СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого урока на тему Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока на тему Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.»

Конспект занятия по Информатике.

Тема: «Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.»



Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет, познакомиться с различными поисковыми системами, освоить основные методы поиска в сети.

Задачи:

Образовательная: вспомнить понятие «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, развитие навыков групповой работы, сотрудничества;

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на занятии;

Предварительная подготовка обучающихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Предварительная подготовка преподавателя: изучение материала урока, написание конспекта, создание презентации;

Дидактические основы занятия:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип занятия: закрепление знаний;

Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: 15 компьютеров, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.

План занятия:

  1. Орг. момент (1-2 мин.);

  2. Опрос домашнего задания (закрепление пройденного материала 5 мин);

  3. Объяснение нового материала (50 мин.);

  4. Самостоятельная работа (30мин.);

  5. Итог урока (3-5 мин.);


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Орг. момент,

1-2 мин.

- сообщение темы урока, его целей и задач;

- краткий план деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Итак, тема нашего урока: «Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет».

На уроке мы продолжим знакомиться с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию (слайд 1).

Записывают тему урока в тетради.

Проверка домашнего задания

5 мин

Прежде чем мы перейдём к новой теме, давайте вспомним тему предыдущего занятия и послушаем ответы на вопросы домашнего задания:

  1. Что такое браузер?

  2. Какие браузеры вы знаете?

  3. Какие способы поиска информации при помощи компьютера вы знаете?


Введение в тему:

- подготовить обучающихся к восприятию темы;

- нацелить на продуктивную работу.

30 минут

Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами нашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.

Конец света - нет интернета

Я не могу то и не могу это

Информации ноль – инфодиета

И ни ответа и ни привета…

Конец света - нет интернета...

Я где-то здесь, а ты где-то, где-то...

Ждите ответа, ждите ответа.....

Конец света – нет Интернета!..(слайд 2)

Знакомо ли вам это чувство? Обоснуйте свою позицию, насколько для вас жизнь без Интернета становится сложной.

 А как появился Интернет? Что послужило причиной его возникновения? Давайте послушаем сообщения которые подготовили ребята дома.

Теперь посмотрим сервисы Интернет: (Слайд 3)

  • Электронная почта

  • Чат

  • Телеконференция

  • ICQ

  • Электронная коммерция

  • IRC

  • WWW

  • Файловые архивы

Обратите внимания на следующую статистику (слайд 4). Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользовалось глобальной сетью Интернет на период 2008 года, а какова статистика на сегодняшний момент как вы думаете? Теперь вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.

А теперь давайте вспомним, что же такое Интернет?

Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая включает в себя локальную, региональную и корпоративную сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру (слайд 5).

А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.

В течение пяти минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.

Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.

Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.

Выступление капитана команды сторонников.

Выступление капитана команды противников.

В выступлениях капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.

Я предлагаю вашему вниманию следующие достоинства и недостатки сети Интернет, которые я выделила.

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

(Слайд 6)

Вывод (сначала ученики самостоятельно): Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым, несомненно, надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.
























































Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с учителем.


Делятся на группы.





Работа в группах.







Вывод своих позиций.

Тема урока:

- изучить способы поиска информации в сети Интернет;

- рассмотреть поисковые системы Интернета.

20 минут

А теперь переходим к изучению темы (слайд 7).

Всемирная сеть имеет свои ресурсы, это сайты, узлы, порталы.

Сайт, или веб-сайт, — совокупность логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера.

Веб-узел — это группа файлов, связанных между собой гиперссылками, которые позволяют переходить с одной страницы на другую с помощью щелчка кнопкой мыши.

Портал - сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта.

Сайты, узлы и порталы могут иметь разную тематику.

Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.

Для поиска информации используются в основном три основных типа:

  1. Указание адреса страницы; (слайд 8)

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

  1. Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд 9).

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

  1. Обращение к поисковой системе (слайд 10).

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд 11)

Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других) (слайды 12 – 13).

Yandex. ru

Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.

Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 14).

Google. ru

Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 15).

Rambler. ru

Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд 16).

Основное записывают в тетрадь

Закрепление материала

30 минут

(слайд 17)

А сейчас ваша задача выполнить задание в Интернете, перейдя по ссылке http://learningapps.org/display?v=4ui8suzj

В этом упражнении вам предстоит классифицировать объекты как поисковые системы, сервисы и браузеры.

