Сценарий мероприятия «Юный друг закона»,
в рамках правового месячника.
Цель: формирование правовой культуры учащихся, развитие интереса к изучению правовых вопросов.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся о правах и обязанностях детей.
2. Показать детям единство прав и обязанностей, доказать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека.
4. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Дата и время проведения: 21 апреля 2018г.
Контингент учащихся: 5-7 классы
Реквизит: карточки с названием команд, муз.сопровождение, пазлы, стихи для зрителей, сценарий сценки для зрителей, грамоты, дипломы.
Ход мероприятия
Дети заходят в зал, садятся по командам, зрители занимают свободные места, на экране презентация слайд №1. Звучит фоновая музыка.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Ребята, а вы знаете, как принято приветствовать друг друга в разных странах?
Вот, например, в Италии – принято горячо обниматься, давайте поприветствуем друг друга по-итальянски.
• в Бразилии – хлопать друг друга по плечу; Поприветствуйте друг друга по-бразильски,
• в Зимбабве – трутся спинами;
• в Македонии – здороваются локтями;
• в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
• у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.
Ведущий: Ребята, но мы с вами живем в какой стране? (ответы детей) А в России принято здороваться….(ответы детей)….. Правильно, пожимая друг другу руку. Давайте поздороваемся с вами, по-нашему, по-русски!
Дети: Здороваются.
Ведущий: Ну, вот мы и поздоровались и теперь можем начинать наше мероприятие, посвященное правовому месячнику «Подросток и закон», которое называется «Юный друг закона».
Слайд 2.
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Слайд 3.
Право древний человек отстаивал силой. Слайд 4.
Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Слайд 5.
Все так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Слайд 6.
Долгое время в истории человечества царил закон (Слайд 7)
"око за око, зуб за зуб". Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных (слайд 8)
Появился могущественный заступник. Слайд 9.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, (Слайд 10)
Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Слайд 11.
Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана (Слайд12)
Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали (Слайд13)
Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: (Слайд 14)
Равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ (Слайд 15)
Под названием "Конвенция о правах ребенка".
"Конвенция о правах ребенка" — это международное соглашение. Слайд 16.
В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
Ведущий: Ребята, а вы знаете свои права?
Дети: Ответы детей.
Ведущий: Вот сегодня мы с вами это и проверим.
А для начала давайте познакомимся поближе. Сейчас вы разделены на команды, каждая из которых – детское объединение. Ребята, давайте представим всем участникам и гостям нашего мероприятия свои команды.
Конкурс «Приветствие» Слайд 17.
Представление команд.
Ведущий: Чтобы вас все видели и знали, я даю вам такие карточки, с вашим названием команды (раздала).
Ведущий: Команды представились, гости тоже, а сейчас переходим к представлению самых важных участников нашей программы – уважаемому жюри. Давайте поприветствуем их аплодисментами.
Ведущий: Ну что ж, вот мы и познакомились с участниками нашей программы. Теперь мы можем начинать соревноваться.
На протяжении всего месяца, с 1 апреля по 30 апреля в нашей школе проходят мероприятия, посвященные правам и обязанностям детей. Давайте сейчас немного освежим свои знания и проведем конкурс под названием «Разминка».
ЗАДАНИЕ: «Разминка» Слайд 18.
Раздаются листы А5, на них команды пишут название и ответы.
Каждой команде за 1 минуту необходимо написать как можно больше слов, на тему «Права и обязанности детей».
Все ответы сдаются жюри. Сколько правильных ответов, столько баллов получает каждая команда.
Жюри подводит итоги.
Итак, 1 заданием выпало ….
Задание «Дерево знаний» Слайд 19, 20.
Вед: На презентации перед вами материал. Среди него вы должны определить права и обязанности детей. Первая команда записывает только права, вторая команда, только обязанности. По итогу вы должны получить два дерева: «Права» и «Обязанности». Та команда, которая безошибочно оформит дерево, получит 6 баллов, команда совершившая ошибку теряет по 1 баллу (за каждую ошибку). Жюри подсчитывает баллы.
Дерево «Прав»:
1. Иметь семью
4. Высказывать свои мысли
5. Жить
8. Иметь имя, фамилию, отчество
9. Получать бесплатное образование
11. Отдыхать и заниматься любимым творчеством
Дерево «Обязанностей»:
2. Помогать родителям
3. Беречь школьное имущество
6. Соблюдать технику безопасности
7. Выполнять все требования учителя (педагога)
10. Сохранять природу и окружающую среду
12. Уважать права других
Ведущий: А пока ребята выполняют задание, я предлагаю вам побыть артистами и инсценировать сценку. Есть желающие? Нужны 2 детей.
