СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия, посвященного 170 – летию. ИСМАИЛ ГАСПРИНСКИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия, посвященного 170 – летию.

 ИСМАИЛ  ГАСПРИНСКИЙ

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия, посвященного 170 – летию. ИСМАИЛ ГАСПРИНСКИЙ»

Дата:19.03.2021г Класс:10

Сценарий мероприятия, посвященного 170 – летию.

ИСМАИЛ ГАСПРИНСКИЙ






Цель:

вызвать интерес учащихся к  личности  и творческому   наследию выдающегося просветителя, писателя, педагога, переводчика и общественного деятеля Исмаила Гаспринского.

Задачи:

- углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности Исмаила Гаспринского, его жизни и творчестве, показать величие просветителя, педагога ознакомить учащихся с основными фактами биографии;

- пробудить интерес школьников к изучению творчества великого просветителя.

-   развивать логическое и образное мышление, творческое воображение учащихся;

-   обогатить словарный запас учащихся;

- воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины;

- воспитывать уважение к истории крымскотатарского народа.

Оборудование: портрет И.Гаспринского, выставка газеты, презентация, ноутбук

Ход урока


Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня наше мероприятие мы бы хотели посвятить жизни и творчеству Исмаила Гаспринского - основоположнику российского тюркизма, просветителю, педагогу, журналисту и основателю газеты «Терджиман» (Переводчик), которая была известна не только всему тюркскому миру, но и далеко за её пределами.  Прошло более 100 лет со дня смерти Исмаила Гаспринского, но интерес к феномену его личности среди ученых кругов тюрко-мусульманского мира не угасает.

Исмаил Гаспринский был журналистом, переводчиком, издателем, историком, политиком, литератором, лингвистом, знатоком исламских наук и жизни народов.

Родился он среди людей,

Но избран был самим Аллахом,

Чтобы от низменных страстей,

От грязи, зависти и страха

Очистить мудрым словом души

Невежественных и заблудших,

Исмаил бей Гаспринский, когда-то сказал: "Мы говорим: наш народ болен. Это значит, надо его скорее лечить и помочь ему. Мы говорим: наша страшная болезнь - невежество. Это значит, что всем нам надо получше учиться".

И он был прав, чтобы жить хорошо и  счастливо нужно учиться. Потому, что образованный человек будет счастлив всегда и везде. Такой человек не пропадёт в любом обществе. А невежественному и необразованному человеку в жизни бывает не очень легко. Гаспринский мечтал, чтобы все вокруг были образованными.

Под музыкальное сопровождение и показ достопримечательностей Крыма 2 ученицы выразительно читают стихотворение И.Гаспринского “Къырым”.

И.Гаспринский

Къырым

Бунъа дерлер “Ешиль ада”

Юдже мали Чатырдагъ.

Бир тарафы къулан чёльдир,

Бир тарафы багъча, багъ.


Келир сувлар яйлялардан,

Не гузельдир дагълары!

Алтын ашлыкъ тарлалары,

Къозулары, къойлары.


Отер къушлар саба, акъшам,

Олур язда гулистан.

Эр не тараф козь идерсенъ,

Алтын ашлыкъ, багъ, бостан.


Не гузельдир саф авасы!

Яй ве джай, джай ве яй.

Шеэрлернинъ эскилери,

Къарасув, Багъчасарай.


Толу эди халкълар иле

Ешиль ада бир заман.

Аз дегильди юртумызда

Бинълер батыр, къараман.


Зевал кельди, юрт бозулды,

Кучь ве къач алдав иле.

Кетти халкълар, кельди ятлар

Башкъа бир тиль ве ал иле.


Унутманъыз, чоджукъларым,

Къырым сизинъ юртунъыз!

Саиб олунъ бу Витана,

Чалышынъыз эдеп иле!


(Перевод Нузета Умерова)

Исмаил Гаспринский

Крым

Его называют «Зеленый остров».

Прекрасный остров, чудесный Крым.

Он с легкокрылой стремительной чайкой,

Летящий над пенной волною, сравним.


Здесь всё как в легенде:

Скалы, пещеры,

Лозы виноградной змеиный виток.

Реки, озера,степные просторы,

Весенней яйлы златотканый платок.


Здесь сказка застыла каменной глыбой.

