СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Старинные меры длины" с применением здоровьесберегающих технологий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Старинные меры длины" с применением здоровьесберегающих технологий»

Демьяник Татьяна Васильевна

Технологическая карта урока

Предмет: Математика

Класс: 2

Тема урока: Старинные меры длины.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:

расширение знаний учащихся по теме «Меры длины», знакомство учащихся со старинными мерами длины (шаг, фут, дюйм, локоть, сажень, косая сажень, пядь) и использование их для измерения длин предметов на практике.

Задачи:

  • Изучить старинные меры длины: введение терминов, сравнение, измерение предметов;

  • Развивать пространственное воображение;

  • Развивать навыки самооценки и самоконтроля;

  • Укреплять дружеские отношения в коллективе;

  • Воспитывать интерес к предмету математике;

  • Расширять кругозор детей.

Основные понятия:

старинные меры длины, шаг, фут, дюйм, локоть, сажень, косая сажень, пядь.

Формы работы:

Работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Ресурсы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова Математика 2 класс. М.: Просвещение, 2022г.,рабочая тетрадь, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки для групповых и индивидуальных работ.

Здоровьесберегающие задачи:

- предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся;
- увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц;

- развитие наблюдательности, памяти, воображения;
- создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, в группах.

Методы обучения: Эвристическая беседа проблемный, частично-поисковый ,словесно-логический , практический ,метод самостоятельной работы учащихся

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, аудиозапись, тетрадь, книга, жетоны для рефлексии.







Этапы урока.

Содержание урока.

Двигательная активность

1. Организационный этап.

Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!


Учащиеся выполняют движения :

Да - хлопают;

Нет – топают.

(1 мин.)

2. Актуализация знаний

-Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие, но путешествие не простое, а во времени! Но чтобы нам отравиться в это путешествие, необходимо выполнить устный счет.


Устный счёт

1.Игра «Не собьюсь»

(Прямой счёт от 1 до 30)


2.«Кто скорее, кто вернее?!»

(Проверка таблицы умножения)


2*4 4*3

4*6 3*8

2*3 4*5

4*8 3*7


- Молодцы! Запускаю машину времени.

1.Дети по очереди считают от 1 до 30, но числа, которые делятся на 3, не называют. Когда ученику попадается такая цифра, например число 12, он должен сказать «Не собьюсь» и подпрыгнуть .

(2 мин.)


2.Раздаю на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от0 до 9, так, что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Я читаю примеры (4×4; 9×2 и пр.), а дети должны быстро сообразить сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. За каждый пример засчитывается очко тому ряду, в котором быстрее и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает.

Игра не только способствует закреплению определенного вычислительного навыка, в частности табличного умножения и деления, но в ходе ее уточняется понимание поместного значения цифр — учащимся нужно встать так, чтобы одна цифра обозначала единицы, другая — десятки. Смешение мест рассматривается как проигрыш.

(5 мин)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Звучит музыка (балалайка, гусли и т.п.)

- Ребята, где же мы с вами оказались? (Древняя Русь)

-Да, мы с вами на просторах Древней Руси. Давайте вспомним из курса окружающего мира, видами труда занимались наши предки. (пахали землю, сеяли, собирали урожай, ткали, шили…)

- Посмотрите на изображение, иллюстрацией к какому произведению оно является?

- Помните, как у А.С. Пушкина «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Вот напряли они ниток, а как же измерить сколько у них их получилось, ведь линейки-то у них нет?

-Как они это делали , узнаете, послушав стихотворение:

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

В общем, жили, не тужили ,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!

- Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего нашего полета в прошлое? (Старинные меры длины).

- А знаете, как называются старинные меры длины и что означают?

- Хотите узнать?

- Чему же мы должны научиться в этом путешествие, что мы будем в нем делать?

1.Ребята слушают музыку .

(1 мин.)



























4. Первичное усвоение новых знаний.

- Ребята, посмотрите на картинки!

Что их объединяет?

-С глубокой древности, мерой длины всегда был человек, то есть наши предки всегда измеряли расстояние собой, своим телом: на сколько он протянет руку или выдвинет ногу. Поэтому первым счётным прибором человека были руки и ноги. Это и удобно, и руки с ногами всегда при себе, их нельзя «забыть дома».

- Предлагаю вам поискать в классе карточки с новыми словами и прикрепить их под подходящей картинкой.

- А теперь давайте проверим, что у нас получилось.

В кабинете на стенах прикреплены карточки со словами : шаг, фут, локоть, сажень, пядь, косая сажень.

Ребята передвигаются по классу и ищут листочки-подсказки. Потом на доске составляют слова.

(4 мин)

5. Первичная проверка понимания

1.Работа в парах на карточках.

-Расположи меры в порядке убывания:

Сажень

Фут

Шаг

Локоть

Косая сажень

Пядь



-Чтобы понять Старинные меры длины приблизительные значения, существует таблица перевода старинных мер длины в современные.

«Перевод в современные меры длины»

Название старинной меры длины

Перевод в современные меры длины

фут

30 см

сажень

176 см

малая пядь

18 см

локоть

45 см

шаг

71см

косая сажень

248см



2.Работа в группе.

