СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока - дебатов по литературе Бурятии по пьесе Базара Барадина «Великая сестрица – шаманка» в 10 классе по теме : «Самопожертвование: за и против».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока - дебатов по литературе Бурятии по пьесе Базара Барадина «Великая сестрица – шаманка» в 10 классе по теме : «Самопожертвование: за и против».»


Сценарий урока - дебатов по литературе Бурятии по пьесе Базара Барадина

«Великая сестрица – шаманка» в 10 классе по теме :

«Самопожертвование: за и против».

Тыкшеева Розалия Давыдовна

(Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, МАОУ «СОШ №55, bayartalarisa68@mail.ru)


Образовательные цели:

- предоставление учащимся возможности получить дополнительную информацию по пьесе Б. Барадина «Великая сестрица – шаманка»;

- возможность учащимся продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды по обсуждаемой теме, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

Развивающие цели:

- стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов;

Воспитательные цели:

- повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения по данной теме, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по теме урока.

Предметные цели:

- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Б. Барадина;

- умение оценивать пьесу с определенных позиций;

Метапредметные цели:

Познавательные УУД:

- развитие навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, логического и критического мышления, овладение навыками решения проблем.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков устной речи; умений участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Личностные УУД:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Тип урока: урок-дебаты.

План проведения дебатов:

Этап подготовительный:

До проведения дебатов учитель на первых двух уроках знакомит учащихся с творчеством Базара Барадина, с пьесой «Великая сестрица – шаманка», проводит анализ образов, композиции, опорных эпизодов пьесы, ведет учащихся к постижению глубины авторского замысла, к пониманию как конкретного, так и обобщенного смысла событий, образов. Учителю очень важно знать, «насколько глубоко восприняли учащиеся изученное произведение, что дошло до них, чего они не поняли, совсем не заметили». Объявляет учащимся о проведении дебатов, выборе темы дебатов,

Команда №1

1 спикер – 5 мин.

2 спикер – 3 мин.

3 спикер – 5 мин.

Члены команды.

Команда №2

1 спикер – 5 мин.

2 спикер – 3 мин.

3 спикер -5 мин.

Члены команды.

распределяет роли в дебатах: класс делится на две команды.

Модератор выполняет роль ведущего, ведёт дебаты, обобщает, подытоживает выступления одноклассников (выбрать ученика, который умеет обобщать, анализировать).

Эксперт (учитель) в конце дебатов подводит итоги, оценивает выступления детей.

Готовясь к дебатам, учащиеся – спикеры каждой команды готовят выступления (тезисы и аргументы), приводя примеры из произведения:1 команда - за, 2 команда – против.

Основной этап.

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята, сегодня мы собрались, чтобы апробировать новую для нас современную педагогическую технологию – технологию дебатов. Данная технология учит вести полемику, отстаивать собственные взгляды и интересы, способствует развитию коммуникативных навыков, навыков критического мышления. Дебаты предполагают чёткое распределение ролей: именно поэтому мы выбрали модератора (ведущего), определили команды участников (спикеров) и членов команд, ваших одноклассников. Мы подобрали тему диспута «Самопожертвование: за и против», вы готовили выступления. На самом деле, это очень непросто высказываться на определённую тему, да ещё с привлечением литературного материала. Но мы видим в вас умных и думающих людей, поэтому надеемся, что у нас всё получится! Итак, слово предоставляется модератору нашего диспута.

Модератор:

Уважаемые участники наших дебатов, сегодня мы здесь собрались, чтобы провести дебаты и ответить на вопрос: Что есть самопожертвование? Любой ли человек способен на самопожертвование ради других? Но прежде чем начать наши дебаты, давайте установим правила их проведения.

Правило 1. Каждая команда выступает определенное время (1и 3 спикеры по 5 минут, 2 спикеры – по 3 минут);

Правило 2: каждый участник команды может выступить один раз;

Правило 3: обязательно соблюдать регламент выступлений. По истечению времени выступления я подаю сигнал об окончания выступления.

Правило 4: диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм.

Правило 5: команда поддержки (зрители) имеют право высказать свою позицию или задать вопрос по окончании выступлений всех спикеров, на вопросы может отвечать любой член команды.

Итак, начинаем…

Выступления спикеров разных команд (поочерёдно) (Записи выступлений даны кратко).

Выступления (тезисы и аргументы) 1 команды «За».

