СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий " Ода русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языкудля учащихся 8-ых 0 11-ых классов

Просмотр содержимого документа
«Сценарий " Ода русскому языку"»

ОДА РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Сценарий тематического вечера для учащихся 8-11классов.
Ведущая: Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы пропеть оду языку, на котором нам с вами выпало говорить от рождения.
Ведущий: Язык - это острое оружие и дипломатов, и политиков, и деятелей искусства.
Ведущая: Одного из видов искусства - литературы - просто не могло бы быть без языка.
Ведущий: Войны могут начаться с принятия законов о языке... Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.
Ведущий: Мы владеем одним из 5 основных языков мира. (В мире насчитывают 6800 языков. Среди них - 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).
Ведущая: Это ли не повод, чтобы гордиться!
(Обращаются к стенду с высказываниями известных людей о русском языке.)
«Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём - отвлечённые мысли, внутренние лирические переживания, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».
А.И.Герцен.
«Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».
П.Мериме.
«Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира».
К.Г.Паустовский.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное слово ещё драгоценнее самой вещи».
^ Н.В. Гоголь.

«Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говаривать прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
М.В.Ломоносов.

 

Ведущая: Это ли не повод пропеть оду такому языку! Прежде чем я предоставлю вам возможность присоединить свой голос к этой хвалебной песне в честь русского языка (это было вашим домашним заданием), давайте посмотрим, насколько мы знаем наш родной язык. Я объявляю конкурс. Знатоки русского языка, прошу вас объединиться в 2 команды по 5 человек и занять места за игровыми столиками.
^ КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Домашние задания:
1.Оформление стенгазеты «Ода русскому языку» её «защита».
2.Составление «Бестолкового словаря». (5 слов)
Например: астрология - наука о разведении астр.
РАЗМИНКА(По 3 вопроса каждой команде. Оценка - 1 балл за правильный ответ.)
1.Какое русское слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка.)
2.В каком слове сорок гласных? (Сорок-а.)
3.В каких словах по сто согласных? (Сто-л, сто-г, сто-н...)
4.Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
5.Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс «ик».)
6.Что это за часть речи?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
^ Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное.)
Ведущая: Знакомство с языком начинается со знакомства с буквами и знаками. Наш первый конкурс -  «БУКВЫ И ЗНАКИ»

(2 вопроса каждой команде. 3 балла за каждый правильный ответ.)
1. Кто был создателем 1-го славянского алфавита? (Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Создан алфавит был в IX в. нашей эры, а пользоваться им стали лишь в Х, Х1вв.).
2. Как назывались первые славянские азбуки? (Кириллица и Глаголица.)
3.Какая буква в русском алфавите моложе всех? (Буква «Ё». Ввёл её в обиход писатель Н.М.Карамзин в 1797 году. До этого соответствующий звук обозначали буквосочетанием «io» - с 1735г. по 1797, а в более ранние времена в этой букве не возникало потребности, так как не было соответствующего звука: произносили [м’э]д, с[л’э]зы.)
4.Эти знаки появились значительно позже, чем появилась письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки? (Знаки препинания.)
^ ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Всем известна фраза: «Казнить нельзя помиловать». Оказывается, российская история знает подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III. «Простить нельзя, отправить в Сибирь» было заменено на: «Простить, нельзя отправить в Сибирь» Человек был спасён.
Второй конкурс «СЛОВА И ПИСЬМЕННОСТЬ»(По 3 вопроса каждой команде. Максимальная оценка - 3 балла.)
1.Найдите четвёртое лишнее: Подлежащее, глагол, дополнение, определение.
2.Какая часть речи самая немногочисленная - всего несколько десятков слов (Имя числительное. В древнерусском языке такой части речи не было совсем. Конечно, счётные слова имелись, но их было очень мало. Например, очень большие числа обозначались словом «тьма», числу 11 соответствовало сочетание трёх слов - «Един на десяте».)
3.Какое слово русского языка является самым употребительным? Оно также - безусловный лидер по количеству связанных с ним орфографических ошибок! (Частица «не».)

