Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Филипповская средняя общеобразовательная школа
Сценарий
внеклассного мероприятия ко Дню снятия блокады города Ленинграда
для обучающихся 5 класса
«Люди и животные блокадного Ленинграда»
Автор: Савицкая
Наталья Александровна,
Заместитель директора по ВР
Филиппово 2021
Пояснительная записка
Цель: формирование представления о героической блокаде Ленинграда, об удивительной стойкости и мужестве ленинградцев и о преданности питомцев своим хозяевам.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности;
– воспитание морально – нравственных качеств личности: сострадания, милосердия, толерантности;
– развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
– формирование эстетических потребностей при оформлении продукта деятельности;
– развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
– формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
– формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
– развитие умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения;
– формирование умения взаимодействовать в группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;
Ключевые вопросы: Что такое блокада? Какие исторические события о блокадном Ленинграде вам известны? Каких животных можно назвать героями-блокадниками?
Направление воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое
Форма проведения мероприятия: классный час
Методы и приемы:
- методы формирования сознания: метод примера, эмоциональное воздействие;
- методы убеждения: информационный, поисковый, взаимного просвещения;
Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность): познание, общение
Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, USB с презентацией «Люди и животные блокадного Ленинграда» и видеороликами, стикиры, лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, фото питомцев.
Предварительная подготовка:
- создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем мероприятии
- подбор содержательного материала
- определение средств
- индивидуальные: фото своих питомцев, разучивание стихов сценария, поиск информации по теме
-парные: оформление класса
-групповые: создание коллажа «Мой питомец – мой герой!»
- коллективно: распределение ролей и поручений
Раздаточный материал:
Стихи о блокаде Ленинграда.
Стикер-шаблон для рефлексии.
Иллюстрации по теме.
Цифровые образовательные ресурсы:
https://yandex.ru/video/preview/?text=Хор%20Русской%20Армии%20-%20Помни%20%28Блокада%20Ленинграда%29%20рок-баллада&path=wizard&parent-reqid=1621343072675522-1200198923729267955700124-production-app-host-vla-web-yp-297&wiz_type=vital&filmId=11861436881891791943 Видеоролик: Хор Русской Армии - Помни (Блокада Ленинграда) рок-баллада
https://www.youtube.com/watch?v=qrTEejPOD9g Видеоролик: Этот пёс Трезор кормил 4 семьи в блокадном Ленинграде Блокада Ленинграда Великая Отечественная
Сценарий мероприятия
«Люди и животные блокадного Ленинграда»
(Слайд 1) Ведущие выходит на сцену
Слайд 2 Ведущий 1: 1941 год. 22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.
(Звучит вальс)
Ведущий 2: Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг... тревожный голос Левитана...
Внимание, товарищи! Война!
Слайд 3 (Звучит песня Александрова «Вставай, страна огромная!»).
Ведущий 1: Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений.
8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 день.
Слайд 4 (Видеоролик «Помни»)
Слайд 5 Ведущий 2:
Это были голодные 872 дня. В городе не было достаточного количества припасов, которые могли бы надолго обеспечить население продуктами первой необходимости. Люди получали в день от 125 до 250 граммов хлеба ежедневно - это в пять раз меньше требуемого количества калорий.
Ведущий 1: Слайд 6
Я – хлеб. У меня есть душа.
Я – хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я – ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони, как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой.
С трудом поднимает ручонку.
Я – хлеб. И пока я живой,
Не дам умереть я ребенку!
Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к руке материнской.
Я – хлеб.
У меня есть душа.
Ведущий 1: Слайд 7 Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
Ведущий 2: Слайд 8 Уже через несколько недель были зафиксированы первые случаи голодной смерти. Это время было наполнено трагическими событиями, но мы знаем множество историй о подвигах жителей блокадного Ленинграда.
(Слайд 9)При этом мало кто знает, что выжить людям помогали домашние животные. И сегодня мы вспомним о помощниках ленинградцев, о животных – блокадниках, которые помогали защищать город.
Ведущий 1: В Ленинграде после войны установили два памятника котам из так называемой "мяукающей дивизии", которая позволила справиться с нашествием грызунов, уничтожающих последние запасы продовольствия.
Особого внимания заслуживает история кота Васьки, который стал для одной из семей главным кормильцем.
Слайд 10 Ученик 1:
Кот Васька
"Моя бабушка всегда говорила, что тяжелую блокаду и голод и она, и моя мама, и я - ее дочь, пережила только благодаря нашему коту Ваське. Если бы не этот рыжий хулиган, они умерли бы с голоду, как многие другие. Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или даже большую жирную крысу. Мышек бабушка потрошила и варила из них похлебку. А из крыски получался неплохой гуляш.
При этом кот сидел всегда рядом и ждал еду, а ночью все трое лежали под одним одеялом и он согревал их своим теплом.