Раздаю листочки со словами.
СЦЕНКА №1.
Ученик:
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только…(врач)
Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита.
Доктор Айболит: - Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!
Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники)
Неужели ваши дети заболели)?
- Что ж, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен
Чтоб здоровыми остаться
Нужно спортом заниматься.
На зарядку становись!
Дети встают и выполняют команды доктора:
- Попрошу сидящих, встать
И команды выполнять
Все дышите, не дышите,
Вместе руки поднимите,
Превосходно. Опустите.
Наклонитесь, разогнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Доктор Айболит:
- Каждый весел и здоров
И к занятиям готов.
Прощайте, ребята! Уходит.
Ведущий: Ребята, какое право было раскрыто в этой сценке? «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью. Так гласит закон.
Спасибо нашим артистам за отличное исполнение ролей. Я вижу, что все команды справились с заданием. И пока жюри подводит итоги, мы с вами проверим, как вы распределили права и обязанности.
Ведущий: а теперь следующий конкурс!
Задание «Пазлы»: Слайд 21.
Задание: Каждая команда получает свое задание, в котором записаны права детей, и должна к этим правам составить перечень обязанностей.
Команда 1:
А) Право: на бесплатное образование,
Обязанности: не пропускать занятия без уважительной причины, беречь школьное имущество, соблюдать устав учреждения, Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы, добросовестно учиться, выполнять требования сотрудников школы (центра) и т.д.
Б) Право: воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход, на семью.
Обязанности: беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей.
В) Право: Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
Обязанности: уважительно относиться к детям-инвалидам, помогать им в трудной ситуации.
Г) Право: на отдых
Обязанности: отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь и охранять природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...
Команда 2:
А) Право: выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Обязанности: уважать мнение других, слушаться родителей, соблюдать правила общественного объединения или сообщества.
Б) Право: на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
Обязанности: помогать слабым, уважить других, уважать права каждого, сообщать о жестоком обращении в соответствующие органы.
В) Право: говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Обязанности: уважать права других, уважать каждого, не зависимо от религии.
Г) Право: на медицинский уход
Обязанности: соблюдать больничный режим, выполнять требования врача, родителей по лечению ребенка, уважать мед.персонал и их работу, проходить мед.осмотр.
Ведущий: А пока команды выполняют задания, мы со зрителями выполним задание «Зашифровщики». Слайд № 22-23.
Конкурс со зрителями «Зашифровщики»
Задание: Дайте название прав или обязанностей ребенка по картинке.
Картинка – младенец – право на жизнь.
Картинка – красный крест – на мед.помощь.
Картинка – сердце – право на любовь и заботу.
Журналы, книги – право на информацию.
«АБС» – на образование.
На пляже – право на отдых и досуг.
Домик – право на жилье, имущество и их неприкосновенность.
Акварель, листы, кисточки, краски – право заниматься творчеством.
Мяч, скакалка - право на здоровый образ жизни.
Семья – права иметь семью.
Ведущий: Команды закончили выполнять задание. Какое вы для себя уяснили правило?
- Правильно, человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. Каждому праву есть свои обязанности, которые необходимо выполнять, не нарушая права других. Давайте проверим правильность выполнения задания.
Ведущий: Еще немного информации…..
Слайд 24-28.
Ведущий: а теперь следующее задание!
Конкурс. Ситуации. Слайд 29.
Задание: Каждой команде зачитывается ситуация. Вам необходимо дать правильный ответ и получить заслуженный 1 балл.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Ведущий: Обсудим конкурс «Ситуации».
Спасибо большое, всем ребятам. На этом наша конкурсная программа подходит к концу. Мы просим членов жюри подвести итоги. А пока жюри подводит итоги, мы с вами почитаем стихи.
Ведущий: А пока команды разбирают ситуации, мы с вами почитаем стихи. Я приглашаю к себе 8 ребят, мальчиков и девочек. Выходят 8 детей и читают стихотворение "Наши права".
1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
4. Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
7. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
8. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Ведущий: Молодцы, ребята! Отлично поработали.
Ведущий: Ребята, желаем всем вам успехов и творческих побед. Благодарим всех участников и гостей.
Ведущий: Наша программа подошла к концу. Слайд 51.
Спасибо тем, кто принял участие в нашем правовом месячнике «Подросток и закон». А мы с вами прощаемся, до свиданья, до новых встреч!