ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 59 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей предметников Протокол № _____ от «___» __________ 2018 г., Руководитель: ________ /И.Р.Акмалова/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ________ /Т.Ю. Ибрагимова/ «_____» «__________ » 2018 г. | Утверждено: Директор школы _________ /Ю.К. Амекачев/ «____» «__________ » 2018 г. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
предмет «География »
Рекомендуется для обучающихся 6 классов
Срок реализации программы 2018 – 2019 учебный год
Разработчик:
Насертдинов Айдар Сагитович
ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Уфа - 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под редакцией кпн, профессора И.М.Бгажноковой –М.; Просвещение, 2011 год;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).
Рабочая программа рассчитана для 6-9 классов 2 часа в неделю. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Задачи предмета:
формирование элементарных географических представлений;
развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные);
развитие любознательности, научного мировоззрения;
формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;
привитие любви к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края; привитие гражданских и патриотических чувств.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под редакцией кпн, профессора И.М.Бгажноковой –М.; Просвещение, 2011 год;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).
Рабочая программа рассчитана для 6-9 классов на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Цель - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Задачи предмета:
формирование элементарных географических представлений;
развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные);
развитие любознательности, научного мировоззрения;
формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;
привитие любви к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;
привитие гражданских и патриотических чувств.
В 6 классе «Начальный курс физической географии» обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. У обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
В 7 классе блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
В 8 классе изучение «Географии материков и океанов» позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В разделе «География материков и океанов» изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем. В 8 классе изучаются государства - бывшие союзные республики. Здесь необходимо уделить внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
В 9 классе на изучение стран Евразии выделено три четверти. Изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные контакты с этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа. Изучение стран Евразии строится по плану:
Географическое положение.
Государственный строй, символика.
Климат, рельеф, флора и фауна.
Хозяйство, население.
Столица, крупные города.
Достопримечательности.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения Республики Башкортостан обучающийся систематизирует знания о природе края, знакомится с местными экономическими проблемами, узнает о профессиях, на которые имеется спрос в нашей республике. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающегося патриотических чувств.
Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Материал регионального компонента используется на каждом уроке.
Планируемые результаты освоения программы «География»
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами.
Первый уровень:
- представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
- выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
- использование географических знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Второй уровень:
- применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
- применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей республики.
Система оценки освоения предмета
Оценка обучающихся при устном или письменном опросе проводится по пятибалльной шкале. Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий.
Критерии оценивания достижений обучающихся:
Оценка «5» - дано полное описание событий, явления (названы характерные черты, приведены главные факты), теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами; ответ логически выстроен, суждения аргументированы. Отсутствуют фактические ошибки.
Оценка «4» - названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами, теоретические положения не всегда подкрепляются фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности.
Оценка «3» - приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); ответ неполон, непоследователен; теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу; ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях.
Оценка «2» - ставится в том случае, если обучающийся не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии оценки тестового задания:
В результате изучения предмета «География» обучающиеся должны знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Начальный курс физической географии 6 класс
1 четверть
Введение.
География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года.
Явления природы. Меры предосторожности.
Географические сведения о нашей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Практические работы:
Чтение и обобщение календарей природы и знакомство с новым учебником.
Ориентирование на местности.
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Практические работы:
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии).
Формы поверхности Земли.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Практические работы:
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Вода на Земле.
Вода на Земле. Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение.
2 четверть
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта.
Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
План класса. План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы).
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Практические работы:
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса). Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
3 четверть
Земной шар.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты. Земля - планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Практические работы:
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.
Карта России.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами.
4 четверть
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами.
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии.
Контрольная работа.
Практические работы:
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
6 класс
Обучающиеся должны знать:
Что изучает география.
Горизонт, линию и стороны горизонта.
Основные формы земной поверхности.
Виды водоемов, их различия.
Меры по охране воды от загрязнения.
Правила поведения в природе.
Отличие плана от рисунка и географической карты.
Масштаб, его обозначения.
Основные направления на плане, географической карте.
Условные цвета и знаки географической карты.
Расположение воды и суши на Земле.
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий.
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле.
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов.
Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем.
Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий.
Основные типы климатов.
Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.
Обучающиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам.
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов.
Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности.
Читать планы местности.
Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе.
Читать географическую карту.
Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» 6 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во ча-сов | Формирование социального опыта | Жизненные представления | Вид контроля | Дата |
план | факт |
1 четверть Общее количество часов: 16 ч. Контрольная работа по карточкам: 1 ч. Практическая работа: 2 ч. |
| |
1 | Введение. Что изучает география? | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу; научатся работать с учебником; слушать и понимать других людей, отвечать на вопросы | Познакомятся с предметом. | Ответы на вопросы | | |
2 | Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся наблюдать, сравнивать; научатся формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать других людей. | Научатся работать с источниками информации. Отмечать погоду в календаре. | Ответы на вопросы | | |
3 | Явления природы. | 1 | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся работать по предложенному плану | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; научатся работать с информацией | Обогащают словарный запас. Рассказывают о работе по озеленению школьного двора. | Ответы на вопросы | | |
5 | Ориентирование на местности Горизонт. Линия горизонта. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся работать принимать и сохранять учебную задачу; научатся работать с энциклопедией, наблюдать, сравнивать, анализировать; научатся формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать других людей. | Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения | Ответы на вопросы | | |
6 | Стороны горизонта. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; наблюдать, сравнивать, анализировать; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Научатся работать с учебником. Обогащают словарный запас | Ответы на вопросы | | |
7 7 7 | Компас и правила пользования им. | 1 | самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность, формулировать алгоритм работы с компасом; формулировать алгоритм работы с планом и картой, сравнивать план и карту, делать описание местности. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | | | |
88 8 | Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. | 1 | владеть диалогической формой коммуникации; адекватно воспринимать оценку учителя; понимание причин неудач и успеха в учебной деятельности. | Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. | | | |
9 | Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу; научатся работать с учебником; слушать и понимать других людей, отвечать на вопросы. | Научатся работать со словарем, энциклопедией, составлять сообщения на определенную тему. Уметь показывать по карте равнины. | Ответы на вопросы | | |
10 | Овраги, их образование. | 1 | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, энциклопедии, словари; научатся на схемах находить и подписывать части оврагов; научатся вступать в учебное сотрудничество | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
11 | Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы. | | |
12 | Вода на земле. Вода в природе. Родник, его образование. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся работать принимать и сохранять учебную задачу; наблюдать, сравнивать; научатся формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать других людей. | Обогащают словарный запас. Почему нужно беречь воду. | Ответы на вопросы | | |
13 | Колодец. Водопровод. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу | Научатся работать с различными источниками информаций. | Ответы на вопросы | | |
14 | Река, её части. Горные и равнинные реки. Использование рек. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся формулировать ответы на вопросы. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы. | | |
15 | Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота их осушение. | 1 | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся работать по предложенному плану, научатся вступать в учебное сотрудничество. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы. | | |
16 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Вода на Земле» | 1 | правильно называть названия рек; сохранение интереса к изучаемой теме. | Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | | | |
| | | | | | | |
2 четверть. Общее количество часов: 16 ч. Контрольная работа по карточкам:2ч. Практическая работа:2ч. |
1 | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. | 1 | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся работать по предложенному плану. | Владеть способностью выделять главные понятия | тестирование | | |
2 | Острова и полуострова. | 1 | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, энциклопедии, словари. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения | тестирование | | |
3 | Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. | 1 | готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Обогащают словарный запас | Ответы на вопросы | | |
4 | План и карта Рисунок и план предмета. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу; научатся анализировать информацию | Обобщат полученные знания. | | | |
5 | Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. | 1 11 | самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность; овладевать основами картографической грамотности и использования плана местности и географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. | Владеть способностью выделять главные понятия. | | | |
6 | План класса. (практический урок) | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия. | Владеть способностью выделять главные понятия. | Ответы на вопросы | | |
7 | План школьного участка. (практический урок) | 1 | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. | Владеть способностью выделять главные понятия. | Ответы на вопросы | | |
8 | Условные знаки плана местности. | 1 | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Владеть способностью выделять главные понятия. | | | |
9 | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. | 1 | самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. формулировать алгоритм работы с планом и картой, сравнивать план и карту, делать описание местности | Формирование умений проводить несложные наблюдения в окружающей среде. | Ответы на вопросы | | |
10 | Условные цвета физической карты. | 1 | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | | | |
11 | Условные знаки физической карты. | 1 | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Ответы на вопросы | | |
12 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | 1 | использовать в жизни и деятельности межпредметные знания. | Ориентироваться по карте. | | | |
13-14 | Контрольно-обобщающий урок «Это интересно». | 1 | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | умение участвовать в диалоге – понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение. | Ответы на вопросы | | |
15-16 | Экскурсия | 2 | | | | | |
3 четверть. Общее количество часов: 20ч. Контрольная работа по карточкам:1ч. Практическая работа:1ч. |
