Расширить представление детей о насекомых и деревьях осенью.
Продолжать развивать основные виды движений, такие как ходьба большими шагами и прыжки на двух ногах. Закреплять навыки ходить мелкими шажками, спускаться по лестницам и подниматься в гору.
Стимулировать у детей интерес к играм на свежем воздухе.
Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру природы.
Поощрять познавательную активность при наблюдении за объектами и явлениями природы.
Развивать у детей способность наблюдать за объектами на экологической тропе в осенний период.
Воспитывать уважительное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей природе.
Этапы маршрута | Формы работы | Содержание | Продолжительность |
Общий сбор | Одевание по сезону, рассказ о предстоящей деятельности, подготовка атрибутов | Нельзя: Отстраняться от взрослых и от всей группы. Торопиться, толкаться, обгонять друг друга. Касаться опасных предметов (стекла, мусора и прочего). Подниматься на горку без удержания за перила. Можно: Гулять вместе с группой. Проявлять уважение друг к другу, уступать дорогу. Сообщать воспитателю о наличии опасных предметов. Идти рядом с воспитателем. Подбирать одежду в зависимости от погоды. Крепко держаться за перила обеими руками. | 2 мин |
Вводная беседа | Мотивация. Чтение загадки. | Дети в группе получают письмо от Осени: "Привет, дорогие дети! Я уже целый месяц у вас в гостях, и везде оставила свой след. Попробуйте найти его вокруг детского сада, и я подарю вам подарки". Воспитатель с детьми выходит на улицу и предлагает ребятам сесть в "воображаемые" автомобили и отправиться в осеннее приключение. Воспитатель: Чтобы наше путешествие было увлекательным, давайте вспомним наш девиз: "Мы в любое время года следуем тропам природы!" Воспитатель: Итак, настало время отправиться в путь. Давайте взглянем на карту и определим нашу первую станцию. (Ходьба мелкими шажками, увеличивают темп, замедляют темп). | 3 мин |
Станция «Спортивная» | Разминка. | Общеразвивающие упражнения. Начальное положение – стопы на ширине плеч, руки вдоль туловища. Вытянуть руки вперед, вернуться в исходное положение (4–5 раз). Н. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперед, руки вниз, коснуться колен; вернуться в исходное положение (5 раз). Н. п. – стопы на ширине плеч, руки за спиной. Присесть, руки вынести вперед, вернуться в исходное положение (4–5 раз). Н. п. – ноги врозь, руки на поясе. Наклон вправо (влево), выпрямиться, вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону). Н. п. – ноги немного расставлены, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах на месте по счету 1–8. Повторить 2 раза. Воспитатель: Мы зарядились энергией, теперь смело можем отправляться в наше путешествие. Ходьба спокойным шагом с ускорением до следующей станции. | 5 мин |
Метеостанция. | Чтение загадок. Беседа. Дидактическая игра с мячом «Ветер, ветер, ты какой?» | Загадка: Гладкое, а не поле, Синее, а не море. Ответ: небо. - Посмотрите на небо, какое оно? (Все чаще становится серым, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу.) И осенью часто идут дожди. Это первый след осени. - Почему тучи быстрого движутся? Загадка: - Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь! (ветер) Находят первый след Осени- тучка с ветром. Дети с помощью воспитателя дают характеристику осеннему ветру. (Сильный, порывистый, холодный). С помощью флюгера, султанчиков определить, откуда и куда дует ветер. Дидактическая игра с мячом "Ветер, ветер, ты какой?" (направленная на освоение подбора прилагательных). Вопрос: Каким бывает ветер осенью? Ответы: Сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний. | 5 мин |
Бум бревно | Преодоление препятствий | Пора двигаться дальше. Перед нами - овраг. Бревно бросили через него. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Наконец-то, перешли! | 2 мин |
Станция «Музыкальная» | Слушание песенки «Злая тучка». подвижная игра «Солнышко и дождик» | Идем спокойно. Дорога опять стала хорошей. Как здорово вокруг! Вот мы и пришли! Молодцы! Заметили признак Осени – тучка с дождем. Погружаемся в песенку "Злая тучка". Проводится активная игра "Солнышко и дождик". После этого мы отправляемся в дорогу дальше." | 5 мин |