Бомбежку он чувствовал намного раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать, бабушка успевала собрать вещи, воду, маму, кота и выбежать из дома. Когда бежали в убежище, его как члена семьи тащили с собой и смотрели, как бы его не унесли и не съели.
Голод был страшный. Васька был голодный, как все, и тощий. Всю зиму до весны бабушка собирала крошки для птиц, а с весны выходили с котом на охоту. Бабушка сыпала крошки и сидели с Васькой в засаде, его прыжок всегда был на удивление точным и быстрым. Васька голодал вместе с нами и сил у него было недостаточно, чтобы удержать птицу. Он хватал птицу, а из кустов выбегала бабушка и помогала ему. Так что с весны до осени ели еще и птиц.
Когда сняли блокаду и появилось побольше еды, и даже потом, после войны, бабушка коту всегда отдавала самый лучший кусочек. Гладила его ласково, приговаривая - кормилец ты наш.
Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, чтобы могилку не затоптали, поставила крестик и написала Василий Бугров. Потом рядом с котиком мама положила и бабушку, а потом там я похоронила и свою маму. Так и лежат все трое за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом...".
Слайд 11 Ученик 2:
Кот Макс (1937-1957 гг.)
Пережил блокаду в семье Веры Николаевны вместе с попугаем Жаконей.
Известным широкой публике котом, пережившим все 900 дней ленинградской блокады, считается кот Максим, Макс, родившийся в 1937 году и проживший свою жизнь в семье ленинградки Веры Вологдиной на Большой Подьяческой улице. В этой же семье жил попугай Жаконя – рассказ хозяйки о том, как в первую блокадную зиму эти двое животных согревали и поддерживали друг друга, приводится в «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. После блокады кот Макс прожил еще 13 лет - до 1957 года.
«Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак наш был обречен. Кот Максим тоже еле бродил - шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться…»
Ведущий 2: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». А когда невозможно было провизию доставить на машинах, на помощь приходили лошади.
Слайд 12 Ученик 3.
Лошади
960 лошадей обслуживали «Дорогу жизни»: первым по ней прошёл именно конный санный обоз.
В ноябре образовался лёд на Ладоге, но выдержать вес машины ещё не мог. А ждать нельзя: в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки спасет сотни людей. Утром 20 ноября в Кобону тронулся первый конно-транспортный обоз из 350 саней. Муку стали переправлять по льду. Перевезти в тот раз на лошадях, тоже страдающих от бескормицы, удалось не так уж много – 63 тонны.
К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на автомобилях было невозможным. Трудности блокады лошади испытали на себе в полной мере – в условиях голода 1941 года весь кормовой овес был направлен на мукомольные комбинаты и использовался для выпечки хлеба. Корм лошадям готовили из веток - (молодых побегов); их срезали, связывали пучками, потом ветки распаривали горячей водой, посыпали хлопковым жмыхом. Давали и торфяной комбикорм, он состоял из хлопкового жмыха, торфяного очеса, мельничной пыли, отрубей, мясокостной муки и соли. Торфяной комбикорм лошади ели плохо…
«Состав подкован и работоспособен» - так рапортовали о готовности блокадных лошадей к работе.
Слайд 13 Ученик 4.
Пёс Трезор
В середине 1960-х годов в Ленинграде в районе пригородного посёлка Парголово сносили старые деревянные дома – освобождали место для нового жилого строительства. Во дворе одного расселённого дома рабочие обнаружили интересный объект – могилку, над которой возвышался обелиск с прикреплённой к нему необычной фотографией. С той фотографии на памятнике на людей смотрел пёс с большими умными глазами – помесь «двортерьера» с гончей. Подпись гласила: «Дорогому другу Трезору от спасённых им хозяев». Годы жизни, как полагается, тоже были указаны: 1939 – 1945.
Было понятно, что памятник как-то связан с событиями Блокады, и сносить его не стали, а через паспортный стол начали искать бывших жильцов дома. Через неделю в тот двор пришёл седой мужчина и бережно снял фотографию собаки с обелиска. Обступившим его строителям он сказал: «Это наш Трезорка! Он спас нас и наших детей от голода. Я его фотографию повешу в новой квартире..». После чего мужчина рассказал удивительную историю.
Осенью 1941 года окраины северных районов и пригородов Ленинграда сравнительно мало страдали от обстрелов и бомбёжек. Основные удары неприятеля приходились на центральную часть города. Но голод пришёл и в посёлок Парголово, в том числе и в деревянный дом на четыре семьи, в каждой из которых были дети.
Общим любимцем двора был Трезорка – игривый и смышлёный пёс. Но в одно октябрьское утро в собачью миску, кроме воды, налить было нечего. Пёс постоял, видно, подумал. И исчез. Жители вздохнули с облегчением – им не нужно было смотреть в голодные собачьи глаза. Но Трезорка не пропал без вести. К обеду он вернулся домой, неся в зубах пойманного зайца. Этого охотничьего трофея хватило на обед для всех четырёх семей. Требуху, лапы и голову отдали главному добытчику.