Здесь в танце и музыке память племен.

Здесь счастье и радость,

Слёзы и горе –

Развеянных ветром, забытых имен.


Здесь помнят былое и степи, и горы,

Свист сабель и стрел, ураганы атак.

Грудью встречал непогоду, невзгоды,

Старый, седой великан Чатырдагъ.


Крым – Родина наша, помните это.

Души не жалейте ради неё.

Пусть над зеленым островом нашим

Мирное, доброе солнце встает!



На сцену выходят 3 человека

Улу эдип, неширджи ве маарифчининъ 170 йыллыгъына багъышлана…

170 – летию со дня рождения великого просветителя Исмаила Гаспринского посвящается…

1 ученик Эй, сен къара геджелерни ярып кельген улу зат,-

Тюркий халкълар дюньясынынъ умют берген кунеши!

Бу алемде яшамакъчюн къалмагъанда бир фурсат,

Бердинъ иман, бердинъ ишанч, бердинъ акъыл кенъеши!


Затемненный зал. Играет музыка..

2 ученик. Весна. Благоухают белым ароматом сады. 21 марта 1851 года. Сегодня в семье офицера русской службы Мустафы Али-огълу и Фатиме Султан Кантакузовой родился сын. Назвали его – Исмаил. Мустафа Али-огълу был уроженцем расположенного на южном берегу Крыма аула Гаспра и поэтому взял себе фамилию Гаспринский.

3 ученик В первой декаде 1854 года Департамент Геральдии Правительствующего Сената утвердил отставного поручика Мустафу Гаспринского с семьей в дворянстве. Этот род, по правилам того времени, был зарегистрирован и внесен во 2 декаду губернской родословной книги, что означало приобретение дворянства на военной службе.


4 ученик Благодаря усилиям отца, Мустафы Али-огълы, семья жила в достатке. Воспитанием же маленького Исмаила в основном занималась мать. Фатиме-ханум – женщина строгого нрава, воспитанная в религиозном духе, не желая испортить баловством ребёнка не могла открыто проявлять своей любви. Но именно она смогла воспитать в сыне твердость характера, правдивость, силу духа, уверенность в себе, умение доводить начатое до конца. Именно эти качества помогут ему в становлении как личности.

(Звучит музыка. Входит женщина в национальном костюме. Она ведет за руку ребенка – мальчика. Гладит его по голове и усаживает его на диван, рядом с собой)

5 ученик

Однако маленький мальчик требовал ласки и любви. Всё это смогла ему дать няня Абибе. Помимо всего она была прекрасной рассказчицей и знала очень много песен, сказок, прибауток и все что называется устным народным творчеством. Маленький Исмаил не мог дождаться того момента, когда няня усадит его рядом и прекрасным певучим голосом начнет петь, рассказывать сказки.

( Из детства И. Гаспринского)

Няня: Кель, балам, отур.

Мальчик: Бита, бугунь ким акъкъында сёйледжексиз?

Няня: (поёт песню): Динъле, балам.» , говорит. Энди пельван олмакъ ичюн, ятып юкъламагъа керек. Саба ола, хайыр ола.

2 ученик Где высится Чуфут къале

С веков печатью на челе,

Раскинут вольно Салачыкъ,

Востоком умывая лик.

Вот здесь – среди реки и скал

Росток великий прорастал,

Тянулся к солнцу в мир наук,

Опережая сердца стук…


1 ученик Вот Исмаилу уже 8 лет. Беззаботные дни окончились. В 1859 году его отдали в традиционный мусульманский мектеп.

Исмаилу очень повезло. В школе работал замечательный учитель Аджи Исмаил агъа. Не смотря на то, что в старых мектебе изучали Коран, он старался дать учащимся азы математики, прививает любовь к чтению художественной литературы. Отметив способности Исмаила, его любознательность, он уделяет ему особое внимание и советует отцу Мустафе Али-огълу продолжить обучение Исмаила в другом учебном заведении.


