СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий педагогического совета «Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий педагогического совета, созданный на основе системно-деятельностного подхода. Дополнительно см. файл "Презентация: педагогический совет «Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»" (https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-pedagogicheskii-sovet-proektirovanie.html).

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий педагогического совета «Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»»

Педагогический совет «Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»

I. Организационный момент

Задача: включить участников педсовета в деятельность, разделить их на команды.

Методика: каждый участник педсовета достаёт из «волшебной коробочки» конфету (используется три вида конфет, по числу образуемых команд), в соответствии с видом которой ведущий предлагает образовать три мини-группы (групп может быть больше, это зависит от количества присутствующих на педагогическом совете).

Вступительное слово ведущего: предлагаю начать педсовет с обсуждения притчи «Как научиться всему» (приложение 1; слайд 2 презентации «Педагогический проект "Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе"»).

Вывод, формулируемый ведущим: Мастер научил своего ученика всему, но в обучении важнее научиться самому. Это задача, которую стравят ФГОС перед школой.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Задача: сравнить объяснительно-иллюстративный и системно-деятельностный методы, рассмотренные на предыдущем педсовете.

Методика: Каждая группа участников педсовета получает карточки с названиями элементов урока, выделяемых при объяснительно-иллюстративном и системно-деятельностном методах (приложение 2). По команде ведущего каждая команда составляет две цепочки (ключ в приложении 3; слайд 3 презентации «Педагогический совет "Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе"»). Затем ведущий предлагает сравнить данные методы: найти общее и акцентировать внимание на особенностях.

Вывод, формулируемый ведущим: 1) структура урока модифицируется, а не кардинально изменяется; 2) все основные компоненты урока направлены на организацию разнообразной деятельности обучающихся.

III. Выявления места и причины затруднения

Задача: сравнить объяснительно-иллюстративный и системно-деятельностный методы, рассмотренные на предыдущем педсовете.

Методика. Ведущий обращается к участникам педсовета с проблемным вопросом: что мы знаем и хотим узнать об организации урока с использованием системно-деятельностного подхода? Участники педсовета заполняют таблицу (работа проводится фронтально или в группах; слайд 4 презентации «Педагогический совет "Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе"»).

Характеристика уроков с точки зрения системно-деятельностного подхода

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода






Характеристика компонентов уроков






Вывод, формулируемый ведущим: Данный приём работы, позволяет организовать деятельность учащихся на нескольких этапах урока (обсуждаем, каких?).

IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

Задача 1. Проанализировать принципы, используемые при конструировании и проведении урока.

Методика: ведущий предлагает некоторым участникам, опираясь на выданные им описания, изобразить принципы, используемые при конструировании и проведении урока. Остальные участники должны сформулировать принципы. Названия принципов обучения проецируются на доске (приложение 4; слайд 5 презентации «Педагогический совет "Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе"»).

Вступительное слово ведущего. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. При этом необходимо соблюдать определённые дидактические принципы. Рассмотрим их, используя пантомиму.

Вывод, формулируемый ведущим. Технология деятельностного метода выводит на первый план деятельность ученика, его способность к самоопределению, к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. При соблюдении всех принципов технологии эта деятельность проходит на высоком уровне психологической комфортности, а значит способна сохранять и укреплять здоровье детей. Данным требованиям отвечают педагогические стратегии и техники ТРКМ (технология развития критического мышления), ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), метод интеллект-карт, технология активных методов обучения и др. Их рассмотрение – это темы отдельных педагогического совета.

Задача 2: проанализировать компоненты структуры урока с точки зрения их значения для урока в целом.

Методика: Ведущий предлагает группам выполнить задание: сложить пазл, в котором к каждому этапу урока необходимо подобрать его цель (приложение 5). После выполнения заданий в группах и проводится обсуждение.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача: усвоение этапов урока при его построении на основе системно-деятельностного подхода.

Методика: Ведущий раздаёт каждому участнику педсовета (каждой команде) комплект из 9 карточек (приложение 6; проверка – слайд 6 презентации «Педагогический совет "Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе"»), соответствующих структуре урока, и предлагает выполнить задания.

1. Разделите предложенные карточки на три равные группы, соответствующие трём фазам урока, проводимого на основе системно-деятельностного подхода.

2. Расположите группы (слева направо) в том порядке, согласно которого вы бы проводили образовательное мероприятие. Обоснуйте свой ответ одним предложением.

3. В каждой группе разложите карточки (слева направо) в том порядке, в котором вы бы проводили каждый из этапов образовательного мероприятия. Охарактеризуйте значение каждого этапа в структуре урока одним предложением.

Если ведущий видит, что команды затрудняются в выполнении задания, то он предлагает вариант инструкции к заданию, снижающий уровень его сложности.

1. Разделите предложенные карточки на три равные группы, соответствующие трём фазам урока, проводимого на основе системно-деятельностного подхода: 1) начало урока; 2) работа над темой; 3) завершение урока.

2. Расположите группы (слева направо) в том порядке, согласно которого вы бы проводили образовательное мероприятие. Обоснуйте свой ответ одним предложением.

3. В каждой группе разложите карточки (слева направо) в том порядке, в котором вы бы проводили каждый из этапов образовательного мероприятия. Охарактеризуйте значение каждого этапа в структуре урока одним предложением.

Вывод, формулируемый ведущим. Одним из способов, позволяющих решить проблему самопроверки и индивидуального подхода к учащимся, является изменение предписание, по которому выполняется задание, т. е. использование заданий с одним и тем же предметным содержанием, но различающихся формулировкой (предписанием). Для таких заданий характерен переход от начальной более сложной формулировки к менее сложной. В этом случае снижается трудность задания для ученика, и выявляется тот уровень, на котором он может самостоятельно найти верный ответ.

