Урок по предмету «Технология» 3 класс
Тема урока: Знакомство с учебником.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся отбирать материалы и инструменты для выполнения изделия, ориентироваться в системе условных обозначений учебника;
метапредметные: работать в паре, слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество, объяснять новые понятия, обобщать, делать выводы;
личностные: осуществлять творческий подход к выполнению заданий.
Урок 1.
Как работать с учебником. Путешествуем по городу.
Цели: актуализировать знания о технологическом процессе, отборе материалов и инструментов для выполнения изделия; познакомить с технологической картой и критериями оценки выполнения работы, с новым учебником, с условными обозначениями.
Формируемые УУД: отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах, работать с информацией, планировать изготовление изделия.
Оборудование: учебник, загадки на листочках для групповой работы; инструменты: простой карандаш, ластик, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент0
-Отгадайте загадку.
На каком уроке можно
Резать, клеить и пилить,
Шить, строгать, поделки делать
И друг с другом говорить?
(На уроке технологии)
-Как правильно называется изучаемая нами дисциплина? (Технология.)
-Что нужно для уроков технологии? (Учебник, тетрадь, различные инструменты и материалы.)
-О чем следует помнить на этих уроках, да и не только на них? Вставьте подходящее слово в пословицу: «... на столе — ... в голове». (Это слово «порядок». Порядок на столе — порядок в голове. На уроках технологии все должно лежать на своем месте, тогда ничего не потеряется, и работа будет спориться.)
II Актуализация знаний
-Давайте вспомним, что же такое технология. Технология — наука о том, как правильно изготавливать вещи, предметы из разных материалов, а также экономно расходовать материалы и силу человека, чтобы созданное им было полезным, качественным (наука, которая помогает человеку изготовить много красивых и нужных вещей из разных материалов).
-Добро пожаловать в мир мастерства и творчества! Мы все вместе научимся делать много красивых и полезных вещей.
Что-то вечно мастерим
И без дела не сидим —
Сшили мягкую игрушку
И игольницу-подушку,
В книгу сделали закладку
И обложку для тетрадки,
А из ленточек атласных
Вышло много роз прекрасных!
Нам не скучно никогда —
Любим мы урок труда!
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках в 3 классе? (Ответы учеников.)
-Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В учебной книге, нужно посмотреть содержание.)
III Работа по теме урока
1. Знакомство с учебником
-Рассмотрите обложку учебника. О чем она вам может рассказать? (Мы будем выполнять поделки из природного материала, ткани, ниток, пластилина, бумаги и т. д.)
-Что на обложке вам уже знакомо? (Совенок, который держит линейку. Мы с ним встречались в 1 и во 2 классах. А также нам знакомы фамилии авторов учебника: Роговцева, Богданова, Добромыслова.)
-Вспомните, как звали персонажей учебника, которые помогали нам два года на уроках технологии. (Аня - дизайнер и Ваня — изобретатель.)
-Откройте учебник на с. 3. Кого вы увидели? (Аню и Ваню.)
-Прочитаем обращение авторов. (Учащиеся читают текст «Здравствуй, дорогой друг», затем учитель проводит обсуждение.)
-Ктовспомнит, куда мы совершили путешествие во 2 классе? (В прошлое.)
-Куда мы отправляемся в этом году с Аней и Ваней? (В настоящее.)
-Задайте вопросы по прочитанному тексту. (Ученики еще раз просматривают текст и составляют вопросы, на которые сразу отвечают.)
-Где будет проходить наше путешествие? (В современном городе.)
-О чем мы узнаем из нашего путешествия?
-Что создадим, путешествуя по городу?
-Какое слово выделено? (Современники.)
-Что это значит? (Значение слова можно найти в словарике юного технолога, который приводится в конце учебника.)
-А как вы думаете, кто такие современники? (Предположения учеников.)
-Давайте проверим, верны ли наши предположения. (Ученики открывают учебник на с. 141 и читают определение.)
-Вернемся к первым страницам учебника. На что еще нам следует обратить внимание? (На условные обозначения.)
-Рассмотрите условные обозначения. Что вы можете сказать? (Они такие же, какие были в учебнике для 2 класса.)
-Предлагаю вспомнить, как работать по учебнику. Аня и Ваня нам в этом помогут. Прочитайте по ролям текст на с. 4—5.
