СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мини-лекции для семинара о психосоматике

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психосоматика в психологии- заболевание тела, которое возникло как результат психологической проблемы или как способ ее решить.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мини-лекции для семинара о психосоматике»

Сценарий мини-лекции для семинара о психосоматике


Педагог-психолог:

Как мы видим, психика может оказывать колоссальное влияние на тело. Сейчас поговорим о тех болезнях, которые возникают как ответ на психологическое неблагополучие.

Вы знаете, что есть целая отрасль практической психологии, которая называется психосоматика?


Психосоматика в психологии – это заболевание тела, которое возникло как результат психологической проблемы или как способ ее решить. Психосоматический симптом – часто еще и знак определенной психологической проблемы. Человек – это нечто целостное, и телесные недуги правильнее рассматривать не как заболевания отдельного органа, а как проявления и соматического, и психологического целостного состояния человека. Основатель гештальт-терапевтического направления в психологии, один из самых знаменитых психологов в мире Перлз говорил так: «Мне больно – это всегда утверждение организма в целом», и это действительно так.


Поговорим о том, как применить знания о психосоматике к нашей жизни. Давайте подумаем, как мы, работники системы образования, относимся к своему здоровью. Скажите, мы бережем себя? «Слышим» себя? (Педагоги отвечают.)

Часто, когда педагог рассказывает о себе, между делом говорит что-то вроде: «Некогда присесть», «Не успеваю передохнуть». «Все время не высыпаюсь», «Спина болит каждый день», «Давление скачет». Многие как будто отучили себя быть внимательными к своему состоянию, уделить хотя бы немножко времени тому, чтобы бережно отнестись к себе.

Практические психологи заметили такой феномен, что россиянки неодобрительно отнесутся к фразе «я себя берегу» – как будто именно себя беречь не нужно. Педагоги готовы работать на износ, месяцами и годами игнорировать собственные трудности, не просить о помощи. Но ведь эти трудности не исчезают, они просто остаются подавленными. Если что-то запихнуть глубоко-глубоко в коробку, оно от этого не исчезнет, просто его не будет видно сразу. Так и с нашими проблемами, с болью – если она глубоко спрятана, это не значит, что она исчезла. И она рано или поздно прорывается наружу в виде психосоматических симптомов.

Педагог-психолог:

Я покажу вам, о каких психологических проблемах говорят физические симптомы. Начнем с головы.

Педагог-психолог открывает презентацию. На слайде: «Головная боль – нерешенные проблемы, перенапряжение. Мигрень – перфекционизм, недовольство собой и другими».



Педагог-психолог:

Вспомните, как мы говорим о чем-то сложном: «Это моя головная боль». Головная боль часто указывает на нерешенную трудность, перенапряжение в чем-то. Она может указать на то, что мы вошли в такие отношения, в которых у нас не решены проблемы. Для примера: молодая жена каждый раз чувствует ужасную головную боль, как только общается со свекровью, с которой у нее, как вы понимаете, сложные отношения.

Свое значение имеет и мигрень. Мигрени – указатель постоянного стремления к совершенству, так называемого перфекционизма: хочется сделать все лучше и лучше, но каким бы прекрасным ни был результат, нет удовольствия. Скажите, знакомо вам что-то подобное?

Педагог-психолог слушает ответы на вопросы, затем задает еще несколько вопросов на свое усмотрение.

Педагог-психолог:

В каких ситуациях у вас чаще всего болит голова? Случалось ли, что голова начинает болеть, когда вы постоянно возвращаетесь в уме к какой-то проблеме? У вас может заболеть голова после конфликта? Если у вас бывают мигрени, то предшествует ли им что-то? Что бывает до них? Как вы справляетесь с головной болью? Есть ли что-то, что помогает ее снять, кроме лекарств?

Педагог-психолог слушает ответы педагогов.

Педагог-психолог:

Есть еще одна соматическая проблема, знакомая многим женщинам. Болит спина. Знакомо?

На слайде: «Спина – нехватка поддержки. Спина – “мусорная свалка” для болезненных мыслей и переживаний».

Педагог-психолог:

Спина болит в том числе тогда, когда мы слишком много на себя взвалили, у нас нет поддержки. Не хватает чего-то или кого-то, на кого можно опереться. Спину называют «мусорной свалкой» для тех мыслей и переживаний, которые приносят нам боль. И если мы не даем себе времени с ними разобраться, мы их как будто «выбрасываем за спину», убираем из поля зрения, из осознания – а расплачивается спина. Боль, напряжение в спине – это наша боль из-за нехватки поддержки. Скажите, вам знакомо что-то подобное?

У вас часто болит спина? Были ли какие-то периоды в жизни, когда она болела особенно сильно? Когда вы отдыхаете хотя бы один-два дня по-настоящему, спине становится легче? А когда вам помогают, когда кто-то освобождает вас от решения тех проблем, которые обычно решаете вы? Вы замечали, что эмоциональное состояние может облегчить или усугубить ощущение боли в спины?

Педагог-психолог слушает ответы педагогов.

Педагог-психолог:

На спине может проявиться и еще одна группа проблем: кожные. Высыпания на коже, болячки, прыщи, проблемная кожа.

На слайде: «Кожа – контакт с другими людьми. Кожа на спине – вытесненные из сознания проблемы, связанные с общением».

Педагог-психолог:

Кожа – наш самый большой орган чувств. Кожей мы соприкасаемся с окружающим миром. Состояние кожи указывает на состояние наших контактов с другими людьми; высыпания – это обиды, недовольство, невысказанные слова. Кожа спины часто отражает вытесненные из сознания проблемы, связанные с общением с другими людьми. То, что мы не стали осознавать, все непрожитые обиды оседают на коже в виде сыпи, прыщей, гнойников. Кроме того, состояние кожи, как и состояние волос, часто говорит об общем тонусе человека. Понятно, что оно зависит и от возраста, сейчас мы говорим о меняющихся состояниях у одного и того же человека. Усталая кожа, замученные волосы – усталый, замученный человек.

