СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - мать" по произведению В. Закруткина "Матерь человеческая".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку поможет детям пережить вместе с главной героиней все ужасы и страхи войны.  Как не потерять человеческое лицо несмотря на пережитое горе и потери?

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - мать" по произведению В. Закруткина "Матерь человеческая".»

Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время - люди воздадут им должное... 

В. А. Закруткин.
Пояснительная записка.

Современное общественное развитие России остро ставит задачи духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать, как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли. Это возможно при изучении биографии известных земляков – патриотов, литературных произведений, написанных ими. Необходимо дать ученикам почувствовать сопричастность к судьбе Отечества, своего народа. Ведь именно детство и юность являются самой благодатной порой для привития священного чувства любви к Родине.

Одной из форм организации воспитательного процесса, позволяющей с максимальной полнотой обеспечить взаимодействие всех образных систем, является литературно-музыкальная композиция. Проведение таких мероприятий обогащает ведущие стержневые свойства в личности учащихся, способствует развитию ее разносторонности, гармоничности, целостности. Композиции могут проводиться как отдельно взятая форма, так и дополнять другие воспитательные мероприятия.

Безусловно, данная форма не нова для педагогического сообщества, но длительность ее подготовки приводит к редкому использованию.

Я же рискнула использовать эту форму, несмотря на трудоёмкость подготовительного процесса. Ведь хорошее исполнение ребятами стихов, выдержанная тематика музыкальных произведений, художественное оформление помещения, неизбитый, доходчивый, и в то же время высоконравственный текст композиции – все важно для достижения максимального воспитательного эффекта.

Композиции могут проводиться как отдельно взятая форма, так и дополнять другие воспитательные мероприятия.

Данная литературно-музыкальная композиция является итогом Недели литературы в школе.

Цель: Создание условий для творческой деятельности обучающихся в процессе освоения и осмысления нравственных и эстетических ценностей донской литературы на примере творчества В. А. Закруткина.

Задачи:

  1. Повышать интерес к книге, чтению, творчеству писателей-земляков;

  2. Возрождать престиж чтения;

  3. Расширять возможности для творческого развития личности ре­бенка, реализации его интересов.

  4. Воспитывать патриотизм, уважение к личности и творчеству В. А. Закруткина.

Условия реализации

Основными условиями успешной реализации литературно-музыкальной композиции являются следующие.

Наличие:

  • коллектива единомышленников (детей), желающих участвовать в данной композиции;

  • опытного педагога, умеющего организовывать творческую деятельность детей и подростков;

  • возможность публичного выступления с данной композицией;

  • наличие необходимого материально-технического обеспечения;


ttps://big-rostov.ru/bolshoj-rostov/znamenitye.../zakrutkin-vitalij-aleksandrovich/


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8_zakruthkin.ru/content/view/2/12/


http://slibrary.tmweb.ru/writers/zakrutkin/64-vazakrutkin-foto.html



https://www.livelib.ru/author/174230/quotes-vitalij-zakrutkin




Методические рекомендации по подготовке и проведению литературно-музыкальной композиции по творчеству В. А. Закруткина.

Подготовительный этап

1.1 подбор сюжетных материалов:

- отрывков из фильма «Матерь человеческая» (1975 год);

- стихов, рассказов посвященных женщине-матери;

- фотографий военных лет, фото по теме «В. А. Закруткин» репродукций картин с изображением матери, Божьей матери и т. д.;

1.2 подбор фонограмм

музыкальные произведения:

звуки (стук сердца).

Фонограмма русской народной песни «Верю, мама…»

1.3 Мероприятия, конкурсы, акции:

- Литературный вечер «Виталий Закруткин. Мир, который он сотворил»;

- Конкурс проектов «В. А. Закруткин. Жизнь и творчество»;

- Выставка книг «Читаем Закруткина»;

- Конкурс чтения прозы (в рамках школьного этапа конкурса «Живая классика»);

- Конкурс стихотворений о матери «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать»»;

- Конкурс литературных газет « Восславим ту, что жизнь дала»(по произведениям о матери);

- Конкурс рисунков по произведениям В. А. Закруткина;

- Исследовательская работа «История рода В. А. Закруткина»

- Конкурс открыток, аппликаций, посвящённых маме.

