1. Корх Анна Николаевна – учитель математики.
2. Урок математики по теме «Прямоугольные координаты на плоскости»
3. Урок разработан для 6 «В» класса общеобразовательной школы-лицея.
4. Цели урока: расширение понятийной базы за счёт включения в неё нового элемента – системы координат (образовательная цель), и (деятельностная цель) формирование способности учащихся выполнять новые действия, связанные с системой координат: строить точку на плоскости, заданную координатами, и определять положение точки на плоскости.
Цели реализуется посредством решения конкретных задач, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.
5. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
6. Используемые ЦОР: Я Класс, 1С, Google формы
Расширение понятийной базы за счёт включения в неё нового элемента – системы координат (образовательная цель), и (деятельностная цель) формирование способности учащихся выполнять новые действия, связанные с системой координат: строить точку на плоскости, заданную координатами, и определять положение точки на плоскости.
Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Демонстрация экрана учителя |
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся. Планируемые результаты |
Этап № 1. Организационный Задача: проведение успешного подключения всех участников занятия к онлайн конференции, создание благоприятного психологического настроя на работу. УУД, формируемые на этапе № 1: Личностные: самоопределение, выработка учебной мотивации Познавательные: выделение существенной информации в ходе подготовки к текущему занятию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение договоренностей о правилах общения в режиме онлайн конференции Регулятивные: самостоятельная организация рабочего места, планирование своей деятельности в соответствии с предъявленной информацией, обеспечение настроя на продуктивную работу (саморегуляция) |
Групповое онлайн взаимодействие (подключение, проверка связи, проверка исправности устройств) | Учитель передает ссылку для входа в онлайн конференцию учащимся. Начинает онлайн конференцию, проверяет готовность к уроку дидактических средств обучения (загружает необходимые приложения). Учитель приветствует учащихся, выполняет перекличку. Сообщает, что ведется запись урока. | Учащиеся переходят по ссылке, присоединяются к онлайн конференции. Приветствуют друг друга и учителя, проверяют собственную готовность к уроку, настраиваются на работу. | Включить в программе Zoom режим демонстрации экрана учителя. Экран приветствия |
Этап № 2. Мотивационный Задача: проведение актуализации знаний, создание ситуации для фиксирования учащимися индивидуального затруднения в пробном действии; подведение учащихся к самостоятельному определению темы урока и формулированию цели урока. УУД, формируемые на этапе № 2: Личностные: поиск индивидуального смысла в получении знаний текущего занятия Познавательные: осуществление актуализации личного жизненного опыта, определение границ своего знания/незнания; установление закономерностей, анализ, сравнение, умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы; Коммуникативные: восприятие информации на слух, построение диалога с учителем и одноклассниками; умение слушать и понимать речь других, дополнять, уточнять; формулировка собственного мнения, его обоснование; Регулятивные: выполнение пробных учебных действий; фиксирование индивидуального затруднения; определение и формулировка цели деятельности на уроке и темы урока; принятие и сохранение учебной цели и задач урока; планирование и прогнозирование своей деятельности; организация выполнения заданий по просьбе учителя; |
Фронтальная работа с классом (дети по желанию предлагают свои варианты ответов в микрофон или высказывают свое мнение в общем чате, в списке участников конференции можно пользоваться статусом «рука поднята» для желающих ответить) Прием «Проблемная ситуация» Прием «Подводящий диалог» | - Ребята, предлагаю посмотреть на экран. Скажите, пожалуйста, что вы видите? - Согласна, перед нами действительно координатный угол. А если мы внесем некоторые изменения на слайде, что это будет тогда? - Верно. Это точка А. - Молодцы. В прошлом году мы работали с координатным углом, помните? Какого рода задания мы выполняли? - Ребята, а что такое «координата точки»? - Хорошо. Предлагаю отметить точку с В (-3; -2) - Давайте попробуем догадаться, что необходимо добавить на клетчатое поле, чтобы можно было отметить точку В? - Вспомним понятие координатной прямой. Могли мы отмечать положительные и отрицательные числа? - Теперь сможем мы отметить точку В(-3; -2) Можно предоставить доступ к экрану кому-либо из учащихся и попросить отметить точку В. - Как определить местоположение точки? - Определите местоположение точек С и D. Теперь перед нами целая система. Как бы вы ее назвали? Какой будет тема нашего урока? Пожалуйста, откройте тетради, запишите дату и тему урока. Давайте обозначим цель нашего урока. - Спасибо за ваши ответы. Зафиксируйте их в