расширение знаний учащихся по теме «Меры длины», знакомство учащихся со старинными мерами длины (шаг, фут, дюйм, локоть, сажень, косая сажень, пядь) и использование их для измерения длин предметов на практике.
старинные меры длины, шаг, фут, дюйм, локоть, сажень, косая сажень, пядь.
Работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.
Этапы урока. | Содержание урока. | Двигательная активность |
1. Организационный этап. | Эмоциональный настрой на урок. Дети, вам тепло? (Да!) В классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) Хотите учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! | Учащиеся выполняют движения : Да - хлопают; Нет – топают. (1 мин.) |
2. Актуализация знаний | -Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие, но путешествие не простое, а во времени! Но чтобы нам отравиться в это путешествие, необходимо выполнить устный счет. Устный счёт 1.Игра «Не собьюсь» (Прямой счёт от 1 до 30) 2.«Кто скорее, кто вернее?!» (Проверка таблицы умножения) 2*4 4*3 4*6 3*8 2*3 4*5 4*8 3*7 - Молодцы! Запускаю машину времени. | 1.Дети по очереди считают от 1 до 30, но числа, которые делятся на 3, не называют. Когда ученику попадается такая цифра, например число 12, он должен сказать «Не собьюсь» и подпрыгнуть . (2 мин.) 2.Раздаю на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от0 до 9, так, что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Я читаю примеры (4×4; 9×2 и пр.), а дети должны быстро сообразить сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. За каждый пример засчитывается очко тому ряду, в котором быстрее и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает. Игра не только способствует закреплению определенного вычислительного навыка, в частности табличного умножения и деления, но в ходе ее уточняется понимание поместного значения цифр — учащимся нужно встать так, чтобы одна цифра обозначала единицы, другая — десятки. Смешение мест рассматривается как проигрыш. (5 мин) |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Звучит музыка (балалайка, гусли и т.п.) - Ребята, где же мы с вами оказались? (Древняя Русь) -Да, мы с вами на просторах Древней Руси. Давайте вспомним из курса окружающего мира, видами труда занимались наши предки. (пахали землю, сеяли, собирали урожай, ткали, шили…) - Посмотрите на изображение, иллюстрацией к какому произведению оно является? - Помните, как у А.С. Пушкина «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Вот напряли они ниток, а как же измерить сколько у них их получилось, ведь линейки-то у них нет? -Как они это делали , узнаете, послушав стихотворение: Не имели наши предки Ни линейки, ни рулетки. Но могли предмет любой Измерять самим собой. Ткани мерили локтями, Землю мерили лаптями, И имели пальцев пять – Щели в доме измерять. В общем, жили, не тужили , Не хлебали лаптем щей… И всему на свете были Люди – мерою вещей! - Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего нашего полета в прошлое? (Старинные меры длины). - А знаете, как называются старинные меры длины и что означают? - Хотите узнать? - Чему же мы должны научиться в этом путешествие, что мы будем в нем делать? | 1.Ребята слушают музыку . (1 мин.) |
4. Первичное усвоение новых знаний. | - Ребята, посмотрите на картинки! - Что их объединяет? -С глубокой древности, мерой длины всегда был человек, то есть наши предки всегда измеряли расстояние собой, своим телом: на сколько он протянет руку или выдвинет ногу. Поэтому первым счётным прибором человека были руки и ноги. Это и удобно, и руки с ногами всегда при себе, их нельзя «забыть дома». - Предлагаю вам поискать в классе карточки с новыми словами и прикрепить их под подходящей картинкой. - А теперь давайте проверим, что у нас получилось. | В кабинете на стенах прикреплены карточки со словами : шаг, фут, локоть, сажень, пядь, косая сажень. Ребята передвигаются по классу и ищут листочки-подсказки. Потом на доске составляют слова. (4 мин) |
5. Первичная проверка понимания | 1.Работа в парах на карточках. -Расположи меры в порядке убывания: Сажень Фут Шаг Локоть Косая сажень Пядь -Чтобы понять Старинные меры длины приблизительные значения, существует таблица перевода старинных мер длины в современные. «Перевод в современные меры длины» Название старинной меры длины | Перевод в современные меры длины | фут | 30 см | сажень | 176 см | малая пядь | 18 см | локоть | 45 см | шаг | 71см | косая сажень | 248см | 2.Работа в группе. Игра «Объясни, как понимаешь?» - В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок, устойчивых выражений, а также в литературных произведениях. Выражения, пословицы, поговорки | Значение | Семь пядей во лбу. | Говорят об очень умном, мудром человеке. | Косая сажень в плечах. | Говорят о сильном человеке, богатыре. | Общим аршином мерить. | Относиться ко всему как к обычным явлениям. | Быть на вершок от смерти. | Находиться в опасной ситуации. | От горшка два вершка, а уже указчик. | Говорят о самонадеянном человеке, не имеющем жизненного опыта. | | Ребята работают в парах. 2.У каждого ученика на парте (конторке)лежит листок либо с выражением, либо со значением поговорки. Им необходимо найти свою пару. (3 мин.) |