- Конкурс сочинений на тему «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать» (с последующим размещением работ победителей на школьном сайте»

1.4 оформление кабинета:

- из собранных конкурсных работ можно оформить стендовые презентации, на базе которых организовать рассказ-экскурсию

- книжная выставка

- репродукции картин:

Леонардо да Винчи. «Мадонна с младенцем»,

Якопо Тинторетто. “Распятие”,

Рафаэль Санти. “Мадонна Констебле”

Адольф Вильям Бугро. «Материнское счастье». 

Пабло Пикассо «Мать и дитя»

Михаил Савицкий. «Партизанская Мадонна»

Кузьма Петров-Водкин «Мать» и др.


  1. Основной этап

2.1

- Встреча гостей (целесообразно пригласить матерей учащихся) – участниками литературно-музыкальной композиции «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать».

- Для создания торжественной и праздничной обстановки уместно использовать:

- музыкальный фон – современные песни о маме:

Анжелика Варум «Мама»;

Стас Михайлов «Мама»;

Анастасия Приходько «Мамо»

- встречающие - дети и учителя (обязательно наличие парадной формы )

2.2 Ход мероприятия.

- необходимо, учитывать возрастные особенности приглашенных (7-11 класс, можно пригласить мам), а так же их эмоциональное состояние, соблюдение временных рамок мероприятия не более 1 часа 30 минут;

- торжественность;

- красивым, эмоциональным и наглядным оформлением к «Литературно-музыкальной композиции» служит презентация в виде слайдов с музыкальным и речевым сопровождением;

в основную часть включается:

- выразительное чтение стихотворений;

- буктрейлер по произведению В. А. Закруткина «Матерь человеческая»:

- презентация иллюстраций к произведению на фоне музыкального сопровождения;

- мини – спектакль по отрывку из произведения В. А. Закруткина «Матерь человеческая» (Эпизод «Мария и немец»);

- Исполнение русской народной песни «Верю, мама…» и танцевальная миниатюра;

2.3 Завершение мероприятия

- целесообразно завершить мероприятие так же торжественно, как было организовано и его начало, т.е. замкнуть в кольцевую композицию: фоновая музыка, аплодисменты детей, вручение цветов мамам.


Ход мероприятия.


Фонограмма «Стук сердца»

1 слайд.

1 ведущий:

- Слышите!? Это стук сердца!


2 ведущий:

- Материнского сердца.


3 ведущий:

- Так оно бьется всю жизнь в заботе и переживаниях о нас - своих детях.


2 слайд.

Фонограмма «Л. Ван Бетховена «Лунная соната»

Ученик читает стихотворение


С. Островой.


Женщина с ребенком на руках.


Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин  -

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей – то уж добра не занимать),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

И с тех пор живет она в веках,

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете мерится следами,

Сколько б ты не вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках –

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках!


3 слайд.



1 ведущий:

- По словам Николая Островского “Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это – мать”.



2 ведущий:

- Для каждого человека, большого или маленького, мать – самый родной человек на свете.



4 слайд.



3 ведущий:

- Все лучшее в каждом из них исходит от матери, давшей нам самое бесценное - жизнь.

5 слайд.

1 ведущий:



- Велика и многообразна русская литература. Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.



6 слайд.



2 ведущий:



- Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Выступления учащихся

(пение и танцевальная композиция)

русская народная песня «Верю, мама…»



7 слайд.



3 ведущий:

- Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.



8 слайд.



1 ведущий:



- Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору?



Ученик читает стихотворение наизусть на фоне музыки.



