На партах один из комплектов чередуются, по 2 листа фольги одинакового размера.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Организационный | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Я рада вас видеть на уроке бодрых, энергичных, с хорошим настроением. Давайте постараемся сохранить его до конца урока | Приветствуют учителя | Класс готов к уроку |
2 | Проверка домашнего задания | За окном весна, скоро лето. Мы мечтаем о предстоящих каникулах. В жаркий летний день мы не представляем свой отдых вдали от водоемов. На прошлом уроке мы говорили о телах, погруженных в жидкость или газ. Сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку. На столах лежат тестовые материалы и чистые листы бумаги | Слушают | Готовы к проверке домашнего задания |
Переверните тест (приложение №1), а номер правильного ответа вам необходимо написать на чистом листе. У вас должна получиться комбинация цифр. Наблюдает за выполнением задания | Слушают инструкцию Решают тест | Решенный тест |
Проверка выполнения теста: Назовите полученное число (спросить сначала одного, потом «А у тебя как?», и так несколько человек) На доске пишет правильный ответ | Называют полученные комбинации Сверяют собственный результат с правильным | Проверенное домашнее задание |
3 | Изучение нового материала | Сейчас проведем эксперимент, в ходе которого будем наблюдать за поведением тел. Учитель проводит эксперимент: Возьмем деревянный брусок. Как вы думаете, как поведет себя брусок при погружении в воду? Проверим. Опускает в сосуд с водой деревянный брусок. Возьмем алюминиевый брусок. Как поведет он себя в воде? А почему вы так думаете? Сейчас я попробую опустить в сосуд третий предмет (стеклянный пузырек, частично наполненный песком). Как вы думаете, как поведет себя это тело в воде? Проверим. Что видим? Итак, мы получили три разных случая поведения тела в жидкости. Какой вопрос у вас возникает? На все эти вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке, изучив условия плавания тел. Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока «Условия плавания тел» и ниже сделайте рисунок для каждого случая, нарисовав начальное и конечное положение тел. Учитель демонстрирует слайд 1 для проверки. У всех так? | Учащиеся отвечают: Всплывет. Утонет. Плавает. Утонет Потому что он металлический Видели, что металл тонет Утонет, потому что там песок Всплывет, так как там воздух Пузырек плавает в толще воды Почему пузырек не утонул? Почему тела ведут себя в жидкости по-разному? Зачем мы делали этот опыт? Делают записи в тетрадях Выполняют рисунки Сверяют рисунки в тетрадях, корректируют | Сформулировали тему урока Записана тема урока Сделан рисунок |
| | Организует работу в группах (парах) Сейчас вам предстоит выполнить описанный эксперимент и сделать вывод (Приложение 2) На партах необходимое оборудование и инструкция по выполнению работы | Дети в парах выполняют различные виды заданий. Проводят эксперимент, делают выводы | Заполненная таблица по результатам эксперимента детей |
Проводит обобщение полученных результатов и показывает слайд 2 | Дети озвучивают полученные результаты эксперимента, делают выводы | Доработанный рисунок по условиям плавания тел (Слайд 2) |
Как вы думаете, где применяются условия плавания тел на практике? А из какого материала делают корабли? А теперь посмотрим на слайд. Какой у вас возникает вопрос? Попробуем разрешить эту ситуацию. Предлагает выполнить эксперимент. У вас на столах 2 одинаковых куска фольги. Попробуйте сделать так, чтобы один кусок утонул, другой плавал. Сделайте вывод | Плавание кораблей, подводных лодок…. Металл, чугун, железо, сталь и т. д. Плотность металла больше плотности воды, а корабль плавает? Проделывают эксперимент, делают вывод о том, что тело из металла можно заставить плавать, если увеличить его объем | |
4 | Закрепление | Сейчас проверим, как вы усвоили изученный материал. Проделывает эксперимент Перед вами два сосуда с жидкостью, опускаем в оба сосуда по картофелине примерно одинакового объема. Что вы видите? Какой вопрос у вас возникает? Попробуйте объяснить ситуацию с использованием изученного сегодня материала. Что значит разные? В одном сосуде вода, тогда что во втором? | Одна утонула, другая всплывает Почему? Там разные жидкости? Имеют разную плотность Соленая вода | Проверено усвоение нового материала |
5 | Домашнее задание | §57 прочитать, выполнить задание к параграфу | Записывают в дневники | Задано домашнее задание |
6 | Итог урока | Сейчас попробуем ответить на вопросы, поставленные вами в начале изучения темы Почему пузырек не утонул? Почему тела ведут себя в жидкости по-разному? Зачем мы делали этот опыт? Выяснили? Сформулируйте условия плавания тел | Потому что его средняя плотность очевидно равна плотности жидкости Все зависит от соотношения силы тяжести и архимедовой силы Чтобы выяснить условия плавания тел Да Формулируют условия плавания тел | Подведен итог урока Сформулированы условия плавания тел |