МБОУ «Вослебовская средняя общеобразовательная школа»
Скопинский муниципальный район
Конспект урока математики
Тема: «Таблица единиц массы»
(Урок «открытия нового знания»)
4 класс
по программе «Школа России»
Учитель начальных классов:
Улитина Нина Алексеевна
2018 г
Тема: «Таблица единиц массы»
Тип урока: урок открытия нового учебного материала
Цель: сформировать представление о новых единицах измерения массы (тонна, центнер, килограмм, грамм), установить соотношение между ними.
Задачи: способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы; развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; воспитывать познавательную активность; расширять кругозор учащихся.
Предметные УУД:
сформировать знания о новых единицах измерения массы, установить соотношения тонны и центнера с известной единицей измерения – килограмм и граммом;
сформировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.
Метапредметные УУД:
сформировать умения вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
сформировать умение работать в паре по решению общих учебных задач.
Личностные УУД:
1. формировать мотивацию на обучение;
2. формировать навыки коммуникативной компетентности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивирование к учебной деятельности (орг. момент 1-2 мин) | -Давайте поздороваемся: "Добрый день". -Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. -Представьте свои команды. -Я вижу, что вы любите математику и каждый день она прибавляет частичку мудрости. |
Обучающиеся разделились на группы. Они представляют название команды и девиз. |
2. Актуализация знаний | Индивидуальная работа: Вставь пропущенные числа (единицы длины) 630дм =…м 4000мм =…дм …см = 56м 56см =…дм…см 3450000см =…км…м 6км 7м5см =…см Работа в группах. Отгадаем кроссворд. 1.Промежуток времени в 100 лет. 2.Отрезок длиной 100 см. 3.Масса предмета в 1000 г. 4.Отрезок длиной 10 см. 5.Время в 60 минут. 6.Расстояние в 1000 метров. 7.Единица времени в 60 раз меньше часа. 8.Самая маленькая единица массы. - Какое слово получилось? Проверка самостоятельной. Какие величины вы знаете? | Век Метр Килограмм Дециметр Час Километр Минута Грамм Величины Самооценка Меры длины, времени, массы. |
3. Постановка учебной задачи. Тема урока
| - Посмотрите, к нам пришел Знайка математик. Что это значит? - Определить тему урока поможет наш кроссворд и страница 46 учебника. - Что такое масса? - Где в жизни мы пользуемся этим понятием? – Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? А если нужно узнать массу корзины с яблоками? – Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? -А зачем нам надо знать меры массы? Выдвижение гипотезы – Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать, что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? – И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы. – Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?») | Урок открытие новых знаний. «Таблица единиц массы». Грамм, килограмм, центнер, тонна (Грамм) (Ученик подписывает под картинкой «г») (Килограмм) (Ученик подписывает под картинкой «кг») (Ответы учеников) Чтобы решать примеры и задачи.
Мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы. |
4. Открытие нового знания (построение проекта из затруднения)
| - Выполните пробное действие: – Выразите в кг: 5 т, 6 ц – Выразите в ц: 7т; 5000 кг – Выразите в т: 9000 кг - В каком примере у вас затруднение? - Почему? - Как выйти из полученного затруднения? (Алгоритм вывешиваю на доску) А где взять информацию?(В учебнике…) - Что мы уже знаем из таблицы мер массы? – Запишите в тетради новое соотношение единиц – Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100» – Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» – Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров? – Запишите 1 т = 10 ц -Послушайте информацию с диска. – Посмотрите внимательно на таблицу в учебнике стр.46 и ответьте на два вопроса: - Что уже знали? - Что нового узнали? - Возвращаемся к нашему затруднению. Решите ск. ц в 7 тоннах? |
Вырази 7т в ц Мы не знаем ск. ц в тонне. Составить таблицу мер массы, запомнить ее и научиться применять. (Алгоритм) (1 ц = 100 кг, 1 т = 1000 кг) В 10 раз Слушают диск. Что в 1т =10ц 7т=70ц |
ФИЗМИНУТКА про дружбу. | | |