1 | Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
2 | Планеты. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся работать принимать и сохранять учебную задачу; научатся работать с энциклопедией, наблюдать, сравнивать, анализировать | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
3 | Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
4 | Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
5 | Физическая карта полушарий. Работа с глобусом и картой полушарий. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу; слушать и понимать других людей, отвечать на вопросы. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы. | | |
6 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся наблюдать, сравнивать, анализировать; научатся формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать других людей. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
7 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | 1 | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся работать по предложенному плану. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы. | | |
8 | Материки на глобусе и карте полушарий. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу; научатся анализировать информацию; слушать и понимать других людей, отвечать на вопросы. | Обобщат полученные знания. | Письменный контроль | | |
9 | Первые кругосветные путешествия. | 1 | умение принимать и сохранять учебную задачу; слушать собеседника, вступать в контакт; осознанно действовать для решения конкретных задач. | Владеть способностью выделять главные понятия. | | | |
10 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; научатся работать с информацией. | Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | | | |
11 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | 1 | принятие ценности природного мира; принимать и сохранять учебную задачу. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. | | | |
12 | Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | 1 | использовать усвоенные знания, формулировать собственное мнение; принимать и сохранять цели и задачи. | Владеть способностью выделять главные понятия. | | | |
13 | Природа тропического пояса. | 1 | использовать усвоенные знания. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. | | | |
14 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | использовать усвоенные знания. | | | | |
15 | Работа с контурными картами. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу. | Обогащают словарный запас. | | | |
16 | Карта России. Географическое положение России на карте. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; научатся работать с информацией. | Обогащают словарный запас. | | | |
17 | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Обогащают словарный запас. | | | |
18 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу. | Обогащают словарный запас. | | | |
19 | Моря Тихого и Атлантического океанов | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании | Обогащают словарный запас. | | | |
20 | Острова и полуострова России. Обобщающий урок. Урок-викторина | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании. | Обогащают словарный запас. | | | |
4 четверть. Общее количество часов: 18ч. Контрольная работа по карточкам:1ч. Практическая работа:1ч. |
1 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Обогащают словарный запас. | | | |
2 | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
3 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы. | | |
4 | Работа с контурными картами. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Ответы на вопросы | | |
5 | Изготовление условных знаков полезных ископаемых. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. | Ответы на вопросы | | |
6 | Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. | 1 | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся работать по предложенному плану | Обобщат полученные знания. | Ответы на вопросы | | |
7 | Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
8 | Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу; научатся анализировать информацию; слушать и понимать других людей, отвечать на вопросы. | Обобщат полученные знания. | Ответы на вопросы | | |
9 | Реки: Лена, Амур. | 1 | формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. | Обобщат полученные знания. | Письменный контроль | | |
10 | Реки нашей республики | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании | Обогащают словарный запас. | | | |
11 | Озера: Ладожское, Онежское, Байкал. | 1 | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Обобщат полученные знания. | Письменный контроль | | |
12 | Работа с контурными картами. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Формирование основ экологической культуры. | | | |
13 | Озера нашей республики. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
14 | Наш край на карте России. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | Письменный контроль | | |
15 | Работа с контурными картами | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу. | Обогащают словарный запас. | Ответы на вопросы | | |
16 | Контрольная работа по теме: «Что? Где? Когда?» | 1 | ориентироваться в системе знаний. | Формирование умений обобщать изученный материал. | Ответы на вопросы | | |
17-18 | Повторение начального курса физической географии. | 2 | Готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | Формирование умений обобщать изученный материал. | Письменный контроль | | |
| | | | | | | |
Основной список литературы
Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина Начальный курс физической географии. 6кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина География России. 7кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).
Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина География материков и океанов. 8кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).
Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина География материков и океанов. 9кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под редакцией кпн, профессора И.М.Бгажноковой – М.; Просвещение, 2011 год.
Дополнительный список литературы
Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.
Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 6 класс. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. – Рабочая тетрадь к учебнику Е М. Домогацких и Н.И. Алексеевского (География. Физическая география». 9 класс – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. – М.: Вако, 2011.
Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 6 класс. – М.: Новый учебник, 2006.
Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 6 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.
Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
Николина В.В. – Мой тренажер, 7 класс. - М.: Просвещение, 2007.
Новоженин И.В. – Тесты, 6 класс. – М.: Владос, 2001.
Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.
Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. – М.: Экзамен, 2010