СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкального занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкального занятия для учащихся начальной школы

«Береза белая – подруга»

Цель: учить видеть красоту природы; формировать историческую память учащихся, экологическую культуру на примере анализа поэтических произведений; воспитывать любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкального занятия»

Сценарий литературно-музыкального занятия для учащихся начальной школы

«Береза белая – подруга»



Цель: учить видеть красоту природы; формировать историческую память учащихся, экологическую культуру на примере анализа поэтических произведений; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

- выставка детских рисунков,

- макет берёзы,

- стилизованная композиция «Могила Неизвестного Солдата»,

- презентация.

Ход занятия.

1 слайд

Звучит песня «С чего начинается Родина?», музыка В. Баснера, слова М. Матусовского.

Ведущий:

Ребята, а с чего начинается Родина, для каждого из вас? (ответы детей)

Действительно, наверное, для каждого из нас, Родина начинается с самого дорогого нам: с наших родителей, с родного дома, с берёзки за окном, ведь берёза – символ нашей Родины.

Ученица:

2 слайд

Какое милое дерево берёза! Ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений – это и бабий ситцевый платок, и побелённая изба, и русская печь, и холщовая рубаха.

Ведущий:

Но русский народ знает и другую берёзку – военную. И сегодня мы поговорим о ней. Тема нашего занятия – «Берёза – белая подруга».

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родину. В четыре часа утра гитлеровские полчища вторглись на территорию нашей страны. Шквал огня обрушился на спавшие города и сёла, на поля и леса. Началась Великая Отечественная война.

3 слайд

Звучит песня «Священная война», музыка А. В. Александрова, слова В. Лебедева – Кумача, презентация (Отрывок из документальной хроники)

Дорогой ценой было завоёвано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей земле. Они призывают не забыть трагедии войны. Но есть и другие памятники – живые, которые тоже напоминают о военном времени. Это памятники – деревья.

4 слайд

Ученики:

Их обжигала пламенем война,

Под их шатрами

Умирали люди,

И потому, быть может,

Седина на их коре,

Что путь был очень труден…

Стоят в веках свидетели войны,

Они всю жизнь глядят в реку

С обрыва…

И каждому прохожему видны

Дубы,

Напоминающие взрывы.

И. Гончаров

Ведущий:

Много могли бы рассказать о войне деревья. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, сёла, поля, леса. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса.

5 слайд

Ученики:

Деревья тоже воевали,

Как стяги, голову подняв.

Где нужно, гордо умирали,

С груди своей листву сорвав…

Земли родной тревоги, беды

По – настоящему поняв,

Они смотрели на свет белый,

Корнями Родину обняв.

Т. Гармата

Ведущий:

Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой – невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Берёза»

6 слайд

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий:

В какое время года описывает берёзу Сергей Есенин? Докажите это словами из стихотворения.

А как вы думаете, в какое время года берёзка красивее?

Ученица:

Берёза, русская берёза, белая берёза, русская красавица… Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью. Русской берёзке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени.

7 слайд

Ведущий:

А сейчас мы сравним берёзку весной и в летнее время. Перед нами две репродукции картин. Одна из них вам уже знакома, а с другой нам ещё предстоит познакомиться. Итак, перед нами репродукция картины «Грачи прилетели». Кто написал эту картину? Какое время года изображено на картине?

8 слайд

Писатель Всеволод Михайлович Гаршин, глядя на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», сказал: « Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда смотришь на это полотно, то испытываешь до боли пронизывающее тебя чувство «слитности со своим Отечеством». И весёлая звонкая капель, и дымка, как тонкая вуаль, и тонкие берёзки, и чёрные длинноносые грачи – всё это знакомое и родное. Эта удивительная картина рождает любовь к Родине, к России.

Ученик:

Ты до того берёзонька красива!

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы!

Ведущий:

Берёза… Утомлённому, она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень.

Невольно вспоминаешь строки А. А. Фета: «И вечно радужные грёзы тебя несут под тень берёзы, к ручьям земли твоей родной».

9 слайд

(выходят ученики в военной форме)

Ученица:

Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти.

Ученики:

Берёза ласкает надгробные плиты

В дыхании ветерка

Спите, герои,

Спокойно спите.

И пусть над вами лавину событий

Бесшумно проносят века..

Оттуда, где блещет Волга,

Оттуда, где катится Дон,

Ушли эти воины.

Спать им долго –

Укрой их, берёзка, своим пологом, -

Да будет тихим их сон.

Сергея, Ивана, Петра, Николая,

Над ними листвой шелестя,

В себя приняла земля родная

Стань матерью им родной.

