МАСЛЕНИЦА
сценарий праздника для 1-7 классов
Цель – знакомство с русскими традициями, воспитание уважения к ним.
Оборудование: - соломенное чучело Масленицы;
- макет дома с завалинкой;
- деревянная расписная посуда;
- музыкальные инструменты;
- конфеты, блины для угощения, самовар;
- русские народные костюмы.
Традиция праздновать проводы зимы и встречу весны зародилась у славян еще в древности. В те далекие времена обряды совершались в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства на Руси праздник сохранился и с 16 века стал называться Масленицей. Масленица в христианстве предшествует Великому посту и отмечается за семь недель до Пасхи. Эта неделя получила название «мясопустной», потому что в эту неделю мясо уже не ели.
Вместе с чучелом Масленицы веселились, катались на тройках, ели масленые блины, круглые, как солнце, а в конце праздника сжигали чучело. Этот обряд сопровождался карнавальными процессиями и призывами весны.
1.Скоморох. Здравствуйте, гости дорогие! Вот и наступил долгожданный праздник широкой Масленицы! Народ всегда любил его и ласково величал: « четная Масленица», « касаточка», «веселая», « перепелочка».
2 Скоморох. На масленой неделе мясные кушанья употреблять было нельзя, но народ с удовольствием ел молоко, яйца, сметану, творог, сыр. Вот и прозвали в народе эту неделю сырной.
1 Скоморох. Масленица празднуется всю неделю. Кто из вас знает, как называется каждый день этой недели?
Дети. Понедельник – встреча. Дети и взрослые строили снежные горки, затем катали на санях чучело Масленицы.
Дети. Вторник – заигрыш. Катались на горках, ели блины.
Дети. Среда – лакомка. Теща приглашала своих зятьев на блины.
Дети. Четверг – разгуляй – четверток. Взятие снежных городков.
Дети. Пятница – тещины вечера. Зятья угощали блинами свою тещу, а иногда и всю родню.
Дети. Суббота – золовкины посиделки. Навещали родных.
Дети. Воскресенье – проводы Масленицы, прощеный день. Все просили друг у друга прощенье.
1 скоморох. Правильно. В старину в эти дни строили снежные городки и крепости, ледяные горки, устраивали веселые балаганы, где выступали мы, скоморохи. Сегодня мы с вами не можем соблюсти все масленичные обычаи, но попробовать устроить масленичные гулянья можно.
2 скоморох. Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на Масленицу веселую! Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.
1 скоморох. Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел вас с праздником поздравить. Вы садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку! Представление начинается!
(Трое ребят, одетых лошадками, ввозят чучело Масленицы. Дети выстраиваются вокруг Масленицы, исполняя песню « А мы Масленку встречаем» с.111. После песни, стоя в двух кругах приветствуют Масленицу).
1 – ребенок:
А у нас на Руси
В эти дни блины пекли,
Весну – красну встречали,
Масленицу отмечали.
2 – ребенок:( обращаясь к чучелу Масленицы):
Дорогая наша гостья, Масленица!
Все: Здравствуй!
3 – ребенок:
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная…
Все: Здравствуй!
4 – ребенок:
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький…
Все: Здравствуй!
5 – ребенок:
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, латки красные…
Все: Здравствуй!
6 – ребенок:
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные…
Все: Добро пожаловать! Милости просим!
(Дети садятся на места. В зал вприпрыжку входят два мальчика, приговаривают).
1 – мальчик: Прощай, зима холодная!
Приходи, лето красное!
Соху, борону – пахать пойду!
2 – мальчик: Мужички, мужички,
Точите ножички,
Скоро пашенку пахать,
Будем Масленку встречать!
( Выходят три девочки в костюмах с колокольчиками в руках).
1 –я девочка: Благослови, мати,
Весну заклинати!
2 –я девочка: Весну заклинати,
Зиму провожати!
3 –я девочка: Зимочку в возочку,
Летечко в челночку!
( Выбегает Весна)
ВЕДУЩИЙ( обращается к выбежавшей Весне): Ой, Весна – красна, что нам принесла?
ВЕСНА:
Короб житушка, два пшеничушка,
Малым детушкам по яичушку,
Красным девушкам по перстенечку,
Молодым молодушкам по детенышку,
Старым старушкам по рублевику.
( Несколькими детьми проводится игра « Гори, гори ясно». (с.112) В конце игры дети разбегаются на места. Выходит мальчик – скоморох, громко, раскатисто кричит: « Разгуляй широкий!!!».
