СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий " Музыкальная гостиная"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  сольного концера " Музыкальная гостиная", посвящена композиторам-романтикам.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий " Музыкальная гостиная"»

Сценарий «Музыкальной гостиной»

Вед: Доброе утро уважаемые гости, ребята. Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами поговорим о стиле в музыке - романтизм. Ребята как вы думает, что такое романтика, романтизм? (ответы детей). Все вы ребята правы. А вот как о романтизме в музыке говорится в большой музыкальной энциклопедии: Романтизм в музыке – это художественный метод, в котором композитор, прежде всего, стремится передать глубину и яркость чувств. Романтизм в музыке существовал дольше других направлений, в некоторых источниках даты колеблются с 1800 по 1910 гг. (от Шуберта до Рахманинова). Романтические мотивы можно найти даже у Баха и Моцарта, именно они и стали вдохновителями этого направления. Всех композиторов-романтиков можно условно разделить на две группы: те, кто уходит в себя, потому что чувствует разлад с реальностью, и те, кто ищет от этого спасение в другом мире, другой культуре. Ребята давайте послушаем произведения Баха «Менуэт», «Трёхголосная инвенция» (звучат произведения в исполнении учеников Галкиной Василисы – «Менуэт», Матвеевой Арины «Трёхголосная инвенция»).

Вед: ⠀Первая группа - музыканты, которые писали о собственных эмоциях и обращались к типичному для романтизма кругу тем: природа, любовь, душевные переживания, мистика. В их творчестве также прослеживаются два лейтмотива, определяющие романтизм - с одной стороны это лиричность, тяга к рефлексии, а с другой - драматизм. Порой два этих начала сочетаются даже в одном произведении. У Шопена, например, есть как гармоничные вальсы, так и очень трагический похоронный марш. А Шуман создаёт лирический цикл "Любовь поэта" и напряженный "Карнавал". Мелодия этих произведений имеет особую ритмическую и динамическую структуру, напоминая ломаную линию, неожиданную в своих поворотах. Фредерик Шопен родился в 1810 году в Польше. Этот факт один из самых важных в его биографии. С этой страной связаны его жизнь и творчество.
Талант Шопена проявился очень рано, этому способствовали родители, которые любили музицировать в свободное время. В семь лет Шопен дал свой первый концерт. Он получил разностороннее образование, быстро стал знаменитым. В 1829 году композитор отправился в турне. Друзья подарили Шопену на память кубок, наполненный родной землей. Когда в Польше началось антироссийское восстание, композитор захотел вернуться на родину, но его отговорили. Так оставшуюся жизнь он провел во Франции.
Шопен по натуре был романтиком, а у каждого романтика есть свой идеал. Для композитора это была известная французская писательница Жорж Санд. Из сохранившихся дневников друзей Шопена известны лишь негативные оценки ее роли в жизни музыканта. Ф. Лист считал, что она стала причиной его ранней смерти (время, когда они познакомились, почти совпадает с началом болезни Шопена). Однако Санд была музой для Шопена: когда композитор был влюблен в нее, он создал знаменитые сонету для фортепиано №2 и вальсы
Несмотря на всемирную известность Шопен был вынужден зарабатывать на жизнь, занимаясь преподаванием музыки.
Шопен стал новатором в области малых музыкальных форм (вальсы, ноктюрны, прелюдии). Он любил писать в темноте, ночь - любимое время романтиков. На концертах музыкант просил приглушать свет, чтобы создать атмосферу ночной прогулки.
Одна из вершин творчества Шопена- похоронный марш. Его написание окутано легендами о том, что создание марша стало предзнаменованием смерти композитора. Похожая история произошла с Моцартом, "Лакримозой" которого Шопен вдохновлялся. Похоронный марш - это одно из названий сонеты №2. Мелодия марша неоднородна - в ней прослеживается переход от безутешной пышной скорби к осознанию смысла жизни (появление лиричных, меланхоличных мотивов в конце). В этом произведении чувствуется движение мысли, контрастность эмоций, что свойственно романтикам.
Скончался композитор от туберкулёза в 1849 году. Шопен завещал своё сердце Польше - и его желание исполнилось. Тело его было похоронено в Париже, а сосуд с сердцем отправлен в Польшу. Родина - это ещё один недостижимый идеал для Шопена. Композитор создал более 60 мазурок и 17 полонезов, тем самым раскрыв польскую культуру. (Матвеева Арина Ф. Шопен «Вальс»)

Вед: ⠀Вторая группа - авторы, которые основываются на фольклорных сюжетах. Бунт романтика не приводит ни к чему, поэтому он уходит в "иные" миры. Это может быть прошлое или экзотическая страна, которая не испорчена благами цивилизации. Цель композитора-романтика состояла в изображении особенностей отдельного народа или эпохи. Здесь можно вспомнить о Григе и о его скандинавской сказке "Пэр Гюнт", о работах, связанных с русским фольклором у "Могучей кучки", и о "Кармен" Бизе. За основу собственных сочинений музыканты все чаще стали брать литературные произведения. Также романтики сохраняли в музыке свои впечатления от других произведений искусства. Композиторы начали стремиться к синтезу искусств, поэтому в эту эпоху появляются программные произведения. Особенности "синтезированного" произведения можно рассмотреть на примере "Лесного царя" Шуберта. Музыкальная баллада создана на стихи И. В. Гете и органично дополняет их: ритм создаёт образ скачущего всадника, а с помощью динамики композитор расставляет акценты на каждом герое, создавая как бы небольшой диалог. (Отразов Саша Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Быкова Лера Чайковский «Баба Яга» Матвеева Арина Григ «Шествие гномов»).

Вед: На произведения композиторов романтиков снято много мультфильмов. Одним из ярких таких примеров мультфильм на музыку П.И. Чайковского «Щелкунчик» (показ фрагментов из мультфильмов).

Вед: Я надеюсь, что на нашей сегодняшней встречи вы узнали много нового, услышали прекрасную музыку. До новых встреч. До свидания1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!