Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Сценарий открытого занятия «Подвижные игры народов России» кружка «Непоседы» внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в рамках районного семинара учителей начальных классов
2 класс
Сценарий составила:
Шевченко Людмила Васильевна,
учитель физической культуры первой квалификационной категории
с.Весёлое-2019г.
ТЕМА занятия: «Подвижные игры народов России»
ЦЕЛЬ занятия: Привитие духовно – нравственного воспитания через знакомство с русскими народными подвижными играми, историей и культурой России.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России.
-Обучить правилам народных подвижных игр.
- Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание. - Содействовать формированию разносторонне развитой личности.
Оздоровительные:
- Содействовать укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата;
- Способствовать развитию физических качеств (быстроты реакции, координации, внимания);
Воспитательные
- Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
- Создать условия для активации творческого мышления детей
Инвентарь: фишки, большие и малые мячи, скакалка, мягкие обручи, гимнастические палки; иллюстрации; карта России.
Место проведения: спортивный зал.
Ход занятия:
Перед началом мероприятия звучит музыка (Песни о спорте)
I. Вводная часть.
1.Построение. Команды заходят в зал.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Я начну предложение, а вы заканчиваете его, произнеся слово «ПРИВЕТ!» хором.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему – Привет!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылает свой – Привет.
При встрече через много лет,
Вы крикнете друзьям – Привет!
И улыбнутся вам в ответ,
От слова доброго – Привет.
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям – Привет.
Давайте дружно все в ответ,
Друг другу скажем мы - Привет!
Молодцы, ребята.
Учитель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы поближе с вами познакомиться во время игры. Давайте для начала расскажем нашим гостям немного о себе!
1. как вы утром просыпаетесь?
дети: "Вот так!"
2. А как вы умываетесь?
дети: "Вот так!"
3. А кушаете кашу?
дети: "Вот так!"
4. в школу как идете?
дети: "Вот так!"
5. а бежите?
дети: "Вот так!"
6. учитесь вы как?
дети: "Вот так!"
7. а шалите?
дети: "Вот так!"
8. вообщем, как живете?
дети: "Вот так!"
9. а играете?
дети: "Вот так!" ...
- Молодцы, ребята.
- Дружно солнцу улыбнись,
На зарядку становись.
В три шеренги становись!
Флешмоб
/Перестроение в одну шеренгу/
Учитель:
- И так, дорогие друзья, мы начинаем нашу разминку. Для разминки мы проведём несколько эстафет.
- Предлагаю познакомиться с нашими командами.
Представление команд.
Команда "Апельсин"
Девиз: Мы как дольки апельсина.
Мы дружны и неделимы.
Команда "Радуга"
Девиз: Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!
- Ребята, давайте повторим правила игр.
Повторяем с детьми правила игр:
- Играем честно и сообща.
- Играем не ради корысти, а ради удовольствия.
- Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.
Учитель:
-В две колонны – становись. /Перестроение в две колонны/
Эстафеты.
Эстафета № 1. «Переправа» Ваша задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Обратно возвращаетесь бегом.
Правило: Прыгать можно на одной или на двух ногах.
Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.
Эстафета № 2. «Отнеси-принеси»
По сигналу первые игроки бегут, раскладывают все мячи в обруч, бегут обратно и пустую корзинку передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают мячи в корзинку и передают следующему игроку и т.д., пока испытание не пройдёт вся команда.
Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.
Эстафета № 3. «Ручеек» с мячом, ноги на ширине плеч, мяч над головой у первого участника, первый стартует, наклоняется и передаёт мяч между ног колоны, последний в колоне принимает мяч и бежит в начало колоны и производит дальнейшие действия. Пока первые игроки не вернуться на свои места в колонне.
Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.
Эстафета № 4. «Кузнечики»
По сигналу все кладут на плечи руки впереди стоящего и на правой ноге прыгают до стойки. Обогнув стойку, прыгают назад на левой ноге.
