Мастер – класс
- Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.
- Здравствуйте те, кто уже проснулся!
- Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
- Здравствуйте те, кто способен любить!
- Здравствуйте те, кто желает творить!
- Итак, внимание на экран.
Видеоролик ералаш «Интересная книга»
- Какую книгу мальчик читает с таким интересом? Ваши предположения.
- Свой мастер класс я назвала «Я умею читать». Обратите внимание, в конце предложения не стоит знак препинания. По окончании нашей беседы мы вместе попытаемся поставить нужный.
Немного статистики на наше занятие.
Соцопрос показал:
52% россиян никогда не покупают книг, 37% их никогда не читают;
еще два года назад вариант «активно читаю» относило к себе 30% населения,
сейчас – только 23%;
доля систематически читающей молодежи снизилась с 48 % до 28%;
50% россиян признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения;
21 % читающих граждан брали книги у знакомых и родственников, 20% покупали, еще 20% читали те книги, которые есть у них дома, 12 % обращались к Интернету и всего 9% брали книги в библиотеке;
каждый второй в России читает газеты (52%), каждый третий – книги(35%), каждый четвертый – журналы(24%). Четвертая часть респондентов заявила, что ничего не читает;
художественную литературу читают 59%, легкое чтение на повседневные темы(мода, кулинария, быт) предпочитает 43% опрошенных, 35% читают литературу по специальности, а 28% - справочную и учебную литературу;
россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и тайландцам и египтянам. Для примера: в Индии читают в среднем 10,7 часа в неделю, в Китае – 8 часов, в России – 7,1.
- Выскажите своё мнение по этому поводу?
- Хочу от вас услышать ответ на следующий вопрос – вы умеете читать?
- Давайте проверим .
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.
- Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем.
-Итак, одну сторону чтения выяснили - читать мы умеем.
- А теперь выясним, насколько осознанно мы умеем читать.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда читаете слово два.
- А когда слышите слово двойка?
- Давайте с вами предположим, о чём пойдет речь в рассказе Евгения Пермяка «Двойка».
- А теперь прочитайте рассказ (я читаю вслух)
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. За что ей дали такую кличку, никто не знал.
Но малыши всё равно обижали её.
— Ax ты, негодная Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!..
В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила.
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала:
— Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят.
Малыши смолкли. Задумались над этими словами. А потом ….
-Что могло быть потом? Высказываемся.
- А вот как у автора.
приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала:
- Что сказала девочка? ( ответы ) А в рассказе так.
— Ребята, разве дело в имени?..
- А все -таки почему собаку прозвали Двойка? Вернемся к началу рассказа.
Совпали наши предположения перед чтением рассказа?
- Какая пословица может стать заголовком для рассказа?
Красив тот, кто красиво поступает.
Не имя красит человека, а человек имя.
Не место красит человека, а человек место.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Не суди об арбузе по корке, а о человеке — по платью.
Хорошие люди умирают, а дела их живут.
- Нарисуем портрет поведения «двоечника» в стихах. Восстановите пропущенные рифмующие слова и расставьте строчки по порядку. Цифра 1 уже стоит. Помним-рисуем портрет поведения двоечника. И так, что у нас получилось?
Словом, сделал всё, что …
Попросил списать ….
1 С ходу дал кому-то …
Ну а тут – опять ….
Сходу дал кому- то сдачу.
Попросил списать задачу.
Словом, сделал всё, что мог.
Ну а тут – опять звонок!
-Прочитайте диалог Сергея Михалкова. Можно ли по тексту этого диалога точно определить, кто и о чём разговаривает? Почему? Придумайте какую-нибудь ситуацию, в которой мог состояться этот разговор. Передайте его так, чтобы было понятно, кто и о чем разговаривает.
-Там смотрел?
-Нет еще.
-А там?
- Смотрел.
- Вернемся к теме мастер – класса «Я умею читать» .Так какой знак можно поставить? Совершенно верно, каждый для себя выбирает свой знак.
- У меня в руках чистый лист. Какой ещё он? (Стандартный, белый, легкий, прямоугольный, безупречный, незапятнанный, совершенный)
- А сейчас какой? (смять лист – мятый, но в нашем понимании чистый – гладкий, ровный) (разорвать пополам – порванный, испорченный)
Чистый лист… На нём можно написать «Я помню чудное мгновенье…»; можно начертить нотный стан, а через какое – то время сыграть с листа «Лунную сонату»; можно вывести теорию относительности или систему химических элементов – и можно состряпать жалобу, гнусную анонимку, от которой вздрогнет и разорвётся хрупкое человеческое сердце. Чистый лист… Пока чистый. Но на нём обязательно появятся буквы, ноты, цифры. И главное не в том, что написано, а в том, кто писал и как писал: или человек с открытой душой, или существо, уже успевшее загубить душу.