черновике. Мы переходим к подробному изучению темы «Система координат». | - Клетчатое поле - Оси координат — Это координатный угол - У координатного угла есть точка отсчета, единичный отрезок и указано направление. - Мы учились определять координаты точек; - Мы определяли место точки по ее координате. — Это ее местоположение в координатном углу. - мы не можем её отметить, нет отрицательных чисел на осях. - Могли, ось Х «продолжена» и в левую сторону. - Можно также «продлить» и ось У Да, предлагают, как это сделать. - Каждая клетка на этом поле именуется парой элементов: буквой столбца и числом строки. (Ребята называют пары «координат» в микрофон. При желании средствами Zoom может быть ребятами использована опция «поднять руку».) (Дети предполагают) - Система координат (Дети пишут в тетради) - Познакомиться с системой координат и научиться определять местоположение точек в ней. | С помощью анимационных эффектов добавляется несколько новых элементов на том же слайде С помощью анимационных эффектов добавляется несколько новых элементов на том же слайде Тема урока «Прямоугольная система координат» |
Этап № 3. Информационно-аналитический Задача: организация деятельности учащихся по открытию нового знания, побуждение к самостоятельной деятельности; организация ситуации решения учебной задачи и систематизации полученной информации. УУД, формируемые на этапе № 3: Личностные: поиск индивидуального смысла в получении знаний текущего занятия Познавательные: умение соотносить информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, сравнивать, делать выводы, умение действовать по образцу; умение предлагать способы решения проблемных моментов, приводить доказательство, выделять главное, классифицировать, осуществлять поиск информации; умение использовать информацию для решения учебной задачи Коммуникативные: построение монологической и диалогической речи; выражение своих мыслей в устной форме с достаточной полнотой и точностью; осуществление взаимодействия в группе; сотрудничество в совместном решении проблемы; высказывание и обоснование собственной точки зрения; умение слушать и понимать речь других; Регулятивные: сознательная организация своей познавательной деятельности; планирование и работа по плану, прогнозирование; осуществление самоконтроля; умение делать выводы по результатам работы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивание коллективной и своей работы; |
Лекционный блок ЦОР ЯКласс – Предметы – Математика – 6 класс – Координаты. Координатная плоскость. https://www.yaklass.ru/p/matematika/6-klass/ratcionalnye-chisla-13871/koordinaty-koordinatnaia-ploskost-koordinaty-tochki-13639/re-430d7326-0d75-436a-a0ed-569be245d658 Закрепление изученного материала. Индивидуальная онлайн работа на виртуальной доске в режиме совместного доступа Групповая онлайн работа на платформе 1С. Интерактивное задание. 1С – библиотека интерактивных материалов – 6 класс – 4-69-1 Поиск координат https://urok.1c.ru/library/mathematics/matematika_5_11_kl_kollektsiya_interaktivnykh_modeley/4_planimetriya/4_7_vektory_i_koordinaty/5004.phd Индивидуальная работа на платформе 1С. Интерактивное задание. 1С – библиотека интерактивных материалов – 4-69-2 Рисование по координатам. https://urok.1c.ru/library/mathematics/matematika_5_11_kl_kollektsiya_interaktivnykh_modeley/4_planimetriya/4_7_vektory_i_koordinaty/4810.phd | Учитель включает документ-камеру, направляет объектив на плоскость своего рабочего стола, демонстрирует построение системы координат на клетчатой бумаге с применением чертежных инструментов. Просит детей с использованием чертежных инструментов проводить аналогичные построения в своих тетрадях. По ходу построений учитель ведет рассказ. Учитель в режиме демонстрации на своем компьютере открывает ЦОР, комментирует, дает рекомендации, что нужно записать в тетрадь. Учитель переключает экран на демонстрацию презентации. На слайде следом по одной появляются точки. Учитель просит детей принять участие в определении координат появившихся точек, а также выполнять построение точек в заготовленной системе координат в своей тетради. Дети по одному отвечают в свои микрофоны или печатают имя и координаты точки в общий чат. Дети могут активировать статус «поднятой руки» в списке участников. Учитель корректирует ответы при необходимости. Учитель работает с «виртуальным карандашом», делает необходимые записи на экране. Учитель переходит на следующий слайд, включает режим совместного использования инструментария Zoom и просит ребят активировать «виртуальные карандаши». Учитель также включает режим «подписи», чтобы видеть, кто из детей и что пишет в данный момент. На слайде с помощью анимации появляются разные задания, связанные с построением точки по некоторому условию (в презентации их запланировано 8). Пример задания: «Постройте точку, расположенную в третьей четверти». Понятно, что вариантов построения точек с таким условием много. Главное, учителю легко будет обнаружить ошибочно построенные