СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий на мероприятие, посвященное "Снятию блокады Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна классным руковводителям для проведения мероприятия, посвященное Блокадному Ленинграду

Просмотр содержимого документа
«Сценарий на мероприятие, посвященное "Снятию блокады Ленинграда"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Филипповская средняя общеобразовательная школа











Сценарий

внеклассного мероприятия ко Дню снятия блокады города Ленинграда

для обучающихся 5 класса

«Люди и животные блокадного Ленинграда»

















Автор: Савицкая

Наталья Александровна,

Заместитель директора по ВР













Филиппово 2021

Пояснительная записка

Цель: формирование представления о героической блокаде Ленинграда, об удивительной стойкости и мужестве ленинградцев и о преданности питомцев своим хозяевам.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности;

– воспитание морально – нравственных качеств личности: сострадания, милосердия, толерантности;

– развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

– формирование эстетических потребностей при оформлении продукта деятельности;

– развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

– развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

– формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

– формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

– развитие умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения;

– формирование умения взаимодействовать в группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;

Ключевые вопросы: Что такое блокада? Какие исторические события о блокадном Ленинграде вам известны? Каких животных можно назвать героями-блокадниками?

Направление воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое

Форма проведения мероприятия: классный час

Методы и приемы:

- методы формирования сознания: метод примера, эмоциональное воздействие;

- методы убеждения: информационный, поисковый, взаимного просвещения;

Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность): познание, общение

Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, USB с презентацией «Люди и животные блокадного Ленинграда» и видеороликами, стикиры, лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, фото питомцев.


Предварительная подготовка:

  • Роль педагога:

- создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем мероприятии

- подбор содержательного материала

- определение средств

  • Роли и поручения детям.

- индивидуальные: фото своих питомцев, разучивание стихов сценария, поиск информации по теме

-парные: оформление класса

-групповые: создание коллажа «Мой питомец – мой герой!»

- коллективно: распределение ролей и поручений

Раздаточный материал:

  • Стихи о блокаде Ленинграда.

  • Стикер-шаблон для рефлексии.

  • Иллюстрации по теме.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • https://yandex.ru/video/preview/?text=Хор%20Русской%20Армии%20-%20Помни%20%28Блокада%20Ленинграда%29%20рок-баллада&path=wizard&parent-reqid=1621343072675522-1200198923729267955700124-production-app-host-vla-web-yp-297&wiz_type=vital&filmId=11861436881891791943 Видеоролик: Хор Русской Армии - Помни (Блокада Ленинграда) рок-баллада

  • https://www.youtube.com/watch?v=qrTEejPOD9g Видеоролик: Этот пёс Трезор кормил 4 семьи в блокадном Ленинграде Блокада Ленинграда Великая Отечественная








Сценарий мероприятия

«Люди и животные блокадного Ленинграда»

(Слайд 1) Ведущие выходит на сцену

Слайд 2 Ведущий 1: 1941 год. 22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

(Звучит вальс)

 Ведущий 2: Страна росла, трудилась неустанно,

                 Сил набиралась мирная страна.

                 И вдруг... тревожный голос Левитана...

                   Внимание, товарищи! Война!

Слайд 3 (Звучит песня Александрова «Вставай, страна огромная!»).

Ведущий 1: Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений.

 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 день.

Слайд 4 (Видеоролик «Помни»)

Слайд 5 Ведущий 2:

Это были голодные 872 дня. В городе не было достаточного количества припасов, которые могли бы надолго обеспечить население продуктами первой необходимости. Люди получали в день от 125 до 250 граммов хлеба ежедневно - это в пять раз меньше требуемого количества калорий.

Ведущий 1: Слайд 6

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к руке материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.


Ведущий 1: Слайд 7 Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Ведущий 2: Слайд 8 Уже через несколько недель были зафиксированы первые случаи голодной смерти. Это время было наполнено трагическими событиями, но мы знаем множество историй о подвигах жителей блокадного Ленинграда.

(Слайд 9)При этом мало кто знает, что выжить людям помогали домашние животные. И сегодня мы вспомним о помощниках ленинградцев, о животных – блокадниках, которые помогали защищать город.

Ведущий 1: В Ленинграде после войны установили два памятника котам из так называемой "мяукающей дивизии", которая позволила справиться с нашествием грызунов, уничтожающих последние запасы продовольствия.

Особого внимания заслуживает история кота Васьки, который стал для одной из семей главным кормильцем.

Слайд 10 Ученик 1:

Кот Васька

"Моя бабушка всегда говорила, что тяжелую блокаду и голод и она, и моя мама, и я - ее дочь, пережила только благодаря нашему коту Ваське. Если бы не этот рыжий хулиган, они умерли бы с голоду, как многие другие. Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или даже большую жирную крысу. Мышек бабушка потрошила и варила из них похлебку. А из крыски получался неплохой гуляш.

При этом кот сидел всегда рядом и ждал еду, а ночью все трое лежали под одним одеялом и он согревал их своим теплом.

