СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока Обучение грамоте "Буквы Я, я. Звуковой анализ слов" В поисках клада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока Обучение грамоте "Буквы Я, я. Звуковой анализ слов" В поисках клада»


Тема: Буквы Я, я. Звуковой анализ слов

Цель: сформировать умение распознавать звуки, обозначаемые буквой Я.

Планируемые результаты;

-продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;

-познакомить с графическим образом буквы я;

- закрепить умение детей выделять звук, обозначаемый буквой я из ряда слов;

- упражнять в определение звуков в слове в зависимости от позиции;

- Упражнять в чтении слогов, слов с буквой я

-развивать фонематический слух и внимание;

-развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

-формировать положительное отношение к занятиям;

-формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать.

Оборудование:  презентация, предметные картинки, тетради, буквари, карточки, сундук с драгоценностями


Ход занятия:

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный  момент.

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости.

Давайте будем работать на уроке хорошо и вести себя достойно.


Буква  «Я» заявляет гордо,

Что все на свете знают твёрдо

В чём секреты буквы «Я».

В ней слово, слог и звук, друзья!


Почему буква я особенная?

 Что вы знали о букве я?

 Нам предстоит узнать, когда и какой буква я обозначает звук

Сегодня я нашла странный предмет. (демонстрирует закупоренную бутылку с запиской) Наверное, он приплыл к нам из далеких стран. Давайте достанем послание и прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята. Я – пират. Когда-то, давным-давно, путешествуя по морям и океанам, я зарыл клад на одном острове и нарисовал карту. Но путь к этому острову очень опасен. На пути могут встретиться пираты. Если вы смелы и отважны, отправляйтесь в путь за сокровищами»


Ребята, как думаете, мы можем отправиться за сокровищами?

В путешествие со мной отправляются только самые сообразительные и внимательные ребята! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим! Игра «Так – не так»

«Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Какие молодцы. Придется всех брать с собой и на всех делить золото.

Готовятся к уроку


Приветствуют гостей


Читают стихотворение



Отвечают на вопросы



Делают предположения



Соглашаются










Отвечают




Выполняют упражнение



Актуализация знаний. Целеполагание.

- Ребята, в путешествии нам понадобится знание букв и звуков русской азбуки.  А еще мы раскроем все секреты буквы я.

 - На какие две группы делятся звуки русского языка?

- Как распознать гласные и согласные звуки?

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова?

- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?

- Еще какие бывают согласные?

- Рядом с каким гласными согласные произносятся мягко?

Когда Я обозначает два звука? Какие это звуки?

Когда Я обозначает один звук? Какой это звук?

Гласные и согласные

гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом

гласные – красным

синим или зеленым

твердые или мягкие, звонкие или глухие

рядом с И, Е, Я.

Тренировочные упражнения

Перед нами карта. Но за то время, пока карта плавала в океане, с неё стерлись обозначения.. Поэтому нам по пути придется останавливаться на каждом острове. Отправляемся в путь.

Жители первого острова хотят, чтобы мы .

Прочитать слоги и составить из слогов слова.

зи-ма, сос-на, ли-па, за-мок, хо-мяк, ях-та, мо-роз, до-мик, ро-за, ба-нан, нор-ка, ве-ник, ба-ян 

Но на этом острове нет клада. Но жители острова указали нам путь к острову, где зарыт клад.

Плывём дальше.

На пути другая преграда. Из-за тумана ничего не видно, можно заблудиться. Чтобы рассеялся туман, надо зажечь звезды на небе. А загорятся они, несли мы правильно проанализируем звуки [м], [т'], [з], [р'], [д], [и]. Звезды загорелись. Туман рассеялся.. Можно плыть дальше.

Выполняют задание

Читают хором

Составляют слова





Анализируют звуки.

Выкладывают из карточек на магнитной доске названия категорий


Работа по теме урока

На пути появились пираты. Они нас не пропустят нас, пока мы не выполним задания. Раскройте два секрета буквы Я.

Распределите слова в две колонки. В первой колонке Я обозначает два звука, во второй – один.

Еще раз давайте вспомним правило.

На каждом столе карточки со словами. Вспомните правило и разделите слова на две группы.

Яблоко, яхта, яма, яблоня, линия, баян, маяк, язык, Россия, ядро, стая, ягода, змея, якорь

Башня, капля, яблоня, имя, заря, мяч, соня, ряд, тётя, буря, пять, дядя, Коля, Витя

Давайте пообещаем пиратам, что мы никогда не забудем это правило.

Пираты нам открывают путь. Мы готовы плыть дальше.


По путина пришлось высадиться на следующем острове ,чтобы пополнить запасы воды и пищи. Вдруг мы услышали жалобные стоны. Мы не можем пройти мимо чужой беды. Поможем? Эта лисица. Ей нужна помощь. Давайте поможем.

Лисица распевает такую песенку.

Я – лисица.
Я  бегать мастерица.
Я по лесу бежала.
Я в ямку попала.

Сколько здесь предложений. Прочитайте первое предложение, второе и т.д.

Составим схемы предложений.
 Какое слово встречается в каждом предложении?

Сколько звуков в слове? Сколько букв? Какой еще секрет буквы Я мы узнали?

Лисица поблагодарила нас за помощь, и дала подсказку. Клад зарыт около маяка. Продолжаем путешествие.

Работают в парах




Выходят к доске прикрепляют слова и говорят правило.














Составление схем предложений



Буква «Я» может составлять не только слог, но и отдельное слово.


.

Закрепление изученного

Приплыли мы на заветный остров.

Но пройти к маяку не можем, ворота закрыты. Сначала надо выполнить задание.

Раскройте Азбуку на странице112

Рассмотрите рисунок на стр. 112

-Что изображено? Кто из вас видел маяк? Где? Расскажите.

- Чтение хором слов.

- Индивидуальное чтение рассказа «Маяк»

-Пересказ текста по наводящим вопросам:

-Что наблюдалось на море?

Как изменилась погода?

Кто был в это время в море?

Как должны повести себя суда?

А что могло быть на пути?

Но что помогло кораблям?

Ворота открылись. Вышли нам навстречу стражники.

- Мы долго охраняли эти сокровища. Теперь хотим отдохнуть. Если вы выполните наши задания, мы вам отдадим сундук.


Стражники непременно желают, чтобы мы отгадали ребусы и записали в тетрадь слова и нарисовали для них схемы


Маяк

буря

Объясняют значение слова «маяк» Самостоятельно читают текст


Отвечают на вопросы


Читают предложения с ответом







Открывают тетради и записывают слова и схемы.

Подведение итогов

Мы выполнили задания и теперь готовы получить сокровища. Но главные сокровища мы уже получили – это знания и верных друзей.

На карте появляется картинка «сокровища»

Появляется сундучок с шоколадными монетами.

Делают вывод


Получают подарки

Рефлексия

Вам понравился урок?

Покажите смайлик.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!