Комитет по образованию Администрации города Новоалтайска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения МБОУ СОШ №3 _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20_г. |
Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Окружающий мир» (вариант 5.1) для 1 «а» класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель
Киселева Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии авторской программой «Окружающий мир» Плешакова А. А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы «Просвещение», 2015
Новоалтайск 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе учебного плана, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Плешакова А.А., Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы / М.И. Моро, С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.В. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова // Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. – 529 с., в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Естествознание».
Обучение окружающему миру в данном классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Наша школа работает с УМК «Школа России», т.к. он вошел в федеральный перечень на 2012 г.. Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. При этом, в УМК сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность.
Организация учебной деятельности учащихся реализуется технологиями:
- системно – деятельностный подход, с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников.
Организуются формы обучения:
парная;
групповая;
фронтальная;
индивидуальная.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ)
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу ;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов) ;
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным ;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России ;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий ;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России ;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
— правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
— различать флаг и герб России;
— узнавать некоторые достопримечательности столицы;
— называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
— проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
— проводить опыты с водой, снегом и льдом;
— различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
— различать овощи и фрукты;
— определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
— описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
— сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
— сравнивать реку и море;
— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
— находить на глобусе холодные и жаркие районы;
— различать животных холодных и жарких районов;
— изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
— различать прошлое, настоящее и будущее;
— называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
— соотносить времена года и месяцы;
— находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
— объяснять причины возникновения дождя и ветра;
— перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
— ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
— мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
— раздельно собирать мусор в быту;
— соблюдать правила поведения в природе;
— правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
— подбирать одежду для разных случаев;
— правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
— правильно переходить улицу;
— соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
— различать виды транспорта;
— соблюдать правила безопасности в транспорте.
Коррекционная работа
Коррекционные задачи:
развитие фонематических процессов;
коррекция произношения звуков;
формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
2. Развитие и совершенствование:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
3. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов | Всего часов | Виды учебной деятельности |
Предметные УУД |
1. | Задавайте вопросы! | (1ч) | Совместно – распределенная (групповая); игровая | — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; |
2 | «Что и кто?» | 20 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Работать с картинной картой России Сравнивать: Герб и флаг России; Национальные костюмы Дневное и ночное небо Ель и сосну Части тела различных насекомых Рассказывать о малой родине и Москве О небе Об особенностях любимого растения Рассматривать иллюстрации учебника Узнавать достопримечательности столицы Моделировать Форму Солнца Строение чешуи рыбы с помощью кружков из фольги Устройство компьютера Устройство светофора Форму Земли Группировать: объекты неживой природы по разным признакам Различать гранит, кремень, известняк Лиственные и хвойные растения Находить и показывать части растений Комнатные растения с помощью атласа Растения клумбы Листья в гербарии, на рисунке Насекомых на рисунке, с помощью атласа –определителя Рыб Птиц Зверей Бытовые предметы Исследовать: строение шерсти зверей |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; о жизни семьи по рисункам учебника; По рисунку –схеме путь воды О путешествии письма Путь воды из реки в море — оценивать значение семьи для человека и общества. Выяснять опасность грязной воды Источники появления грязи в снеге Запомнить правила обращения с электроприборами и электричеством Отличать электроприборы от других бытовых предметов реку и море Наблюдать форму снежинок и рисовать их За жизнью животных Зимующих птиц — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; — интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; |
4 | Где и когда? | 11 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Называть дни недели Времена года и месяцы Анализировать схему смены времен года и месяцев Характеризовать природные явления в разные времена года Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду Экватор и жаркие районы Земли Приводить пример Животных жарких районов Зимующих и перелетных птиц Сравнивать жизнь взрослых детей Знать правила безопасной езды на велосипеде |
5 | Почему и зачем? | 22 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Моделировать Луну Звезды Ситуацию вызова экстренной помощи по телефону Экипировку космонавта Классифицировать Самолеты поезда Наблюдать за дождем и ветром Домашними питомцами Возникновением и распространением звуков Обсуждать как следует беречь уши Правила поведения в природе Правила чистки зубов и мытья рук Правила безопасного поведения в самолете, поезде, автомобиле Запомнить последовательность цветов радуги Различать овощи и фрукты |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окружающему миру
Количество часов в неделю – 2.
Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, из них на проведение контрольных работ и проверочных – 4; экскурсий – 3.
Сроки реализации программы: один год (2018 – 2019 г.г.)
№ | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них |
Лабораторные и практические (тема) | Контрольные и диагностические материалы (тема) | Экскурсии |
| 1. | Задавайте вопросы! | 1 | | | |
1 | 1.1. | Задавайте вопросы! | 1 | | | |
| 2 | Что и кто? | 20 | | | |
2 | 2.1 | Что такое Родина? | 1 | | | |
3 | 2.2 | Что мы знаем о народах России? | 1 | | | |
4 | 2.3 | Что мы знаем о Москве? | 1 | | | |
5 | 2.4 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | | | |
6 | 2.5 | Что у нас над головой? | 1 | | | |
7 | 2.6 | Что у нас под ногами? | 1 | | | 1 |
8 | 2.7 | Что общего у разных растений? | 1 | | | |
9 | 2.8 | Что растёт на подоконнике? | 1 | | | |
10 | 2.9 | Что растёт на клумбе? | 1 | | | 1 |
11 | 2.10 | Что это за листья? | 1 | 1 | | |
12 | 2.11 | Что такое хвоинки? | 1 | 1 | | |
13 | 2.12 | Кто такие насекомые? | 1 | | | |
14 | 2.13 | Кто такие рыбы? | 1 | | | |
15 | 2.14 | Кто такие птицы? | 1 | | | |
16 | 2.15 | Кто такие звери? | 1 | | | |
17 | 2.16 | Что окружает нас дома? | 1 | | | |
18 | 2.17 | Что умеет компьютер? | 1 | | | |
19 | 2.18. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | | |
20 | 2.19 | На что похожа наша планета? | 1 | | | |
21 | 2.20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | | 1 | |
| 3 | Как, откуда и куда? | 12 | | | |
22 | 3.1 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | | | |
23 | 3.2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 1 | | |
24 | 3.3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | | | |
25 | 3.4 | Как путешествует письмо? | 1 | | | 1 |
26 | 3.5 | Куда текут реки? | 1 | | | |
27 | 3.6 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | 1 | | |
28 | 3.7 | Как живут растения? | 1 | | | |
29 | 3.8 | Как живут животные? | 1 | | | |
30 | 3.9 | Как зимой помочь птицам? | 1 | | | |
31 | 3.10 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | | |
32 | 3.11 | Откуда в снежках грязь? | 1 | | | |
33 | 3.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | | 1 | |
| 4 | Где и когда? | 11 | | | |
34 | 4.1 | Когда учиться интересно? | 1 | | | |
35 | 4.2 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | | | |
36 | 4.3 | Когда придёт суббота? | 1 | | | |
37 | 4.4 | Когда наступит лето? | 1 | | | |
38 | 4.5 | Где живут белые медведи? | 1 | | | |
39 | 4.6 | Где живут слоны? | 1 | | | |
40 | 4.7 | Где зимуют птицы? | 1 | | | |
41 | 4.8 | Когда появилась одежда? | 1 | | | |
42 | 4.9 | Когда изобрели велосипед? | 1 | | | |
43 | 4.10 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | | | |
44 | 4.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | | 1 | |
| 5 | Почему и зачем? | 22 | | | |
45 | 5.1 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | | | |
46 | 5.2 | Почему Луна бывает разной? | 1 | | | |
47 | 5.3 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | | | |
48 | 5.4 | Почему звенит звонок? | 1 | | | |
49 | 5.5 | Почему радуга разноцветная? | 1 | | | |
50 | 5.6 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | | | |
51 | 5.7 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | | | |
52 | 5.8 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | | |
53 | 5.9 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | | |
54 | 5.10 | Зачем мы спим ночью? | 1 | | | |
55 | 5.11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | | |
56 | 5.12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | | |
57 | 5.13 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | | |
58 | 5.14 | Зачем нужны автомобили? | 1 | | | |
59 | 5.15 | Зачем нужны поезда? | 1 | | | |
60 | 5.16 | Зачем строят корабли? | 1 | | | |
61 | 5.17 | Зачем строят самолёты? | 1 | | | |
62 | 5.18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | | |
63 | 5.19 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | | |
64 | 5.20 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | | | |
65 | 5.21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | | |
66 | 5.22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | | 1 | |
| | | 66 | 4 | 4 | 3 |
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Технические средства |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. |
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование |
Набор предметных картинок. |
Книгопечатная продукция Для ученика: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М. «Просвещение»,2011 2) Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь. В 2 частях. М. «Просвещение»,2016 3)Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1 класс М. «Просвещение»,2016
Методические пособия для учителя 1Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. – М.: ВАКО,2012. – 368 с. 2. Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир»к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» : 1 класс. В.2 ч.М: Издательство «Экзамен»,2012.-79с |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |