СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию "Непокоренные. 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию "Непокоренные. 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады"»

Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию "Непокоренные. 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады "


Цель: Формирование у воспитанников представления о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
• способствовать познавательной активности обучающихся;
• развивать у воспитанников чувство патриотизма, уважение к подвигу своего народа;
• воспитывать уважение и благодарность к героям и ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход

(Показ презентации)
Учитель читает стихотворение на фоне сменяющихся слайдов.
Тихо. Слышите: словно где-то,
Бьется сердце нашей планеты…
Это власть утверждая над всеми,
По планете шагает Время.
Тихо. Слышите?
Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувшись к звездам,
Громыхает наш новый век!
И вдруг: постой, не греми!
Видишь – алый гранит и пламя.
Задержись: Удели мне миг.
Это я говорю тебе, Память.
Ну, постой, взгляни: обелиск,
Имена прочитай и даты:
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то,
Здесь когда-то, за строем строй,
Прошагали года – солдаты.
Сорок первый, сорок второй,
Сорок третий, четвертый и пятый…
Знаю – к звездам несёшься ты,
Знаю – делаешь Землю краше.
Только этому камню опустились с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет из ромашек.
Учитель:
Ребята, сегодня я расскажу вам о страшных событиях осажденного Ленинграда. Прошло уже 80 лет, но чем дальше эти события в истории нашей страны, тем больше ответственности у нынешнего поколения. Мы не имеем права предать забвению все жертвы нашего многострадального народа, мы обязаны помнить о трудностях и ужасах войны, которые пережили наши предки, а также мы должны жить с чувством благодарности за подвиги, которые вершились как на фронте, так и в тылу. Поэтому, в нашем, новом тысячелетии, нам нужно знать и помнить, что пережили, через что прошли и как смогли выжить наши соотечественники.

Реклама

Страшные события в истории нашей страны начались ранним июньским утром. Советские войска не были готовы к вероломному нападению, жестокому давлению со стороны фашистской Германии, поэтому им пришлось отступить, понеся огромные потери. Они отступали, оставляя позади себя города, деревни, поселки...
Сегодня мы посвятим наш разговор одному из таких городов, в котором произошла самая страшная трагедия в ходе Великой Отечественной войны. Ленинград… Стоит над Невой город… Большой, красивый и величественный город – герой. У каждого города есть своё имя, своё лицо, своя судьба, своя история. Ленинград ни один раз за свою историю менял имя.
Учитель – Ребята, кто знает, как назывался город на протяжении своего существования? (Воспитанники отвечают: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград).
Учитель - А как ныне называется город? (Воспитанники отвечают: Санкт-Петербург)
Учитель - Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего воспитательского часа.
История знает много примеров героической защиты крепости и города. Один из них примеры человеческой выносливости, мужества и самоотверженного патриотизма является защита осажденного Ленинграда во время второй Мировой войны.
Немецко-фашистское командование поставило первостепенную задачу - завладеть городом, стереть его с лица земли. Но тщетно! За первые три недели город так и не сдался. Тогда Гитлер сделал ставку на человеческий голод. «Ленинград выжрет самого себя», - сказал тогда цинично он.
8 сентября 1941 года город Ленинград был окружён вражескими войсками с трех сторон, а с четвертой стороны было Ладожское озеро. Это означало, что из города нельзя было выехать ни на каком транспорте. В воздухе постоянно совершались налеты, в которых участвовали 276 фашистских самолётов, в течение дня Ленинград бомбили 6 раз. Ни у кого не было возможности приехать в город, невозможно было пополнить запасы еды, одежды, медикаментов и других, необходимых для жизни вещей. Немцы разбомбили продовольственные склады. Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков, и у бедных жителей не было никакой возможности вырваться из этого ада.
Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу, на мостовую.
С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную.
Ленинградцы встали на защиту своей Родины. Возглавляли оборону маршал Леонид Александрович Говоров и генерал-полковник Андрей Александрович Жданов. Ленинград и его окрестности превратились в мощный укрепленный район. В большинстве домов в результате бомбардировки не было стекол, а окна были забиты фанерой. Электростанции больше не работали, днем и ночью в домах было темно. С наступлением холодной погоды водопроводные и канализационные трубы замерзли. Людям приходилось приносить воду с реки.