4.Могут ли слова существовать вне речи, вне предложений? (Да. В словарях, в учебных пособиях.)
5.Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия.)
6.Как называется искусство быстрого, сокращённого письма? (Стенография.)
^ ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал своему издателю письмо: «?» - и получил ответ: «!»
Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Ведущая: Вспомнив, что слова могут существовать вне речи, мы подошли к нашему 3-ему конкурсу - «Словари». Но перед этим небольшая сценка.
(На сцене стол, накрытый бархатной скатертью, на столе - подсвечник, чернильница с гусиным пером, рукописи, четырёхтомник словаря В.И.Даля. Рядом - несколько кресел. Ведомый под руки санитарами, входит и усаживается в кресле Словарь (на груди табличка «Словарь»). Он горестно вздыхает. Санитары суетятся около него, выбегая то за подушкой с надписью «Кислород», то за склянками с надписью «Микстура от забвения», «Капли внимания»).^ Действующие лица:
Читатель. Два санитара.
Слова: Словарь, Слово, Замолаживает, Толковать, А, Напутное.
Словарь: Я этого не переживу! Если он умрёт, я не переживу! Сколько можно терять слова! (Рыдает.)
(Появляются персонажи с табличками на груди: «Слово», «Толковать», «А», «Напутное». Они ведут упирающегося мальчишку, на груди которого табличка «Читатель»).
 Читатель (упираясь): Куда это вы меня затащили? Кто это? (Указывает пальцем на Словарь.)
Слово: Тс-с! Кланяйся, кланяйся, невежда! Это же его превосходительство «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Ивановичем Далем.

Читатель: Какой ещё такой словарь?
Слово (в поклоне, Словарю): Позвольте, ваше превосходительство, справиться о здоровье господина Замолаживает. Нам сообщили, что он болен.
Словарь: Какое там «болен»! Он... Он совсем плох. Он умирает!
 Слово (сокрушаясь): Это надо было предвидеть. Ведь его не произносили и не употребляли ни в каких книгах вот уже несколько лет подряд. Его просто стали забывать. Вот кто виноват в его болезни! ( Указывает на Читателя.) Всех нас ждёт такая участь! Вот что ему сейчас нужно! (Берёт капли внимания и даёт Словарю.)
Читатель: Так я не понял. Словарь? Что это такое?
 Слово (берёт со стола IV том «Словаря» Даля.): А вот сейчас эта книжка сама про себя нам расскажет. (Листает, читает) «Словарь - сборник слов, речений (то есть выражений) какого-либо языка». Понял? В этих четырёх толстых книгах собраны русские слова и выражения.
Читатель: А что значит «толковый»? Что, бывают бестолковые словари?
Толковать: «Толковым не оттого назван словарь, - шутил его создатель, -что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает». ( Берёт IV том «Словаря», читает.) «Толковать - объяснять, давать толк, смысл, значение».
Читатель (листая словарь): Сколько же в этих томах слов собрано и растолковано?
Слово: Около двухсот тысяч.
Читатель: Сколько?!
Слово: Двести тысяч!

Читатель: Это сколько же людей над таким толстым словарём трудилось? Наверное, целый научно-исследовательский институт?