1 спикер. Что собой представляет самопожертвование? Согласно толковым словарям, самопожертвование – это пожертвование собой, своими личными

 интересами для пользы, благополучия других. Самопожертвование – это решимость человека по доброй воле посвятить свою энергию, время, усилия, знания и навыки какой – либо цели. Самопожертвование может наблюдаться в разных сферах жизни и проявлять себя различным поведением. Например, солдат отдает свою жизнь, защищая Родину, родители лишаются одной почки, спасая жизнь своего ребенка и т.д. В пьесе Б. Барадина «Великая сестрица – шаманка» главная героиня Эреэхэн отдаёт свою жизнь, чтобы спасти других, чтобы они могли выполнить возложенную на них миссию, и этим помочь своему народу. Ведь в те далёкие времена первые русские переселенцы насильно отбирали у бурятов их родовые земли. Чтоб их поездка к царю не оказалась пустой и бессмысленной, она решается на такой шаг. Эреэхэн в пути ослепла от голода и нужды, понимает, что ей осталось совсем мало жить, поэтому приносит себя в жертву. Я считаю, что она сделала правильный выбор, потому что от её решения зависел весь исход дела, которое на них возложили. Думаю, что она очень сильная личность, ведь на такой шаг способен ни каждый. Эреэхэн, прощаясь со своим любимым человеком, говорит: «Долг свой должна я исполнить. И если народ мой страдает, вместе должна я страдать». Она не может быть счастливой, пока её народ страдает, ибо знает, что только вместе с ним может обрести счастье. Даже в годы войны многие женщины – герои отдавали жизнь, чтобы защитить свою родину, свой народ. Люди ради своей родины и своего народа, будь они мужчинами или женщинами, отдавали свою жизнь.


2 спикер. В начале, когда я начал читать пьесу, подумал: Почему доверили именно Эреэхэн сопровождать делегацию от хоринских бурят к Петру Первому? Ведь можно было вместо неё отправить любого сильного мужчину? Например, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» в легенде о Данко, мы видим образ молодого и сильного парня, который решил пожертвовать собой, своим сердцем ради того, чтобы осветить людям путь, этим спасти людей. Люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. Точно также в пьесе Б. Барадина люди в конце становятся как звери. В этой непростой ситуации, когда маленькая группа людей находится между жизнью и смертью, к ним приходит одно единственное решение, что кто-то из соплеменников должен пожертвовать своей жизнью ради остальных. Именно в этом эпизоде Б. Барадин обнажает настоящее лицо мелкого душой, беспринципного и трусливого человека Бадана Туракина, который, позабыв обо всей добродетели шаманки Эреэхэн, без тени сомнения указывает на оказавшуюся самой слабой ослепшую девушку. Он предлагает умертвить шаманку и продолжить путь на родину, насытившись ее плотью. Автор образом хрупкой. Красивой, не погодам умной девушки Эреэхэн показывает насколько человек может быть сильным духом. Она понимает, что ответственность, которую на неё возложили, должна исполнить. Барадин восхищается силой, мужеством своей героини. Противопоставляет её эгоисту Бадану Туракину, который думает только о себе, хотя в начале пьесы казался человеком очень достойным, но он не смог достойно пройти испытание, лишения и трудности, показывает своё истинное лицо. Это нам даёт ещё один урок, что человек познается в беде. Такие люди, как Бадан Туракин, никогда не будут жертвовать собой ради других. Это люди эгоисты, думающие только о себе. А Эреэхэн совсем другая, она не думает о своей личной жизни, о счастье, её волнует, как дойти её соплеменникам до родины и принести им радостную весть. Если бы не было бы таких людей, как Эреэхэн, никогда на Земле не совершались бы подвиги, люди бы жили своей маленькой жизнью, довольствовались бы ей. Поэтому поступок Эреэхэн я считаю героической, именно на таких людях держится наша жизнь.

3 спикер. В драме «Великая сестрица – шаманка» описывается историческое событие и образы действительно живших людей, а также поход хори- бурят в Москву в 1702 году. В этом событии особую роль сыграла шаманка Эреэхэн. Назвав свою драму именем своей героини Б. Барадин хотел донести до читателя, что Эреэхэн своим поступком вошла в историю как самый близкий и родной человек в каждую семью, принесла им облегчение и веру в будущее. Девушка из простой семьи, единственная дочь в семье, зная, что уже не вернется обратно, решается сопровождать своих соплеменников в дальнем рискованном походе. Ведь покидая свой дом, каждый из этих людей знали, на что они идут, несмотря на это берут на себя такую ответственность и во что бы ни стало хотят оправдать доверие людей, которые на них надеются и ждут от них невозможного. Это уже говорит о том, что выбирая людей для похода, каждое племя отбирает лучших людей, которые смогли совершить такой поход и вернуться домой. Кому – то в этом походе пришлось пожертвовать собой, их подвиг до сих остается в легендах и преданиях народа, люди не забывают их, для нас они такие же герои. Ведь от них зависела судьба народа. Ведь в истории человечества только народ всегда была движущей и решающей силой. А такие люди как Бадан Туракин не достойны славы и почестей, не зря шаманка Эреэхэн, обвиняя его, в гневе предрекает ему забвение в народе, проклятие народа, и это считает самым страшным наказанием. В конце хочу сказать, что человек должен прожить свою жизнь очень достойно, т.е. честно, чтобы потом не было стыдно. Даже сейчас, в наше время, есть среди нас люди, такие как Бадан Туракин, и страшно, если такие люди нам встречаться на пути, предадут нас, чтоб самому выйти из воды сухим.