(Работа в паре.)
-Что вам напомнили разделы? (Они такие же, как во 2 классе.)
-Давайте посмотрим, где мы будем путешествовать, изучая каждый раздел учебника. Рассмотрите содержание нас. 142-143.
-Где вам захотелось побывать? (Ответы учеников.)
-Что вы можете сказать о значках на с. 6? (Они повторяются, но появился и новый значок: стоимость изделия — дешево и дорого.)-
-Как вы понимаете слова «дешево» и «дорого»? (Ответы учеников.)
-Как вы ответили на вопросы Ани к рисункам на с. 4 учебника? (Примерный ответ. На 1-м рисунке — флюгер. Думаю, он из задания раздела «Человек и воздух». Материал: фольга, картон; инструменты: ножницы, карандаш, скрепка. На 2-м рисунке — кошка-игрушка. Раздел «Человек и земля». Материал: соленое тесто; инструменты: лопаточка для размешивания теста, кисточка и краски для оформления изделия. На 3-м рисунке — лошадка. Это дымковская игрушка. Раздел «Человек и земля». Материал: пластилин (глина); инструменты: стеки. На 4-м рисунке - игрушка из яйца. Раздел «Человек и земля». Материал: яичная скорлупа, цветная бумага; инструменты: ножницы, карандаш, шило, краски. На 5-м рисунке - ветряная мельница. Раздел «Человек и воздух». Материал: бумага, картон; инструменты: ножницы, карандаш, скрепка. На 6-м рисунке — матрешка. Раздел «Человек и земля». Материал: картон, цветная бумага, ткань; инструменты: ножницы, карандаш, клей, украшения.)
Игра «Не ошибись»
— Продолжим вспоминать материалы и инструменты. Первый вариант называет материал, второй — инструмент. Кто назовет больше и не ошибется? Но прежде вспомним, что такое инструмент и материал. (Инструмент — орудие человеческого труда. Материал — предметы, вещества, идущие на изготовление чего-нибудь.)
Инструменты:
ножницы с закругленными концами лезвий;
линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);
выдвижной резачок (острый перочинный нож);
карандаш (М или ТМ);
кисточки;
стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);
прочная нитка для разрезания пластилина;
клеенка (или плотная бумага);
циркуль;
шило и т. д.
Материалы:
тонкая цветная бумага;
тонкий и гофрированный картон;
пластилин, глина;
масса для моделирования;
цветные нитки (мулине);
тальк или крахмал;
бисер;
фольга;
краски акварельные;
клей ПВА;
клейкая лента и т. д.
2.Работа по учебнику
-Давайте вспомним вопросы юного технолога. (Ученики еще раз читают вопросы на с. 6.)
-Мы с вами рассмотрели учебник, он поможет нам на уроках. Учебники в конце учебного года нам нужно сдать в библиотеку, поэтому вспомним правила обращения с учебником. (Ученики называют правила.)
-Бережно сохраняйте ваши учебники — помните, что после вас ими будут пользоваться ваши младшие товарищи. Оберните учебник специальной обложкой, подпишите, вложите закладку. Не кладите в учебник ручки, карандаши и другие предметы, не загибайте углы страниц, не делайте никаких пометок ручкой. Испорченный или утерянный учебник вы обязаны заменить.
-Подведем итог.
-Чему же мы будем учиться на уроках технологии? (Делать изделия из разных материалов, а также наблюдать, размышлять, формулировать выводы, придумывать новое, планировать работу, работать над проектами, получать удовольствие от творчества.)
IV. Физкультминутка
(Упражнения выполняются сидя за партой.)
Исходное положение (И. п.) — руки согнуты, кисти на уровне плеч, ладони вперед:
сильно сжать пальцы в кулаки;
руки вперед, кулаки разжать, пальцы расслабить;
вернуться в И. п.
И. п. — руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки:
руки вперед, пальцы широко развести;
руки к плечам, пальцы сжать в кулаки;
то же, но руки вверх.
И. п.— руки перед грудью:
поворот туловища влево, левая рука в сторону, посмотреть на кисть левой руки;
вернуться в И. п.;
то же в другую сторону.
V. Продолжение работы по теме урока
1.Работа по учебнику
-Отгадайте, о чем идет речь.
