СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия о Байкале

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия о Байкале»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ "Байкал - SOS.03" (6 класс)

Цели:

  • Углубить знания о Байкале через произведения художественной литературы.

  • Развивать способности создавать письменный текст.

  • Совершенствовать умение выразительного чтения текста.

  • Формировать коммуникативные умения в соответствии с речевой ситуацией.

  • Совершенствовать умение командной (групповой) работы.

Форма проведения: проект.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор.

Ресурсный материал: карточки с фрагментами художественных текстов.

Ведущий читает стихотворение Марка Сергеева «Байкал».

А что это такое,

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое,

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это солнце

Легло поспать под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое

Все время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал.



Ведущий:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш квест по литературе и русскому языку посвящен самому красивому озеру на планете - Байкалу. Вам предстоит выполнить несколько заданий. Предлагаем командам придумать название и представиться.

Ведущий:

- Чтобы вам настроиться на работу, предлагаем посмотреть фрагмент фильма "У края чарующей бездны".

После просмотра ведущий читает фрагмент из рассказа В.Распутина "Байкал предо мною..." (презентация).

«Чем больше бываешь на Байкале, чем настойчивей всматриваешься в него и вдумываешься, ищешь таинственных отгадок…, которые позволили бы, как заклинание, отыскать и приоткрыть вовнутрь его скрытые «двери», тем отчетливей убеждаешься, что знаешь его все меньше и меньше…Разгадать в конце концов можно физические свойства…, все, что поддается в Байкале измерениям и исчислениям, но не духовные его силы и художественные тайны….»

(В.Распутин. Байкал предо мною…)



- Действительно, мы, жители Бурятии, часто бываем на Байкале, но он всегда разный, неповторимый, необыкновенным Байкал представлен и в произведениях писателей. Перед вами карточки с текстами (стихотворения и фрагменты рассказа). Приложение1. Прочитайте выразительно этот текст, озаглавьте его и создайте иллюстрацию к этому тексту.

Учащиеся выразительно читают текст, представляют иллюстрации жюри.

Во время выполнения заданий звучат песни о Байкале.

Ведущий проводит викторину по вопросам (ответы на слайде). Приложение2

Ведущий:

- Байкал привлекает туристов. На берегах озера расположены несколько национальных парков. К природным чудесам Байкала относятся крупнейший на Байкале полуостров Святой Нос с прилегающим к нему Чивыркуйским заливом, горячие источники бухты Змеиной и Тункинской долины, остров Ольхон и многие другие.

- Ребята, как бы вы привлекали туристов на Байкал? Создайте рекламу о привлечении туристов на Байкал.

Команды создают рекламные мини-проекты, представляют их участникам и жюри.

Ведущий:

- Наш квест называется "Байкал-SOS 03". Как вы думаете, почему? Что такое SOS?

К сожалению, на великом озере далеко не все благополучно. После туристического сезона остаются горы мусора. Загрязнение Байкала связано с деятельностью людей и небрежным отношением к нему, что может приводить к ухудшению природы и исчезновению животных.

- Ребята, давайте напишем письмо о защите Байкала!


Учащиеся пишут письма, зачитывают их участникам.

О, эти царственные воды,
О, эти горы в сизой полумгле —
Байкал — бесценный дар природы,
Да будет вечен на земле.

(А.Твардовский)

Приложение 1

Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его, нарисуйте иллюстрацию к этому тексту.


...Апрель, середина месяца, почти по-летнему тепло, солнце празднично катится по небосводу яркой колесницей, но Байкал еще в крепком льду, и лежать ему в зимнем панцире еще недели две, не меньше, пока не налетит как-нибудь хваткий ветер с Ангары и не сорвет лед, не отгонит его в море, а уж там волна примется крошить его на части. Заплещется вода, заиграет, потянет кудряшки волн в полую высоту, оглядывая, все ли на месте по берегам, как было, и переливая свою чистую занемевшую синеву. Но это еще не окончательное освобождение. Через день-два переменится ветер, натолчет опять лед густо и шумно, и тяжко задышит Байкал под его лучащимся бременем, покуда не подоспеет опять помощь с Ангары.


(В.Распутин. Байкал предо мною)


Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его, нарисуйте иллюстрацию к этому тексту.