Словарь (важно): Собрал все слова, которые есть в «Словаре»и объяснил один человек. Звали его Владимир Иванович Даль. Взялся этот человек за дело новое, взвалить на плечи которое прежде никто не додумался или не решился. Конечно, по всем губерниям были у него помощники.
Читатель: И что, сейчас все эти двести тысяч слов сюда набегут и начнут рыдать над каким-то исчезающем словом?
Словарь (грозно): Да не над каким-то, а над самым что ни на есть первым! - «Замолаживает»!
Читатель: Не может быть, чтобы самым первым. Словари начинаются с буквы «А», а не «3». Вот убедитесь сами. (Берёт I том «Словаря» Даля, открывает 1 страницу, читает): «Аба» (Озадаченно): Никогда такого слова не слышал, «...толстое и редкое белое сукно».
«А»: Нет уж, читайте внимательнее, самое первое слово - это я.
Читатель: Какое же вы слово? Вы просто буква «а».
«А»: Не просто буква, а (читает в словаре) «выражения противоположности, вопросительного, заключительного», то есть сразу три выражения: «А!», «А?», «А.»
(Вперёд выходит персонаж в русском народном костюме с табличкой «Напутное».)
Напутное: Вы все ошибаетесь. Я - самое первое слово «Словаря». Я открываю «Словарь». Вот смотрите (читает): «Напутное слово к «Толковому словарю живого великорусского языка». Не греческое - «пролог», не книжное - «введение» и «предисловие», то есть «изложение начал или общего взгляда по поводу какого-либо сочинения, а народное слово «напутное» предпочёл Владимир Иванович Даль.
(Поддерживаемый под руки санитарами, на сцену выходит персонаж с табличкой «Замолаживает» с повязкой на голове и огромным торчащим из подмышки термометром. Все радостно приветствуют его, усаживают в кресло рядом со Словарём.)
Толковать: Как вы себя чувствуете, дорогой?
Замолаживает: Мне уже лучше. Я так тронут вашим вниманием.
Словарь: Иначе и быть не может. Ведь вы - самое первое слово, которое Владимир Иванович записал в свою книжку.
Замолаживает: Да. Было это, дай бог памяти, в 1819 г. Тогда совсем ещё юный В.Даль - восемнадцать годков ему было - только что окончил Петербургский морской корпус и ехал служить на Черноморский флот. В санях, по заснеженной дороге. Ямщик, понукая лошадей, произнёс это слово - «замолаживает», что означает «пасмурнеть», «заволакиваться тучами».

Ведущая: Здесь я позволю себе прервать эту сцену и задам пару вопросов, которые могут принести каждой команде дополнительные баллы. (Кто быстрее поднимет руку, тот получит возможность увеличить счёт).
1.Какая юбилейная дата, имеющая отношение к русскому языку (или его исследователям), широко отмечалась в 2001 году? (200 лет со дня рождения В.И.Даля - создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Родился 10 ноября 1801г. в Лугани (Луганск), а умер 22 сентября 1872г. в Москве.) Цена вопроса - 1 балл.
^ 2.Откуда у создателя словаря русского языка такая нерусская фамилия? (Отец В.И.Даля - датчанин. Был выписан в Россию самой императрицей Екатериной. Прослышала она о замечательных способностях датчанина к языкам. Было ему в то время около 20 лет. Иоганну Христиану Далю было пожаловано почётное место царского библиотекаря. И.Даль каждый год изучал новый язык, прочитал сотни книг, переводил, составлял каталоги, удивлял всех своими познаниями. Потом на какое-то время покинул Россию (учился в Германии), но вернулся. Уже врачом. Стали его звать на русский манер - Иваном Матвеевичем. Так и закрепился на русской земле род Далей ...) Цена вопроса - 3 балла.
 Конкурс третий «СЛОВАРИ»
(Практическое задание. Максимальная оценка - 5 баллов).
1. На столе у вас нераскрашенные фигурки лошадей. Раскрасьте их так, чтобы перед нами оказались вороная, буланая, каурая, саврасая и изабеловая лошади.

(Воронъ; Буланый;  Каурый; Саврасый; Изабеловый; Масть.)
1 * Нарисуйте баку, прусака и арахниду. (Бака; Прусак; Арахниды.)
(В скобках даны названия словарных статей. Ребята должны сами догадаться, какой словарной статьёй надо пользоваться в каждом конкретном случае. В их распоряжении 2 комплекта словаря Даля в 4-х томах).
Домашнее задание ^ «БЕСТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»
Ведущая: С толковым словарём мы поработали. Наступила очередь словаря бестолкового. Цена этого конкурса - 5 баллов.
(Выступления команд, дающих необычное, юмористическое толкование обычных слов. Например: баранка - овца, драп - бегство, жаргон - аспирин, курятина - курящая девушка и т.д.)
Ведущая: А сейчас конкурс болельщиков. Вы можете принести своей команде от 1 до 5 баллов. Что вам предстоит сделать? Понятие речевой культуры предполагает не только орфографическую и пунктуационную грамотность, но и богатство лексики, например. Всегда приятно слушать человека, если речь его богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, именуемые фразеологизмами. Задание: замените слова и словосочетания выразительными, фразеологическими оборотами.
Конкурс болельщиков «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
(По 4 фразеологических оборота болельщикам каждой команды, по баллу за каждый правильно названный оборот.)