Вы согласны, что состояние кожи говорит и о вашем состоянии, о вашем тонусе? Понаблюдайте за собой, обратите внимание, меняется ли кожа, когда вы обиделись на какого-то важного для вас человека. Может быть, вы уже помните такие примеры? У подростков часто кожа лица и спины – проблемная, и понятно, что этому есть и физиологические причины, но о каких психологических проблемах это также может говорить?

Педагог-психолог слушает ответы педагогов.

Педагог-психолог:

Есть еще одна группа симптомов, которые достаточно выразительно говорят о психологическом состоянии человека. Это пищеварение, желудочно-кишечный тракт. Это очень выразительная группа.

На слайде: «Болезни желудка – человек “не может переварить”, “не переваривает” кого-то или что-то; язва желудка – самого себя. Гастрит – раздражение, которое накопилось в адрес кого-то из значимых людей. Отравление – часто отторжение чего-то неприятного: чем-то “напичкали”», что-то хочется “выбросить”».

Педагог-психолог:

Переваривание, способность поглотить, принять что-то – это очень символичная и в психологическом смысле функция. Если мы кого-то или что-то не перевариваем, если в нас «впихивают» слишком много чего-то навязанного, чего-то, что не близко нам по-настоящему – могут возникать проблемы с ЖКТ. Гастриты, язвы, отравления, расстройства желудка, трудности переваривания, рвота могут означать, что мы что-то не хотим или не можем психологически переварить.

Вам знакомо что-то подобное? Может быть, есть какие-то люди с заболеваниями ЖКТ, которых вы вспомнили, когда мы это обсуждали? Похоже это на них? В каком состоянии, настроении легче переварить пищу? Похоже ли это на легкость переваривания информации, внешних обстоятельств?

Педагог-психолог слушает ответы педагогов.

Педагог-психолог:

Разберем еще две группы симптомов. Сначала те, что связаны с дыханием.

На слайде: «Дыхание – мера тревожности, открытости. Болезни легких – страх жить полной жизнью, дышать полной грудью. Кашель, покашливание – раздражение (еще Зигмунд Фрейд описал этот симптом). Астма – каждый приступ – невысказанный плач, затаенный плач».

Педагог-психолог:

Наверное, вы знаете, что многие техники релаксации связаны с дыханием. Тревожным детям, да и взрослым очень помогают упражнения типа «птичьего полета» – бежать, раскинув руки, как птица крылья, и дышать полной грудью; специальные логопедические и психологические дыхательные тренажеры, даже просто глубокое дыхание позволяют снизить тревогу, повысить гармонию. Болезни, связанные с дыханием, – это еще и болезни страха, тревоги, отказа себя в полноценной жизни или в выражении каких-то эмоций, как, например, астма. Вы замечали, как дышат дети, когда напуганы, встревожены? А вы сами как? Дыша глубоко, полной грудью, как вы чувствуете себя?

Педагог-психолог слушает ответы педагогов и переходит к следующей теме.

Педагог-психолог:

Наконец, в завершение рассмотрим еще одну группу трудностей – случаи, когда болят конечности, руки, ноги.

На слайде: «Ноги – движение вперед и опора на себя и реальность. Руки – возможность действовать».

Педагог-психолог:

Наши руки и ноги помогают нам двигаться и действовать. Ноги – это движение по жизни вперед. Еще это способность устоять, выстоять, найти опору. Очень полезны упражнения из телесно-ориентированной терапии на устойчивость – крепко «заземляться», чувствовать опору под ногами, пробовать сделать это на разных поверхностях. Если не хочется идти вперед или неясно, куда идти, это может выплеснуться в виде болезней ног. «Ноги еле волоку» – это и про ноги, и про мотивацию. А руки – это наша способность действовать, брать, удерживать. Это наши поступки, наша возможность с чем-то соприкасаться, что-то держать в руках. Болят руки в том числе и тогда, когда нет сил действовать, нет желания, «руки не доходят».

«Бывает, что вы чувствуете, что “ноги туда не идут”»? Бывало, что «из рук все валится»? В каких случаях такое происходит? А что помогает?»

Педагог-психолог слушает ответы педагогов.

Педагог-психолог:

Как мы видим, психологические факторы серьезно влияют на наше здоровье. Да, их нельзя считать единственными, но они очень важны. Скажите, согласны ли вы с тем, что я вам рассказала?

Желающие дают ответы. Педагог-психолог задает еще несколько вопросов из следующего списка на свое усмотрение: «Эмоциональное состояние важно для здоровья? Наша жизнь будет лучше, если мы будем заботиться о себе? Стоит ли находить возможность поделиться своими проблемами, переживаниями? Как это может сказаться на здоровье?». Педагог-психолог выслушивает ответы, переходит к заключению.

Педагог-психолог:

Когда мы лучше понимаем себя, повышается качество нашей жизни. Нам легче найти ресурсы по оздоровлению, легче избежать усугубления проблем. Понимание себя – это и понимание своего тела, внимание к нему. Позвольте задать вам несколько вопросов в заключение. Вам удалось узнать что-то интересное, важное для вас? Узнали ли вы сегодня что-то, что помогает вам лучше понять себя?

Педагог-психолог выслушивает желающих, дает обратную связь и завершает занятие.

Педагог-психолог:

Благодарю вас за работу. Для меня это была продуктивная и важная встреча. Я желаю каждому из вас и вашим близким крепкого здоровья, и физического, и психологического. Вы можете взять памятки по материалам нашей сегодняшней встречи.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!