6 ученик В дальнейшем он обучается Симферопольской казенной мужской гимназии ( ныне гимназия №1 имени Константина Дмитриевича Ушинского), в Воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. В Москве он жил в семье Каткова Михаила Никифоровича - влиятельного русского публициста, издателя, литературного критика консервативно-охранительных взглядов. Катков - Редактор газеты «Московские ведомости», основоположник русской политической журналистики. Националистические идеи Каткова, чтение газет произвели на молодого Гаспринского огромное впечатление. Здесь он впервые загорелся мыслью о создании газеты и служении своему народу. В 15 лет он возвратился на Родину и устроился учителем русского языка в «Зынджырлы медресе», которая была построена при хане Менгли Гирее.


(Гаспринский , сидя у стола. Сцена из жизни.)

Гаспринский: Бильген шейинъизни башкъасына бермеге, огретмеге арекет этинъиз. Энъ олмагъанда бир кишиге бильги ашлатынъыз. Бунынънен сиз буюк иш япарсынъыз.

Братья, примитесь серьёзно за дело народного образования. Выучиться самому – достоинство, но передать незнающему своё знание ещё большее достоинство, благое и святое дело!!!


7 ученик Но вскоре он понял, что работа в «Зынджырлы медресе» не удовлетворяет его. Старая система образования безнадежно устарела. Он уходит из медресе и переходит в Дерекойскую школу. Здесь, помимо учительского, раскрывается ещё один талант – общественника. Он развивает активную деятельность среди молодежи, призывая учиться, бороться. Ещё и ещё раз убеждается в необходимости печатного издания на крымскотатарском языке.


Чтец: Джаилликлер, ёкъсуллыкълар

Орькен аткъан о заман,

Гаспралы несиллерге бильги, илим ашлагъан.

Джаилликке дарбе бермек, васиети, ниети,

Бермек, - деди, несиллерге эм ишинде, тилинде.

(Молодежь собирается возле Гаспринского)

Гаспринский:

Бизни башымыздан аягъымызгъадже къатлап олмагъан энъ хасис ве ямансыз душманымыз – джалет, яни джаиллик олмасайды, бизим вазиетимиз башкъа олур эди. (Песня о мектебе)


2 ученик В то же время идея изменения старой системы образования не покидает молодого человека, но он чувствует, что для осуществления её нужно получить хорошее образование, изучить систему образования других стран. Он отправляется в Турцию. Но там быстро понимает, что турецкая система образования мало отличается от той, что сложилась в Крыму и он решается отправиться в Европу.

3 ст. Через польскую Галицию, Венгрию, Австрию и Германию он добрался до Франции. Русская община помогла ему устроиться в одной из парижских «контор объявлений» переводчиком в тюркский отдел. В это же самое время он работает личным секретарем И.С. Тургенева. Посещает лекции в Парижском университете, знакомится с системой образования во Франции.


4 ученик Обогатившись знаниями, Гаспринский из Парижа едет в Турцию, по пути посещая Алжир, Тунис, Египет, Грецию. В родной Бахчисарай молодой человек вернулся в 1876 году, где стал преподавать в одном из местных учебных заведений. Он открыто критикует устаревшие методы обучения и всю систему образования. За что навлекает на себя гнев учителей старых мектебе и духовенства. Но Гаспринский не останавливается. Он предлагает разделить учебный день на уроки по 45 минут, перемены по 10 минут. Количество уроков для младших учащихся не более 4-5.

В Бамбее школу открывал,

В народе он легендой стал,

Большой культуры человек

Опередил свой сложный век….


5 ученик Его деятельность не осталась незамеченной. Гаспринскому предлагают баллотироваться гласным в городскую Думу. В 1878 году Гаспринский стал гласным Бахчисарайской городской Думы. А в ноябре 1878 года занял место заместителя городской Думы.


6 ученик Из-за занятости коммерческими делами С. Топузов – голова Бахчисарайской Думы не смог уделять достаточно внимания проблемам города. По существу все заботы городской управы легли на плечи Гаспринского , который развернул активную деятельность. В 1879 году по просьбе Топузова в феврале сего года головой Бахчисарая был переизбран Исмаил Гаспринский. Буквально со второго дня своего управления

Гаспринский жесткими мерами навел порядок в работе администрации города, предпринял усилия по укреплению предельно скудного бахчисарайского бюджета. Местная казна выросла втрое.


7 ученик Благоустройство города, финансирование мощения и освещения улиц, разбивка территорий города на санитарные участки с выбором двух почетных домовладельцев для наблюдения за чистотой, создание специальной санитарной комиссии, с целью охраны общественного порядка, ночные обходы улиц служащими крымского дивизиона вот неполный перечень дел головы Бахчисарая.