Бомбежку он чувствовал намного раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать, бабушка успевала собрать вещи, воду, маму, кота и выбежать из дома. Когда бежали в убежище, его как члена семьи тащили с собой и смотрели, как бы его не унесли и не съели.

Голод был страшный. Васька был голодный, как все, и тощий. Всю зиму до весны бабушка собирала крошки для птиц, а с весны выходили с котом на охоту. Бабушка сыпала крошки и сидели с Васькой в засаде, его прыжок всегда был на удивление точным и быстрым. Васька голодал вместе с нами и сил у него было недостаточно, чтобы удержать птицу. Он хватал птицу, а из кустов выбегала бабушка и помогала ему. Так что с весны до осени ели еще и птиц.

Когда сняли блокаду и появилось побольше еды, и даже потом, после войны, бабушка коту всегда отдавала самый лучший кусочек. Гладила его ласково, приговаривая - кормилец ты наш.

Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, чтобы могилку не затоптали, поставила крестик и написала Василий Бугров. Потом рядом с котиком мама положила и бабушку, а потом там я похоронила и свою маму. Так и лежат все трое за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом...".

Слайд 11 Ученик 2:

Кот Макс (1937-1957 гг.)

Пережил блокаду в семье Веры Николаевны вместе с попугаем Жаконей.

Известным широкой публике котом, пережившим все 900 дней ленинградской блокады, считается кот Максим, Макс, родившийся в 1937 году и проживший свою жизнь в семье ленинградки Веры Вологдиной на Большой Подьяческой улице. В этой же семье жил попугай Жаконя – рассказ хозяйки о том, как в первую блокадную зиму эти двое животных согревали и поддерживали друг друга, приводится в «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. После блокады кот Макс прожил еще 13 лет - до 1957 года.

«Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак наш был обречен. Кот Максим тоже еле бродил - шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться…»

Ведущий 2: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». А когда невозможно было провизию доставить на машинах, на помощь приходили лошади.

Слайд 12 Ученик 3.

Лошади

960 лошадей обслуживали «Дорогу жизни»: первым по ней прошёл именно конный санный обоз.

В ноябре образовался лёд на Ладоге, но выдержать вес машины ещё не мог. А ждать нельзя: в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки спасет сотни людей. Утром 20 ноября в Кобону тронулся первый конно-транспортный обоз из 350 саней. Муку стали переправлять по льду. Перевезти в тот раз на лошадях, тоже страдающих от бескормицы, удалось не так уж много – 63 тонны.

К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на автомобилях было невозможным. Трудности блокады лошади испытали на себе в полной мере – в условиях голода 1941 года весь кормовой овес был направлен на мукомольные комбинаты и использовался для выпечки хлеба. Корм лошадям готовили из веток - (молодых побегов); их срезали, связывали пучками, потом ветки распаривали горячей водой, посыпали хлопковым жмыхом. Давали и торфяной комбикорм, он состоял из хлопкового жмыха, торфяного очеса, мельничной пыли, отрубей, мясокостной муки и соли. Торфяной комбикорм лошади ели плохо…

«Состав подкован и работоспособен» - так рапортовали о готовности блокадных лошадей к работе.

Слайд 13 Ученик 4.

Пёс Трезор

В середине 1960-х годов в Ленинграде в районе пригородного посёлка Парголово сносили старые деревянные дома – освобождали место для нового жилого строительства. Во дворе одного расселённого дома рабочие обнаружили интересный объект – могилку, над которой возвышался обелиск с прикреплённой к нему необычной фотографией. С той фотографии на памятнике на людей смотрел пёс с большими умными глазами – помесь «двортерьера» с гончей. Подпись гласила: «Дорогому другу Трезору от спасённых им хозяев». Годы жизни, как полагается, тоже были указаны: 1939 – 1945.

Было понятно, что памятник как-то связан с событиями Блокады, и сносить его не стали, а через паспортный стол начали искать бывших жильцов дома. Через неделю в тот двор пришёл седой мужчина и бережно снял фотографию собаки с обелиска. Обступившим его строителям он сказал: «Это наш Трезорка! Он спас нас и наших детей от голода. Я его фотографию повешу в новой квартире..». После чего мужчина рассказал удивительную историю.

Осенью 1941 года окраины северных районов и пригородов Ленинграда сравнительно мало страдали от обстрелов и бомбёжек. Основные удары неприятеля приходились на центральную часть города. Но голод пришёл и в посёлок Парголово, в том числе и в деревянный дом на четыре семьи, в каждой из которых были дети.

Общим любимцем двора был Трезорка – игривый и смышлёный пёс. Но в одно октябрьское утро в собачью миску, кроме воды, налить было нечего. Пёс постоял, видно, подумал. И исчез. Жители вздохнули с облегчением – им не нужно было смотреть в голодные собачьи глаза. Но Трезорка не пропал без вести. К обеду он вернулся домой, неся в зубах пойманного зайца. Этого охотничьего трофея хватило на обед для всех четырёх семей. Требуху, лапы и голову отдали главному добытчику.

