АННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ (1855-1909) БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
И.Ф.Анненский
Об Анненском…
Личность Иннокентия Федоровича Анненского осталась во многом загадкой для современников. Об этом говорили многие: и его сын, Валентин Кривич, и Максимилиан Волошин, и критик А. Гизетти, который, откликаясь статьей на смерть Анненского, подчеркнул сосуществование в нем «множества ликов-личин, резко противоречащих друг другу».
Биография
Будущий поэт родился 1 сентября 1855 года в Омске, в семье довольно крупного административного деятеля Фёдора Николаевича Анненского. Мать , Наталья Петровна, занималась домом и воспитанием шестерых детей . Спустя несколько лет Анненские переехали в Томск, а в 1860 г. - в Петербург.
Иннокентий, не обладающий крепким здоровьем, с перерывами учился в частной школе, затем - во 2-й петербургской прогимназии (1865-1868). С 1869 года поэт обучался в частной гимназии В.И. Беренса.
Биография
В 1875 году Анненский сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Окончил он его в 1879 году в степени кандидата историко-филологического факультета.
Санкт-Петербургский
университет.
Узорные ткани так зыбки, Горячая пыль так бела,- Не надо ни слов, ни улыбки: Останься такой, как была; Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой, На сетчатом фоне теней... В этом же 1879 году Анненский женился на Надежде Хмара-Борщевской, которая была старше его на 14 лет. У супругов родился сын Валентин.
Надежда
Хмара-Борщевская
Педагогическая деятельность
С осени 1879 г. для Иннокентия Федоровича наступает педагогическая деятельность, в ней 3 периода.
Первый
- Петербургский, он преподаёт латынь и греческий язык в частной гимназии Ф. Ф. Бычкова, впоследствии Я.Г.Гуревича
- В 1980 г. он читает лекции на Высших женских (Бестужевских) курсах
частная гимназия Ф. Ф. Бычкова
Павловский женский институт
Педагогическая деятельность
Второй
С 1891 по 1893-киевский, назначение на должность директора Коллегии Павла Галагана, закрытого среднего учебного заведения. Пребывание в Киеве закончилось для Анненского конфликтом с попечительницей Коллегии Е. Галаган.
Дело кончалось благоприятным образом, ему было предложено вернуться в Петербург
Коллегия Павла Галагана
Педагогическая деятельность
Третий
(Царскосельский)
- С 1893 г.- директор 8 гимназии в Петербурге
- С 1896 г.- в Николаевской гимназии
Николаевская
мужская гимназия
в Царском Селе
8-я петербургская мужская гимназия
Поэзия Анненского
Писать стихи Анненский начал довольно рано, с 1870-х годов для себя, без опубликования…
Из автобиографии :
«…так как в те годы (70-е) еще не знали слова «символист», то был мистиком в поэзии и бредил религиозным жанром Мурильо, который и старался "оформлять словами". Черт знает что!» Мои приятели уже брали штурмом несколько редакций из тех, что поскромнее, Но я твердо держался глубоко запавших мне в душу слов моего брата Николая Федоровича: "До тридцати лет не надо печататься", и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи и даже учили эту чепуху наизусть» .
Н. Ф. Анненский
В 1898 году он был назначен членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Для Анненского, человека с больным сердцем, это было тяжело.
И. Ф. Анненский
Министерство народного просвещения
Творческий дебют
В 1904 году выходит в свет его первый сборник стихотворений "Тихие песни", в который, кроме лирических стихотворений, вошли переводы из Горация, Лонгфелло, Бодлера, Верлена и др. Невзрачно изданная, со скромным названием и под псевдонимом "Ник-. Т-о», книга осталась почти незамеченной.
«Тихие песни»
И.Ф. Анненский
Творческий дебют
Два года спустя молодой Блок , отметив «печать хрупкой тонкости и настоящего чутья» на ряде стихов, зафиксировал и «наивное безвкусие», и «декадентские излишества», а также «невзрачный эпиграф и сомнительный псевдоним». Впрочем, в письме Г. Чулкову (1905) Блок выразится иначе: «Ужасно мне понравились "Тихие песни" [...]. В рецензии старался быть как можно суше...»
А.А. Блок
Творчество
Анненский-поэт считал своими предтечами французских символистов, "парнасцев и проклятых", которых много и охотно переводил . Их заслугу, "кроме обогащения языка", он видел в "повышении нашей эстетической чувствительности и увеличении шкалы наших художественных ощущений". Переводы французских поэтов составили значительный раздел его первого сборника стихов. Из русских поэтов-символистов Анненскому ближе всего К. Д. Бальмонт, вызывавший у автора "Тихих песен" "благоговение". Он высоко ценил "новую гибкость и музыкальность" поэтического языка Бальмонта.
К. Д. Бальмонт
Драматургия
Анненский написал четыре пьесы — «Меланиппа-философ» (1901) , «Царь Иксион» (1902) , «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифаред» (1913) — в древнегреческом духе на сюжеты утерянных пьес Еврипида и в подражание его манере.
Драматургические произведения
Творчество
В 1890-х годах Анненский приступает к огромному труду, который стал для него делом жизни и который он почти довел до конца – к полному переводу всех трагедий древнегреческого драматурга Еврипида с большими статьями о каждой из них и богатым комментарием.
Еврипид
Анненский - критик
С 1880-х годов Анненский выступал в специальных филологических и педагогических журналах с рецензиями на переводы произведений античных авторов, на учебные, научные издания и со статьями по педагогическим вопросам и на темы литературные – о русских поэтах и прозаиках XIX века.
И. Ф. Анненский
Анненский - критик
В 1906 г. вышла первая книга очерков-эссе под заглавием «Книга отражений», а в 1909—«Вторая книга отражений»; в них он высказывается и о русских, и о западноевропейских авторах – классиках. Сам автор подчеркивал, что он "вовсе не критик", а только "читатель ".
Педагогическая деятельность
С осени 1908 г. он приглашен читать лекции по истории древнегреческой литературы на Высших историко-литературных курсах
Н.П. Раева.
Высшие историко-литературные курсы Н. П. Раева.
В 1909 году С.Маковский (сын живописца К.Маковского) приглашает Анненского в начинающий издаваться журнал "Аполлон" в качестве поэта и критика-редактора. Издававшийся в Петербурге (1909-1917) журнал стал впоследствии своеобразным "русским Парнасом" начала века. В нем работали Н.Гумилев и А.Блок, В.Брюсов и А.Ахматова, В. Иванов, О.Мандельштам и др.
С.К. Маковский
«Аполлон»
Включение Анненского как поэта и критика в современный ему литературный процесс оказалось далеко не триумфальным. Договоренность о публикации стихов была нарушена Маковским уже во втором номере журнала; программная статья «О современном лиризме» была встречена холодно.
13 декабря 1909 г. в половине восьмого вечера он скоропостижно скончался от паралича сердца на ступенях подъезда Царскосельского (Витебского) вокзала.
Царскосельский вокзал
И. Ф. Анненский
«Кипарисовый ларец»
Осталась незаконченной вторая книга стихов – « Кипарисовый ларец» — ее в следующем году выпустил Валентин Кривич, сын Анненского.
Валентин Кривич
Об Анненском…
Спустя много лет тот же С. Маковский напишет об Анненском: «Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осужденный на глухоту современников,— он трагичен, как жертва исторической судьбы. Принадлежа к двум поколениям, к старшему — возрастом и бытовыми навыками, к младшему — духовной изощренностью, Анненский как бы совмещал в себе итоги русской культуры, пропитавшейся в начале XX века тревогой противоречивых терзаний и неутолимой мечтательности».
С. К. Маковский