8 ученик Народное образование было всегда под особой опекой Гаспринского: стали выделять деньги на открытие четырехклассного училища для всех национальностей, приобретать учебники, оказывалась материальная помощь школам. Одним словом, трудно переоценить все то, что было сделано И. Гаспринский в должности головы города Бахчисарая.


1 ученик С 1882 г. жизнь И. Гаспринского освещена прекрасным чувством – огромной любовью.

В далеком Татарстане жила респектабельная девушка, дочь богатого коммерсанта Акчурина, по имени Зухра. Как и многие девушки, Зухра увлекается чтением газет, активно интересуется общественной жизнью. Однажды ей попадается статья Гаспринского “Русские мусульмане” Зухра начинает с интересом следить за его мыслями в статьях “Йылдыз”, “Тангъуч” и еще сама того не понимая, влюбляется в него. С тех пор судьба ведет ее властной рукой. Через некоторое время она приезжает в Крым и однажды: прогуливаясь с братом по берегу Салгира, она неожиданно встречает Исмаила. В ту же минуту она понимает – это он, ее судьба. С тех пор Зухра теряет покой. В конце - концов оставив родной город, роскошную жизнь и перспективное будущее девушка едет в Крым, чтобы стать верной подругой и незаменимым помощником в делах любимого человека.


9 ученик Самоотверженный поступок девушки поразил воображение 30-летнего Исмаила. Он воспылал нежной любовью к ней. Их любовь увенчалась крепким союзом.

Через 4 года, сложив в себе полномочия головы города, И. Гспринский отдается своей давней мечте, открытию газеты на родном языке. Он мечтал выпустить собственную газету, через которую можно было поднять культуру своего народа и просветить весь тюркский мир.

10 ученик Прошение за прошением, мытарство по конторам и ведомствам, наконец, увенчались успехом. Получено разрешение на открытие газеты. Её назвали ”Терджиман” –“Переводчик”. Газета начала издаваться на 2двух языках – русском и тюркском. А с 1905 года стала одноязычным. Это произошло 10 апреля 1883 г. На издание газеты уходили большие финансовые затраты. Туда пошли и золотые украшения Исмаила Гаспринского Зухры Акчуриной, и пожертвования бакинских нефтепромышленников и средства оренбургских купцов и капиталы других спонсоров и меценатов. За короткое время Тираж ежедневной газеты вырос от 320 экземпляров до 20 тысяч.

Газету, освещавшую проблемы, культуру и образование, с нетерпением ждали во всех уголках Российской Империи, её также получали в Туркестане, Иране, Болгарии, Китае, Египте, Румынии и др. странах.


3 ученик Его газета «Терджиман»

Разбит невежества туман,

На 2 великих языках

Жила в умах и на устах.

Он, просвещая свой народ,

Неудержимо шел вперед.

Тургеневу он другом был,

И очень свой народ любил…


Гаспринский (стоя лицом к залу и обращаясь к нему)

Гаспр: Газета бу асылында маариет махсулыдыр, бу махсулгъа исе биз гъает мухтаджмыз


Приступая к делу во имя Аллаха, беремся за перо, чтобы служить правде и просвещению.

Ой, татарнынъ къараргъанда эр бир ягъы,

Корьмей эди о Ай, йылдыз, кунь ярыгъы.

Онынъ кокюн боз булутлар къаплай эди,

Ондан догъру халкъ елларны сакълай эди

Бирден бирге яшындайын бир акъ йылдыз.

Къар кокнинъ бир якъкъыдан шавле сачты.

Къаранлыкъны шай таркъатты, салды йылдыз.

Татар корьди, башын тиклеп, козюн ачты.

Бу акъ йылдыз сен эдинъ, сен костердинъ

Татарлыкъкъа джайгъан догъру тюзгюн ёлун.

Эр гонъюльде шимди сенинъ севгинъ яшай.

Эй, сайгъыллы, Гаспралы, буюк бабай!