Задание при таком подходе вначале не содержит указания на способ его выполнения, побуждая учащихся самостоятельно находить путь решения (уровень 3).

Пример.

Даны схемы химических реакций:

1) C + O2 ® CO; 4) SO2 + O2 ® SO3;

2) H2O + Na2O ® NaOH; 5) N2 + H2 ® NH3;

3) CO2 + C ® CO; 6) N2O5 + CaO ® Ca(NO3)2.

Распределите их на три равные группы.

В примере указаны исходные данные - схемы реакций - и в общем виде дано предписание: разделить схемы реакций на три группы, без указания о том, как это можно сделать.

Если ученик не может выполнить задание по такому предписанию, то используют варианты снижения его трудности (уровень 2). Учащимся предлагают подсказывающие предписания, организующие его деятельность. Для приведенного выше примере предлагается такая инструкция: «Разделите схемы реакций на три равные группы – по составу веществ, вступающих в реакцию». Исходные данные задания не изменились, а предписание стало более конкретным, в нем указан признак, на который надо ориентироваться при решении.

Снижение до второго уровня трудности, на котором задание конкретизируется, как правило, обеспечивает продуктивную работу основной массы класса. Но могут быть учащиеся, для которых недоступно выполнение задания и на этом уровне трудности. В таком случае должна действовать дальнейшая вариативность (уровень 1) и дальнейшее выявление того, когда ученик может работать самостоятельно. Инструкция к рассматриваемому примеру может быть такой:

«Разделите схемы реакций на три группы так, чтобы:

  • в 1-й группе оба исходных вещества были простыми;

  • во 2-й группе одно исходное вещество было сложным, а другое простым,

  • в 3-й группе оба исходные вещества – сложные».

В такой организации заданий заключается контролирующая функция, т. е. «определяется» уровень сформированности у учащихся как знаний, так и умений осуществлять определенную деятельность.

В соответствии с описанной выше методикой снижения уровня трудности, для большинства заданий, приводимых далее в пособии, даются три формулировки. В некоторых случаях предлагается выполнить задание уровня 1 фронтально, проводя обсуждение с группой учащихся, работающих на данном уровне.

VI. Разминка

Выполняется физкультминутка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Задача: сравнить методы обучения, используемые при системно-деятельностном подходе и объяснительно-иллюстративном подходе.

Методика. Ведущий обращается к участникам педсовета с проблемным вопросом: как соотносятся между собой методы обучения при системно-деятельностном подходе и объяснительно-иллюстративном подходе? Участники педсовета работают в группах, выбирая один из вариантов ответа из предложенных на слайде 7 презентации «Педагогический совет "Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе"».

VIII. Релексия

Можно использовать один из наиболее часто применяемых способ рефлексии – с помощью смайликов (слайд 8 презентации «Педагогический совет "Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе"»).

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1. Притча «Как научиться всему»

У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:

— Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили?

— Твое обучение окончено, я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.

После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.

— Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом...

— Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!

— Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.

— Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.


Приложение 2. Названия элементов урока, выделяемых при объяснительно-иллюстративном (карточки слева) и системно-деятельностном методах (карточки справа) (распечатать по числу групп)

Сообщение темы

и цели урока

Выявления места и причины затруднения

Актуализация знаний

Построение проекта выхода

из затруднения

(«открытие» нового знания)

Объяснение нового материала

Включение нового знания

в систему знаний

Закрепление

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Контроль

Эмоциональная разминка

Организационный момент

Рефлексия и оценка

Актуализация знаний

и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном действии

Первичное закрепление

с проговариванием


Приложение 3. Структура объяснительно-иллюстративного и системно-деятельностного методов


Объяснительно-иллюстративный метод

Сообщение темы и цели урока → Актуализация знаний → Объяснение нового материала → Закрепление → Контроль


Системно-деятельностный метод

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии → Выявления места и причины затруднения → Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) → Первичное закрепление с проговариванием → Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону → Эмоциональная разминка → Включение нового знания в систему знаний → Рефлексия и оценка



Приложение 4. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода (распечатать по числу групп)

1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.



Приложение 5. Этапы и цели урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода (распечатать по числу групп)

Первая таблица – игровое поле (не разрезается). Страницу со таблицей необходимо вырезать по контуру, потом на оборот приклеить любую подходящую по размеру картинку, а затем разрезать на 12 игровых карточек.





I. Организационный момент



II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии


III. Выявления места и причины затруднения


IV. Построение проекта выхода из затруднения

(«открытие» нового знания)


V. Первичное закрепление с проговариванием


V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VII. Эмоциональная разминка

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

IX. Рефлексия и оценка


Организация анализа учащимися возникшей ситуации, осознание того, в чём состоит недостаточность их знаний или умений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания, и выявление индивидуальных затруднений в деятельности каждого учащегося

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач; формулировка каждым учащимся вывода о том, что он уже умеет

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса; запись нового знания в виде опорного сигнала

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

(своей и всего класса)

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний

Организация кратковременного эмоционального (физического) отдыха от учебной деятельности

Приложение 6. Этапы урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода

Организационный момент


Актуализация знаний

и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выявления места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

(«открытие» нового знания)

Первичное закрепление с проговариванием

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Эмоциональная разминка

Включение нового знания в систему знаний

Рефлексия и оценка





Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода

  1.  Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

  2. Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

  3. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

  4. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!