Крупный населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. (Город.)
Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. (Улица.)
-Начинаем путешествие по городу. Прочитайте первые три абзаца текста на с. 7.
-Что нового вы узнали? (Ответы учеников.)
-О какой профессии вы прочитали? (Архитектор-проектировщик.)
-Где мы можем подробно узнать об этой профессии? (Посмотреть в справочной литературе, Интернете.)
Архитектор-проектировщик занимается разработкой проекта зданий и всевозможных сооружений. Он определяет внешний вид конструкции, объемы, габариты и полезную площадь. Архитектор-проектировщик создает подробные чертежи будущего здания. При разработке проекта специалист должен рассчитать срок использования и прочность сооружения, учитывая всевозможные погодные условия и чрезвычайные ситуации. В случае разрушения здания из-за неверных расчетов при проектировании ответственность несет именно архитектор.
-Дочитаем по цепочке текст до конца.
2.Работа в группе
-Посмотрим, насколько хорошо вы знаете городские объекты. Посовещайтесь в группе, отгадайте загадки и запишите ответ.
(Каждой группе учитель выдает листочек с загадками.)
Вот проснулись утром рано
Два больших подъемных крана,
Чтобы собирать высотку —
Настоящую красотку.
Близко вы не подходите,
Но объект мне назовите. (Стройка.)
Он огромный, городской,
Часто он с большой трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняю! (Завод.)
В каждом городе есть место
Сладкое и вкусное —
Там в цехах замесят тесто
Мастера искусные
И в него добавят дрожжи,
Ванилин, цукаты.
Как приятнывсем прохожим
Эти ароматы! (Кондитерская фабрика.)
Угадай, куда ведут
Малышей с утра.
Тут и завтрак, и уют,
Няня, медсестра. (Детский сад.)
Тут на каждом этаже
Побывали мы уже:
Вот внизу регистратура,
А повыше — логопед,
Врач лечебной физкультуры
И массажный кабинет.
А пройдете коридор —
Там табличка «Доктор ЛОР». (Поликлиника.)
Вот большой и круглый дом —
Ой, какое место, —
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (Цирк.)
Ты иди сюда скорей,
Посмотри-ка на зверей,
На заморских, очень редких,
Что живут в просторных клетках. (Зоопарк.)
Нам вчера в античном зале
Про Афины рассказали.
А потом сказала мама:
«В древнем зале есть и мамонт!»
Угадайте-ка, ребята:
Где такие экспонаты? (Вмузее.)
В городе деревьев мало,
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала
От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей
И зеленых тополей. (Сквер, парк.)
Сидим, пока над нами Ночь,
Как рассветет - уходим прочь. (Кинотеатр.)
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить -
Сумку мы с тобой берем
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в... (Магазин).
-Какие из этих объектов есть в нашем городе?
-Какие еще городские объекты вам известны? (Ответы учеников.)
3.Работа по учебнику С. 8-9 (Работа в паре.)
-Прочитайте разговор Ани и Вани. Не забудьте заглядывать в словарик юного технолога.
(Ученики читают текст по ролям. После работы в паре учитель предлагает ответить на вопросы Вани на с. 9 учебника, рассматривают схему маршрута и отвечают на вопросы.)
-Теперь выполним задание, которое предлагает нам Аня на с. 9 учебника. Какие знания и умения для этого понадобятся? (Знание расположения объектов своего города, умение схематически изобразить эти объекты.)
-Какие материалы потребуются? (Бумага.)
-Какие инструменты нужны? (Простой карандаш, линейка, цветные карандаши.)
Нарисуем схему маршрута.
-Расскажите друг другу о своей схеме. Куда вы хотите отправиться в путешествие, почему именно эти городские объекты вас интересуют? (Работа в паре. У доски можно заслушать 2—3 желающих.)
IV. Рефлексия
-Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой?
-Все ли было понятно?
-Что показалось вам интересным?
-А что сегодня было для вас трудным?
-Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке?
VII. Подведение итогов урока
-Куда мы отправимся в путешествие? (В мир современныхтехнологий.)
-Чему будем учиться на уроках технологии? (Ответы учеников)
0 Далее: организационный момент предполагает обязательную проверку готов ности к уроку.