2 ученик В своей газете И. Гаспринский рассказывал о событиях, происходивших в Крыму и в России, в Париже и Стамбуле; касался самых серьезных и важных тем: образование и просвещение, развитие театров, общественно политическая жизнь: развитие различных пороков среди мусульман и т.д. Практически не было такой среды человеческой деятельности , которая не освещалась бы на страницах”Терджиман”.(чтение выдержек)

Сцена “У Гаспринского”

Кабинет Гаспринского. Стол, стулья, в углу диван, низенький стол. Усеин Шамиль Тохтаргъазы: в руках тетрадь. Он осматривает кабинет. В соседнем помещении слышен шум работающих станков. Заходит хозяин. Седой, высокий с широкими усами мужчина. На нем сюртук, на голове феска красного цвета, в руках газета ”Вестник”. Гость встал и шагнул навстречу.

Тохтаргъазы: Селям алейкум, Исмаил муэлиф!

Гаспринский: Алейкум селям(жестом приглашает сесть)

Тохтаргъазы: Мен Айвасылдаки министр мектиби оджасы Усеин Шамиль олам.

Гаспринский: ”Ветан хадими ” нде дердж этильген шиирлернъиз иле танышым. Базылары фена дегиль “Бу дуньяда эр шей пара, башта пара, сонъ бахт ара. Раат истер исенъ - пара, керек пара,пара,пара! Дин огретмек ичюн пара, оны кутьмек ичюн пара, дюнья бильмек ичюн пара, ольсен пара, турсанъ пара, догъсанъ пара, сагъ ве хаста олсанъ пара…-Гуя миним вазиетим билип яздынъыз Усеин эфенди.”

Тохтаргъазы: Мен сизге янъы эсерлернен кельдим. Мунасип корьсенъиз, таб этинъиз.

(подают кофе)

Гаспринский: Буюрынъыз.(удобнее сел на диване, стал листать, как бы читая тетрадь. Гость пьет кофе и с надеждой смотрит на Гаспринского, потом в голос) . Кими киер алтын тадж, кими бир пула мухтадж… Екъ огълум. Бойле эсерлерни нешир ичюн бенде имкян екътыр! Заманы шараити дюшюнмей язылгъан эсерлер.

Тохтаргъазы: (соскакивая с места с чувством) Мен беллесем, беязгъа даима беяз, къарагъа къара демек керек.

Гаспринский: (берясь за плечи гостя, успокаивая) Шубесиз. ( взял со стола газету “Ветан хадими” читает). Язаджагъымыз вакъиа ве адиселер не къадар адджы олурса- олсун. Догъруя-догъру, эгрие- эгри демек меслек ве вазифемиздир”( окъуп битирди). Эбет Амма сейленъиз “Ветан хадими” не къадар яшады?”

Тохтаргъазы: Эки йыл, лякин намусымыз иле яшады.

Гаспринский “Терджиман” йигирми еди йылда бери омюр сюрмекте. Не беллейсинъиз, о намусыз - ырызсыз яшамакътамы? Курешмек ичюн халкъ анълы олмакъ щарт. Биз чокъ кериде къалдыкъ, джиалет къафамызны къурутты, козьлеримизнинъ шефаатыны алды. Русие мусульманлары окъуп медений адамлар олурса, акъны- къараны таныйджакълар, кендини зулумдан къорчаламагъа биледжеклер. Аятымдан Мемнюним. Фани дюньядан баш араба киби чыкъып гитмейджегим. Миллетке эмимден кельген хызметни яптым.


3 ученик В последствии И. Гаспринский добивается разрешение на издание журналов “Ха-ха-ха ”, ”Алеми Нисван”(Мир женщин) “Алеми субьян”(Детский мир). В 1886 г. наладил издание рекламного приложения к газете «Переводчик-Терджиман» под названием «Листок объявлений». С конца 1905 г. И.Гаспринский начал издавать первый крымскотатарский журнал для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»). Это была третья попытка (первые две неудачные он предпринял в 1887 г. — журнал «Тербие», а в 1891 г. приложение к газете «Переводчик-Терджиман» — «Кадын»). В1906 г. И.Гаспринский добился разрешения на издание первого юмористического журнала на родном языке под названием «Ха-ха-ха». Позже он создал новый еженедельник — орган мусульманской фракции Государственной Думы Российской империи газету «Миллет» («Народ»).