Игра «Тропинка» | Ходьба по мостику. Преодоление препятствий. | Путешествие по тропинке с правильным дыханием Перед нами мост. Наша цель - подняться на мост и спуститься с него. Не забываем о правильном дыхании во время ходьбы. Вдох через нос должен быть ритмичным и соответствовать шагам (по ровной дороге - 2-4 шага - вдох, 3-5 - выдох; на подъеме - 2-3 шага - вдох, 3-4 - выдох). Шаги на подъеме следует делать более короткими. Игра «Тропинка» Все становятся друг за другом и отправляемся в путешествие по тропинке. Пред нами на тропинке - большие лужи. Передвигаемся большими шагами. Мы проходим по тропинке, которая ведет через болото. На пути появляются кочки. Прыжки с кочки на кочку: раз, два, три, четыре. Мы успешно переходим через болото. Продолжаем спокойно продвигаться вперед по тропинке. | 3 мин |
Станция «Участок» | Беседа. Чтение загадок. | Находят следующий след Осени- одежда. Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (Ответ: Шарф) Голова моя готова И к дождям, и к ветрам, Натяну на уши в стужу И не буду я простужен. (Ответ: Шапка) Воспитатель: Как только осень приходит, на улице становится все холоднее. Взрослые и дети начинают теплее одеваться, надевая куртки, плащи и теплые кофты. | 3 мин |
Станция «Берёза» | Игра «Мы - осенние листочки». | Воспитатель: дети, посмотрите на нашу берёзу, как мало у неё осталось листочков. Что произошло с березой, куда делись листочки? Как называется это явление осени? (Листопад). Для закрепления знаний об осенних явлениях проводится игра "Мы - осенние листочки". В руках у детей осенние листочки. Воспитатель читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения. Мы - листочки, мы - листочки, Стоим кружком, держим в руках листочки. Мы, осенние листочки, Сидели на веточках, Ветер дунул - взлетели, разбежались по дорожке. Летали, летали, помахивая листочками, Все листочки так устали! Ветерок улегся, опускаемся на корточки, Поднимаем листочки над головой, Все собрались в кружок. И внезапный ветер подул, Разбежались снова, помахивая листочками. Ветер с веток их сдул, Листочки все полетели И на землю тихо уселись, подкидывая их ввысь Спокойная ходьба. | 5 мин |
Станция «Птичья столовая» | Чтение стихов, загадок. Беседа. | Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, что это такое?» Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает осенью Птиц зерном и хлебом. Дети: Эта кормушка для птиц. Воспитатель: Осенью, когда на улице холодно, птицам трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки и насыпают в них пищу для пернатых друзей. Воспитатель: Ребятишки, а кто из вас знает, что любят есть наши пернатые друзья? Дети: Зернышки, семечки, хлебные крошки. Возьмите корм для птиц (семечки, зернышки и хлебные крошки) и поместите его в кормушку. Воспитатель: Это ещё один признак приближения осени - в это время года птицы улетают на юг. Листья с веток опадают. Лить дожди не устают. Улетают птичьи стаи, направляются на юг. Воспитатель: Ребята, а каких птиц вы знаете, которые остаются с нами зимовать? Дети: Воробья, синичку…. Чтение стихотворений про птиц. | 5 мин |
Станция «Цветочная» | Беседа. Чтения стихотворения. | Воспитатель проводит беседу о многообразии цветов и красоте природы. От ранней весны до поздней осени расцветают различные цветы, сменяя друг друга. Они радуют нас своей красотой, разнообразной формой и окраской. Весь сезон дети ухаживают за цветами, поливают их и удаляют сорняки. Они также наблюдают за насекомыми, которые прилетают на цветы за сладким нектаром. Где же они пропали? (Спрятались от холода). Дети осознают, что цветы не следует срывать с клумб, они сажаются для того, чтобы радовать людей своей красотой. Если я сорву цветок Если ты сорвешь цветок… Если все: и ты, и я, Если мы сорвем цветы, то окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты. | 3 мин |
Заключительная часть. | Рефлексия. | Заключительная часть. Вам понравилась наша прогулка? Что больше всего запомнилось? Воспитатель: Что нового вы узнали? Воспитатель: Вы отлично справились со всеми заданиями, но пора возвращаться в детский сад | 2 мин |