Cценарий урока литературного чтения.
Тема: «А.П. Чехов «Ванька».
Цели урока: создать условия для совершенствования навыков работы с текстом ,обогащения словарного запаса, учить выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык выразительного, беглого, осмысленного чтения; развивать умение анализировать образ героя, развивать творческое воображение, внимание; формировать потребность в чтении, как средстве познания мира, самопознания,воспитывать интерес к чтению.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Ребята, вам тепло?
- В классе у нас светло?
- Прозвенел уже звонок?
- И закончен наш урок?
-Только начался урок?
-Учиться хотите?
-Кто хочет учиться,тот может садиться.
Наш девиз:На уроке будем старательными, активными и внимательными.
Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
II. Упражнения для формирования навыка беглого чтения.
1.Отыщи предложение.
Необходимо найти в тексте предложение , в котором есть заданное слово.
(Приложение1)
Слова: первый,большая,скатилась,ребятишки,помчались,покрыт.
2.Продолжи предложения.(антиципация)
3.Исправь смысловые ошибки.
-Ребята, писатель был уставшим и допустил в тексте смысловые ошибки. Наша задача их исправить.
Зимой
На дворе зима. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. В маленьком пруду плавают дикие утки. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. Ребятишки рады зиме.
4.Шифровка.
АНТОНПАВЛОВИЧЧЕХОВВАНЬКА.
III.Определение темы урока, постановка целей.
-Вы догадались,что здесь зашифровано?( Тема урока)
-А какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Сегодня на уроке я хочу учиться… (читать бегло, выразительно, без ошибок; работать с текстом).
Я хочу узнать…(что – то новое).
Я хочу поразмышлять…( о характере и поступках героев).
Я хочу проявить …(свои способности).
Я хочу порадоваться…(за свои успехи и своих товарищей).
IV.Работа с текстом.
-Кто главный герой произведения?
-Вспомним содержание рассказа. Какие действия происходят в рассказе? Что делает Ванька?
-Большая часть рассказа отведена письму мальчика. С ним мы сейчас и будем работать. У вас на партах лежит текст письма Ваньки. Ваша задача разделить этот текст на смысловые части и озаглавить их .Работать будем в парах.
Выслушиваю уч –ся. Предлагаю эталон.
План письма Ваньки.
Описание жизни Ваньки у сапожника.
Мольбы Ваньки.
Описание Москвы.
-Мальчики подготовили выразительное чтение письма в соответствии с пунктами плана.
-Каким мы увидели Ваньку? Какими качествами он обладает?
-На доске записаны качества характера. Прочитайте их и скажите, здесь только положительные качества?
-Давайте выберем из них те качества, которыми обладает Ванька.
(Прикрепляю на доску поочерёдно).
-Помимо Ваньки были и другие герои. Назовите их. Выясним какими качествами обладали они.(Аналогичная работа).
-Обратите внимание на окружение мальчика. С одной стороны дед и Ольга Игнатьевна и с другой стороны теперешний хозяин Ваньки.
-Какую бы жизнь выбрали вы?
- О какой жизни мечтает мальчик?
-Что помогает ему выжить в таких сложных условиях?
-Какую мысль хотел выразить Чехов в своём рассказе?
Я предлагаю выразить главную мысль произведения пословицей. Какая из двух пословиц подойдет для этого?
На чужое надейся , своё береги.
Надеждою жив человек.
-Мы многое узнали о Ваньке,многое о нём поняли. Подведём итог, составив синквейн.
Учащиеся работают в группах. Каждая группа представляет свой вариант.
V.Итог урока(рефлексия).
-С каким произведением работали на уроке? Кто автор?
-С помощью фразеологизмов оцените свою работу на уроке. Выберите подходящий из списка.
Работал :
-в поте лица.
-как сонная муха.
-спустя рукава.
- с огоньком.
-за троих.
- тянул лямку.
VI.Домашнее задание.(по выбору).
1.Нарисовать символ надежды
2.Придумать продолжение рассказа со счастливым концом.