СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока в 9 классе "Лишний человек в литературе 19 века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по проблемам литературных произведений, изученных в 9 классе. Также этот урок можно провести в 10 классе после изучения романа И.А. Гончарова "Обломов", тем самым объединив по проблематике несколько произведений.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока в 9 классе "Лишний человек в литературе 19 века"»

Урок литературы в 10 классе (Технология критического мышления)

Лишний человек в литературе XIX века

Урок-размышление



Задачи: Сравнить условия формирования личности Онегина, Печорина, Обломова.

Продолжать наблюдение над темой «Человек в окружающем мире».

Учить делать выводы из наблюдений, обобщать изученный материал.


Опорная лексика: «умные ненужности», «страдающие эгоисты», развенчивает великосветский маскарад, негодование, издевка, горечь, тягостные сомнения, нравственный выбор, иронизирует, мятежный порыв, дерзкий вызов, безнравственный, эгоцентризм, проницательный.


Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла.

В.Г. Белинский


Ход урока


  1. Вызов

    1. Два письма на одну тему. Учащимся накануне в качестве домашнего задания было предложено следующее: представьте себе, что Онегин и Печорин каким-то образом узнали друг о друге и решили написать письмо. О чем они могли бы написать? Представьте себя на месте одного из персонажей и напишите письмо одному из двух других героев. Не забывайте о стиле и лексике XIX века.

    На уроке звучат письма, написанные учениками.

    2. Встреча

    Перед учащимися разыгрывается сценка неожиданной встречи обоих персонажей. Задание: По манере говорить, по содержанию речи определите каждого из героев.

  2. Осмысление

    1. Прочитайте эпиграф к уроку. Скажите, о ком из героев высказал свое мнение В.Г.Белинский. Для кого из героев русской литературы вы бы выбрали эту характеристику? Обоснуйте свой выбор.

    2. Как известно, Онегин и Печорин принадлежали к тому общественному типу людей 20-х — 30-х годов XIX века, которых называли «лишними людьми». Вспомните определение «лишнего человека» в русской литературе.

    3. Определите, чьи это характеристики.

Славный был малый, смею вас уверить, только немножко странен.

… был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант.


- Какое значение имело слово педант в XIX веке

1) «человек, отличающийся мелочной точностью в соблюдении каких-н правил, норм и требующий того же от других; сухой формалист, буквоед» (1, XXV, 7 и 6, XXVI, 8);


2) «педантизм, ...не только исключительно занимается вещами менее существенными, ... но и навязывает свой односторонний вкус всем и каждому. педантизм не только присваивает исключительную и безусловную цену вещам подчиненным, но еще и с жалкою, коварною и презрительною миной глядит то на случайные недоразумения и промахи нововведения, то на другие лица не его прихода». (А.И.Галич)

- Можно ли назвать, по-вашему, педантом и Григория Печорина? (обоснуйте свое мнение)


- О ком эти строки и кто их автор?


Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;


Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...

(Пушкин. Евгений Онегин. Глава I строфы XLV, XLVI)



  1. Рефлексия

        Характеристика образов Онегина и Печорина.

    Амбивалентности понятия педант особенно способствовали такие черты этого типа, как склонность к безапелляционным суждениям и нетерпимость к «другому». Человек, обвинивший своего ближнего в педантизме, проявлял тем самым наихудшие черты педанта и провоцировал обвиняемого к полемике по принципу «сам съешь» («Сим выражением в энер- гическом наречии нашего народа заменяется более учтивое, но столь же затейливое выражение: обратите это на себя. То и другое употребляется нецеремонными людьми, которые пользуются удачно шутками и колкостями своих же противников» [Пушкин: ХI, 169]).


    - Подходит ли данная характеристика Евгению Онегину и Григорию Печорину? Что общего и в чем различия между двумя героями? Обоснуйте свой ответ. (Используется стратегия «Фишбоун»). Учащиеся в тексте находят характерные особенности каждого из героев и заполняют таблицу своими комментариями.


  1. Обобщение


    Белинский видел в характере Печорина «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».


- Кому еще из героев прочитанных вами произведений подходит эта характеристика? Обоснуйте свое мнение.


-Можно ли, по-вашему, отнести их к категории «лишних людей» и почему?


Для справки:

Ли́шний челове́к— литературный тип, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.

Принадлежа к высшим классам общества, лишний человек отчуждён от дворянского сословия, презирает чиновничество, но, не имея перспективы иной самореализации, в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К типичным чертам лишнего человека относятся «душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом и, как правило, общественная пассивность».


  1. Домашнее задание

    Как вы думаете, актуальна ли тема «лишних людей» в наше время? Обоснуйте свое мнение.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!