Выступления (тезисы и аргументы) 1 команды «Против».

1 спикер.

В пьесе Б. Барадина «Великая сестрица – шаманка» Эреэхэн жертвует своей молодой жизнью, соглашается на этот поход, оставив своих бедных старых родителей. Вместо этого она бы осталась бы дома, потому что родителей очень жалко, как они будут дальше доживать свою жизнь, каждый день оплакиваю свою любимую единственную дочь. Сейчас даже в армию не призывают парней, если у них одни остаются одинокие родители – старики. Это считаю я гуманным решением. Я обвиняю представителей племен хори – бурятов, особенно главу рода хуасай за то, что вопреки отказу родителей, отправляют Эреэхэн в столь далекий путь, на верную смерть. Они в начале обещают родителям, что будут оберегать её в пути, особенно Бадан Туракин говорит, что все они вернутся живыми и здоровыми и с радостной вестью. Но он не сдержал своего слова. Поэтому лучше не надо было Эреэхэн жертвовать собой, тем более она, наверное, знала, что Бадан предаст её. Стоило ли ей ради таких людей жертвовать собой. В наше время ни одна девушка не согласится в такой поход, чтобы спасти других. Думаю, что если бы она отказалась, нашёлся бы вместо неё другой человек, а она счастливо дожила бы свой век со своим любимым человеком, народила бы детей и была бы счастлива до конца своей жизни.


2 спикер. В пьесе есть эпизод, когда Эреэхэн выступает перед царем, какое неизгладимое действие на царя произвела её речь. Ведь только после этого путники получили царский приказ, удовлетворяющий все просьбы делегации. Тогда путники выражали благодарность Эреэхэн, оценивая её заслуги в спасении. Здесь мы видим бесстрашную девушку, которая смогла справиться со своим страхом, не упала лицом в грязь. С таким сильным характером Эреэхэн могла бы пригодиться в другом деле, которое не требовало бы от неё самопожертвования. Даже верховный шаман Нагарая, провожая делегацию говорит про Эреэхэн, что она Великая шаманка, мудрая хранительница, чтоб никто не смел в пути её обидеть, всегда уважали её. Так почему же, зная об этом, соплеменники решили её умертвить. Как они могли оправдаться перед своими и её родителями за содеянное? После этого можно ли верить людям? Можно ли сострадать близким людям, своему народу, если этот народ тебя в трудную минуту может предать? Стоило ли её родителям жертвовать своей единственной дочерью? Я думаю, что нет. Почему же они не принесли в жертву Бадана Туракина? Мне, кажется, что всё на этой земле несправедливо. Обижать слабых – вот наш девиз! На месте Эреэхэн я бы не стала молчать, сказала бы, что Бадан закинул ей в шапку черный камешек. Надо было его самого наказать, а не жертвовать собой ради такого страшного и злого человека.

3 спикер. Эреэхэн была очень сильной шаманкой у себя в улусе. Несмотря на молодой возраст девушки, все её уважали. Когда она согласилась отправить в далекий путь, знала, что возможно уже не вернется никогда обратно. Зная об этом, отправляясь в путь, она решается отказаться от счастья, любви, оставить своего молодого человека и даже своих родителей. Мне очень её жалко, когда в последней сцене она говорит, что она больше никогда не увидит на небе ни солнца, ни месяца, ни милых сердцу мать и отец, ни любимого своего человека, что ей увечной драгоценная жизнь не нужна. Ей слепой и измученной даже не хочется жить, у неё нет смысла жить, ведь она очень сильно переживает, что стала слепой. Я думаю, что каждый человек, потеряв зрение, отчаялся бы, не захотел жить. Вот почему она приносит себя в жертву. А была бы она здоровой, разве она согласилась бы на самопожертвование. У неё не было даже сил идти дальше, она хотела только одного, чтоб в её измученное тело пустили стрелы. Ведь многие из путников не хотели приносить её в жертву. К этому решению она пришла не сразу, она много, наверное, об этом думала. Ведь когда подкину Бадан Туракин камешек в её шапку, глава рода хуасай сомневается и восклицает: «Кто подставил сестрицу – шаманку?» Но он не стал до конца разбираться, смирился с тем, что Эреэхэн соглашается на жертву. Поэтому всё здесь противоречиво. В наше время точно также не до конца разобравшись, выносят какие- то решения, только потому, что люди берут на себя вину, жертвуют собой. Так нельзя! Невинные люди не должны жертвовать собой ради каких – то плохих и нехороших людей. Пусть уж плохих людей будет меньше, чем хороших. А так Эреэхэн была бы хорошей матерью и женой, любила бы своих детей и мужа, родители были бы счастливы. Вот такая несправедливость до сих пор есть в нашей жизни.