Обернувшись, я остолбенел. Прямо перед нами, метрах в трехстах от берега, вырастал из воды сказочный хрустальный дворец неописуемой красоты. В первый миг, в торопливом схвате глаз это было совершенное творение: с остроконечным верхом, большими ажурными окнами по фасаду, с башенками по углам и балюстрадой по центру — сияющее на солнце, брызжущее радужными искрами, переливающееся волнистой голубизной, омываемое разнофигурными фонтанами. Но нет, оно, огромное и движущееся, не было выстроено окончательно: одни блоки снимались, крошась и распадаясь, другие воздвигались, толкались, лезли вверх под каким-то могучим напором, в считаные секунды облик дворца менялся неузнаваемо, то превращаясь в нелепую, клонящуюся набок стеклянную конструкцию, то в глухую сторожевую башню, крошащуюся снарядным боем и ломом, а то и вовсе во что-то, напоминающее огнедышащий кратер вулкана. И все это волшебное и многоликое извержение надвигалось на нас, со скрежетом и рычанием подминая под себя расстеленное перед берегом ледяное покрывало. Ребятишки, совершенно обезумев от восторга и страха, приплясывая в диком танце, кричали беспрерывно.


(В.Распутин. Байкал предо мною)














Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его, нарисуйте иллюстрацию к этому тексту.

 Я любил все еще теплыми и мягкими, подарочными вечерами, провожая солнце, уходить по рельсам старой Кругобайкальской дороги* далеко, туда, где нет ни одной человеческой души...

В тот раз я, должно быть, даже вздремнул, убаюканный до того ласковым напевом волны, что она напомнила чириканье ласточек, и укачанный бликующим подвечерним светом колышнем воды. Очнулся, надо бы сказать, в темноте, но темнота эта под луной и звездами была залита ночным светом, Байкал дремал под ним, лунная дорожка, бегущая с противоположной стороны, от саянского берега, дотягивалась до середины чаши и уходила в глубину. Портал правого, дальнего тоннеля в сторожевом окружении деревьев был темен, а в левый, развернутый полукружьем зева к луне, маслянистый свет заглядывал недалеко и внутрь, показывая выкатывающийся из мрака рельсовый путь. Меня тянуло сюда, на скалистую гору между двумя тоннелями, таинственно украшавшими этот мыс, как входные и выходные ворота, дающие дорогу не только для поездов, но и для согласия между человеком и природой. Я всегда был и останусь на стороне защищающейся от человека природы, но мне верится, что эти рукотворные сооружения, вставленные, как украшения, в могучие сооружения природы, дают ей возможность из себя, из своего собственного понимания красоты и смысла принимать за одно целое их общую работу.

(В.Распутин. Байкал предо мною)

*Кругобайкальская железная дорога - проходит по берегу озера Байкал. Она строилась с 1896 по 1905 год для соединения разорванных участков Транссибирской магистрали. На дороге протяжённостью 89 километров (от порта Байкал до Слюдянки) встречается 39 тоннелей, мосты, виадуки и галереи.














Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его, нарисуйте иллюстрацию к этому тексту.


Зов Байкала
Алмаз в оправе гор Хамар-Дабана,
О, чудо света, сказочный Байкал!
Здесь рай земной душе, в том нет обмана,
Лишь тут найдешь, что ты всю жизнь искал,

О чем мечтал, чем бредил втайне с детства,
Душой стремился к чудным берегам.
Здесь вод хрусталь из самой глуби сердца
Несет Байкал, как дар, к твоим ногам.

И, если ты душой и в мыслях светел,
Омойся, друг, святейшею водой.
Спроси о вечном старца, он ответит,
Тебя лаская по-отечески волной.

Теперь всегда спешить на зов Байкала
Ты будешь, где б ни жил и ни бывал,
Как к чуду, чтоб взглянуть на лик и скалы -
Поймешь, что он навек очаровал.

Байкал, живи на радость, диво -
Оазис чистой красоты,
Вздымая волны горделиво,
Как ввысь хрустальные мосты!

В тебе от Бога мощь и сила,
Своей частицей надели,
Чтоб мать-земля нас всех носила
И путь отпущенный прошли...

Автор - народная поэтэсса Бурятии - Елизавета Михайловна Бильтрикова


Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его, нарисуйте иллюстрацию к этому тексту.


Лидия Галахова 

Горжусь я тем, что я живу в Сибири!
И что с Байкалом связана судьба!
Нет ничего священней в этом мире,
Чем знать, что ты потомок Ермака!