С тех пор Трезорка начал приносить зайцев почти ежедневно. Пригородные поля опустевших совхозов были заполнены неубранным урожаем – осенью к городу подступил фронт. Капуста, морковка, картофель, свёкла остались на грядках. И зайцам от этого было раздолье. В семьях того парголовского двора регулярно варили бульоны из зайчатины. Женщины научились шить из шкурок тёплые зимние варежки, меняли их на табак у некурящих солдат, а табак обменивали на еду. Охотничьи походы Трезора подсказали ещё один спасительный маршрут: дети с саночками ходили на засыпанные снегом поля и выкапывали картофель, капусту и свёклу. Это были хоть и подмороженные, но всё равно ведь продукты.

В новогодний вечер 31 декабря 1941 года детям даже установили ёлку, и на её ветках вместе с игрушками висели настоящие шоколадные конфеты, которые выменяли у армейских тыловиков на пойманного Трезором зайца.

Весной и летом 1942 года жить стало легче – зайцев расплодилось особенно много и охотнику Трезору подвалило работы. Так, благодаря мохнатому-хвостатому добытчику четыре семьи и пережили Блокаду. В их доме никто не умер.

Уже после Победы, в июне 1945 года Трезор, как обычно, с утра отправился на охоту. А через час пришёл во двор, оставляя за собой кровавый след. Он подорвался на мине. Ненайденных-неубранных мин было ещё очень много в окрестностях Ленинграда. Удивительно, что Трезор не погиб на месте взрыва. Умный пёс, видимо, что-то почуял и успел отскочить. Он доковылял до дома, и умер в родном дворе в окружении дорогих ему людей. Жители дома плакали над ним, как над ушедшим из жизни близким человеком. Похоронили его во дворе, поставили памятник. А когда спустя годы переезжали в новое жильё – в суматохе забыли о нём.

Рассказав эту душевную историю, пожилой блокадник попросил строителей:  «Если сможете, не застраивайте могилу Трезора. Посадите на этом месте дерево, лучше всего ель. Пусть у ребятишек-новосёлов зимой будет ёлка. Как тогда, 31 декабря 1941 года. В память о нашем Трезорке».

В наши дни жители того Парголовского двора уже привыкли, что возле одного из подъездов растёт большая красивая ель. И не многие знают, что она посажена в память о блокадной собаке, которая спасла от голода шестнадцать ленинградцев.

Слайд 14 Ученик 5

Пёс Султан

Прототип Мухтара из известного фильма – немецкая овчарка Султан. При его участии было раскрыто 1000 преступлений, задержано более 100 преступников.

Но в его уникальной биографии присутствует еще дно число с двумя нолями, Султан – едва ли не единственная собака, которой удалось пережить блокаду.

История Султана и его хозяина Петра Серапионовича Бушмина в Ленинграде была известна многим. Милиционер приучил своего «напарника» работать в любых условиях. Они вместе воевали на финском фронте, а спустя два года занимались поимкой деверсантов в блокадном городе, участвовали в операциях по ликвидации вражеских парашютистов на Дороге жизни, ловили воров и мородеров. Вместе они помогли вернуть государству украденного на 3 миллиона рублей! После выполнения особо важных поручений грамоты и усиленный паек получал не только Бушмин, но и Султан.

В 1964 году писателю Израилю Меттеру довелось попасть в музей криминалистики в Ленинграде. Там он увидел пожилого мужчину, который стоял около чучела собаки и плакал.

Так состоялось знакомство Меттера с майором милиции в отставке Петром Серапионовичем Бушминым, который и поведал историю своего пса Султана.

Они познакомились в конце 1930–х, вместе прошли Финскую войну, вместе остались в блокадном Ленинграде. Султан пережил все 900 страшных дней блокады. И не просто пережил, а работал на уголовный розыск. Его по праву считают грозой воров и мародеров, охотником на диверсантов. Благодаря псу, было раскрыто около тысячи преступлений, стоимость возвращенных вещей исчислялась миллионами. Но 2 ранения сказались на здоровье собаки, и после войны Султан стал слепнуть. Петр Бушмин отказался отдать друга в питомник и забрал его к себе домой, где пес и провел последние месяцы своей жизни, умерев на руках хозяина. Умершего пса Петр Бушмин хотел похоронить, но ему не дали этого сделать.

Слайд 15 ( Создание коллажа «Мой питомец – мой герой!» (Ребята клеят фото своих питомцев на ватман и оформляют коллаж, рассказывают о своем питомце)

Рефлексия. Учащиеся заполняют стикеры-шаблоны, высказывая своё мнение о мероприятии

Слайд 16 Ведущий 1: Те, кто пережил блокаду, не важно будь то люди или животные, но они сумели совершить невозможное – пережить ледяной и голодный ад. И не только пережить, но и остаться преданными друг другу. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!