6. Физминутка | Зарядка для глаз Двигательная пауза -Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения и говорите в рифму названия старинных мер длины. Чтобы эрудитом стать Надо термины все знать. Все движенья повтори. В рифму термин говори. Прыжки на месте скок – поскок Небольшой всегда вершок. Конь бежит и слышен цокот Необычный термин локоть. Руки вверх, до гор вершин, Больше локтя был аршин. Раза три сильней присядь И запомни слово пядь. Бей в ладоши раз полста Говорим сейчас верста. Бегать, прыгать нам не лень Слово старое сажень. Спасибо математике за старую грамматику. | Ребята делают зарядку для глаз и меняются местами. (3 мин.) |
7. Первичное закрепление | 1.Самостоятельная работа. 1й ряд-№1, стр.20 2й ряд-№2, стр20 3й ряд-№3, стр.20 2.Практическая работа В то время, когда команды решают задачи, по 2 ученика от команды выполняют практическую работу. 1 команда измеряет в пядях размер парты. 2 команда измеряет длину классной доски в локтях. 3 команда - длину класса в саженях. - Как вы думаете, одинаковыми ли были у людей длина пальцев, ширина ладоней, длины стоп или рук? (Нет). Сравнение полученных данных с результатами взрослого человека (гостей). Они разные. Мы убедились , что старинные меры длины не дают точного результата. - Удобно ли было человеку пользоваться теми единицами измерения длины, о которых мы говорили? (Тоже нет). - Так почему же старинные единицы измерения длины были заменены новыми, едиными для всех стран? (Потому что возникла необходимость в более точном измерении, а старинные меры этим требованиям не отвечали). - Что же нужно для точного измерения длины, какой вывод мы сделаем? (Мерка должна быть точной и единой для всех) -Назовите современные единицы измерения длины (Сейчас мы измеряем длину в мм, см, дм, м, км). - Как Вы думаете, современные мерки точнее? (Конечно) - Когда они появились, знаете? (Нет) - В конце 18 века во время Великой французской революции впервые была введена мера длины, не связанная с телом человека. За такую единицу была взята одна сорокамиллионная часть длины меридиана, проходящего через Париж. Назвали эту единицу метр, ею и её частями мы пользуемся и сейчас. Позднее появился сантиметр и дециметр. 3.Игра «Угадай произведение» 1) Отрывок из сказки … «Женщина посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. В горшке вырос большой чудесный цветок, похожий на тюльпан. -“Какой прелестный цветок”, - сказала женщина и поцеловала красивые лепестки. Цветок распустился, и в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая. Всего в дюйм ростом»… 2) Старый Мазай любит до страсти Свой низменный край. За сорок верст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочем. … Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась, К бедным зверкам: уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. 3) Да игрушечку - конька Ростом только в 3 вершка На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. | Ребята перемещаются по классу и делают необходимы измерения. (4 мин.) Для сравнения привлекаются взрослые (гости) |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | -Отлично, на этом наше путешествие в древнюю Русь подходит к концу, но чтобы составить код обратного маршрута, необходимо правильно решить задание №4 на с. 21 рабочей тетради. (выполняется устно). -Молодцы, отлично справились!!! Мы сейчас совершим посадку в наше время. В путешествии мы были, Мили, версты находили. Меры веса и длины В старину были странны. Измеряли все в локтях, В пядях, футах и вершках. Дюймы, версты и шаги, Сажени и аршины. Человек, не зная скуки, Измерял все по себе, Вершок аршина подлинней, Узнали мы из словарей, Но чтобы лучше всех их знать, Нужно математику нам изучать. - С какими единицами измерения длины вы познакомились сегодня на занятии? - Для чего нам их надо знать? ( Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения , принятые во всем мире. Однако упоминания о них можно встретить в выражениях, пословицах и поговорках.) - Почему возникла необходимость в единых мерах длины? Я надеюсь, что вам было интересно. - Оцените свою деятельность на уроке … «сажень» - мне всё удалось, «пядь» - мне не всё удалось, | Учащиеся выполняют движение. (3 мин) |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Всем Рабочая тетрадь стр.21, № 4,5. ( по желанию) Найти информацию о старинных мерах длины , с которыми не успели познакомиться на занятии и рассказать об этом всему классу. | |