Конспект занятия по Информатике.
Тема: «Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.»
Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет, познакомиться с различными поисковыми системами, освоить основные методы поиска в сети.
Задачи:
Образовательная: вспомнить понятие «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;
Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, развитие навыков групповой работы, сотрудничества;
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на занятии;
Предварительная подготовка обучающихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;
Предварительная подготовка преподавателя: изучение материала урока, написание конспекта, создание презентации;
Дидактические основы занятия:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип занятия: закрепление знаний;
Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: 15 компьютеров, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.
План занятия:
Орг. момент (1-2 мин.);
Опрос домашнего задания (закрепление пройденного материала 5 мин);
Объяснение нового материала (50 мин.);
Самостоятельная работа (30мин.);
Итог урока (3-5 мин.);
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент, 1-2 мин. - сообщение темы урока, его целей и задач; - краткий план деятельности. | Здравствуйте, ребята! Итак, тема нашего урока: «Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет». На уроке мы продолжим знакомиться с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию (слайд 1). | Записывают тему урока в тетради. |
Проверка домашнего задания 5 мин | Прежде чем мы перейдём к новой теме, давайте вспомним тему предыдущего занятия и послушаем ответы на вопросы домашнего задания: Что такое браузер? Какие браузеры вы знаете? Какие способы поиска информации при помощи компьютера вы знаете? | |
Введение в тему: - подготовить обучающихся к восприятию темы; - нацелить на продуктивную работу. 30 минут | Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами нашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое. Конец света - нет интернета Я не могу то и не могу это Информации ноль – инфодиета И ни ответа и ни привета… Конец света - нет интернета... Я где-то здесь, а ты где-то, где-то... Ждите ответа, ждите ответа..... Конец света – нет Интернета!..(слайд 2) Знакомо ли вам это чувство? Обоснуйте свою позицию, насколько для вас жизнь без Интернета становится сложной. А как появился Интернет? Что послужило причиной его возникновения? Давайте послушаем сообщения которые подготовили ребята дома. Теперь посмотрим сервисы Интернет: (Слайд 3) Электронная почта Чат Телеконференция ICQ Электронная коммерция IRC WWW Файловые архивы Обратите внимания на следующую статистику (слайд 4). Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользовалось глобальной сетью Интернет на период 2008 года, а какова статистика на сегодняшний момент как вы думаете? Теперь вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. А теперь давайте вспомним, что же такое Интернет? Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова. Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая включает в себя локальную, региональную и корпоративную сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру (слайд 5). А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники. В течение пяти минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета. Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций. Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции. Выступление капитана команды сторонников. Выступление капитана команды противников. В выступлениях капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий. Я предлагаю вашему вниманию следующие достоинства и недостатки сети Интернет, которые я выделила. Достоинства | Недостатки | Важный источник информации | Информация из Интернета может быть недостоверной | Общение с людьми из разных городов | Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета | Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома | Обман со стороны организации | Способ распространения своих знаний | Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер | (Слайд 6) Вывод (сначала ученики самостоятельно): Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым, несомненно, надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть. | Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с учителем. Делятся на группы. Работа в группах. Вывод своих позиций. |
