Ntvf ehjrf^Тектоническое строение территории России.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель: Изучение особенностей тектонического строения страны.
Задачи:
1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
- определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России;
- устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей;
- объяснять причины современного горообразования, вулканизма и землетрясений на территории России.
2. Сформировать навык работы с тектонической картой России.
3. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.
Оборудование:
Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
На интерактивной доске слайд "Термины и понятия"
Установить соответствие
1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли | Эры |
2.Раздел геологии, который занимается изучением возраста горных пород | Альпийская складчатость |
3. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли | Кайнозойская эра |
4. Самая древняя эра | Геология |
5. Эра новой жизни | Байкальская складчатость |
6.Самое древнее горообразование | Архейская эра |
7.Самые молодые горы | Геохранология |
(Самопроверка)
II. Этап актуализации знаний
Анализ иллюстративного ряда "Разнообразие форм рельефа России"
(Учащимся предлагается сделать вывод о рельефе России)
- От чего зависит рельеф?
- Что такое земная кора?
-Какие типы земной коры вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
Какие тектонические структуры вам известны?(Плиты, платформы, складчатые области)
III. Поиск противоречия
Проблемный вопрос: Что является причиной разнообразия тектонического строения земной коры в пределах территории России?
Рассмотрим основные тектонические структуры.
Литосферные плиты в пределах России. Работа с рисунком стр.37.
1.Евроазиатская плита (большая западная и северная часть страны),
2.Северо-Американская плита (северо-восточная часть)
3. На Амурской плите - Юг Сибири,
4.На Охотской морской плите - побережье Охотского моря и само море
Задание№1
На интерактивной карте отметьте зоны расхождения и зоны сжатия литосферных плит.
Что происходит в этих зонах?( Плиты движутся: расходятся на юге по разлому Евроазиатская и Амурская плиты, разлом озера Байкал - результат расхождения плит. На северо-востоке Сибири Евроазиатская плита отодвигается от Северо-Американской). А Евроазиатская и Охотская морская плита, Охотская морская и Тихоокеанская сближаются со значительной скоростью (около 8 см в год).
- Какие территории России находятся в сейсмичных зонах. Покажите их на карте.
- Объясните причины современного горообразования, вулканизма и землетрясений на территории России.
Задание№2 Составьте памятку "Правила поведения при землетрясении"
IV. Поиск оптимального решения.
Работа с тектонической картой атласа.
1. Назовите платформы на территории России
2. Складчатые области.
Работа с текстом учебника.
Что такое платформа? Дополните Схему "Строение платформы"
Что такое щит? Покажите их на тектонической карте.
V.Реализация выбранного плана
Задание № 3
Заполнить таблицу "Тектоническое строение территории России"
Платформы | Складчатые области | Щиты |
Русская | Байкальская | Балтийский |
Западно-Сибирская | Каледонская | Анабарский |
Сибирская | Герцинская | Алданский |
| Мезозойская | Воронежский массив |
| Кайнозойская | |
Можем ли вы с вами теперь ответить на главный вопрос урока?
Что является причиной разнообразия тектонического строения земной коры в пределах территории России?
Какую информацию можно еще извлечь из тектонической карты?
Какие геологические структуры на ваш взгляд старше по возрасту платформы или складчатые области. Аргументируйте свою точку зрения.
VI.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Задание № 4
- Определите по тектонической карте возраст складчатости:
Складчатость | Возраст |
Байкальская | |
Каледонская | |
Герцинская | |
Мезозойская | |
Кайнозойская | |
- Определите возраст платформ:
Платформы | Возраст |
Русская | |
Западно-Сибирская | |
Сибирская | |
Сделайте вывод по таблицам.
Вспомните, областям складчатости в рельефе соответствуют __________?
VII.Включение в систему знаний и умений.
Задание №5 Методом наложения тектонической карты на физическую определите возраст гор на территории России.
Кавказские -
Уральские -
Алтай-
Саяны-
хр. Черского-
Хибины-
Сделайте вывод
VIII.Рефлексия
По выбору:
1.Составить вопросы, (тестовые задания) используя термины с которыми мы сегодня познакомились
2. Ответить на вопросы:
- Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность -
- Учение о строении земной коры -
- Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур -
- Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру
- Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-
Взаимопроверка
Работа с контурными картами: Задание для всех.
Отметить основные тектонические структуры.
Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:
Было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.
Иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.
Не разобрались в теме – синий цвет
Домашнее задание
Д.З. § 12,
По желанию:
1. Составить кроссворд по терминал урока.
2. Как появились Уральские горы? (сказка)
3. Презентация "Действующие вулканы на территории России"