Игра «Объясни, как понимаешь?»

- В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок, устойчивых выражений, а также в литературных произведениях.

Выражения, пословицы, поговорки

Значение

Семь пядей во лбу.

Говорят об очень умном, мудром человеке.

Косая сажень в плечах.

Говорят о сильном человеке, богатыре.

Общим аршином мерить.

Относиться ко всему как к обычным явлениям.

Быть на вершок от смерти.

Находиться в опасной ситуации.

От горшка два вершка, а уже указчик.

Говорят о самонадеянном человеке, не имеющем жизненного опыта.


  1. Ребята работают в парах.






























2.У каждого ученика на парте (конторке)лежит листок либо с выражением, либо со значением поговорки. Им необходимо найти свою пару. (3 мин.)

6. Физминутка

Зарядка для глаз

Двигательная пауза

-Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения и говорите в рифму названия старинных мер длины.

Чтобы эрудитом стать

Надо термины все знать.

Все движенья повтори.

В рифму термин говори.

Прыжки на месте скок – поскок

Небольшой всегда вершок.

Конь бежит и слышен цокот

Необычный термин локоть.

Руки вверх, до гор вершин,

Больше локтя был аршин.

Раза три сильней присядь

И запомни слово пядь.

Бей в ладоши раз полста

Говорим сейчас верста.

Бегать, прыгать нам не лень

Слово старое сажень.

Спасибо математике за старую грамматику.


Ребята делают зарядку для глаз и меняются местами. (3 мин.)

7. Первичное закрепление

1.Самостоятельная работа.

1й ряд-№1, стр.20

2й ряд-№2, стр20

3й ряд-№3, стр.20

2.Практическая работа

В то время, когда команды решают задачи, по 2 ученика от команды выполняют практическую работу.

1 команда измеряет в пядях размер парты.

2 команда измеряет длину классной доски в локтях.

3 команда - длину класса в саженях.

- Как вы думаете, одинаковыми ли были у людей длина пальцев, ширина ладоней, длины стоп или рук? (Нет).

Сравнение полученных данных с результатами взрослого человека (гостей). Они разные.

Мы убедились , что старинные меры длины не дают точного результата.

- Удобно ли было человеку пользоваться теми единицами измерения длины, о которых мы говорили? (Тоже нет).

Так почему же старинные единицы измерения длины были заменены новыми, едиными для всех стран? (Потому что возникла необходимость в более точном измерении, а старинные меры этим требованиям не отвечали).

- Что же нужно для точного измерения длины, какой вывод мы сделаем? (Мерка должна быть точной и единой для всех)

-Назовите современные единицы измерения длины (Сейчас мы измеряем длину в мм, см, дм, м, км).

- Как Вы думаете, современные мерки точнее? (Конечно)

- Когда они появились, знаете? (Нет)

- В конце 18 века во время Великой французской революции впервые была введена мера длины, не связанная с телом человека.

За такую единицу была взята одна сорокамиллионная часть длины меридиана, проходящего через Париж. Назвали эту единицу метр, ею и её частями мы пользуемся и сейчас.

Позднее появился сантиметр и дециметр.

3.Игра «Угадай произведение»

1) Отрывок из сказки … «Женщина посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. В горшке вырос большой чудесный цветок, похожий на тюльпан. -“Какой прелестный цветок”, - сказала женщина и поцеловала красивые лепестки. Цветок распустился, и в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая. Всего в дюйм ростом»…

2) Старый Мазай любит до страсти

Свой низменный край.

За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем.

… Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась,

К бедным зверкам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

3) Да игрушечку - конька

Ростом только в 3 вершка

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.


Ребята перемещаются по классу и делают необходимы измерения.

(4 мин.)

Для сравнения привлекаются взрослые (гости)

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Отлично, на этом наше путешествие в древнюю Русь подходит к концу, но чтобы составить код обратного маршрута, необходимо правильно решить задание №4 на с. 21 рабочей тетради. (выполняется устно).

-Молодцы, отлично справились!!! Мы сейчас совершим посадку в наше время.

В путешествии мы были,
Мили, версты находили.
Меры веса и длины
В старину были странны.
Измеряли все в локтях,
В пядях, футах и вершках.
Дюймы, версты и шаги,
Сажени и аршины.
Человек, не зная скуки,
Измерял все по себе,
Вершок аршина подлинней,
Узнали мы из словарей,
Но чтобы лучше всех их знать,
Нужно математику нам изучать.



- С какими единицами измерения длины вы познакомились сегодня на занятии?

- Для чего нам их надо знать? ( Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения , принятые во всем мире. Однако упоминания о них можно встретить в выражениях, пословицах и поговорках.)

- Почему возникла необходимость в единых мерах длины?

Я надеюсь, что вам было интересно.


- Оцените свою деятельность на уроке …

«сажень» - мне всё удалось,

«пядь» - мне не всё удалось,



























Учащиеся выполняют движение.

(3 мин)

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Всем

Рабочая тетрадь стр.21, № 4,5.

( по желанию)

Найти информацию о старинных мерах длины , с которыми не успели познакомиться на занятии и рассказать об этом всему классу.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!