Суровый нрав и крепости характер…
Добрейшим ну никак нельзя назвать…
Наверно не найдется в мире мастер,
Портрет Байкала в красках написать…

Здесь плещется воды запас вселенной!
Богатым мехом нерпа шелестит,
Отсюда, по преданью к Енисею
С Байкала тайно Ангара сбежит…

Красив и величав зимой и летом!
Под снегом золотом Хамар - Дабан блестел,
Наверное, если б в жизни был поэтом,
То это достоянье я б воспел!

Увы, я не поэт, я человек военный!
И в жизни воинской я много повидал!
Не променяю я России флаг трехцветный
И всю Сибирь, что дед мой отстоял!


Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его, нарисуйте иллюстрацию к этому тексту.

Дугаров Баир

Я люблю лиственничные горные склоны,
и лицо освящаю в байкальской волне.
Мои предки – кочевники шири зеленой –
голубое наследство оставили мне.

Что оленные камни расскажут степям?
Что поведает путь до Последнего моря?
Пронеслись времена. И спасибо векам
за озерное чудо в таежном просторе.

Проступает багульника свет по весне.
Брызжет белыми брызгами синяя вечность.
Я не знаю, откуда во мне эта нежность
к набежавшей на берег упругой волне.

Не долина ли предков на дне под водою?
Крона кедров – не древних ли стрел оперенье?
Есть в сумбурном столетии счастье такое –
здесь, у отчей воды обретать просветленье.

Молоко тишины горы пьют на рассвете.
И гудит, пролетая над рельсами, ветер.
И покуда Байкал существует на свете,
мой народ, у Байкала рожденный, бессмертен.








Приложение 2

ВИКТОРИНА.

1. Собирает воду с гор,

Под журчащий разговор

Поит дочку день и ночь.

Та с красавцем Енисеем

Убегает резво прочь.

Кто ж венчает сей роман? Ангара



2. Идэр-река, Мурэн-река –

Монгольские родители.

Их дочь, сибирскую реку,

Увидеть не хотите ли?

Ее притоков всех не счесть,

И в устье разбегается,

Течет богаче рек других,

А как же называется?

Селенга



3. Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят – орел. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителе. Тотемная птица бурят, по легенде – прародительница 11 бурятских родов, о ее верности в народе сложены старинные песни. (Лебедь).


4.Славное море — священный Байкал,

Славный корабль — омулёвая бочка.

Эй, баргузин, пошевеливай вал,

Молодцу плыть недалечко. (Что такое "баргузин" и "вал"?)

5. Живородящая рыбка, самая многочисленная и глубоководная рыба Байкала. Ее называют рыбкой-невидимкой, потому что ее тело почти полностью состоит из жира, и у нее нет чешуи. Через хвост рыбки можно читать текст книги. В тибетской медицине для заживления ран используют снадобье, приготовленное из ее жира.

Варианты (если затрудняются)

Омуль.

Голомянка,

Таймень

Елец



6.Малый остров в Малом море.

Остров чаек на просторе.

Остров – памятник природы,

Глубоки, прозрачны воды.

Ветры гладят и кусают

По кусочку отрывают.

остров Ольхон

7. Самая ценная и любимая ягода сибиряков. Ее название связано с цветом ягод и в переводе означает «красный» (брусника).

8. Легенды говорят, что Байкал – это озеро, большинство называют его морем. Есть легенды, объясняющие название «Байкал». Буряты называют его «Байгал». По преданию кабанских бурят, земля содрогнулась, образовалась трещина и в ней запылал огонь, сжигающий все вокруг. Тогда люди стали просить бурханов остановить бедствие, но небо не вняло их мольбам. Тогда они стали просить «Бай, гал!» («Огонь, остановись!»). Огонь, услышав эти слова, стал затихать. На месте где он пылал образовался большой провал, который наполнился водой. С тех пор этот водоем стали называть Байгал.

Что означает слово «Байкал»

Большое озеро

Теплое озеро

Богатое озеро

Синее озеро



9. В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезет-

Лет полсотни проживет.

Нерпа



10. Назовите основное полезное ископаемое озера Байкал (вода)

11. Реально существующий обломок скалы в истоке Ангары. После пуска Иркутской ГЭС и затопления водохранилища из воды виднеется лишь небольшая верхушка. Ранее на ней действительно оставляли на ночь провинившихся в наказание. Считалось, если воды священного озера не поглотили страдальца — он не виновен. (Шаман-камень)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!