Модератор: Вот мы выслушали все ваши доводы за и против. Каждый старался высказаться убедительно, аргументированно, приводя конкретные примеры, старались грамотно излагать свою мысль, соблюдали свой регламент. Спасибо всем спикерам за выступления, а теперь мы хотели бы, чтобы члены команд задали вопросы другой команде по очереди.

Вопрос члена команды «против»: Вот вы говорите, что Эреэхэн пожертвовала собой ради народа, во имя народа, чтобы его спасти. А что было бы, если Эреэхэн осталась бы жива, её не умертвили бы?

Ответ члена команды «за»: В пьесе жертвуют собой не только Эреэхэн. Родители Эреэхэн, её любимый человек тоже идут на жертву, отправляя дочь и любимую в опасный путь. Кроме Эреэхэн многие путники умерли, не вернулись, они тоже во имя спасения своего народа жертвуют собой. Если бы Эреэхэн осталась бы жива, то такой человек как она, не оставалась бы в стороне, она обязательно сделала бы, что – то очень нужное, достойное для своего народа. Старалась бы хоть как – то изменить к лучшему жизнь народа. Ведь в конце она, превратившись в призрак, сопровождает людей. Это уже говорит, что она не успокоилась, пока народ страдает. Ведь только неуспокоившиеся призраки находятся среди людей, значит её что- то держит на земле…

Модератор: А теперь вопрос задает другая команда.

Вопрос члена команды «за»: Вы говорите, что Эрехэн на надо было собой жертвовать. Тогда ответьте на вопрос: Если бы не было людей, как Эреэхэн, мы жили бы счастливо и мирно сейчас в данный момент?

Ответ члена команды «против»: Мы же ведь говорили о том, что не обязательно надо было Эреэхэн отправляться в поход. Конечно, надо совершать подвиги, без таких героев мы, может быть, и не родились бы. Я хочу сказать, что герои всегда были, даже если вспомнить историю России: Победа над фашизмом. Тогда тысячи людей шли ценой своей жизни на защиту своей Родины…

Модератор: Слова предоставляется нашему эксперту.

Эксперт: Дорогие ребята, я внимательно послушала все ваши выступления, мне отрадно, что вы все так хорошо подготовились, я очень рада за вас. Конечно, вопрос самопожертвования актуален в любое время, это вечный вопрос. Кто – то его не принимает, кто – то считает, что это высшая ценность. Несмотря ни на что, я знаю, что вы всегда поступите правильно. Ведь в пьесе «Великая сестрица – шаманка» в образе Эреэхэн Б. Барадин воплотил образ яркой личности, которая прославила лучшие качества бурятского народа. Ну а в конце я хотела бы, чтобы вы оценили сами друг друга. Подумайте еще раз и скажите, чьи ответы были лучше и почему?

Член команды «против»: Я поставил бы команде «За» оценку «отлично», т.к. ребята смогли доказать, почему люди идут на самопожертвование, приводили примеры из пьесы, из других литературных источников.

Член команды «за»: Мы поставили нашим ребятам из другой команды «Против» оценку «четыре», думаем, что они нас до конца не убедили, что не надо совершать самопожертвование. У них мало было примеров из жизни.

Эксперт: Я тоже хотела бы оценить нашего модератора, думаю, что сегодня Сережа очень хорошо исполнял свою роль, соблюдал регламент, старался подвести итоги. Ему я ставлю тоже «отлично». На этом всех я благодарю, спасибо за работу.


Используемая литература при подготовке к дебатам: произведения бурятских учёных и писателей « Таёжная, озёрная, степная», Антология «Литература Бурятии», 3 том, составитель Б.С. Дугаров, «Писатели Бурятии XX – XXI веков», издательство «Бэлиг», Улан-Удэ, 2008г., статья «Бурятские предания – основа исторических драм Б.Барадина», Л.Ц. Малзурова, Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!