5. Первичное закрепление. Работа в парах | Работа в группах– решение примеров с проговариванием (КИМ стр 37, зад.3) | Самооценка деятельности |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) Слайд 4. Слайд 5. | – Выразите в кг: 30 ц; 20 т; 9000г. – Выразите в т: 9000 кг - Выразите в граммах: 40 кг Самоконтроль, самопроверка. | Самооценка деятельности |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Работа по учебнику. № 210 и №211 (работа в группах) | |
Интересные факты | – Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. При длине 6 м он весит больше 6 тонн. Ск. это кг? ц? - Переведите (6 т = 60 ц = 6 000 кг = 6 000 000 г)
В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей) Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах |
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. Пуд (равен 40 фунтам или 16 килограммам с «хвостиком») Золотник (происходит от «златник» — название монеты, вес около 4,3 г., в древние времена служил единицей веса драгоценных металлов и камней) Мал золотник, да дорог. Фунт (старая русская мера веса, равен 409,5 г или 96 золотникам) Это тебе не фунт изюму (шутливое выражение о каком–нибудь непростом деле) Фунт пуду должен уступить» (т. е. надо иметь уважение к старшим, более сведущим, опытным). Узнать, почём фунт лиха. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 мин. 9. Домашнее задание. | -Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? Оцените работу вашей группы на рефлексивной мишени. |
Д/з С. 46 №212, желающие могут составить задачу с интересными фактами. |
Приложение 1.
Индивидуальная работа:
Вставь пропущенные числа (единицы длины)
630дм =…м
4000мм =…дм
…см = 56м
56см =…дм…см
3450000см =…км…м
6км 7м5см =…см
Вставь пропущенные числа (единицы длины)
630дм =…м
4000мм =…дм
…см = 56м
56см =…дм…см
3450000см =…км…м
6км 7м5см =…см
Вставь пропущенные числа (единицы длины)
630дм =…м
4000мм =…дм
…см = 56м
56см =…дм…см
3450000см =…км…м
6км 7м5см =…см
Самоанализ урока
по математике в 4 классе по теме «Таблица единиц массы»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Урок открытия новых знаний ведёт к составлению общей таблицы единиц массы. По данной теме учащиеся уже изучили, что в 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 1000 кг. На данном уроке сформировались умения соотносить единицы массы. Целью урока было повторить и установить взаимосвязь единиц массы, формировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот. Очень важно формировать умение слышать, слушать и понимать партнёра, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли, аргументировать свои мысли. Этому способствовали формы организации урока - сочетание фронтальной и индивидуальной работы, работа в группах, парах.
На этапе актуализация знаний ребята разгадали кроссворд и вывели ключевое слово «величины», затем повторили изученные единицы массы, пользуясь своими знаниями, выполнили пробное действие, которое вызвало затруднение, в результате обсуждения затруднения в диалоге сформулировали цель урока. Затем изучили новый материал. Последующие задания направлены на первичное закрепление , затем работа с комментированием у доски и самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону). Последующие задания направлены на знание, правил перевода крупных единиц измерения массы в мелкие и наоборот, умение применять их, анализировать задания и делать выводы. На уроке для включения нового знания в систему знаний и повторение были предложены интересные факты о животных, а также старорусские единицы массы (встречающихся в пословицах, поговорках и фразеологизмах).
В конце урока на этапе рефлексии ребята подвели итог учебной деятельности и сделали самооценку результатов своей деятельности и всего класса по технологии рефлексивная мишень.
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник математика 4 класс М. И. Моро, электронное приложение к учебнику, презентация, таблицы для самооценки, рабочие тетради, карточки для работы в группе, КИМ .
Применялась наглядность: слайды презентации, опорные таблицы, кроссворд.
Контроль знаний и умений учащихся осуществлён с помощью заданий, в которых учащиеся устанавливали взаимосвязь единиц массы, формировали умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.
Рефлексия и оценка результатов работы учащихся способствовала положительному психологическому настрою учащихся и стимулом к дальнейшей работе.
При подведении итога урока учащиеся ответили на вопросы:
-Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
Оценили свою работу.
Планируемые результаты обучения на уроке достигнуты.
Учитель: Улитина Н. А.
2