С тех пор Трезорка начал приносить зайцев почти ежедневно. Пригородные поля опустевших совхозов были заполнены неубранным урожаем – осенью к городу подступил фронт. Капуста, морковка, картофель, свёкла остались на грядках. И зайцам от этого было раздолье. В семьях того парголовского двора регулярно варили бульоны из зайчатины. Женщины научились шить из шкурок тёплые зимние варежки, меняли их на табак у некурящих солдат, а табак обменивали на еду. Охотничьи походы Трезора подсказали ещё один спасительный маршрут: дети с саночками ходили на засыпанные снегом поля и выкапывали картофель, капусту и свёклу. Это были хоть и подмороженные, но всё равно ведь продукты.
В новогодний вечер 31 декабря 1941 года детям даже установили ёлку, и на её ветках вместе с игрушками висели настоящие шоколадные конфеты, которые выменяли у армейских тыловиков на пойманного Трезором зайца.
Весной и летом 1942 года жить стало легче – зайцев расплодилось особенно много и охотнику Трезору подвалило работы. Так, благодаря мохнатому-хвостатому добытчику четыре семьи и пережили Блокаду. В их доме никто не умер.
Уже после Победы, в июне 1945 года Трезор, как обычно, с утра отправился на охоту. А через час пришёл во двор, оставляя за собой кровавый след. Он подорвался на мине. Ненайденных-неубранных мин было ещё очень много в окрестностях Ленинграда. Удивительно, что Трезор не погиб на месте взрыва. Умный пёс, видимо, что-то почуял и успел отскочить. Он доковылял до дома, и умер в родном дворе в окружении дорогих ему людей. Жители дома плакали над ним, как над ушедшим из жизни близким человеком. Похоронили его во дворе, поставили памятник. А когда спустя годы переезжали в новое жильё – в суматохе забыли о нём.
Рассказав эту душевную историю, пожилой блокадник попросил строителей: «Если сможете, не застраивайте могилу Трезора. Посадите на этом месте дерево, лучше всего ель. Пусть у ребятишек-новосёлов зимой будет ёлка. Как тогда, 31 декабря 1941 года. В память о нашем Трезорке».
В наши дни жители того Парголовского двора уже привыкли, что возле одного из подъездов растёт большая красивая ель. И не многие знают, что она посажена в память о блокадной собаке, которая спасла от голода шестнадцать ленинградцев.
Слайд 14 Ученик 5
Пёс Султан
Прототип Мухтара из известного фильма – немецкая овчарка Султан. При его участии было раскрыто 1000 преступлений, задержано более 100 преступников.
Но в его уникальной биографии присутствует еще дно число с двумя нолями, Султан – едва ли не единственная собака, которой удалось пережить блокаду.
История Султана и его хозяина Петра Серапионовича Бушмина в Ленинграде была известна многим. Милиционер приучил своего «напарника» работать в любых условиях. Они вместе воевали на финском фронте, а спустя два года занимались поимкой деверсантов в блокадном городе, участвовали в операциях по ликвидации вражеских парашютистов на Дороге жизни, ловили воров и мородеров. Вместе они помогли вернуть государству украденного на 3 миллиона рублей! После выполнения особо важных поручений грамоты и усиленный паек получал не только Бушмин, но и Султан.
В 1964 году писателю Израилю Меттеру довелось попасть в музей криминалистики в Ленинграде. Там он увидел пожилого мужчину, который стоял около чучела собаки и плакал.
Так состоялось знакомство Меттера с майором милиции в отставке Петром Серапионовичем Бушминым, который и поведал историю своего пса Султана.
Они познакомились в конце 1930–х, вместе прошли Финскую войну, вместе остались в блокадном Ленинграде. Султан пережил все 900 страшных дней блокады. И не просто пережил, а работал на уголовный розыск. Его по праву считают грозой воров и мародеров, охотником на диверсантов. Благодаря псу, было раскрыто около тысячи преступлений, стоимость возвращенных вещей исчислялась миллионами. Но 2 ранения сказались на здоровье собаки, и после войны Султан стал слепнуть. Петр Бушмин отказался отдать друга в питомник и забрал его к себе домой, где пес и провел последние месяцы своей жизни, умерев на руках хозяина. Умершего пса Петр Бушмин хотел похоронить, но ему не дали этого сделать.
Слайд 15 ( Создание коллажа «Мой питомец – мой герой!» (Ребята клеят фото своих питомцев на ватман и оформляют коллаж, рассказывают о своем питомце)
Рефлексия. Учащиеся заполняют стикеры-шаблоны, высказывая своё мнение о мероприятии
Слайд 16 Ведущий 1: Те, кто пережил блокаду, не важно будь то люди или животные, но они сумели совершить невозможное – пережить ледяной и голодный ад. И не только пережить, но и остаться преданными друг другу. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.