Тема урока: - изучить способы поиска информации в сети Интернет; - рассмотреть поисковые системы Интернета. 20 минут | А теперь переходим к изучению темы (слайд 7). Всемирная сеть имеет свои ресурсы, это сайты, узлы, порталы. Сайт, или веб-сайт, — совокупность логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Веб-узел — это группа файлов, связанных между собой гиперссылками, которые позволяют переходить с одной страницы на другую с помощью щелчка кнопкой мыши. Портал - сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Сайты, узлы и порталы могут иметь разную тематику. Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации. Для поиска информации используются в основном три основных типа: Указание адреса страницы; (слайд 8) Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ. Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд 9). Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Обращение к поисковой системе (слайд 10). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru). Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд 11) Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других) (слайды 12 – 13). Yandex. ru Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 14). Google. ru Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 15). Rambler. ru Rambler создан в 1996 году. Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд 16). | Основное записывают в тетрадь |
Закрепление материала 30 минут | (слайд 17) А сейчас ваша задача выполнить задание в Интернете, перейдя по ссылке http://learningapps.org/display?v=4ui8suzj В этом упражнении вам предстоит классифицировать объекты как поисковые системы, сервисы и браузеры. Следующее задача, перейти по этой ссылке и пройти тест на закрепление полученной информации https://learningapps.org/133823 Следующее задание - вам будут даны карточки, на которых записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос (слайд 18). А сейчас предлагаю немного размяться и провести гимнастику для уставших глаз. (5 мин). Продолжим нашу работу. С помощью адресной строки выйдите на образовательный портал и дайте ему характеристику. Результаты оформите в виде таблице при помощи текстового процессора MS Word. | Индивидуальная работа за компьютерами. |
Подведение итогов урока: систематизация знаний, полученных на уроке 3 минуты Домашнее задание | Беседа по содержанию урока (слайд 19): Что такое глобальная компьютерная сеть? Что такое поисковая система? Какие поисковые системы вы знаете (узнали)? Что такое портал? Проанализируйте свою деятельность на уроке и скажите, о каких сервисах и поисковых системах мы сегодня с вами говорили. Какие открытия для себя вы сделали? Оценивание ребят за практическую работу. Выберите один из сервисов, которым вы никогда не пользовались, изучите его возможности и подготовьте сообщение, в котором, укажите его достоинства и недостатки, историю возникновения.(слайд 20) | Записывают домашнее задание |
Приложение.
Карточки
Карточка №1
Поиск информации в поисковой системе по ключевым словам
Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем ………..ккал, подростку - ………. ккал на 1 кг массы тела.
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как ………….., т. е. подросток должен получать углеводов в…….. раза больше, чем белков или жиров.
Подросток должен есть не реже …… раз в день, т. е. каждые …………. ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - ……%; обед- …….…%; полдник - ….……%; ужин - …..….%.
Карточка №2
1. Для поиска введите в поисковой системе: в сутки взрослому требуется ккал
(впишите найденную информацию на карточку)
2. Для поиска введите в поисковой системе: питание подростка продукты
3. Для поиска введите в поисковой системе: оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов
4. Для поиска введите в поисковой системе: подросток должен есть не реже
5. Для поиска введите в поисковой системе: суточная калорийность питания подростка
Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем 40 - 42 ккал, подростку - 50 - 52 ккал на 1 кг массы тела.
Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты животного и растительного происхождения.
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как 1:1:4, т. е. подросток должен получать углеводов в 4 раза больше, чем белков или жиров.
Подросток должен есть не реже 4 раз в день, т. е. каждые 3 - 4 ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - 25%; обед- 35 - 40%; полдник - 20 - 10%; ужин - 20-25%.
Те, кто оценивает свои знания на «4» выполнит следующую практическую работу, ответив на вопросы:
1. Обращение по адресу
1. Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: http://www.nlr.ru(Российская национальная библиотека.)
2. Web-страница, расположенная по адресу: https://www.nkj.ru/ рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска? (Ведомости, 1703 год.)
3. Определить, о чем рассказывается на данной странице: http://konkurskit.org/
2. Использование поисковых серверов.
1. Где и когда родился президент России? (Ленинград, 7.10.1952)
2. В каком веке придумали мороженое пломбир? (XIX век)
3. В каком веке придумали салат Оливье? (в 19 веке в 60-х годах)
И, наконец, тем кто плохо разобрался в данной теме, я предлагаю ответить на вопросы теста:
Тема: "Коммуникационные технологии"
1.Модем - это ...
Устройство для печати.
Устройства для работы в Интернете.
Устройство для сканирования документов.
2.Монитор - это ...
Устройство вывода информации.
Устройство ввода информации.
Устройство ввода и вывода информации.
3.Браузер - это ...
Текстовый редактор.
Графический редактор.
Программа для просмотра веб - страниц.
4.К поисковым системам относят:
Rambler,
Яndex.
Google,
Mail
5.Какая программа является антивирусной
Аваст.
Winamp
Nero
Stamina
6.Наименьшая единица информации
1 Байт
1 МБайт
1 КБайт
7.Наибольшая единица информации
1 Байт
1 МБайт
1 Кбайт