Следующее задача, перейти по этой ссылке и пройти тест на закрепление полученной информации https://learningapps.org/133823

Следующее задание - вам будут даны карточки, на которых записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос (слайд 18).

А сейчас предлагаю немного размяться и провести гимнастику для уставших глаз. (5 мин).

Продолжим нашу работу.

С помощью адресной строки выйдите на образовательный портал и дайте ему характеристику. Результаты оформите в виде таблице при помощи текстового процессора MS Word.

Индивидуальная работа за компьютерами.

Подведение итогов урока:

систематизация знаний, полученных на уроке

3 минуты








Домашнее

задание

Беседа по содержанию урока (слайд 19):

  1. Что такое глобальная компьютерная сеть?

  2. Что такое поисковая система?

  3. Какие поисковые системы вы знаете (узнали)?

  4. Что такое портал?

Проанализируйте свою деятельность на уроке и скажите, о каких сервисах и поисковых системах мы сегодня с вами говорили. Какие открытия для себя вы сделали?

Оценивание ребят за практическую работу.

Выберите один из сервисов, которым вы никогда не пользовались, изучите его возможности и подготовьте сообщение, в котором, укажите его достоинства и недостатки, историю возникновения.(слайд 20)














Записывают домашнее задание




Приложение.

Карточки

Карточка №1

Поиск информации в поисковой системе по ключевым словам

  • Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем ………..ккал, подростку - ………. ккал на 1 кг массы тела.

  • Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты ……………………………

  • Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как ………….., т. е. подросток должен получать углеводов в…….. раза больше, чем белков или жиров.

  • Подросток должен есть не реже …… раз в день, т. е. каждые …………. ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.

  • Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - ……%; обед- …….…%; полдник - ….……%; ужин - …..….%.

Карточка №2

1. Для поиска введите в поисковой системе: в сутки взрослому требуется ккал

(впишите найденную информацию на карточку)


2. Для поиска введите в поисковой системе: питание подростка продукты


3. Для поиска введите в поисковой системе: оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов


4. Для поиска введите в поисковой системе: подросток должен есть не реже

5. Для поиска введите в поисковой системе: суточная калорийность питания подростка

  • Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем 40 - 42 ккал, подростку - 50 - 52 ккал на 1 кг массы тела.

  • Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты животного и растительного происхождения.

  • Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как 1:1:4, т. е. подросток должен получать углеводов в 4 раза больше, чем белков или жиров.

  • Подросток должен есть не реже 4 раз в день, т. е. каждые 3 - 4 ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.

  • Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - 25%; обед- 35 - 40%; полдник - 20 - 10%; ужин - 20-25%.

Те, кто оценивает свои знания на «4» выполнит следующую практическую работу, ответив на вопросы:

1. Обращение по адресу

1. Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: http://www.nlr.ru(Российская национальная библиотека.)

2. Web-страница, расположенная по адресу: https://www.nkj.ru/ рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска? (Ведомости, 1703 год.)

3. Определить, о чем рассказывается на данной странице: http://konkurskit.org/

2. Использование поисковых серверов.

1. Где и когда родился президент России? (Ленинград, 7.10.1952)
2. В каком веке придумали мороженое пломбир? (XIX век)

3. В каком веке придумали салат Оливье? (в 19 веке в 60-х годах)

И, наконец, тем кто плохо разобрался в данной теме, я предлагаю ответить на вопросы теста:

Тема: "Коммуникационные технологии"

1.Модем - это ...

  1. Устройство для печати.

  2. Устройства для работы в Интернете.

  3. Устройство для сканирования документов.

2.Монитор - это ...

  1. Устройство вывода информации.

  2. Устройство ввода информации.

  3. Устройство ввода и вывода информации.

3.Браузер - это ...

  1. Текстовый редактор.

  2. Графический редактор.

  3. Программа для просмотра веб - страниц.

4.К поисковым системам относят:

  1. Rambler,

  2. Яndex.

  3. Google,

  4. Mail

5.Какая программа является антивирусной

  1. Аваст.

  2. Winamp

  3. Nero

  4. Stamina

6.Наименьшая единица информации

  1. 1 Байт

  2. 1 МБайт

  3. 1 КБайт

7.Наибольшая единица информации

  1. 1 Байт

  2. 1 МБайт

  3. 1 Кбайт



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!