Остановись возле этой берёзы,

На плиты эти взгляни.

И вспомни о тех, кто развеял угрозы,

И в землю эту пролей свои слёзы,

Как пролили кровь они.

Спите, герои…

Время – память о вас.

10 слайд

Ведущий:

В России издавна существует обычай над могилой погибшего воина сажать берёзку, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве. Стоят три берёзки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны. Почтим память павших минутой молчания. (Музыкальное сопровождение)

11 слайд

Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей Ленинграда. 900 дней длилась вражеская блокада. Ленинградцы боролись с голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств их стойкости и мужества. По – своему рассказывают об этом подвиге ленинградские деревья.

Ученица:

Им долго жить – зелёным великанам,

Когда пройдёт блокадная пора,

На их стволах – осколочные раны,

Но не найти следов от топора.

Ученик:

И тут не скажешь: сохранились чудом.

Здесь чудо или случай ни при чём.

…Деревья! Поклонитесь низко людям

И сохраните память о былом.

Ю. Воронов

12 слайд

Ведущий:

Ни днём, ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной территории. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались машины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, зелёный лес помогал народным мстителям.

Ученики:

Деревья ложились плашмя, как солдаты,

Редели ряды с каждым днём.

А немцы сжигали лесные квадраты

Губительным шквальным огнём.

Строчил пулемёт в амбразуре бетонной.

Покоя не знал гарнизон.

Наш лес партизанский, могучий, зелёный,

Весной наступал на бетон.

Под камнями кости захватчиков тлеют,

Их каски ржавеют вокруг.

А лес разрастается, лес зеленеет,

Наш верный помощник и друг.

И. Василевский

Ведущий: Свинцовым градом пуль поливал враг нашу землю. Часть смертоносного груза приняли на себя берёзовые рощи, дубравы, еловые леса и сосняки. И сейчас ещё деревья хранят в себе следы стали и свинца.

13 слайд

Ученики:

Я помню, ранило берёзку

Осколком бомбы на заре

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзку под Москвой.

И рано – раненько весною

Берёзка белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

«Родную, белую берёзу

Врагу в обиду не дадим!»

Ученики (инсценированное чтение стихотворения):

Война прошла, но подвиг вечен,

Как цепь сражавшихся солдат

(Кто опалён, кто изувечен) –

Берёзки русские стоят.

Стоят, как прежде, белоноги,

И люди, - Боже, их прости! –

Пришли, чтоб выровнять дороги,

Срубить берёзы на пути.

Один сказал с улыбкой: «Ну – ка!» -

И хвать по дереву с плеча.

Топор сорвался с резким звуком,

Свинец тяжёлый повстречав.

Застыли люди: значит, скольких

Спасли берёзы, что в рубцах!

В стволах засели те осколки,

Что быть могли бы в них, в бойцах.

В. Потёмкин

(Работа по рисункам учащихся).

14 слайд

Ведущий:

Растут берёзы как продолжение жизни тех, кто отдал её за мирный шёпот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее поколений.

(Работа над репродукцией картины)

Перед нами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща». Давайте познакомимся с ней.

Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы; густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи - всё это не может оставить равнодушным никого. Картина очаровывает игрой красок, трепетом самой жизни.

Скажите, какое время года изображено на картине?

Сравните две репродукции.

15 слайд

Ученики:

На полянке, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурые берёзки –

Символ Родины моей.

Ты так мила мне

До любой росинки

В твоих просторах

Дремлет тишина.

Берёзовая, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна.

Ведущий:

Так в какое же время берёзка красивее?

Действительно, в любое время года берёза привлекает нас своей красотой. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Ведущий и ученики:

«Россия» - шепчут мне берёзки,

«Россия» - шепчут камыши,

«Россия» - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: «Русь!»

Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по – русски,

Моя берёзовая Русь!

16 слайд

Ведущий:

9 мая 1945 года к нам пришла Великая долгожданная Победа!

Для меня берёзка – часть России,

Есть она, и будет, и была.

Вот берёзку росы оросили,

И стоит она белым – бела.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня,

Верил я не в сказку,

А в берёзку, ждущую меня.

Ты, берёзка, искренне поведай

Эту быль подснежникам весны,

Как ждала меня, ждала с победой

Сорок с лишним месяцев войны!

Снова у родного перекрёстка

Я стою, взволнованный с утра –

Вот она, заветная берёзка –

Тёплый образ света и добра!


Подведём итоги нашего занятия.

Кто она, наша «белая подруга»? Какой вы её сегодня увидели? Каково ваше отношение к этому дереву? Какого отношения ждёт от нас природа?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!