Правила: нельзя менять ноги, становиться на две ноги и расцепляться. Побеждает та команда, которая закончила эстафету первой и с наименьшим количеством ошибок.
Эстафета № 5. «Хоккеисты» По сигналу первый игрок ведёт двумя гимнастическими палками третью, обводит стойку и также возвращается обратно. Передаёт следующему игроку. И так пока вся команда не выполнит задание. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.
Эстафета № 6. «Пингвины»
Первый участник от каждой команды зажимает мяч между ног и прыгая вместе с ним, обегая стойку, возвращается назад бегом, мяч в руках. Передает мяч следующему участнику. Руками мяч держать нельзя! Если мяч падает, необходимо остановиться и поправить мяч, только затем продолжить движение. Побеждает та команда, которая закончила эстафету первой и с наименьшим количеством ошибок.
-Молодцы, ребята, все справились с заданием.
/Перестроение в одну шеренгу/ Упражнения в глубоком дыхании при перестроении в одну шеренгу. (Руки вверх вдохнули. Опустили ручки выдохнули)
II.Основная часть.
Учитель:
Скажите ребята, а что больше всего любят делать все дети в мире?... Конечно же, играть! Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни. Игры помогают вам расти здоровыми, умными, добрыми, общительными, трудолюбивыми и честными людьми.
Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. Как вы думаете, в какие игры сегодня мы будем играть? (Ответы детей-)
Ученик
Каждый день и каждый час
Игры бойкие ждут нас.
Мы играем, мы растем,
Чтоб стать сильнее
С каждым днем!
Учитель:
Сегодня мы поиграем в игры народов России. Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом - уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом - может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете.
Ученик
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Ученик
Я люблю тебя, Россия!
Я хочу, чтоб ты цвела!
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела пол планеты –
Сто народов! Сто племен!
Мы – твои родные дети
Пусть синеет небосклон!
Учитель:
- Нашу страну – Россию населяют разные народы. Наше государство многонациональное. Ребята, а какие национальности знаете вы?
(Ответы детей).
- Молодцы ребята, спасибо. Вот сколько национальностей вы назвали. Поэтому какая наша страна?
– Многонациональная наша страна. Правильно, молодцы!
Ученик
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Учитель:
-Так вот, ребята, с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни всех тех народов, которые проживают в нашей стране.
А чтобы нам лучше узнать, в какие же игры играют разные народы, я предлагаю вам отправиться к ним в гости. Вы согласны? Ну что же, тогда в путь!
Ученик
Направо и налево -
Везде лежит она -
Игралочка, игралочка,
Чудесная страна!
1.Станция «Кавказские народные игры»
Учитель:
- На юге нашей страны живет много народностей: кумыки, осетины, лезгины, даргинцы.
Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.
А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. Поиграем в народные игры жителей этих мест….
Дагестанская Игра «Удочка»
Играющие встают в круг. В середине его водящий с веревкой, на конце которой привязан мешочек с песком. По сигналу водящий начинает кружить веревку с мешочком над землей так, чтобы мешочек постоянно касался земли. Играющие перепрыгивают через веревку, стараясь не задеть её. Задевший становится водящим. Нам нужно выбрать водящего. Как выбирают водящего? (Ответы детей) А выбирают его считалочкой.
Ученик
(Считалочка).
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Звучит лезгинка
- Учитель: дети, понравилась ли вам эта игра?
дети: да.
учитель: хорошо, мы продолжим играть в эту игру на следующих занятиях.
Ну что, продолжаем путешествие?!
Эй, девчонки и мальчишки, все на борт, отправляем самолет!
Руки в стороны: полет!
отправляем самолет.
правое крыло вперед
левое крыло - вперед.
раз, два, три, четыре
над Россией полетим
к друзьям в гости прилетим!
2. Станция «Игра народов севера»
Учитель:
- Мы с вами оказались на самом севере нашей страны. Здесь живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки. Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов, чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умение в ходьбе на лыжах. Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, украшают лентами и искусственными цветами.
Целый день звучит музыка, исполняются народные песни, взрослые и дети с удовольствием танцуют.
Любимая игра северных детишек «Ловля оленей»
- Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся в круг. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча, бегая по кругу. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. По окончанию игры подсчитывается количество пойманных оленей.
Выбираем пастухов считалочкой.
Ученик
(Считалочка)
Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети,
кукушата просят пить, выходи - тебе водить.
Правила игры: Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги игроков. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
Звучит музыка народов севера «Мы поедим, мы помчимся»
Учитель:
- Молодцы ребята, вот сколько оленей наловили. А на какую русскую игру похожа эта игра?
Спасибо нашим друзьям за такие замечательные игры, но нам пора продолжать наше путешествие.
Отправляем самолет?
Руки в стороны: полет!
отправляем самолет.
правое крыло вперед
левое крыло - вперед.
раз, два, три, четыре
над Россией полетим
к друзьям в гости прилетим!
3.Станция «Чувашские народные игры»
Учитель:
- Мы с вами оказываемся в Чебоксарах, в главном городе чувашей. Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды. Они поют песни под музыку гармониста, танцуют, веселятся и играют.
Чувашская народная подвижная игра «Пастух и овцы»
- Среди игроков выбирают 2 пастухов и 2 овец. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. Овцы находятся внутри круга, они выбегают из него и снова забегают. Пастухи (они вне круга) ловят овец, когда те выбегают из круга.
Правила игры. Если пастухи поймают всех овец, то они меняются с ними ролями. Если пастухи не смогут поймать ни одной овцы, то выбирают новых пастухов. Пастухи осаливают овец касанием руки.
Ученик
(Считалочка).
Я куплю себе дуду и по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди!
Мы играем, ты води!
Звучит чувашская музыка
Учитель:
- Ребята, с какой русской игрой схожа эта игра?
- Ну, мои юные путешественники, пора нам отправляться дальше. Местность у нас в основном равнинная, поэтому доберемся мы быстро и легко.
5.Станция «Русские народные игры»
Учитель:
- Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды. А еще они очень любили играть и веселиться. Жизнь человека всегда неотделима от жизни природы. Наиболее любимыми играми русских детей были и остаются: «Коршун», «Бездомный заяц», «У медведя во бору», «Волк в лесу», «Два Мороза».
Давайте и мы поиграем с вами в игру "Бездомный заяц"
Русская народная игра «Бездомный заяц»
- Выбираются охотник и бездомный заяц. Выбираем считалочкой. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.
Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.
Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.
Ученик
(Считалочка)
Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой
До столицы.
Колесо кто найдёт,
Тот ведёт.
Звучит русская музыка
Учитель:
-Встали в шеренгу. Сделали вдох-выдох (3 раза). Посмотрели на свою правую ладошку, посмотрели на свою левую ладошку. Вы сегодня играли хорошо, похлопали друг другу.
-Ребята, как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере, юге, западе или востоке - всех нас объединяет такая замечательная страна – Россия. Всех детей может объединить – игра.
Ученик
В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши.
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное в России – народ единый есть.
Вражде и ссорам места нет,
Кругом лишь радость и веселье.
И жизнь в стране кипит, летит.
Большой и пестрой каруселью.
Ученик
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!
III.Заключительная часть.
учитель: - Ребята, с какими играми сегодня мы познакомились - с играми народов России.
Но, скажите, пожалуйста, а какая игра вам запомнилась и какого народа?
дети: дети называют игры.
-Молодцы!
-Соревновались и играли вы на славу, все стали - чемпионами, я благодарю вас за участие и вручаю вам награды.
- мне очень интересно узнать, какое у вас было настроение на уроке.
Выберете на столе соответствующий смайлик.
Я рада, что вам понравилось и у вас было хорошее настроение.
На сегодня наше путешествие окончено. Мы продолжим его на следующих занятиях.
«До свиданья, ребята!»
Дарят и уходят под песню
Песня «Дружат дети всей земли»
15