Сценарий педагогического сопровождения разработки бизнес - проекта в рамках курса «Бизнес - проектирование» с применением технологии «Перспектива», ориентированной на выявление гипотез и их первичную оценку
Современный ритм жизни предполагает быстрое включение человека в ситуации реальной жизни, где нужно быстро сделать выбор в условиях неопределенности, уметь презентовать обществу свою деятельность, свои цели, мотивировать других на поддержку и участие в реализации собственных целей, уметь готовность брать на себя ответственность за принятые решения и их последствия.
Педагогическая характеристика занятия
В бизнес-проекте одним из разделов является раздел «Финансовые риски».
Цель занятия: формирование у учащихся компетенций при принятии рациональных финансовых решений в ситуации неопределенности - риска.
Базовые понятия и знания: «финансовые риски», «зоны риска», «факторы риска».
Умения: определять зоны риска, выявлять виды потерь в ходе функционирования предприятия.
Компетенции: знание ключевых зон риска при ведении собственного бизнеса.
В ходе занятия учащимися должны быть достигнуты следующие образовательные результаты:
Предметные образовательные результаты:
- усвоение понятий: «риски», «финансовые риски», «зоны риска», «классификация рисков»;
- овладение предметными умениями: определять наиболее вероятные виды рисков, выявлять зоны допустимого риска деятельности фирмы, определять способы уменьшения негативных последствий; характеризовать виды потерь.
Метапредметные образовательные результаты:
- развитие аналитических способностей;
- развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления;
- развитие умения выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои суждения;
- развитие навыков выявления причинно-следственных связей;
- развитие умения планировать и прогнозировать результаты своих действий;
- анализ, обработка и использование информации из разных источников.
Личностные образовательные результаты:
- формирование понимания того, что риски сопровождают человека на протяжении всей жизни,
- особенно подвержены рискам люди, связанные с финансовой деятельностью;
- финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека.
Создается 4 группы. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:
Новаторы – «зеленая шляпа» (презентуют свои идеи остальным членам группы);
Пессимисты – «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи );
Оптимисты – «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
Эксперты – «синяя шляпа» (выделяют всю полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед группой цели деятельности, обосновывают свое мнение).
Каждый этап – раунд может длиться от 15 до 25 минут в зависимости от сложности рассматриваемой проблемы.
Предлагаемый сценарий предполагает работу в течение 130 минут учебного времени:
5 минут – организационные моменты, педагог напоминает о методе, значении каждой «мыслешляпы»;
10 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию, структурируют её;
15 минут – 1 раунд
15 минут – 2 раунд;
15 минут – 3 раунд;
15 минут – 4 раунд;
15 минут – выводы, подведение итогов.
Каждый раунд длится 15 минут:
4 минуты выступление новаторов;
1-2 минуты – уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из творческих групп);
2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
2 минуты – выступления экспертов.
Соблюдение протокола – это ответственность педагога в рамках данной технологии.
Сводная таблица экспертов:
| Новаторы (зеленая шляпа) | Пессимисты (черная шляпа) | Оптимисты (желтая шляпа) | Штрафы (красная шляпа) | Итоговое количество баллов |
1 группа | | | | | |
2 группа | | | | | |
3 группа | | | | | |
4 группа | | | | | |
В итоге суммируются баллы и определяется та группа, которая наиболее эффективно решила предложенную задачу.