5 ученик В 1907—1908 гг. в Египте И.Гаспринский выпустил несколько номеров газеты «Аль Нахда» («Возрождение») на арабском языке. Сотрудниками издательства И.Гаспринского в разное время были выдающиеся деятели крымскотатарской культуры: Осман Акчокраклы, Мемет Нузет, Якуп Шакир-али, Усеин Шамиль Тохтаргазы, Абляким Ильмий, Асан Сабри Айвазов, Исмаил Лятиф-заде, Сеит-Абдулла Озенбашлы и др. За многолетнюю издательскую деятельность в 1908 г. к юбилею издательства в казанской типографии И. Н. Харитонова был изобретен именной типографский шрифт им. И.Гаспринского.

С именем И.Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. И.Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульманской этно-конфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане,Казахстане,Башкортостане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане,Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»). С 1887 г. И.Гаспринский являлся членом Таврической ученой архивной комиссии.


6 ученик В 1908 году Гаспринский возвращается в родной Крым, где происходит празднование 25-летнего юбилея его детища — газеты «Терджиман», имевшее широкий международный резонанс. Ее издателя и редактора приветствовали мусульмане со всей России, Турции и Иране, где он был хорошо известен, и не только в среде интеллигенции, но и на высоком государственном уровне. Об этом красноречиво говорят полученные им награды: Золотой орден Восходящей Звезды III степени от эмира Бухары (1893), орден «Меджидие» IV степени (1894) от султана Османской империи и Орден Льва и Солнца III и IV степени от иранского шаха. Был удостоен Гаспринский и российской награды — Медали Санкт-Петербургского императорского технического общества – бронзовая (1897), за просветительскую и научную деятельность в составе Таврической губернской научной архивной комиссии. Стремясь отметить просветительскую и миротворческую деятельность Гаспринского, сначала Индия, а потом Франция вносят предложение о выдвижении его кандидатуры на Нобелевскую премию мира. Многие журналы и газеты разных стран мира, в том числе и России, поддержали эту идею, но, к сожалению, её не удаётся претворить в жизнь


7 ученик И. Гаспринский — автор нескольких художественных произведений: роман «Французские письма», частью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; повесть — «Африканские письма — Страна амазонок»; рассказ «Арслан Кыз», новелл — «Горе Востока», эссе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания» и некоторые другие. И.Гаспринский явился родоначальником многих литературных и публицистических жанров не только у крымских тюрков, но и у других тюркских народов.

4 ученик Исмаил Гаспринский всегда работал с надрывом, как будто каждый проживаемый им день был последним, Он как будто торопился сделать больше, как будто что-то чувствовал…

В 1914 году он почувствовал, что здоровье его ухудшается. Он созывает всех детей и отдает последние распоряжения по поводу газеты и своего имущества. Затем, взяв в руки КОРАН, произносит последние слова.


Гаспринский: (Къуран къолунда) АллаХым! Мына энди дюньяда алтмыш учь бучукъ йыл яшадым. Бунда отуз беш йылыны мусульманларымызны юкъунда уятмагъа багъышладым, озюмнинъ бутюн кучь -гъайретимни, озь халкъымызнынъ фаалиетини сарф этим, Аллам!!!

Огълум, Рефат…”Тарджиманны сендирме!”


5 ученик 14 сентября 1914 года перестало биться сердце патриота своего народа Исмаила Гаспринского.

Эр бир сезнинъ келиминъ несиллернинъ анъында,

Эр адымда сильтем берип, гонъюллерни джоштура.

Шаирлернинъ,кедайларнынъ истикъбалли танышда,

Ильхам ышкъы кевделене, къафиетлер къоштура.

Алтын сувнен языладжакъ къабиринънинъ ташына,

Чал тарихкъа мешаль олсун хансарайда мезарынъ…


И.Гаспринский умер в Бахчисарае , похоронен на территории Зынджырлы 

медресе.

 Памятники И.Гаспринскому установлены в Симферополе и Бахчисарае. 

Именем И.Гаспринского названы улицы, библиотека в городе Симферополе..

В Бахчисарае открыт музей имени Исмаила Гаспринского.

Когда в могиле он лежал о

То ученик его сказал:

«Такую личность позабыть

Впустую, значит, жизнь прожить.

Его девиз сегодня на устах –

«Единство в мыслях, языке, делах…»




























 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!