Русской женщине


М. Исаковский

...Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счёта -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой.

За всё ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву,
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё...


9 слайд.


2 ведущий:


- «Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.



3 ведущий:



Виталий Александрович Закруткин ушел на фронт военным корреспондентом. На войне был до последнего дня.







Слайд 10.



1 ведущий:



- В основе его повести “Матерь человеческая” – реальный факт.

«Ранней весной 1943 г., – пишет автор, – мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной линии. В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого…


2 ведущий:


- Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним выползла еле прикрытая лохмотьями женщина…



3 ведущий:



- Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст…»



1 ведущий:





- Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ “О живом и мертвом”, который был напечатан в 1944 году.


2 ведущий:


- Спустя много лет, перечитывая этот рассказ, В. Закруткин решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все лучшие качества.


3 ведущий:


- Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом









Слайд 11 буктрейлер

.

1 ведущий:



- В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери.



Слайд 12

.

Мини-спектакль.

Сцена из произведения В. А. Закруткина «Матерь человеческая».

Мария и немец.



2 ведущий:



Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…



Слайд 13.(иллюстрации)

3 ведущий:





Последняя сцена повести придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Чтение отрывка учащимся наизусть.

Наш гвардейский кавалерийский полк двигался по залитой лужами дороге,

чтобы к ночи обойти районный центр Н. и внезапной атакой обрушиться на

засевших там, по-волчьи огрызавшихся немецких егерей.

Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом

с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного

хутора и рассказали нам всем о Марии.

Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом

речку. Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с

распущенными волосами. Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры.

Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые

голуби.

Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня.

Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял

фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед

Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной

маленькой жесткой руке...



Слайд 14

1 ведущий.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

Чтение отрывка учащимся наизусть.

Раскрашенная мадонна в каменной нише немыслимо синими глазами

смотрела на детей, на птиц, на купола соборов, костелов и монастырей.

Тени слегка колеблемых утренним ветром кленовых листьев причудливо

играли на ее лице, но эта игра теней не оживляла ни румяных щек мадонны,

ни мягко очерченных губ, ни кукольных глаз.

Я всматривался в ее размалеванное лицо, вспоминал историю простой

русской женщины Марии и думал: "Таких, как Мария, у нас на земле великое

множество, и придет время - люди воздадут им должное...

Да, такое время придет. Исчезнут на земле войны, не будет убийств,

грабежей, лжи, коварства, клеветы. Белые, черные и желтые люди станут

людьми-братьями. Они не будут знать ни угнетения, ни голода, ни

унижающей человека нищеты. Они обретут радость, счастье и мир.

Так будет. И, может, тогда не выдуманной художниками мадонне

воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный

монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, черные и желтые

люди-братья все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей,

океанов и недр земли, и, сотворенный гением новых неведомых творцов,

засияет над землей образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры,

нашей надежды, вечной нашей любви..."


Слайд 15.

Чтение стихотворения учащимся наизусть на фоне «Аве Мария!»


Мама


Пол-России я исколесил.

Даль меня от дома отрывала…

Мама! Я не самый лучший сын.

Ты меня прости за это, мама!

Много испытать мне довелось.

Долго через сердце боль сквозила…

Чтобы надо мной рассеять злость,

Мама, ты единственная сила!

Я могу от боли ошалеть.

Так нелепо все перемешалось!

И никто не хочет пожалеть.

Мама, ты единственная жалость!

Громкими литаврами звеня,

Или лишь позвякивая слабо,

Как бы жизнь не славила меня,

Мама, ты единственная слава!

Будет ли любовь в моей судьбе

Или же печальнейшая повесть,

Если я забуду о тебе,

Мама, ты единственная совесть!

Жизнь спешит во сне и наяву.

Все приобретает быстротечность.

Но, пока на свете я живу,

Мама, ты единственная вечность!



Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды! (Все встают, вручение цветов мамам).


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!