( Дети встают и врассыпную бегут по всему залу, поют песню « Ах тари, тари, тари» с.112. В конце песни мальчики – коробейники ходят между детьми, предлагают товар, дети изображают, что они угощаются, торгуются и т п.)
1 – коробейник:
Вот сбитень! Вот горячий!
Кто сбитню моего?!
Все кушают его!
И воины, и подьячий, лакей и скороход,
И весь честной народ!
Честные господа! Пожалуйте сюда!
2 – коробейник:
Оладьи, оладушки!
Для деда, для бабушки!
Для малых ребяток!
На гривну – десяток!
3 – коробейник:
Вот так квас! В самый раз!
Пробки рвет, дым идет!
В нос шибает, в рот икает!
4 – коробейник:
Ай да шар –летун!
Вот он как взвивается!
Вот как подымается!
Весь честной народ удивляется!
Выше лесу – то стоячего!
Выше облака ходячего!
( Выходит ребенок, одетый в костюм медведя, и ребенок – поводырь, одетый в русский костюм(.
ПОВОДЫРЬ:
Расступись, народ честной!!!
Идет медведюшка со мной!!!
Много знает он потех,
Будут шутки! Будет смех!
ВЕДУЩИЙ:
Ну –ка, мишенька, поклонись честным господам, да покажи свою науку, чему в школе тебя учили, каким разумом наградили! ( Медведь раскланивается.)
Как красные девицы – молодицы белются, румянятся да в зеркальце смотрятся? ( Медведь охорашивается). А как малые дети лазят горох воровать? ( Медведь ползает на животе).
А как Бабушка Ерофеевна блины на Масленку печь собралась, блинов не напекла, только руки сослепу обожгла да от дров угорела? ( Медведь мотает головой, лижет лапы и дует на них). А покажи –ка нам, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет. ( Медведь под музыку пляшет).
Ребенок:
Эх раз, еще раз
Мы поклонимся сейчас!
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
(Дети исполняют танец с.117)
Мальчик:
Эй, ребята выходите!
Пляску русскую начните!
В русской пляске, озорной да удалой,
Пусть кружится под ногами шар земной!
( Танец)
Мальчик:
Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте –ка частушки!
Начинайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
( Группа девочек исполняет частушки)с.113. После этого выходит скоморох.
Скоморох:
Кого на масляной неделе
Не катал на карусели?!
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь!!!
( с. 134)
1-й ребенок:
Ах вы, матушки – красны солнышки!
Вставайте с печи – глядите в печь!
Не пора ли блины печь?!
2 – ребенок:
Тин – тинка, подавай блинка!
Оладышка –прибавышка.
Масляный кусочек!
( Поют песню –колядку « Матушка, не скупися! с 114.
3 – ребенок:
Мы давно блинов не ели!
Мы блиночков захотели!
На поднос блины кладите –
Да к порогу подносите!
( выносят подносы с блинами, ставят у чучела Масленицы и исполняется песня « Блины» с. 115.)
( после пения прощаются с Масленицей)
1 – РЕБЕНОК: Ах, Масленица – обманщица!
До поста довела – сама удрала!
2 – РЕБЕНОК: Масленица, воротись!
В новый год покажись!
3 –й ребенок: Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
4 –й ребенок: Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост!
5 –й ребенок: А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
( поют песню « Масленка – обманщица» с. 116.)
1-й Скоморох:( берет в руки чучело Масленицы)
Масленица наша широкая!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом, калачом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазаные.
А вот в это воскресенье
Наше кончится веселье.
2 –й СКОМОРОХ:
Прикажи нести блины,
Что румяны, маслены.
Вы, видать, обряд забыли:
На Руси законом было
Щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать.
И аж целую неделю
Масленицу – Прасковею
Прославлять и величать,
Не грустить и не скучать!
1-й скоморох: (несет самовар)
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
2 –й Скоморох:
Мы гордимся стариной,
Стала нам она родной,
Мы за вечер утомились,
Танцевали, веселились.
Что ж вы, гости? Не сидите,
К самовару подходите!
Угощайтесь, не стесняйтесь,
С нами попрощайтесь!
(Дети – лошадки увозят чучело, остальные машут им вслед, кричат:
« Масленица, прощай! Снова к нам приезжай!»).
(Все садятся за стол и едят блины.)