодья» и «Очаг охотника». Такой костер дает много тепла, возле него хорошо греться в зимнюю стужу.


7. Костер «Очаг охотника»разводится между двумя сухими бревнами, которые укладываются таким образом, чтобы на них можно было установить котел, сковороду или чайник.


8. Костер «Решетка». В основании костра такого типа кладутся два толстых сухих бревна, на которые несколькими рядами в виде плотной решетки укладываются дрова все меньшего и меньшего диаметра. Такой костер лучше всего подходит для совместных мероприятий с участием всего отряда навигаторов.
Несколько измененный вариант «Решетки» может использоваться для приготовления пищи, обогрева людей, просушивания одежды, обуви и т. п. Такой костер можно разводить при наличии сухих и сырых дров. Прогорая, сухие дрова высушивают сырые, поэтому костер может гореть довольно долго.
Костер из трех бревен оборудуется таким образом, что костер «Пирамида» служит как бы его начинкой. Обратите внимание, что нижние два бревна для образования поддува укладываются на поленьях. На таких же поленьях укладывается сверху и третье бревно. Достоинством этого типа костра является то, что он может гореть два часа и более без дополнительных дров.
Простейшим приспособлением для установки над костром посуды с плоским дном является трехопорная подставка. Ее можно сделать, положив вокруг костра три примерно одинаковых камня или воткнув прямо в горячие угли три металлических колышка из комплекта для установки палатки. И камни, и металлические колышки при этом должны располагаться как бы по вершинам воображаемого равностороннего треугольника.
В зависимости от условий похода в практике могут быть использованы и другие типы костров. Например, при сооружении костра на болоте необходимо вначале сделать «фундамент». Для этого следует уложить несколько поленьев в ряд и на них развести костер любого типа.
Для более продолжительного сохранения тепла после прогорания костра угли надо присыпать пеплом и немного землей. Жар в этом случае может сохраняться до 10 часов.
Независимо от того, какой вид костра вы решили использовать, всегда соблюдайте следующие общие правила:

Правила

Независимо от того, какой вид костра вы решили использовать, всегда соблюдайте следующие общие правила:
1.костер необходимо защитить от большого ветра;
2.костру должен быть обеспечен доступ воздуха, иначе он будет плохо гореть и дымить;
3.для обогрева лучше разводить широкий костер, а для приготовления пищи – небольшой конусообразный;
4.тепло от костра идет вверх: поэтому постель у костра нужно устраивать выше его пламени.

Источник: http://meditation-portal.com/kakie-est-vidy-kostrov/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!