Показ документального фильма.

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Ладожское озеро перемерзло.
… О, мы познали в декабре-
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех –
Хотя бы крошку бросить наземь…
В начале зимы население города стало получать самую низкую норму за все время блокады – 125 граммов хлеба. Хлеб был сырой и состоял на две трети из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Чтобы хоть как-то облегчить страдания от голода, люди сдирали обои со стен, чтобы съесть клестер, ловили грачей, ворон, собак и даже кошек. Начался сильный голод.
Жители Ленинграда от голода начали умирать: умирали, идя на работу, дома, стоя у станка. За все время блокады -900 дней, от голода умерло 641 тысяча жителей.
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
Люди умирали кругом… Умирали целыми семьями…
История маленькой блокадницы - девочки Тани Савичевой – это одна из страшных историй блокадного города. Но эту историю узнал весь мир… Маленькая, слабая девчушка, которая, теряя силы от голода, в изнеможении писала неровно и скупо в своем дневнике небольшие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники, стала своеобразным символом великого мужества и стойкости.

Индивидуальная работа.
Ребята, посмотрите на экран. Перед вами фото страничек дневника Тани Савичевой. Я прошу вас внимательно рассмотреть их. (Изучение и анализ текст и иллюстрации «Дневник Тани Савичевой»)
Учитель:
- Ребята, что поразило вас больше всего из рассказа одиннадцатилетней девочки?(Воспитанники отвечают)
Учитель: Таня Савичева умерла от дистрофии (голода) - 1 июня 1944г (какая дата! Ныне 1 июня – Международный день защиты детей). Дневник девочки-блокадницы стал обвинительным документом в 1945 году на судебном Нюрнбергском процессе над фашистами. В 1941 году город умирал, но голодные люди продолжали работать и выпускать военную продукцию, работать на радио, издавать книги.
22 ноября 1941 года по Ладоге возобновила действие Дорога жизни. 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс.

Показ документального видео.

Учитель: Еще не окрепший , трещит под колесами лед, прогибается под тяжелыми машинами. «Вдруг не выдержит. Да, именно так! Уходит под лёд машина! Водитель успел выскочить, а автомобиль затонул, но остальные прошли дальше». День и ночь шли полуторки ГАЗ по зимней ледяной трассе, под бомбами, под снарядами.
Весной стало легче. Появилась первая трава, и меню ленинградцев стало «богатым»:
- суп из подорожника,
- биточки из лебеды,
- котлеты из свекольной ботвы.
А город продолжали бомбить!
Учитель: Смелые защитники как могли защищали свой город, свою крепость. Одним из таких героев был Алексей Севастьянов. Он вел в небе над городом бой с противником. У Алексея закончились боеприпасы. Люди на крышах, наблюдавшие за боем, замерли. Алексей направил свой самолет на врага и мотором ударил самолет противника. Тот вспыхнул и полетел вниз... На крышах домов раздались аплодисменты и крики «браво»! фашистский самолет рухнул. Гитлеровские летчики, спустившиеся на парашютах, были взяты в плен. Алексей благополучно защищал и дальше ленинградское небо и участвовал во многих боях.
27 января 1944 года в результате операции советских войск блокада была снята.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Вечная память погибшим.
Минута молчания
Учитель:
Сегодня мы много говорили о героях Ленинграда, об их мужестве и самоотдаче.
- Как вы понимаете понятия патриотизм и мужество?
Дайте определения и приведите примеры (интерактивная беседа с воспитанниками).
Учитель:
641 тысяча жителей блокадного города погибли от голода. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград «как спелое яблоко упадет к нашим ногам». Но яблоня выстояла – яблоня жизни, яблоня героического народа.

Итог
Правительство Российской Федерации объявило 27 января Днем Воинской славы. Это день героизма, самоотдачи и великого патриотизма советского народа.

Рефлексия
На фоне музыки.
Какие чувства у вас вызвала наша беседа? Что вам больше всего запомнилось? Я прошу вас нарисовать рисунок – ваше видение страшного события.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!