точки и попросить, тех, кто ошибся, внести поправки. На этом задании удобно выполнить коллективную работу. Путь все ребята участвуют. Не страшно, если будут совпадающие точки. Учитель, используя возможности платформы Zoom разбивает учащихся на 5 групп. Объясняет, как выполнить задание, куда прислать результат выполнения, как проверить. Интерактивное задание содержит 7 различных вариантов. Учитель распределяет варианты среди учащихся. Задание выполняется онлайн, проверяется автоматически на платформе. Скриншот проверенной работы присылается учителю в мессенджер. Ссылка в общем чате. | Повторяют построения за учителем в своих тетрадях Учащиеся слушают, задают вопросы, делают записи в тетрадях по рекомендации учителя. Определяют координаты точек, дублируют построения точек в своей тетради; именуют точки, подписывают координаты: сверяют свои построения с построениями на экране монитора Ученики виртуальными карандашами ставят свои точки, соответствующие условию, по просьбе учителя называют координаты своих точек По указанной ссылке переходят на платформу 1С. Выполняют задание, обсуждают, присылают ответ от группы на проверку учителю в чат. По указанной ссылке переходят на платформу 1С. Выполняют свой вариант задания. Выполняют проверку средствами 1С, скриншот проверенного задания присылают учителю на проверку. | |
Этап 4. Оценочный Задача: установление соответствия между поставленной целью и результатом урока; установление правильности и осознанности изучения темы детьми; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, организация самопроверки; коррекция выявленных пробелов, обеспечение первичного закрепления материала. УУД, формируемые на этапе № 4: Личностные: самоопределение Познавательные: систематизация и обобщение изученного; анализ, синтез, сравнение; Коммуникативные: высказывание своих суждений, аргументация своей правоты, формулировка выводов на основе предметного материала; Регулятивные: оценивание своей работы, корректировка своей деятельности; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
Индивидуальная работа с Google-тестом | - Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? - Чтобы ответить на этот вопрос наверняка, предлагаю провести самопроверку с помощью Google-теста. Ссылка перед нами: https://forms.gle/JwvtuYE72HZBcBQZA Ссылка есть на экране, ссылка также дублируется в общий чат. Учитель показывает, как скопировать ссылку и правильно применить ее для входа в тест. - Пусть каждый проверит себя сам, а система ему в этом поможет. По окончании теста вы увидите свой результат (нажмите кнопку «Посмотреть баллы»), а также задания, в которых вы допустили (не допустили) ошибки. Будьте внимательны! Тест выполняем в онлайн режиме, не выходя из конференции. На тест отводится 5 минут. Учитель выключает режим демонстрации экрана и следит за прогрессом каждого ребенка в сводной таблице Google-теста, отмечает для себя, на какие вопросы были даны верные/неверные ответы. Выставляет оценки в электронный журнал. | - ученики высказываются. выполняют тест - | |
Этап № 5. Рефлексия Задача: организация рефлексии и самооценки учащихся; фиксация неразрешенных затруднений как направления будущей учебной деятельности; анализ и оценка успешности достижения цели; объявление домашнего задания и обсуждение возможных трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся; УУД, формируемые на этапе № 5: Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Познавательные: систематизация, обобщение изученного Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: умение соотносить цели и результаты собственной деятельности; оценка-осознание уровня и качества усвоения материала; самоконтроль; |
Фронтальная работа Метод «Парковка идей» Домашнее задание На платформе Я Класс. Домашнее задание по учебнику. Параграф 4 п1 прочитать. №197 выполнить в тетради. | По окончании выполнения теста продолжаем работать в онлайн конференции. Учитель спрашивает, какие трудности возникли при выполнении теста. Если возникли индивидуальные затруднения, и ребенок при всех не желает об этом говорить, учитель предлагает написать личное сообщение учителю, чтобы уточнить то, что осталось непонятым. Если по тесту вопросов больше не осталось, на экране появляется слайд «Парковка идей». Ребята по желанию высказываются вслух на любые из четырех вопросов. Можно и на все. Создает домашнюю проверочную работу на платформе ЯКласс. Ссылка автоматически будет отправлена на электронную почту ученикам и продублирована в электронном журнале. Даёт комментарии и рекомендации по выполнению домашнего задания. Прощается с ребятами. Конференция выключается. Занятие завершается. Видеофайл с записью урока выкладывается в облачное хранилище, ссылка на файл дается в закрытой беседе классу, чтобы желающие смогли еще раз прослушать материал новой темы. | - ведут диалог с учителем - фиксируют домашнее задание в дневнике, задают при необходимости учителю уточняющие вопросы Прощаются с одноклассниками и с учителем. | |