Мало - кот наплакал
Бездельничать - бить баклуши
Плохо, лениво - спустя рукава
Скучно - мухи дохнут
Всё нипочём - море по колено
Запугивать, угрожать - брать на пушку
Пусто, ничего нет - хоть шаром покати
Быть удачливым - родиться в рубашке

Ведущая: Возвращаемся к нашим командам. Что ещё украшает нашу речь? (Ответы команд и зала: пословицы, поговорки, эпитеты...)... Правильно. И богатая лексика, словарный запас. Не последнюю роль играют тут синонимы. 
^ Задание 1-ой команде: подобрать синонимы к словам, которые я вам предложу. (2-ая команда подбирает антонимы.)
Конкурс-блиц «ЛЕКСИКА» (4-ый конкурс)
(По 15 слов каждой команде, по 1 баллу за правильный ответ.)


Бездельник – лентяй Молодой - старый
Бой – битва Быстрый - медленный
Беспокойство – волнение Храбрый - трусливый
Бояться – трусить Больной - здоровый
Быстрый – скорый Голодный - сытый
Враг – недруг Полезный - вредный
Очи – глаза Горячий - холодный
Горячий – жаркий Чистый - грязный
Дорога – путь Рано - поздно
Мыслить – думать Мало - много
Жара – зной Тихо - громко
Знаменитый – известный Худой - толстый
Несчастье – горе Вниз - вверх
Лётчик – пилот Далеко - близко
Пища – еда Тёмный - светлый


 Ведущая: И завершает наш конкурс домашнее задание.
Домашнее задание ^ «ОДА РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Подведение итогов состязания знатоков русского языка.
Ведущая: Ваше домашнее задание стало хорошим завершением нашего вечера. На прощание хочется ещё раз обратиться к нашей доске мудрых мыслей.

 

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
К.Г.Паустовский.
«Берегите чистоту языка, как святыню ! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
^ И. С. Тургенев.
«Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка».
А.П. Сумароков.
Давайте любить свой язык, беречь его и уважать. Помните, что любовь к Родине начинается не только с любви к земле, на которой вы родились, но и с любви и уважения к языку, на котором говорили ваши предки.

 

 

 

 

 













Приложение
Слово.

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана: 
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь. И.Бунин.


 Учите русский.

О, русской речи ширь и краткость, 
мне близок строй её
и мил, - 
моя опора,
гордость,
радость, 
окно
в необозримый мир.
В ней нежность песни,
мощь оружья,
размах -
и точность без затей...
Друзья мои, учите русский,
учите русскому детей! ...
Учите русский
годы кряду,
с душой,
с усердьем
и с умом!
Вас ждёт великая награда
и та награда -
в нём самом.
Сабир Абдулла. (Узб.)


Русский язык.
В родном Ханое
много улиц узких.
Брожу по ним
и думаю по-русски,
И говорю на русском языке.
На языке великого народа.
Сердца друзей,
как пламень горячи...
И Пушкин к нам приходит
через годы,
И музыка Чайковского
звучит.
... Я не бывал в лесах
прохладных ваших.
Не видел
ослепительных берез.
Но ваш язык,
что всех точней и краше
Я в сердце
через жизнь мою пронес.
Над миром март.
Брожу средь улиц узких.
Мир надо мной
в весеннем сквозняке.
Шумит Ханой...
Я думаю по-русски
И говорю
на русском языке.
By Тат Тьена. (Вьет.)



 Побывал я однажды в стране,


Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака частная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
С.М. Бондаренко



 

 

 

 

 

 




Использованная литература.

 

1.Бернаскони Е. Язык, как женщина: его надо любить и защищать // Эхо планеты.- 2001.- № 8.- С. 26-31.

2.3аветное слово: II раздел // Читаем, учимся, играем.- 2001г.-№ 4.- С.25-49.

3.Симфония разума: Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов / Сост. Воронцов В.А.- М.: Мол. гвардия, 1976.- 624 с.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!